Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Опера «Сания»: впервые в татарской музыке

11 октября в Национальном музее РТ будет открыта фондовая экспозиция, посвященная предстоящему 100-летнему юбилею постановки татарской оперы «Сания».

Это была первая попытка создания национальной оперы. До этого татары знали только жанр музыкального спектакля.

Премьера оперы «Сания» на сцене Татарского государственного драматического театра в Казани состоялась 25 июня 1925 года, в дни празднования 5-й годовщины ТАССР (Как рождались первые татарские оперы).

Авторами первой татарской оперы были композитор, дирижёр и музыковед С.Х. Габяши, певец и композитор Г.С. Альмухаметов, композитор, скрипач и педагог В.И. Виноградов. Помощь в создании либретто оказал выдающийся татарский писатель Фатых Амирхан.

Авторская группа: Г.С. Альмухаметов, С.Х. Габяши, В.И. Виноградов, А.В. Литвинов. Фото из фондов Национального музея РТ

К постановке оперы были привлечены артисты театра, а также музыканты симфонического оркестра, хор и певцы - солисты Казанского восточного музыкального техникума под руководством дирижёра А.А. Литвинова (режиссёр Г.И. Айдарский, художник П.Т. Сперанский, балетмейстер Ю.А. Муко). В постановке «Сании» 1930-го года дирижёром был выдающийся татарский композитор Салих Сайдашев.

Заглавную партию в опере в разное время исполняли Зюгра Байрашева и Разия Садыкова (сестра Сары Садыковой). В роли Зии выступил сам Газиз Альмухаметов. В других партиях были задействованы А.А. Хисамов (Зариф, отец Сании), Л.С. Гаврилова (мать Сании). Роль Магиры (прислуги) была поручена Галии Кайбицкой, впоследствии ставшей первой народной артисткой ТАССР.

Постановка оперы «Сания» вызвала большой общественный резонанс как у нас в стране, так и за рубежом: материалы об опере были опубликованы в Берлинском музыкальном еженедельнике (№ 51-52 за 1925 г.) и журнале Итальянского восточно-европейского института (30.10.1925). Клавир оперы и фотографии авторов и исполнителей демонстрировались на международной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (Германия).

В 1930 году авторский коллектив представил публике еще одну оперу – «Яшче» («Рабочий»). Обе оперы были встречены с воодушевлением, их появление отмечалось в прессе как значительное событие в культурной жизни не только республики, но и всей страны. А опера «Рабочий» после премьеры в Казани в феврале 1930 года уже в июне того же года была показана в Москве, на Олимпиаде театров и искусства народов СССР.  

По мнению специалистов, опера «Сания» во многом была несовершенна, но ее постановка важна как определенная веха в развитии татарского профессионального искусства. Как говорят сведущие люди, это была «песенная опера», в ней еще не было симфонического развития, развитых речитативных и хоровых номеров. Этот жанр получит развитие позднее, в творчестве композиторов Э. Бакирова, Н. Жиганова, М. Музафарова, Дж.Х. Файзи, Б. Мулюкова.

На приуроченной к юбилею исторического спектакля выставке, открывающейся в Национальном музее РТ, будут представлены уникальные экспонаты из фондов музея: личные вещи выдающихся деятелей татарской культуры, причастных к постановке оперы, фотографии, афиши и программы спектаклей.

Выставка будет открыта для посещений до середины января 2024 года. Попасть на нее можно будет по входному билету в Национальный музей.

Опера «Сания» в лицах

У нас есть возможность подробнее рассказать о двух казанцах, которые были причастны к этой премьере: композиторе Василие Ивановиче Виноградове и музыканте Александре Александровиче Литвинове. Их биографии взяты из материалов будущего каталога-справочника памятных захоронений Арского кладбища.  

КОМПОЗИТОР

Виноградов Василий Иванович (7.01.(19.01)1874, Елабуга – 12.11.1948, Казань), композитор, скрипач, профессор, заслуженный деятель искусств ТАССР (1944).

Василий Виноградов родился в семье врача. Детство и юность провёл в Уфе. C 1894 по 1899 год учился на юридическом факультете Московского университета. Одновременно брал частные уроки игры на скрипке у профессора Московской консерватории И.В. Гржимали и по теории музыки у А.П. Соловцова.

В годы учёбы Василий Виноградов написал свои первые сочинения: квартет, вальс, пьесы для фортепиано для студенческого симфонического оркестра Московского университета, которым руководил А.А. Литвинов, скрипач и дирижёр. К ранним композиторским опытам Василия Виноградова относятся Кантата памяти Н.В. Гоголя на стихи Е.В. Ивановой (1902) и музыкальная картина «Сабантуй» для фортепиано (1904).

После завершения учёбы работал юристом в Уфе, Златоусте, Вятке, Уржуме. Собирал музыкальный фольклор среди татар, башкир и мари, населявших Уфимскую губернию.

В 1921 году приехал в Казань. В том же году создал «Татарскую сюиту» для симфонического оркестра в трёх частях. В 1922 году на основе башкирского фольклора написал симфоническую картину «Шихан».

С 1921 по 1930-е годы преподавал в Татарском техникуме искусств, был дирижёром оркестра Татарского радио и Татарского академического театра. Работал в Управлении по делам искусств при Совете Народных Комиссаров ТАССР.

Совместно с Султаном Габяши и Газизом Альмухаметовым был создателем первых национальных татарских оперы «Сания» и «Эшче» («Рабочий»).

Василий Иванович был одним из первых членов Союза композиторов ТАССР, созданного в 1939 году. Совместно с Александром Ключаревым и Мухаммедом Садри составил и издал первый том сборника «Татарские народные песни», (Казань, 1941).

Захоронение Василия Ивановича Виноградова находится на 1-й аллее, справа, чуть в глубине, перед ответвлением на 2 поперечную тропу (у могилы профессора Трифонова).

ДИРИЖЕР

 Литвинов Александр Александрович (23 (10) июня 1861, Москва - 25 мая 1933, Казань), скрипач, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженный артист ТАССР (1926).

Александр Литвинов родился в небогатой купеческой семье, где музыка не считалась серьезным занятием. В 1873 году рано проявившиеся музыкальные способности позволили ему поступить в Московскую консерваторию, хотя по существующему тогда положению туда принимали учеников старше 14-ти лет.

Его наставниками в Москве были профессора по классу скрипки Ф. Лауб и И.В. Гржимали, а в Петербурге - известный скрипач Л. Ауэр. По теоретическим дисциплинам его учителями были композиторы П.И. Чайковский (в Москве) и Н.А. Римский-Корсаков (в Петербурге). В годы учения в Московской консерватории Литвинов был стипендиатом Н.Г. Рубинштейна, позже – П.И. Чайковского, участие которых в судьбе молодого исполнителя во многом определило его профессиональное становление. Заинтересовавшись композицией, он посещал занятия теории и композиции у Н.А. Римского-Корсакова.

Двадцать лет, до 1902 года, Александр работал в оркестре Большого театра. Часто выступал как скрипач-солист в концертах Московской филармонии. Расширяя свои профессиональные возможности, увлекся дирижированием, брал уроки у известного дирижера Артура Никиша, что в дальнейшем позволяло ему выступать в концертах в качестве дирижера.

 С 1886 года он руководил студенческим оркестром Московского университета, различными любительскими оркестрами. В 1889-м организовал содружество оркестровых музыкантов-любителей «Товарищ». В 1891 году, будучи в Клину у Чайковского, Литвинов поделился с ним идеей создания Общества любителей оркестровой, камерной и вокальной музыки, которую Петр Ильич одобрил. Оно было учреждено в 1895 году в Москве. В 1895-1917 годы Александров был дирижером и руководителем этого общества.

Выйдя в отставку, посвятил себя исключительно концертно-исполнительской деятельности. Дирижировал не только в Москве, но и во многих городах России: Петербурге, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Кисловодске, Нижнем Новгороде и Казани.

В 1918 году он принял предложенный ему пост заведующего Нижегородским музыкальным округом и стал директором Нижегородской консерватории. Но дирижерскую деятельность не оставлял, проведя цикл концертов из произведений Бетховена и Чайковского.

В 1921 году Литвинов получил приглашение в Казань на должность заведующего двухступенной государственной музыкальной школой и возглавил музыкальную секцию по художественному образованию. После частичного слияния этой школы с Восточной консерваторией в апреле 1922 года было образовано новое музыкальное учебное заведение - Восточный музыкальный техникум, с которым и его деятельность была связана до конца жизни. С 1922 по 1929 год он был его директором.

Литвинов был инициатором создания первого симфонического оркестра в Казани. Немногие знают, что у оркестра под управлением Натана Рахлина был предшественник. Как сообщает Георгий Кантор, первый оркестр состоял из учащихся и преподавателей музыкального техникума. 17 июля 1922 года в саду «Эрмитаж» состоялся его первый концерт под управлением Литвинова. Оркестр исполнял сочинения Бетховена, Бородина, Вагнера, Глазунова, Глинки, Грига, Листа, Калинникова, Моцарта, Римского-Корсакова, Чайковского. В концертах в качестве солиста принимала участие дочь дирижера Вера Литвинова.

Начиная с 1925 года, силами учащихся Музыкального техникума под руководством Литвинова был осуществлен ряд оперных постановок в концертном исполнении: «Фауст» Гуно, «Аида» Верди, «Русалка» Даргомыжского и др.

В апреле 1923 года было организовано Татарское музыкальное общество (ТатМузО), одной из задач которого было устраивать музыкальные собрания и концерты. Литвинов был избран председателем дирекции этого общества и дирижером. Под музыкальным руководством Литвинова увидели свет рампы две первые татарские оперы: «Сания» (1925), и «Эшче» («Рабочий)» (1930). Они были созданы композиторами Василием Виноградовым и Султаном Габяши. Основной мелодический материал для оперы «Сания») составили народные татарские и башкирские песни, напетые Газизом Альмухамедовым, известным исполнителем народных песен.

Много сил Литвинов отдавал педагогической деятельности. Его могли назвать своим учителем Салих Сайдашев, Хасби Фазлуллин, Загид Хабибуллин. Он подготовил плеяду выдающихся музыкантов, среди которых были Г. Виноградов (Москва), солисты Мариинского театра: народная артистка РСФСР О. Кашеварова и Н. Тихонов, артисты оркестра: В. Парашин (скрипка), М. Федотов (фагот), М. Островский (флейта), М. Курбатов (контрабас) и другие.

В 1926 году Литвинову, первому из музыкантов Татарии, было присвоено звание «Заслуженный артист Татарской АССР» – за большие заслуги в области артистической, педагогической и организационной деятельности.

У Александра Александровича было три дочери, все они стали музыкантами. Валентина была певицей и долгие годы пела в Азербайджанском театре оперы и балета (Баку). Любовь Александровна Покровская (1900-1947) окончила Петербургскую консерваторию и работала арфисткой в оркестре Мариинского театра. Вера Литвинова (1899-1967) – выпускница Казанского музыкального училища. Она долгие годы преподавала в музыкальных школах Казани. Ее дочь, Эльза Борисовна Литвинова, заслуженный деятель искусств РТ (1929-2014), стала известной казанской пианисткой. Профессор Литвинова опубликовала в свое время в «Ученых записках» Казанского педагогического института свои воспоминания о деде. В 1981 году, к 120-летнему юбилею музыканта, она рассказывала о нем и в газете «Вечерняя Казань».

Семейное захоронение Литвиновых находится на Хохряковской тропе, которая начинается с Центральной аллеи, за кладбищенской церковью. Вместе с А.А. Литвиновым захоронены: его жена –Елизавета Митрофановна Литвинова (1864-1923), их дочери: Любовь Александровна Покровская (1890-1947) и Вера Александровна Литвинова (1899-1967), внуки: Эльза Борисовна Литвинова, известная пианистка и педагог (1929-2014) и Глеб Борисович Покровский, радиофизик, кандидат физико-математических наук (1925-2005).

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить