Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Январь 2020 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1968 – Решением горисполкома от 24 января одна из улиц Советского района названа в честь выдающегося физика, трижды Героя Социалистического Труда Игоря Васильевича Курчатова (1903-1960). В годы войны он жил в Казани.

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Имена из солдатских медальонов

Вышел из печати девятый том книги «Имена из солдатских медальонов» –  специальный выпуск «Авиация».

Довольно объемное издание – 353 страницы — содержит очерки о 126 авиаторах Великой Отечественной войны, чьи подбитые в боях самолеты были найдены на территории Ленинградской области. Вместе с автором – Ильей Прокофьевым – читатель погружается в перипетии поисковой работы по установлению имен и судеб экипажей в ходе архивных исследований.

Начинается всё с исторических находок – номеров узлов найденных самолетов, документов и наград, обнаруженных в обломках самолетов. В книге использованы российские и зарубежные архивные материалы, результаты поисковых экспедиций. Каждый очерк иллюстрирован. Снимки, сделанные в поисковых экспедициях, фотографии, хранящиеся в семейных архивах и архивах Министерства обороны (ЦАМО и ЦВМА), сохранили для потомков лица погибших летчиков, штурманов, стрелков, свидетельства с мест раскопок и уникальные снимки некоторых катастроф. Снимки с мест работы поисковых экспедиций показывают, в каких порой трудных условиях они работают. В качестве примера мы взяли иллюстрации очерка об Александре Петровиче Хорошкове, погибшем 30 мая 1943 года. Экспедиция работала в ледяной воронке на месте падения его самолета.

Найденные номера самолета и мотора

Книга адресована родственникам авиаторов военной поры, поисковикам, исследователям истории отечественной авиации, всем, кому небезразлична судьба погибших за Родину.

Второй специальный выпуск «Авиация» серии книг «Имена из солдатских медальонов» выходит спустя восемь лет после первого. Первый выпуск, 5-й том, содержал очерки о 186 авиаторах Великой Отечественной войны, чьи подбитые в боях самолеты были найдены в ходе полевых экспедиций на территории Ленинградской области. Всего было рассказано о 113 экипажах самолетов. В новой книге рассказывается о судьбах еще 126 воинов-авиаторов – это летчики, штурманы, воздушные стрелки, стрелки-радисты и другие специалисты авиационно-технических специальностей из составов 67 экипажей самолетов, чьи места падений и вынужденных посадок нашли поисковики в Ленинградской области.

«В книге представлен колоссальный труд поисковиков в экспедициях: в полях, лесах, болотах, водоёмах, а также архивных исследователей, которые по крупицам собирают, систематизируют, анализируют информацию из архивов и других источников, – пишет в предисловии Илья Прокофьев. – К сожалению, печатный формат не дает возможности рассказать о всех найденных самолетах и установленных именах членов экипажей. Так, только в моей базе данных по Ленинградской области имеются сведения о 684 найденных местах падений советских самолетов. В большинстве случаев обстоятельства их потерь установлены, известны имена членов экипажей этих самолетов.

Отрадно, что с 2016 года Общероссийским общественным движением по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» реализуется масштабный проект «Небо Родины», который объединяет информационные, методические и организационные ресурсы специалистов, занимающихся поиском пропавших в боях Великой Отечественной войны самолетов. Только за 2019 год поисковиками в рамках проекта обнаружены и обследованы места падений и вынужденных посадок 98 самолетов.

От всей души хочу поблагодарить всех своих друзей – поисковиков и историков – исследователей воздушной войны, чей труд нашел отражение в этой книге. Спасибо за вашу работу, за вашу помощь, за ваше отношение к ПАМЯТИ!».

Начинается книга с проникновенных строк Галины Павловны Брок–Бельцовой, гвардии старшего лейтенанта, штурмана экипажа 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского ордена Кутузова полка  имени Героя Советского Союза Марины Расковой:

«С чувством глубокого волнения прикасаюсь к страницам очередного, авиационного, тома книги «Имена из солдатских медальонов». Нахлынувшие воспоминания возвращают к периоду Великой Отечественной войны, которая длилась 1418 дней и ночей. Мы верили в победу и с врагом бились насмерть. Помогала техника, различные виды вооружений всех родов войск, в том числе и авиация с ее новейшими тогда самолетами Пе-2, Ил-2, Як-3.

Наш командир – Марина Михайловна Раскова – сформировала из женщин-авиаторов знаменитые авиаполки ВВС Красной Армии. Враг нес ощутимые потери, летчиц 46 полка прозвал «ночными ведьмами», а штурмовиков – «черной смертью». За одну ночь иногда совершалось до трехсот боевых вылетов. В 46 полку звания Героя Советского Союза были удостоены 24 пилота. Поражая бомбовым огнем позиции врага, порой и сами сгорали над целью. Так уходили наши боевые подруги. Это горько и тяжело, но у нас было железное правило – отмечать на карте места падения самолетов с экипажем на борту, и найденный позже прах перевозить к месту дислокации воинской части. Но не всегда и не всем это удавалось сделать.

Поэтому сегодня, чем дальше уходят от нас военные годы, тем значимей становится поисковая деятельность по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. Каждое установленное имя дорого нам, ведь это имя из истории нашей многонациональной Родины, написанное кровью и ценой жизни. Именно поэтому 2020 год объявлен Годом Памяти и Славы.

Дорогие поисковики, результаты вашей чрезвычайно ответственной, кропотливой, трудной, но благородной работы не могут не обнадеживать нас, ветеранов, в том, что НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!».

Добавим для тех, кто не знает, а таких, прямо скажем, большинство, что экипаж Марины Расковой погиб не в бою, а в небе тылового Татарстана. Он возвращался  на  фронт на самолете  Пе-2 с аэродрома авиационного завода №22. Вместе с командиром экипажа погибли штурман К. Хиль, стрелок-радист Н. Ерофеев и пассажир (инженер полка) В. Круглов. Случилось это 4 января 1943 года. Сведения из книги Ильдара Валеева о летчиках-испытателях, штурманах-испытателях, перегонщиках авиазавода в Казани (№124, №22 и КАПО им. С.П. Горбунова), а также авариях и катастрофах самолетов, изготовленных в нашем городе.  

Книга издана общественной молодежной организацией «Объединение «Отечество» Республики Татарстан» с использованием гранта в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В списке тех, кто этому способствовал: Федеральное агентство по делам молодежи,  Федеральное государственное бюджетное учреждение  «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»,  Министерство по делам молодежи Республики Татарстан, Общероссийское общественное движение «Поисковое движение России»,  Объединение «Отечество» Республики Татарстан, Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество». Редакционная коллегия:  Т. Кислицина, А. Коноплев, Р. Салахиев, М. Салахиева. Книга подготовлена к печати в издательстве «Отечество», отпечатана в издательском доме «ЛОГОС» имени академика В.И. Андреева.

Тираж небольшой - 500 экземпляров, но книга размещена в Интернете, на сайте объединения (http://отечестворт.рф/news/2019/index.html), и скачать ее может каждый.

22 ноября     на пресс-конференции в информационном агентстве «Татар-информ» председатель Совета Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» РТ Александр Коноплев и автор книг, управляющий делами РОМО «Объединение Отечество» РТ Илья Прокофьев рассказали еще об одной книге – «Крылья Татарстана. Восстановить легенду». Она повествует о работе поисковых отрядов, архивно-исторических изысканиях исследователей авиации, о неравнодушных людях, кто старается сберечь историю, историю своих семей и всей страны. Позднее мы расскажем о ней подробнее.

Не могу не добавить, что поисковики объединения «Отечество» не оставляют без внимания воинские захоронения Республики Татарстан, в том числе могилы воинов на Арском кладбище. В случае необходимости наша работая группа в рамках акции «Казанские некрополи» не раз прибегали к помощи поисковиков. Об этом подробнее читайте в другой публикации на нашем сайте.

Читайте в «Казанских историях» - Бесценная работа – работа с памятью: чем занимается объединение «Отечество»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского