Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Март 2020 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • Международный женский день. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1977 года как День защиты женских прав и международного мира. В 1966 в России Международный женский день стал нерабочим

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости «100 в 1»

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Никто не забыт – это не просто слова

24 января на первой пешеходной аллее Арского кладбища Казани почтили память экипажа тяжелого бомбардировщика ТБ-7, потерпевшего крушение 13 ноября 1941 года. Главным аккордом траурной церемонии стало открытие памятной стелы на месте трех утраченных могил.

Теперь казанцы будут знать имена всех, кто погиб в небе над Канашом 13 ноября 1941 года. Вместе с командиром экипажа Людвигом Ольгеновичем Неметом (родился в 1987 году) в 1941 году были погребены Иван Григорьевич Шевченко (родился в 1914 году), старший авиамеханик, приписанный к 433-му авиаполку 81-й дивизии Авиации Дальнего Действия (АДД), воентехник 2-го ранга (соответствовало званию лейтенант), москвич Алексей Федорович Лапко (родился в 1913 году), представитель в испытательном полете от Центрального института авиационного моторостроения (знаменитого ЦИАМа), и казанец Салих Фатыхович Шарипов (родился в 1913 году), техник бортовой авиации авиаотряда Казанского авиационного завода №124).

По воспоминаниям А.Л. Кармина, летчика-истребителя, ветерана Великой Отечественной войны, похороны Людвига Немета и членов его экипажа прошли торжественно. Хоронили их на Арском кладбище в отдельных могилах. Позднее авиационный завод на месте захоронения установил общую ограду.

Мы можем воспроизвести два снимка. На сохранившемся снимке из домашнего архива семьи А. Лапко – четыре могилы, в изголовье каждой высокий деревянный шест с венком. Это фото было сделано позднее, когда повидать могилу мужа приезжала из Москвы жена Алексея Федоровича. Второе фото – из книги краеведа Ильдара Валеева о казанских летчиках.

С годами на участке захоронения осталась только могила командира экипажа с памятником, на котором написано: «Летчик-испытатель Немет Людвиг Ойгенович. 26.VI.1897 – 13.XII.1941».

В 2016 году место его нахождения стало известно поисковикам общественной организации «Отечество», и они пригласили в Казань внука А. Лапко – Александра Васильевича. Он приезжал в Казань в мае 2016 года и своими глазами видел, что могилы деда нет. Нет и могил И. Шевченко и С. Шарипова. Есть только памятник Людвигу Немету, а рядом – захоронение неизвестной женщины.

Этому факту сегодня трудно дать объяснение. Ответить за исчезновение трех воинских памятников никто не может, поскольку в администрации Арского кладбища работают совсем другие люди.

И вот через 79 лет повторение того, что было в 1941 году. Траурная церемония получилась очень торжественной. Рядом с оградой трепетали на ветру знамена Общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан, Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» и флаг Военно-воздушных сил. В руках у собравшихся были красные гвоздики (об этом, скорее всего, позаботились организаторы церемонии.

Когда с надгробия упала красная пелена, раздался троекратный залп. И хотя не все члены экипажа, потерпевшего крушение в самом начале Великой Отечественной войны, были военнообязанными и прямыми ее участниками, но, работая в глубоком тылу, работники Казанского авиационного завода №124 тоже приближали Победу. Судя по источникам, как раз в это время в Казань эвакуировался московский завод №22, фронту нужны были новые самолеты, в том числе ТБ-7.

Потом духовой оркестр заиграл Гимн Российской Федерации, и это был тот случай, когда знакомая мелодия приобретала особый магический смысл. Вдруг совершенно неожиданно над кладбищем раздался колокольный звон. Не скрою, едва сдержала в этот момент неожиданную слезу. Практически вся церемония прошла под звон колоколов церкви Ярославских чудотворцев.

Управляющий делами Объединения «Отечество» Илья Прокофьев кратко рассказал о том, что случилось в небе над Канашом 13 ноября 1941 года, о том, как долго пришлось искать могилы членов экипажа Л. Немета.

Предоставили слово представителям двух министерств – культуры и по делам молодежи, ветеранских организаций, которые сказали правильные слова о патриотизме и необходимости хранить память о героях войны. Что еще они могли сказать, кроме общих фраз, если на этом траурном митинге были просто почетными гостями? Хорошо, что хотя бы поблагодарили «Отечество». А надо было бы вспомнить и Ильдара Валеева, который заботился о могиле экипажа еще с 2012 года. Как оказалось, средств на изготовление памятной стелы в Казани не нашлось. Деньги выделены Поисковым движением России («Отечество» РТ – их представитель в Татарстане).

Вникая в запутанную историю утраты трех воинских захоронений на Арском кладбище, я видела, что этим озабочены только Ильдар Валеев и поисковики из «Отечества», да еще руководство городского Управления по организации ритуальных услуг, поскольку ему приходилось отвечать за тех, кто причастен к утрате трех могил 1941 года. Но если организаторы церемонии из  «Отечества» почетных гостей пригласили, значит, у них есть в работе точки соприкосновения.

Будучи руководителем акции «Казанские некрополи», знаю, как трудно привлечь внимание к историческим захоронениям. В этом смысле воинские могилы находятся под особой опекой. Ситуация с захоронением членов экипажа Л. Немета – трагическое исключение.

Полезно было узнать из выступления руководителя штаба регионального военно-патриотического движения «Юнармия», генерала-майора запаса Александра Ильича Бородина, что принято решение закрепить отряды юнармейцев за могилами участников Великой Отечественной войны, чтобы они за ними ухаживали. Так, за могилой экипажа Людвига Немета будут следить юнармейцы школы №161.

Благое дело, но, насколько мне известно, этим хорошо занимаются волонтеры «Отечества». Именно по инициативе этой молодежной организации прекратились утраты воинских захоронений (первым в далеком 1989 году забил тревогу отряд «Снежный десант» Казанского государственного университета имени В.И Ульянова-Ленина), при их участии городской администрацией Казани был создан мемориальный комплекс у южных ворот.

Подробнее в «Казанских историях» – Помним. Скорбим. Благодарим

То, что для юнармейцев это будет полезное дело, сомневаться не приходиться. Могут юнармейцы помочь и нам, исследователям «Казанских некрополей», составляющим список исторических захоронений на казанских кладбищах. Найдется работа и для ума (уточнение фактов биографий участников всех войн, похороненных в Казани), и для рук. Помощь администрациям кладбищ, особенно по весне, тоже будет нелишней.

Только не свели бы это шефство к простой «галочке» в чьих-то планах, как это порой бывает. Думаю, мы еще вернемся к этой теме, ведь 2020 – год юбилейный. В мае будем праздновать 85-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

(Отмечу в скобках: на днях зашла на сайт какой-то школы, и увидела сообщение о мероприятии «в честь Великой Победы в ВОВ». И это в школе! Чего мы хотим тогда от детей?!).

Среди собравшихся на кладбище выделялись подростки в форме. Как потом выяснилось, это были как раз юнармейцы из казанской школы №161. Как тут оказались юнармейцы из Столбищ, выяснить не удалось.

Не ожидала, что церемония будет такой многолюдной. Увидела среди собравшихся знакомые лица – знатока истории казанской авиации Ильдара Валеева, с которым тесно взаимодействуем в рамках акции «Казанские некрополи», сыновей Героев Советского Союза, летчиков-испытателей Александра Васильченко и Михаила Симонова – Григория Александровича и Василия Михайловича, с которыми познакомилась на встрече в музее завода имени С.П. Горбунова. Думаю, что заводчан, в том числе работников аэродрома,  было гораздо больше. Как я узнала от Ильдара Валеева, приходила дочь одного из спасшихся членов экипажа (в катастрофе выжило 6 человек). Я узнала об этом уже постфактум. Стоило бы познакомиться…

Естественно, были представители Объединения «Отечество» РТ, поскольку эта организация впрямую причастна к событию на Арском кладбище. Поисковики не только привлекли внимание к захоронению, но и довели дело до логического конца. Пока руководство  Управления по организации ритуальных услуг искало хоть какой-то выход из создавшегося положения, ведь захоронение сегодня зарегистрировано на человека, который не имеет к экипажу никакого отношения,  «Отечество» предложило свой вариант – и грустная история завершилась.

У коллег-журналистов нарасхват был Александр Лепко, фамилия его деда – Алексея Федоровича – теперь на памятном надгробии. Думаю, что его роль стала своего рода спусковым крючком для установления утраченных могил.

Перед церемонией он рассказывал журналистам о своей семье. Он живет в Люберцах, его отец приехать на церемонию не смог (ему 80 лет). Наш город ему не чужой – он выпускник Казанского танкового училища. Рассказал и о том, как долго искал могилу деда.

Сначала обратился к друзьям по танковому училищу, но те помочь не смогли. В 2016 году поисковики «Отечества» сообщили ему, что найдена могила Людвига Немета. Источники в Интернете сообщают, что командир экипажа был похоронен отдельно от экипажа. Я видела в сети такие публикации. Поэтому поиски шли по всему кладбищу. Помогали работники администрации кладбища, но лишь один из них – Евгений Владимирович Рыбицкий, можно сказать, ветеран Арского, на котором всю жизнь работал его отец, мог как-то прояснить ситуацию. Думаю, что именно он указал поисковикам на могилу Немета.

Это было первое захоронение летного экипажа на Арском кладбище. Погребли погибших на первой пешеходной аллее, недалеко от офисного здания администрации, рядом со старинной часовней из красного кирпича. А искали возле южных ворот, где захоронены десятки летчиков, в том числе экипажи военных лет. И только когда поисковики познакомились с внуком Алексея Федоровича Лапко, сомнений не осталось – три члена экипажа были похоронены рядом с командиром. Александр Васильевич прислал им фотографию, на которой его бабушка снята рядом с четырьмя деревянными надгробиями (времянками). Она публиковалась в «Казанских историях».

Мы были знакомы с Александром Васильевичем заочно, общались только по телефону. Познакомились, когда в 2017 году он написал письмо М. Ишкину, начальнику Управления по организации ритуальных услуг Исполкома Казани, с просьбой «запретить дальнейшие подзахоронения в данное воинское захоронение» и «восстановить данное воинское захоронение путем установки в этой ограде памятника трем членам экипажа, обозначения могил которых уничтожены». Известие о том, что могила его дела утрачена, была для него и всей семьи шоком.

Александр Васильевич рассказал мне, что его дед попал в тот роковой для него полет, можно сказать, случайно. Он находился в отпуске, не в Москве, но его срочно отозвали в Казань для участия в испытаниях.

Во время выступления Александр Васильевич волновался так, что нашел лишь несколько слов благодарности тем, кому обязан восстановлением исторической справедливости. Никто не забыт, ничто не забыто – привычно повторяем мы знакомые слова. Увы, когда надо помнить конкретного человека, наш долг перед ушедшими поколениями становится не таким уж обязательным. И история с экипажем Людвига Немета – еще одно тому подтверждение.

В сообщениях моих коллег-журналистов о событии на Арском кладбище прошло несколько фактических ошибок, которые стоит опровергнуть, чтобы они не стали, как говорит Сергей Саначин, вирусами. Поэтому в отдельной публикации я расскажу о подробностях катастрофы 13 ноября 1941 года, которые мало кому известны.

Читайте - Последний полет экипажа Людвига Немета

Иллюстрации с церемонии найдены в Интернете

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского