Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

5 апреля 2022 года – очередь в Национальный музей Татарстана

Почти 3 тысячи посетителей принял Национальный музей Республики Татарстан в свой день рождения – 5 апреля.

Давно такого не видела – длинная очередь еще у входных дверей. Не куда-нибудь, а в музей.

Национальный музей РТ посетило 2 913 человек! Корреспондент Татар-информа Оксана Романова сравнила, сколько было посетителей 1 марта, когда тоже был день бесплатного посещения. Тогда музей посетило 514 человек. Обычно в зависимости от дня недели посетителей бывает от 200 до 580 человек, сообщили ей в пресс-службе Национального музея.

Такой интерес можно объяснить тремя причинами. Во-первых, день рождения музея совпал с первым вторником месяца, когда посещение выставок бесплатное, во-вторых, завершались школьные каникулы, и многие родители решили провести их последний день с детьми. В залах музея я увидела много людей пожилого возраста и родителей с детьми. В-третьих, было анонсировано открытие выставки из коллекций Андрея Лихачеву, которыми в 1995 году открылся Казанский  научно-промышленный музей.

Много посетителей было на всех двух этажах – как в залах стационарной экспозиции музея «История Татарстана с древнейших времен до наших дней», создание которой было завершено в 2020 году, так и на выставке коллекционера Григория Вульфсона. А во второй половине дня, после открытия выставки коллекций Андрея Лихачева, поток гостей устремился туда.

Новая выставка, завершающая создание стационарной экспозиции музея, открылась 27 мая 2020 года, через сто лет после подписания Декрета «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». Теперь стационарная часть занимает площади обоих этажей главного здания Национального музея. Каждый зал – рассказ об определенной эпохе, важном событии: принятие ислама Волжской Булгарией, приход православия на татарскую землю, годы войн, просвещения, расцвета науки и культуры…

Таким было здание музея до пожара 1987 года

Строительство стационарной экспозиции растянулось на 33 года. Дело в том, что 9 декабря 1987 года случился  большой пожар в «Бегемоте» – одной из частей бывшего Гостиного двора, в которой тогда располагалось 26 сторонних организаций и учреждений. Пожар лишь чудом не уничтожил музейные сокровища, экспозиции и выставки, хозяйственное имущество музея. Спасло то, что огонь охватил только «Бегемот», где выставок не было, но при тушении вода пропитала все этажи здания. В нескольких местах верхние этажи рухнули. Были отключены отопление, электричество и сигнализация. Мебель и оборудование было хаотично перенесено на хранение в другие помещения.

Как вспоминает Геннадий Муханов, генеральный директор музея, который пробыл на этом мосту до пожара всего месяц, вспоминает:

«Около полугода сотрудники по 25-30 человек поочередно круглосуточно, в условиях холодной зимы и весны, «дежурили», сохраняя все это. Весной, во время таяния снега, проливных дождей, которых тогда, как назло, было много, они вёдрами выносили холодную грязную воду, чтобы спасти экспонаты и имущество».

Здание в ходе ремонта

Здание бывшего Гостиного двора пришлось восстанавливать по частям. По частям создавалась и стационарная экспозиция. Сегодня она позволяют проследить эволюционные процессы у древнего населения края, этапы становления и развития татарского народа, важнейшие вехи в истории Татарской республики в контексте общероссийской истории.

Довольно много места занимает история ТАССР. Так было и до 1987 года. Естественно, после пожара экспонаты советского периода оказались в фондах. Их порой показывали на выставках, но лишь частично. А основная часть осела в запасниках на многие годы. И потому, что тема стала, так сказать, немодной, и по объективным причинам – обустройство здания заняло очень много времени.

На этот раз экспозиция выстроена по новой концепции, с учетом современных требований, в ней много новых экспонатов, поступивших за эти годы в фонды музея.

Залы первого этажа рассказывают об истории края до второй половины XVI века. Здесь есть и тюркская юрта, и именьковская изба, и даже «Сады Сююмбике». Многие экспонаты интерактивные. Помню, в день открытия экспозиции можно было забраться в юрту и посмотреть, как сотрудница музея, одетая соответственно времени, что-то перетирала в горшке, далее прекрасная казанская ханша в своих покоях перебирала драгоценности, доставая их из сундучка. Можно было присоединиться к ней, присев на мягкий диванчик, и послушать, что за грамоту ей читал слуга.

В залах XVIII-XIX веков на втором этаже особого внимания заслуживают предметы, связанные с визитом в Казань Екатерины Великой. Одна из жемчужин Национального музея Татарстана, о которой «Казанские истории» рассказывали не раз, - это карета, созданная специально для императрицы, для ее передвижения по городу и окрестностям Казани (Экипаж ее величества: Екатерина II в Казани).

Здесь же – реконструкция комнаты того времени, с уютными оттоманками и конторками. Стеклянные стенды и витрины наполнены изящными вещицами того времени: фарфоровой посудой и статуэтками, хрустальными бокалами, серебряными и бронзовыми канделябрами. В экспозиции «Казанская губерния в XVIII веке», открытой в 2005 году, – единственный в России мемориальный комплекс нашего земляка, юриста и поэта Гавриила Державина, включающий его письменный стол, кресло, арфу его супруги Дарьи Державиной

Век XIX – эпоха Просвещения. В залах встречаются фотографии и личные вещи профессоров Казанского университета. Можно видеть хрустальную печать Шигабутдина Марджани. Книги, занятный футлярчик «Карманная лаборатория профессора Флавицкого для изучения твердых тел», печатный станок, конка, макет парохода и первый телефон с телефонной «книжкой» нашего города 1914 года издания.

Но все-таки центральным экспонатом на втором этаже являются первый флаг Татарской республики, эскиз герба Татарской республики (проект 1920 г. Автор Баки Урманче), фотографии с мероприятий, связанных с провозглашением Татреспублики, – парада и праздника Труда, жителей Казани у карты республики, членов Президиум ТатЦИКа и делегатов Учредительного съезда Советов Татарской республики.

Среди экспонатов – уникальные документы об образовании и первых годах Татарской республики, подписанные председателем Временного революционного комитета и Совнаркома ТАССР в 1920-1921 годах С. Саид-Галиевым, Г.С. Дукальским, Х.З. Гайнуллиным, М.Г. Рошалем и др. Эта часть стационарной экспозиции появилась в музее в 2020 году.

Конечно, мальчишки и девчонки такими экспонатами интересовались мало. Их внимание привлекали не ценные документы и фотографии, а конкретные вещи, принадлежавшие известным людям, которые вписали золотые страницы в историю нашей республики.

Кстати, в фонде вещевых источников музея –12,2  тысячи единиц хранения. Я уже называла карету XVIII века, коллекции фарфора и фаянса (2,5 тысячи единиц хранения) отечественного, восточного, западно-европейского производства.

Я видела, с каким интересом разглядывали мама с двумя детьми «медицинский» уголок, где рассказывалось о наших знаменитых врачах Вишневском и Шелутко. А рядом с этим стендом стояла самая настоящая кровать из больницы.

Вещи, принадлежавшие одному из крупнейших ортопедотравматологов страны Л. Шулутко

Слепок рук известного советского хирурга А. Вишневского, чей трудовой путь начался в Казани

Мальчишки толпились у настоящего самолета ПО-2, который собирался на Казанском авиационном заводе, у военной «полуторки». В разделе, посвященном Великой Отечественной войне, внимание привлекала машина, тоже настоящая, груженая мешками с зерном – хлеб для фронта.

В одном из залов – трактор «Фордзон-Путиловец». Помню, как увидела его впервые в музее, тогда еще Государственном. Раньше видеть такие большие экспонаты в музеях не приходилось. Когда такие трактора появились в наших полях, меня еще не было. Трактор поступил в музей в 1960-е годы, когда готовилась новая экспозиция, посвященная первым пятилеткам и коллективизации. Кроме фотографий и документов в музее ничего не было, и руководство музея во главе с Владимиром Дьяконовым разослало во все районы письма с просьбой помочь иллюстрировать историю предметами. В Столбищах и был обнаружен этот трактор. Он стоял, бесхозный, среди списанной техники.

Надо отметить, что школьники охотнее, чем их родители, пользуются электронными терминалами, которые позволяют получить дополнительные сведения об экспонатах, об истории республики, посмотреть мультфильмы и кинохронику. Теперь в музее есть экспонаты, на фоне которых часто делают снимки, поскольку их можно потрогать. Создано несколько интерьерных комплексов. Например, есть импровизированная квартира советских времен с бытовой техникой и мебелью того времени.

Фонд музея огромный – насчитывает более 940 тысяч единиц хранения. Как известно, в основу коллекции во время открытия музея в 1895 году легли 40 тысяч предметов собрания выдающегося коллекционера Андрея Лихачева, для которого коллекционирование стало делом всей его жизни. Предметы быта, предметы роскоши с Востока и Европы, булгарские древности, монеты разных стран и эпох, живопись, книжные редкости, национальные костюмы – благодаря этим раритетам 127 лет назад открылся первый в Казани публичный музей.

Гвоздем программы очередного, 127-го дня рождения стало открытие выставки Андрея Лихачёва, на которой представлена лишь часть его коллекций. Об этом мы рассказываем отдельно.

К дню рождения Национальный музей РТ подготовил экскурсии, мастер-классы, получасовой концерт классической музыки от студентов Казанской консерватории.

Уместно вспомнить, что в 2007 году «Казанские истории» стали музейной газетой. Большая часть тиража издавалась на деньги Национального музея. Газета стала больше напоминать на красочный журнал, который печатался на хорошей бумаге. Всего вышло 4 номера. К сожалению, договор о сотрудничестве был расторгнут по инициативе генерального директора Гульчачак Назиповой.

Публикации этих номеров можно найти на сайте «Казанских историй» в разных рубриках оперативного раздела («В курсе событий), в разделе «Казань вчера, сегодня, завтра». Мы вынесли часть материалов о музеях и музейных коллекциях в отдельную рубрику – «Дом для богини Клио» (Клио – покровительница истории).

 

Читайте в «Казанских историях»:

Андрей ЛИХАЧЕВ: «Имел удовольствие показывать свои коллекции»

Казанский антиквариум Андрей Лихачев

Семейный праздник Национального музея

История Татарстана с древнейших времен до XX века – интервью Светланы Измайловой

Гостиный двор: история длиной в четыре века

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить