Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Алтын майдан» в Абхазии, рядом с морем: 4 июля

Поскольку 4 июля фестивальных мероприятий на «Алтын майдане» не было, у всех был день отдыха. Артисты купались, загорали, знакомились с достопримечательностями Сухума, бродили по местному базару. И, конечно, репетировали, ведь впереди, 5 июля, был концерт-открытие.

Ансамбль татарской эстрадной песни «Талларым» из Менделеевска - фото на фоне пальмы на память

Раз нет событий, могу на этой страничке моего дневника рассказать о фестивале «Алтын майдан» в общих чертах, используя впечатления последующих дней. Прежде всего постараюсь наполнить смыслом название фестиваля – Международный инклюзивный фестиваль национальных культур.

Фестиваль международный

Фестиваль и задумывался как международный проект. Идею инклюзивного проекта национальных культур «Алтын майдан» с самого начала, с 2009 года, поддержал легендарный болгарский певец Бисер Киров. Он приезжал на первый фестиваль в Кабардино-Балкарию в 2010 году, был даже в Якутии. Интересовался фестивалем до кончины в 2016 году.

Мы знаем его как эстрадного певца, но он, оказывается, много внимания уделял болгарскому фольклору. Да и не только болгарского. Гимном фестиваля стала песня Людмилы Пахмутовой и Николая Добронравова «Братья по разуму» в его исполнении. Теперь им открываются все фестивали «Алтын майдан».

Песня была написала легендарной парой в 1985 году, но сегодня актуальна как никогда:

Опять поднимается вьюга.
Планета сбивается с круга,
Но мы понимаем друг друга,
Но мы уважаем друг друга,
Но мы защищаем друг друга.
Мы жизнь отдадим друг за друга,
Нам всем,
чтобы выжить и жить,
Надо дружить!
Надо дружить!

С прошлого года фестиваль перешагнул границы Российской Федерации  ―  в июле 2023 года он проводился в Сухуме уже во второй раз. Кроме двух абхазских танцевальных коллективов – фольклорных ансамблей «Кудры» из Гулрыпшского района и «Уарада» из Сухума, был еще ансамбль народной песни «Достык ― Дружба» из Республики Казахстан.

 Фестиваль национальных культур

Обычно под словом международный понимают межгосударственный. «Алтын майдан» именно международный фестиваль. Я видела, как хотят все участники фестиваля, чтобы их выступления запомнились, с каким интересом знакомятся с другими коллективами.

Россия предстает на этом фольклорном празднике как огромный цветник, в котором самые разные цветы ―  русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, эвенки, шорцы, якуты, осетины, балкарцы, абхазы, казахи… Пожалуй, на всякий случай поставлю здесь многоточие, поскольку не уверена, что точно знаю по национальности всех, кто приехал в Абхазию.

Если копнуть вглубь, столько интересного открывается. Например, участница делегации Башкортостана, мастерица Рая (к сожалению, не спросила ее фамилию), которая привезла свои изделия на выставку народного творчества, рассказала мне, что в ее селе каждый род имеет свой национальный костюм. 

Для меня большим открытием стала культура народа Горной Шории, горно-таёжного региона, расположенного в южной части Кемеровской области, на стыке Алтая, Саян и Кузнецкого Алатау. Мы увидели народные танцы, полюбовались оригинальными костюмами, узнали об  народных играх.  Думаю, что до фестиваля мало кто из его участников знал Горную Шорию и шорцев, которых первые русские землепроходцы называли «кузнецкими татарами».

Плотность населения здесь низкая ― менее 5 человек на 1 квадратный километр. Горную Шорию называют сибирской Швейцарией ― за горнолыжный курорт, который привлекает сюда зимой много туристов из сибирских областей.

Участники фестиваля из Татарстана с большим интересом посмотрели и выступления артистов из Национально-культурного центра «Шауба» (деревня Сова Пермского края), которые показали татарский фольклор в аутентичном исполнении. Как я узнала, артистки сами восстановили старинные узоры на фартуках. 

 Они совмещали песню, танец и диалоги, которые шли на татарском языке. Но все всё поняли...

В этом Центре созданы три взрослых ансамбля, которые занимаются изучением и исполнением народных и обрядовых песен, мусульманских песнопений, национальных танцев.

А заслуженный коллектив народного творчества России, народный фольклорный ансамбль «Уяв» из Чувашии ярко представил попурри из народных песен разных этнографических групп этой республики.

Выступление   образцового театра моды и костюма «Баян-дугай» из города Чадан Республики Тува и члены жюри, и участники фестиваля смотрели, буквально открыв рот. Это было дефиле в оригинальных костюмах, естественно сочетающих народные традиции и современные требования подиума.

Другими глазами я посмотрела на Якутию, увидев выступления Ансамбля песни и танца «Дылачакан», а также коллекцию изделий народного творчества, привезенную на традиционную выставку. У отеля «Интер-сухум», когда там проходил эвенкийский этновечер, собралось много зрителей: слушали, смотрели, с удовольствием прошли обряд очищения от злых духов.  

Народные инструменты Востока, экзотичные для нас, привезли с собой музыканты из Казахстана и Тывы. Наверняка экзотичной для артистов из других регионов показалась наша татарская тальянка. Сужу по реакции зрителей ― выступления ансамбля тальянистов и инструментального ансамбля гармонистов «Омет» из из Сармановского района вызвали горячие овации и на концерте-открытии, и во время конкурсного прослушивания.

Видела, с каким удивлением восприняли зрители, да и артисты тоже, сообщение о выступлении хореографического ансамбля «Кристалл» из Менделеевска, когда узнали, что в Татарстане, кроме татар, живут еще и кряшены.                                                     

Конечно, обо всех народах и их национальных культурах можно прочитать в интернете. Теперь свои сайты или паблики в соцсетях имеют все культурные центры народного творчества и даже отдельные коллективы. Но одно дело – прочитать, другое – увидеть своими глазами. И уехать домой с кучей телефонов новых друзей и множеством снимков после концертов.

 Фестиваль инклюзивный

Артистов с ограничениями по здоровью было немного, но они полноправные участники фестиваля. Порой приезжают вообще эксклюзивные артисты, например, Гамира Габдулловна вспомнила яркий танец инвалидов-колясочников на одном из фестивалей, по-моему, в Якутске.

 Как она отметила, очень важно, что такие участники на фестивале не обособлены, они выступают и отдыхают вместе со всеми. Кстати, аплодисментов им достается даже больше. Оказывается, глухим артистам не хлопают – они видят благодарность зрителей, когда те поднимают руки вверх и машут ладошками. Нас Римма Чернявская этому научила.

В одной из конкурсных программ мы познакомились с Давидом Кантария, который подготовил для фестиваля известную песню Ободзинского «Эти глаза напротив». Спел ее с большим вдохновением, лишь однажды запнувшись. У Давида тяжелая форма ДЦП - он перемещается на коляске, у парня серьезные нарушения речи. Но с каким восторгом он пел! Его, можно сказать, искупали в овациях.

Подросток живет в Подмосковье, городе Одинцово. В Сухум приезжает летом. На открытие фестиваля 5 июля и на прослушивание 6 июля его привозила мама.

Наблюдая за певицами из Кабардино-Балкарии, я могла убедиться, что никакие ограничения по здоровью не помешают человеку, если он хочет жить полноценной жизнью. Признаюсь, ни разу не приходилось слышать жестовое пение, а в Сухуме было несколько таких номеров. Выступала, например, Виктория Гусева, солистка Студии жестовой песни «Акварель» из города Искитима (Новосибирская область).

Виктория Гусева с артистками из группы «Карусель» 

Алина Баранова и Аида Харатокова из города Черкесска (Карачаево-Черкессия) на концерте-открытии вышли на сцену с вокальным  ансамблем «Талларым» из Менделеевска. Такое сотрудничество на фестивале не редкость.

Не могу не отметить удачного подбора репертуара для девушек. Мне трудно сказать, насколько соответствовали жесты исполнительниц содержанию песен, но наблюдать за певицами было любопытно. Удивительно, как точно они поддерживали жестами ритм исполняемых песен.

«Алтын-майдан» ― хорошее место для знакомства с музыкальными инструментами разных народов. На концерте-открытии зрители долго аплодировали ансамблю хомусистов «Дружба» из Якутска, исполнившему музыкальную пьесу «Якутские мотивы». Представляя этот коллектив, Гамира Габдулловна отметила, что хомусистов в Якутии много, но ансамбль «Дружба», который создан в школе №35 (руководитель ― Оксана Николаева), ― один из самых известных.

Хомус считают символом национальной культуры народа Саха. Этот музыкальный инструмент отличает характерный «космический» звук. Хомус появился более пяти тысяч лет назад и до сих пор сохраняет свое сакральное значение, используется в различных народных ритуалах.

Еще одна подробность об этом коллективе ― все исполнители, приехавшие на «Алтын майдан» из Якутска, могут слышать только благодаря специальному импланту — уникальному высокотехнологичному электронному устройству, помогающему, когда обычный слуховой аппарат бессилен.

В конкурсной программе было еще одно музыкальное сочинение, исполненное на хомусе. В Чувашии, откуда приехал Мирослав Савельев, его называют варганом. В рамках конкурсной программы фестиваля он исполнил «Чувашские наигрыши».

С большим любопытством участники фестиваля восприняли выступления двух инструментальных коллективов: ансамбля народной песни "Достык - Дружба" из Казахстана и  вокально-инструментального ансамбля "Хорагай" из Тувы. Скорее всего они до этого не видели казахские и тувинские музыкальные инструменты.

Музыканты из Тывы

У фестиваля нет никаких границ

Есть еще три существенных отличия фестиваля «Алтын майдан» от других похожих фольклорных праздников. Во-первых, здесь встречаются на одной сцене как профессиональные, так и самодеятельные артисты. Например, Чувашию представляла известная эстрадная исполнительница Алена Силпи, выпускница 2018 года Российской академии музыки имени Гнесиных, которая может петь чувашские народные песни на родном языке так, как пели ее предки.

Но большинство коллективов самодеятельные. Правда, некоторые из них уже титулованные. Например, любительский хор «Лад» из Москвы удостоен звания академического. А фольклорный ансамбль «Уяв» из Чебоксар и театр «Левый берег» из города Тутаева Ярославской области имеют звания заслуженных коллективов народного творчества Российской Федерации.

Фрагмент спектакля «Тили-тили» театра «Левый берег»

«Алтын майдан» вообще не знает никаких границ. В том числе по возрасту. Как говорится, на него приезжают от пионеров до пенсионеров. Согласно Положению о фестивале, на его конкурсы могут подать заявку артисты, которым 6 лет и более 60-ти. Кстати, многие коллективы представляют номера в разные номинации.

Организаторы фестиваля имеют возможность наблюдать, как растет мастерство юных артистов. Ведь некоторые хореографические коллективы привозят на «обкатку» свои младшие группы. Так, в Сухуме мы видели не только театр «Левый берег» из Тутаева, но и детский образцовый театр «Понедельник». Это, так сказать, дитя «Левого берега.

Стоит отметить, что почти все артисты демонстрируют хороший уровень исполнения. Там, где не хватает профессионализма, помогает вдохновение. Танцоры из Абхазии и Осетии «зажигали» так, что даже членам жюри хотелось пойти в пляс. Только не получится у нас так, как у девушек Кавказа…

Порой трудно было определить лучших из лучших. Правда, у многих членов жюри глаз наметанный, и они делали это, не особо затрудняясь. И, как я увидела по аплодисментам на церемонии награждения, сделали выбор объективно.

Лишь выступления коллектива «Найдал» из города Улан-Уде (Бурятия) были откровенно слабыми, но аплодисменты достались и ему. Члены жюри учли, что коллектив на фестивале впервые.  К тому же это новая национальная краска фестиваля. И эта делегация уехала домой с дипломами.

Такова традиция ― награждают все коллективы и всех солистов. Ведь, как говорится, важна не победа, а участие.

Продолжение следует

Читайте в «Казанских историях»:

Мы ― дети разных народов: фестиваль «Алтын майдан» в Абхазии

3 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18276-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-3-iyulya

4 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18277-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-4-iyulya

5 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18280-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-5-iyulya

6 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18282-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-6-iyulya

7 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18285-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-7-iyulya

8 июля ― https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18286-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-8-iyulya

9 июля ―  https://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/18292-altyn-majdan-v-abkhazii-ryadom-s-morem-9-iyulya

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить