Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Путешествие во времени – год 1993
- Любовь Агеева
- 10 августа 2006 года
Готовится к печати второй том книги «Республика Татарстан: новейшая история» (составители – Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин и журналист Любовь Агеева), который расскажет о событиях 1992-1995 годов.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент авторского очерка «Путешествие во времени. Год 1993».
Рассказывая о жизни республики в 1993 году, начать надо с событий жизни российской, поскольку они оказывали существенное влияние на взаимоотношения Татарстана с Российской Федерацией. Порой федеральной власти было просто не до татарстанского суверенитета, порой про него вспоминали с той или иной политической целью – и наша республика оказывалась между двух огней.
Татарстан, при всем стремлении занять особый статус в Российской Федерации, в больших битвах по дележу власти замечен не был. Здесь не упраздняли пост Президента России, как в Новосибирской области, не объявляли недействительными указы Б.Ельцина, как в Алтайском крае.
Если судить по официальным сообщениям в СМИ, представители Татарстана в январе из Москвы не выезжали. В январе состоялись две встречи на уровне президентов: 6 и 21 числа. 23 января, вернувшись домой, участники переговоров провели пресс-конференцию, на которой речь шла в основном о подготовке договора с Россией. Этот процесс послужит «построению более демократичной России» – таково было мнение М.Шаймиева. Позднее из-за серьезных противоречий между Президентом и Верховным Советом России переговоры между Центром и республикой практически остановились.
Народные депутаты слушают варианты Государственного гимна РТ, представленные на конкурс
К счастью, Татарстан избежал многих проблем, возникших в российских регионах в связи с противостоянием Президента и народных депутатов РФ. Здесь не случилось раскола между исполнительной и законодательной властью. На фоне общего экономического кризиса республика, как могла, защищала население от нищеты, безработицы и других болезней неумелого реформирования старой государственной системы и сверхцентрализованной экономики. Тем не менее, политические баталии велись и здесь. Но большей частью в парламенте.
На XVI сессии Верховного Совета РТ 18 мая А.Штанин предложил обсудить проекты российской Конституции, но сессия его не поддержала. По мнению большинства его коллег, нет предмета для обсуждения, поскольку в проектах не отражены предложения республики о построении договорно-конституционных отношений с Российской Федерацией. На другой день Президент М.Шаймиев, только что вернувшийся из Москвы, поддержал аналогичное предложение 65 народных депутатов, озвученное Р.Хафизовым. Появились новые обстоятельства, которые продиктовали изменение официальной позиции руководства Татарстана.
– В принципе, по большому счету, неправильно будет, когда идет обсуждение проектов Конституции, Верховному Совету Татарстана отмолчаться и вообще не видеть эти процессы и таким образом как бы сказать, что мы к этому делу совершенно не причастны. Мне кажется, позицию нашей республики Верховным Советом надо будет выразить, – сказал Ф.Мухаметшин.
Обсуждение проектов федеральной Конституции проходило 24 и 25 мая. Позиции высказывались порой диаметрально противоположные, а потому рассматривались три проекта постановления. Депутаты особо не углублялись в суть предложенных проектов российской Конституции – от парламента и Президента, они предпочли выразить свое принципиальное отношение в целом к конституционному процессу в Российской Федерации. Сессия не поддержала ни один из предложенных проектов, посчитав, тем не менее, необходимым продолжить работу с учетом объединяющих начал обоих документов и предложений субъектов Федерации.
Виктор Черномырдин в Казани
В конце мая состоялась очередная встреча на высшем уровне. 5 июня в Москве было подписано сразу 3 соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан, чуть позднее – еще 3. Это случилось уже в Казани, в ходе визита Премьер-министра В.Черномырдина. Однако к концу месяца отношения опять осложнились. 24 июня Президент М.Шаймиев и Председатель Верховного Совета Ф.Мухаметшин по принципиальным соображениям покинули Конституционное совещание, исчерпав все доводы при защите позиций Татарстана.
В сентябре в Казани проходила первая международная научно-практическая конференция по проблемам федерализма. В последующие годы Казань станет инициатором и организатором не одной конференции по проблемам федерализма, но первая имеет особое значение как старт активного поиска не только более выгодных для Татарстана отношений с Москвой, но и путей совершенствования федеративных начал в Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета Фарид Мухаметшин в заключительном слове отметил:
– Так уж традиционно повелось, что обсуждать животрепещущие проблемы общественного бытия, перспективы разворачивающихся политических процессов ученые ездили на свои симпозиумы и съезды, а политики – на совещания и встречи в верхах. А собраться вместе пригласить к обсуждению волнующих всех проблем зарубежных коллег – не всегда получалось. Думаю, что наша первая встреча станет доброй традицией
Конференция по федерализму. фото на память с Сергеем Шахраем
Президент международной ассоциации «Содружество юристов за сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Р.Тузмухаметов подчеркнул на первом пленарном заседании, что это первый форум в истории СССР и СHГ, где открыто рассматриваются проблемы федералистского движения.
На конференции работали три секции. На одной обсуждались вопросы теории и практики федерализма в России и других государствах, на другой – опыт и проблемы государственного строительства Татарстана, который рассматривался как экспериментальная площадка для отработки более цивилизованной модели в отношениях субъекта федерации и федерального центра, которая впоследствии так и будет называться – «модель Татарстана». В сентябре 1993 г. в Казани состоялась своего рода презентация Всемирного федералистского движения: с большим вниманием было выслушано сообщение члена его Совета, профессора Р.Тузмухаметова; работала специальная секция, на которой речь шла о взаимодействии ученых и политиков разных государств.
С большим вниманием были выслушаны выступления зарубежных гостей: вице-президента Всемирного союза адвокатов Ш.К.Венугопал (Индия), заместителя директора Института федерализма И.Траута (Германия), профессор Парижского университета Ж.Кадара (Франция), представителя Потомак фонда университета штата Вирджиния Ф.Петерсена. Участники конференции имели возможность познакомиться с историей развития федерализма в мире, опытом конкретных государств: Швейцарии, США, ФРГ, Китая.
Пожалуй, впервые сторонники государственного суверенитета получили трибуну для обоснования своих взглядов на российском и мировом уровне. Президент Минтимер Шаймиев в своем приветствии участникам конференции отмечал, что средства массовой информации «недостаточно информируют» о Татарстане, публикуют «предвзятые комментарии». Была надежда, что на этот раз ситуация будет другая. На конференции аккредитовалось более 70 журналистов республиканских, российских и зарубежных СМИ.
Среди выступавших по многим позициям не было единства мнений о путях дальнейшего развития России – участники конференции определяли их по-разному. Например, Л.Болтенкова и Р.Биктагиров говорили о необходимости создания Российской республики, но участники конференции в большинстве высказались против этого, не поддержали и идею создания республик на основе краев и областей.
На конференции, целью которой было обсуждение проблем государственного строительства в современной России, не могла подспудно не ощущаться другая, не менее важная для Татарстана проблема – самоидентификация татарского народа в новых исторических условиях. Вопрос ребром – о национальном суверенитете – не ставился, однако о праве наций на самоопределении говорили многие выступающие. Но даже москвичи, поддерживающие стремление Казани к договорным отношениям с Москвой, выступили против предоставления такого права татарской и любой другой нации.
Участники конференции от Татарстана придерживались, в основном, солидарных позиций. Однако наблюдались и исключения. Например, доктор юридических наук, профессор Казанского государственного педагогического института Ф.Фаткуллин назвал ложным, ущербным в стратегическом и тактическом отношениях, отчасти не соответствующим результатам референдума и не выдерживающим критики тезис об ассоциированности Татарстана с Россией, заложенный в основу новой Конституции Татарстана.
Позиции участников конференции от Татарстана полно и обстоятельно были изложены в большом докладе Фарида Мухаметшина, прозвучавшем на пленарном заседании. В понимании одного из ключевых положений понимания российского федерализма ему оппонировал Сергей Шахрай. Вот их точки зрения:
Ф.МУХАМЕТШИН: «Субъекты федерации добровольно, по Конституции, а конкретно – на основании договоров и соглашений, передают строго оговоренный минимум полномочий и предметов ведения федеральному центру; весь договорно-конституционный процесс возникновения новой федерации идет снизу вверх. Hе Центр расширяет права субъектов федерации», а они вручают их центру».
Сергей ШАХРАЙ: «Равноправие субъектов Российской Федерации не даруется сверху и не завоевывается снизу. Поэтому я не согласен с тезисом первого докладчика о том, что Российская Федерация должна строиться только снизу. Снизу может строиться только новое, не существовавшее ранее, государство. В нашем случае речь идет о реформировании Российского государства».
По поводу благотворных возможностей договорных отношений вроде бы наблюдалось единство взглядов. Аргументы в пользу договорного характера Российской Федерации приводились самые разнообразные. Ф.Мухаметшин рассматривал эту проблему как политик, Д.Сабирова – как историк.
Ученые по большей части рассматривали общетеоретические вопросы федерализма. Конечно, это не были «чистые» рассуждения. Л.Дробижева начала свое выступление с нелицеприятной оценки действий федерального центра по отношению к регионам. А профессор С.Валентей вынес свою оценку в название темы – «Кризис национальной государственности России: причины, пути преодоления». Он предложил наиболее конструктивную программу выхода из этого кризиса. И если бы эта программа была реализована, федеральный центр выстроил бы полноценную федерацию еще в середине 90-х годов прошлого века.
Ближе к осени страна опять оказалась в зоне серьезного политического конфликта. Регионам опять предложили выбирать – кто им более ценен и симпатичен – Верховный Совет или Президент Борис Ельцин. Обострение отношений началось с 21 сентября, когда российский Президент издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Все правовое регулирование полномочий, отнесенных к ведению съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета, с момента вступления указа в силу осуществлялось Президентом. На 11-12 декабря были назначены выборы в палаты Федерального собрания – Совет Федерации и Государственную Думу. В этот же день конституционный Суд РФ признал указ Президента неконституционным. Потом был расстрел Дома Советов из танков.
Два депутата от Татарстана – очевидцы трагических октябрьских событий 1993 года – написали об этом воспоминания: бывший первый заместитель Председателя Верховного Совета (избран на IX съезде), Юрий Воронин, ставший депутатом после работы заместителем Председателя Совета министров и руководителя Госплана ТАССР, назвал свою книгу «Расстрелянная Россия», писатель Ринат Мухамадиев – «На раскаленной сковородке».
Руководство Татарстана с пониманием и поддержкой отнеслись к действиям Президента Ельцина, когда сторонники Верховного Совета перешли к прямому вооруженному насилию. Однако в Казани не могли не видеть, что нарушения Конституции Российской Федерации были обоюдными. Поэтому решили – ждать, не принимать поспешных решений.
С 18 по 25 октября работала XVIII сессия Верховного Совета. Со дня расстрела российского парламента прошло достаточно много времени, чтобы страсти улеглись. Однако московские события не могли не повлиять на работу парламента. Происшедшие в Москве события никого не оставили равнодушными, однако у некоторых депутатов-националов, считавших Россию соседним государством, отношение к ним было несколько отстраненное. Их мнение высказал Р.Сиразеев:
– Я думаю, бесплодными будут все наши разговоры о текущем моменте. Наверное, самое важное на сегодняшний день – заслушать информацию и, во всяком случае, выразить отношение Верховного Совета к ходу процесса переговоров с Российской Федерацией и, если это зашло в тупик, то какой выход из этой ситуации?
Доклад М.Шаймиева состоял из двух частей: политической и экономической. И обе наводили на тревожные размышления. В «политической» части он высказал свое отношение к событиям в Москве, назвал их национальной трагедией, подчеркнув, что здесь нет ни победителей, ни побежденных. Несколько неожиданным для депутатов оказалось его предложение по реформированию государственной власти в Татарстане и досрочным выборам в республиканский парламент. Если мы хотим, чтобы органам государственной власти, представительной и исполнительной, в республике было больше доверия со стороны населения, принять решение о реформировании нужно вовремя, подчеркнул он. Сегодня, когда выборы, досрочные или в результате самороспуска многих советов, идут повсеместно и проводятся на многопартийной основе, в Татарстане парламент и советы всех уровней, избранные в условиях однопартийной системы, могут оказаться нелегитимными.
Президент напомнил, что в постановлении Верховного Совета о введении в действие Конституции РТ записано, что в республике должен быть постоянно действующий законодательный орган. Сейчас самое время его сформировать. Президент напомнил депутатам, что уже была попытка создать Законодательное собрание из числа депутатов Верховного Совета, но она не увенчалась успехом: не могли подобрать достаточное количество депутатов. Никому не хотелось расставаться с основной работой. Идя на выборы сейчас, кандидаты должны знать, что им предстоит работать в парламенте на постоянной основе.
По мнению М.Шаймиева, в Татарстане степень доверия Верховному Совету столь высока, что есть возможность провести выборы «очень организованно и с большим участием нашего населения». Верховному Совету за 4 года не раз приходилось делать выбор в непростой обстановке, когда «много бывает критики, много бывает недопониманий», но жизнь показывает, что было найдено правильное решение, убеждал Президент. Он выразил уверенность, что многие депутаты будут выбраны на новый срок.
Председатель Верховного Совета Фарид Мухаметшин в своем выступлении поддержал все предложения Президента. Депутаты слушали его внимательно, однако, как выяснилось позднее, с разными чувствами. Ф.Сафиуллин предложил, «заслушав и обсудив прощальную речь» Председателя, принять ее к сведению, считать ее его личным мнением, что вызвало шум в зале. И.Мустафин, выступая 20 октября от имени собрания 132 представителей официально зарегистрированных групп в Верховном Совете, которое состоялось накануне, заявил, что руководитель парламента не имел ни морального, ни юридического права выступать со своей речью до вынесения на суд коллег проекта постановления Верховного Совета.
Несмотря на ряд конкретных предложений, прозвучавших в выступлении Ф.Мухаметшина, депутаты не смогли определить своей позиции в деле реформирования государственной власти. Редакционной комиссии пришлось заседать трижды, чтобы выработать текст, с которым вроде бы согласились все члены комиссии. Были некоторые разногласия насчет сроков выборов. Приняли компромиссное решение: дату определить после принятия соответствующих законов.
Однако с таким трудом согласованный редакционной комиссией проект сессия не приняла даже за основу. И.Мустафин огласил предложение собрания представителей депутатских групп в Верховном Совете – избрать согласительную комиссию для выработки решения. Комиссии удалось разработать проект, который был поддержан единогласно. Документ представлял М.Шаймиев.
– Комиссия работала исключительно конструктивно. Показателем является то, что мы вышли единогласно на тот проект, который во время перерыва вам роздан, – сказал он.
Более всего дискуссий в согласительной комиссии вызвал пункт 6: «Дальнейшее реформирование представительных органов должно осуществляться на основе многопартийности». Договорились о том, что пока надо этот пункт исключить, а при подготовке закона о выборах, которые будут проводиться на многопартийной основе, требования данного пункта досконально расписать. Учтя пожелание группы «Согласие», решили поручить разработку изменений Конституции, необходимых законодательных актов в связи с проведением новых выборов и всего процесса реформирования, не Конституционной комиссии, а Президенту, Президиуму Верховного Совета, а также членам согласительной комиссии, учтя в процессе работы мнения депутатских комиссий.
По предложению согласительной комиссии и ряда депутатов «мягким голосованием» определили основные критерии, основные направления реформирования, форму принятия вопроса о численности депутатов. Тем самым была определена концепция для дальнейшей работы над проектом закона об изменении Конституции. М.Шаймиев предложил очертить круг вопросов, над чем работать дальше, приняв решение простым большинством, закон принимать на следующем заседании Верховного Совета уже квалифицированным большинством. «Такой большой разброс мнений, что тяжело собрать, так сказать, контур этого закона», – пояснил Президент.
Депутаты группы «Народовластие» возражали. А.Штанин внес предложение: оформить то, что согласовано в согласительной комиссии, в виде декларации и принять ее двумя третями голосов, чтобы потом не возникало никаких коллизий. Сессия поддержала Президента. На этот раз постановление было принято быстро. Правда, ясности в том, каким будет парламент – двухпалатным или однопалатным, выработать не удалось. Каждый остался при своем мнении.
– Я уверен, что мы придем к двухпалатному высшему представительному органу через согласительные процедуры в рабочем режиме до следующей сессии, – сказал, завершая обсуждение, М.Шаймиев. Он выразил уверенность, что закон о выборах удастся подготовить уже к следующему заседанию, в ноябре.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вопрос о реформировании власти рассматривался на нескольких заседаниях парламента: в ноябре и декабре 1993 года. После двухдневного обсуждения в июле 1994 года Верховный Совет принял 21 июля постановление «О концепции реформирования представительных и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан».
2 августа она была опубликована в газете «Республика Татарстан». Законы, определявшие принципы и порядок реформирования (О выборах народных депутатов Республики Татарстан – 13.10.93; О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан в связи с реформированием представительных и исполнительных органов государственной власти – 29.11.94; О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан – 29.11.94; О местных органах государственной власти и управления – 30.11.94; О местном самоуправлении – 30.11.94) были приняты осенью 1994 года.
Выборы Государственного Совета состоялись в марте 1995 года.
Любовь АГЕЕВА
Читайте в «Казанских историях»:
30 августа 1990 года: так делалась история
Путешествие во времени: год 1991
Путешествие во времени – год 1992
Договор между Москвой и Казанью: Когда договариваются, нельзя не искать компромисса. Часть 1
Договор между Москвой и Казанью: Когда договариваются, нельзя не искать компромисса. Часть 2
Путешествие во времени – год 1994
Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 1
Конституции Республики Татарстан - 20 лет. Публикация 2
Нет будущего у народа, который предает забвению свою историю