Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 8 сентября
- 08 сентября 2015 года
В столице Татарстана завершился четвертый день XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
8 сентября завершились конкурсные показы в номинациях «Полнометражный документальный фильм» и «Короткометражный игровой фильм». В пресс-центре проходят круглые столы с участием творческих групп, идут обсуждения картин.
«Истории отдельных людей говорят о проблемах, волнующих многих»
В основе многих картин этой номинации лежат частные истории, но проблемы героев зачастую касаются жизни многих людей. К такому мнению пришли режиссеры игровых короткометражных фильмов, вошедших в конкурсную программу фестиваля. Круглый стол с их участием прошел 8 сентября в пресс-центре.
Военной теме посвящена трагическая история фильма «Ты не американец» афганского режиссера Садама Нико Вахиди.
«К сожалению, Афганистан – государство, где все жители – и взрослые, и дети хорошо знают, что такое война. Я был потрясен судьбой мальчика, у которого убиты все родные, но он продолжал восхищаться природой и верить в добро», – рассказал на круглом столе режиссер.
Объясняя название фильма, он сказал, что «американцами» называют самолеты, которые бомбят афганские города и деревни.
Малыш принес раненому солдату воды со словами матери на устах: «Когда даешь воду, даешь благодать». Между солдатом и мальчиком завязывается беседа, которую прерывает выстрел снайпера…
Еще одна картина на военную тему – фильм иранского режиссера Юсефа Каргара «Элегия». Она повествует о жизни старика-отца, который двадцать пять лет ежедневно ожидает своего сына с войны…
«Я потрясен судьбами семей, у которых погибли дети, которые искали их, не зная ничего об их участи, о том, живы ли они, а если погибли, то где находятся их тела… Я немало встречал таких людей и говорил с ними, это очень трагично», – рассказал режиссер.
История многолетнего ожидания представлена в фильме молодого сирийского режиссера Хоузана Абдо «Лейла» (Египет). Курдская женщина много лет ожидает возвращения мужа, но получает от него только письма. О своей героине рассказала актриса Джехан Анвар.
«Курды не понаслышке знают, что такое война, но нам хотелось показать еще и то, что не только солдаты становятся ее жертвами. Есть еще жертвы, и они неисчислимы – это их жены, их красота и молодость!», – подчеркнула актриса.
Герой дебютной работы таджикского режиссера Диловара Султонова «Белый воробушек» – мальчик. Он не может говорить и живет в своем поэтичном мире. Его другом становится белый воробей, прилетающий в их сад.
«Белый окрас оперения у воробья – большая редкость в природе! – поясняет Диловар. – И мальчик не только представляет себя птицей, но и сам является уникальным белым воробушком в мире взрослых. Полет фантазии каждого ребенка не ограничен взрослыми комплексами и зажимами».
Иная точка зрения на тему детства и взросления у башкирского режиссера Айнура Аскарова в фильме «Пусть ветер унесет мои слова».
«Мой фильм о взрослении матери. О комплексах, живущих в нас с детства, навязываемых постоянной критикой наших родителей».
Фильм снят по мотивам тюркской притчи о том, как мать прокляла своих сыновей за их вечные ссоры, и те превратились в орлов, которым не суждено встретиться. Однако, по словам режиссера, ракурс этой в истории изменен.
Проблему отцов и детей поднимает режиссер фильма «Холодная весна» Мохаммед Камель (Египет). По его словам, он был озадачен двумя проблемами. С одной стороны, конфликтами подростков и родителей, когда эти близкие люди перестают понимать друг друга.
«С другой стороны, мы знаем особенности восточного общества и роли матери в нем. Когда девочка становится девушкой, как это происходит с моей героиней, именно мать объясняет все тонкости взросления. Но я спросил себя: Что делать отцу? Как быть, если матери нет?», – рассказал режиссер.
Татарстан в конкурсе представляют две ленты. Фильм молодого режиссера Юрия Данилова о творческом кризисе композитора «№9» и комедия Салавата Юзеева «Хлопнул дверью и ушел». Но излишняя покладистость, гневливость, беспричинная смешливость и суровость – все это воплощения одной женщины», – пояснил Ильшат Рахимбай подтекст комедийной истории Салавата Юзеева.
Продюсер фильма «№9» Екатерина Матросова отметила, что и сама она, и режиссер картины Юрий Данилов – выпускники музыкальных учебных заведений, поэтому творческие проблемы героя-композитора им близки.
Главную роль исполнил в фильме руководитель Казанского камерного оркестра «La Primavera» Рустем Абязов.
«Ни у кого не возникало лишних вопросов, мы знали и понимали все, что испытывает наш герой. Мы сразу же отказались от диалогов, используя минимум слов и много символов, которые говорят сами за себя!», – рассказала она.
«Не важно, какую страну представляет режиссер, главное – какой посыл несет в себе фильм»
Круглый стол с режиссерами полнометражных игровых картин, чьи работы вошли в конкурсную программу фестиваля, был посвящен проблемам коммуникации между людьми в современном обществе.
«Людям часто не хватает общения, человеческой теплоты, даже внутри семьи. Все куда-то несутся, дети целыми днями в школе. Фестивальная судьба – это самое большее, на что может рассчитывать наш фильм, снятый в жанре социальной драмы. Я бы сказала, прокат – недосягаемая цель. Крайне сложно пробиться через пакеты голливудских фильмов, которыми заполнены все наши кинотеатры», – отметила режиссер картины «Побег из Москвабада» Дарья Полторацкая.
Режиссер подчеркнула, что история, рассказанная в ее фильме «Побег из Москвабада», вовсе не о мигрантах.
«Это фильм о большом городе – Москве, который сильно изменился со времени моего детства. Москва всегда была многонациональной, но мне кажется, проблемы не из-за этого. Кто такой коренной москвич? Я думаю, все, кто живут в этом городе, и есть москвичи. Сюда приезжают, чтобы достичь успеха, сорвать куш. Это и делает его таким холодным и даже чужим», – отметила она.
«Думаю, даже коренные россияне чувствуют себя в Москве «гастарбайтерами». В фильме хорошо пойман нерв большого города, – отметил Зуфар Давлетшин.
Проблему взаимодействия людей разных поколений поднял в своем фильме Носир Саидов. Картина снималась в настоящем кишлаке горах недалеко от Душанбе. Актерами массовых сцен выступили жители аула.
«Проблема, когда люди старшего поколения вдруг теряют понимание близких, хорошо известна не только в странах бывшего СНГ, но и на Западе. Хотя события моего фильма происходят в 1990-х годах, думаю, эта тема актуальна и сейчас», – добавил он.
«В таджикском языке слово учитель – муаллим – имеет близкое значение со словами «мулла, пророк», – подчеркнул сценарист фильма Сафар Хакдодов. – Нам хотелось показать, что учитель – одна из важнейших профессий в мире, и люди эти должны пользоваться особым уважением, как это было когда-то».
Трудности проката фестивального кино в России и странах СНГ стали другой серьезной темой дискуссии. Многие фильмы, имеющие достойную фестивальную судьбу, с огромным трудом получают прокат в кинотеатрах. Это болезненный вопрос для режиссеров во всем мире.
Фарид Давлетшин, режиссер биографического фильма «Рудольф Нуриев. Рудик» сказал:
«Хотя правительство сегодня и идет навстречу российским режиссерам в вопросах дистрибуции. Но есть фильмы, которые прокатывать сложно».
Режиссер фильма «Учитель» Носир Саидов
Не лучшая ситуация и в странах бывшего СНГ. Как рассказал таджикский режиссер Носир Саидов, Казанский кинофестиваль – это уже третий кинофорум, на котором представлена его лента «Учитель». По словам режиссера, ежегодно в Таджикистане снимается ряд картин на государственные деньги, также есть совместные проекты с Афганистаном, Ираном и европейскими странами.
«Но проблемы с дистрибуцией и прокатом есть как в самом Таджикистане, так и за его пределами», – поделился он.
Журналисты поинтересовались, фильмы из каких стран на Казанском кинофестивале режиссерам запомнились больше всего.
«Однажды мне выслали анкету с вопросом, какие фильмы вы предпочитаете: российские или зарубежные, – сказала Дарья Полторацкая. – На мой взгляд, это просто некорректно. Не важно, какую страну представляет режиссер, главное – какой посыл несет в себе этот фильм. Нужно смотреть разные фильмы. Главное, чтобы они были хорошими».
«Если в сутках 24 часа, они работали 27 часов»
В рамках внеконкурсной программы «Литература широким экраном» была представлена картина «Кара» (тат. «Җәза») по повести татарского писателя Захида Махмуди. После показа журналисты встретились с творческой группой фильма за круглым столом в пресс-центре кинофорума.
«Кара» – полнометражный игровой фильм казанского режиссера и сценариста Фаниса Камала. Трагическая судьба главного героя Баязита воспринимается как наказание Всевышнего за преступление, совершенное его отцом-фронтовиком Василом во время Великой Отечественной войны.
Как рассказал режиссер Фанис Камал, идея снять фильм по мотивам произведения татарского писателя Захида Махмуди «Горькая калина» («Әче балан») родилась два года назад сразу после прочтения повести. Роль главного героя исполнил сам писатель. Сценарий к фильму написал Фанис Камал.
«Я не ожидал, что получится такой хороший сценарий. Фанис превзошел меня», – с улыбкой отметил Захид Махмуди.
В круглом столе также приняли участие оператор картины Рамиль Ахметов, заслуженная актриса РТ Гульназ Науметова, актер Эльдар Гатауллин, исполнители татарской эстрады Фидаиль Зарипов и Булат Зиганшин. Последний не только снялся в одной из ролей картины, но и исполнил специально написанную к фильму песню.
Журналисты интересовались, как актерам удавалось вживаться в образы, в том числе не самые привлекательные. На этот вопрос ответил артист Татарского театра юного зрителя имени Г. Кариева Эльдар Гатауллин, исполнивший в фильме роль молодого человека, страдающего наркотической зависимостью:
«Это все заслуга нашего режиссера, который настраивал нас на работу на съемочной площадке».
Актер признался, что принять своего персонажа было сложно, но он старался представлять его «человеком без ограничений».
Съемки фильма проводились в различных районах Татарстана. Захид Махмуди поделился впечатлениями от съемочного процесса и результата совместной работы:
«Я со стороны наблюдал, как работали эти ребята. Если в сутках 24 часа, они работали 27 часов. Я рад экранизации своей повести. По лицам зрителей я видел, что им тоже понравилось», – сказал он.
В завершение встречи Фанис Камал рассказал журналистам, что накануне картина получила прокатное удостоверение, и выразил надежду на то, что фильм будет представлен в кинотеатрах республики.
«Лучшее на фестивальной площадке – это возможность общаться с профессионалами»
Режиссер анимационного кино, основатель агентства Festagent Иван Золотухин научил молодых кинематографистов Татарстана продвигать свои фильмы на фестивали. Мастер-класс московского гостя прошел 8 сентября в кинотеатре «Мир» в рамках образовательного форума «Время кино».
Иван Золотухин считает, что лучшее на фестивальной площадке – это возможность общаться с профессионалами.
«Главное, что дает любой фестиваль – это полезные связи и знакомства, пиар, иногда денежные призы и возможности дистрибуции. Некоторые режиссеры хотят прийти на фестиваль, тихо победить и уйти. Так нельзя! Нужно много общаться, запоминать людей, забирать визитки и делать заметки в блокнот. После фестиваля пересмотрите все записи и закрепите знакомства», – посоветовал участникам форума режиссер.
«Главное, что дает любой фестиваль, – это полезные связи и знакомства, пиар, иногда денежные призы и возможности дистрибуции. Некоторые режиссеры хотят прийти на фестиваль, тихо победить и уйти. Так нельзя!», – учил молодых кинематографистов режиссер.
По словам Ивана Золотухина, многие конкурсы существуют за счет сторонней финансовой поддержки. Но, к примеру, американские – построены на принципе самоокупаемости: участникам нужно оплатить денежный взнос.
«У каждого фестиваля свои требования к представляемым заявкам. Кто-то запрашивает подробную техническую информацию, кто-то просит прислать семь DVD-дисков по почте. Многим режиссерам просто лень заполнять десятки разных анкет, тогда они обращаются в фестивальные агентства», – отметил он.
Московский гость подчеркнул, что продвижением фильмов можно заниматься и самостоятельно, и дал начинающим режиссерам много практичных советов. По словам спикера, самый востребованный хронометраж для короткометражного фильма – 10-20 минут: такую ленту можно включить в программу любого фестиваля. Также, по его словам, наибольший интерес для отборочной комиссии представляет фильм, который снят менее двух лет назад и не выложен в сети Интернет.
«В любом случае, зачастую продвижение киноленты требует вложений, даже если вы занимаетесь этим самостоятельно. Существуют сайты-платформы, заполнив одну анкету на которых, можно отправить сразу несколько заявок. Это сэкономит время и средства, – продолжил Иван Золотухин. – Технические характеристики, короткий и расширенный синопсисы, биография режиссера и продюсера, фильмография, актерский состав, контакты и прочую информацию о фильме удобно хранить на «облачных» сервисах. На фестивалях часто требуют эти данные, а делиться ссылкой проще всего».
В завершение встречи московский гость ответил на вопросы участников образовательного форума.
Фильмы, показанные в Каннах, – школа профессионализма
8 сентября в кинотеатре «Мир» прошел специальный показ фильмов-победителей Каннского кинофестиваля-2014 года. Программу из шести короткометражных фильмов участникам образовательного форума «Время кино» представил московский продюсер Иван Лопатин.
По словам московского гостя, молодым режиссерам и продюсерам необходимо понимание, с чем придется конкурировать.
«Это может уберечь от многих ошибок и разочарований. «Насмотренность» и анализ – важное условие для этого», – считает продюсер.
По мнению Ивана Лопатина, в этом плане показателен фильм «Последняя поездка домой» режиссера Хан Фенгу (Сингапур):
«Это неторопливое повествование, минимум диалогов и яркость видеоряда, интригующая недосказанность и открытый финал».
Экзотика – соль фильма «Свадьба» японского режиссера Масашико Сато. Картина строится на крупных планах, все действие ленты сводится, по сути, к выстраиванию в ряд гостей свадебного вечера. Эмоции, лица, национальные костюмы производят неизгладимое впечатление.
Необычностью подкупил строгих членов жюри фильм «Лучезарная жизнь» Мерилл Харт (Франция). Его основу составляют старые черно-белые фотографии, на которых вдруг появляется цветное изображение девушки. Фильм смотрится как философское размышление о прошлом, настоящем и будущем.
Метафорично восприятие реальности героя фильма «Провинция» венгерского режиссера Георги Мор Карпати. Здесь свою роль сыграла глубина погружения в дилемму «Быть или не быть!».
Нестандартное решение поразило в картине «А дома лучше» команды режиссеров из Франции (Пьер Клене, Алехандро Диаз, Ромэн Мазейе, Стефан Паккола).
«Этот фильм – исключительный случай, когда приз за победу в номинации короткометражных фильмов присужден анимации», – пояснил Иван Лопатин. В картине рассказана история путешествия некоего дома.
Напомним, образовательный форум проводится в рамках Казанского кинофестиваля впервые.
Федору Шаляпину посвящается
8 сентября в Государственном музее изобразительных искусств РТ прошел творческий вечер, посвященный Федору Шаляпину. Специальный проект в рамках XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино собрал почитателей таланта легендарного певца.
Гостям вечера показали фильм об особняке на улице Графтио, где когда-то жил знаменитый певец. Документальную ленту о творческой жизни знаменитого особняка из серии «Малые музеи Санкт-Петербурга» сняла режиссер Елена Плугатырева. Рассказчиком в фильме выступил народный артист России Андрей Толубеев.
Федор Шаляпин часто принимал у себя известных поэтов и актеров Владимира Маяковского, Василия Качалова, Александра Блока и многих других.
Отдельное внимание на вечере уделили необычному экспонату – парадному халату Федора Шаляпина из парчи. Подарок талантливому артисту вместе с Бухарским орденом Золотой звезды третьей степени Эмир Бухарский Сеид Абдул Ахад-Хан преподнес в знак доброжелательности в 1902 году. Наряд, привезенный сегодня в Казань, хранится в Мемориальном музее-квартире певца в Санкт-Петербурге на улице Графтио. Его представили хранительница Музея музыкального и театрального искусства Санкт-Петербурга Галина Погодина и автор проекта – заслуженный работник культуры РТ Альфия Рахматуллина.
«Такие подарки получали князья, императоры и меценаты. Только мужчины могли шить халаты в ханских мастерских. Эмир часто бывал в театре и очень любил его, поэтому талант Шаляпина не отметить он не мог», – рассказала Галина Погодина.
В Мемориальном музее-квартире хранится также самый известный портрет Шаляпина, работы Бориса Кустодиева и восточное кресло – подарок Максима Горького.
В завершении вечера звучали романсы и арии из опер в исполнении известных казанских вокалистов. Настоящим сюрпризом для гостей музея стал приезд актрисы Большого драматического театра имени Товстоногова Екатерины Толубеевой. Вдова Андрея Толубеева прочитала стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
Завет отца: самое серьезное - это просто жизнь
8 сентября в кинотеатре «Родина» в рамках конкурсной программы была показана документальная картина Степана Белова «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани». Фильм представили режиссер Степан Белов и директор Центра современной музыки Софии Губайдуллиной Ляйля Гарифуллина, которая выступила в роли продюсера.
Подробнее в отдельной публикации.
Внеконкурсные показы
«Российские премьеры»
В кинотеатре «Мир» в программе «Российские премьеры» показали фильм известного режиссера Ивана Вырыпаева «Спасение». Эта лента была представлена в рамках конкурсной программы XXVI открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Художница Полина Гришина, создавшая в картине образ монахини Анны, была награждена там призом жюри за лучшую женскую роль.
«Спасение» – история 25-летней польской католической монахини, сестры Анны. Она получает назначение на служение в миссии прихода, который находится высоко в Гималайских горах. Из-за плохой погоды за ней не может вовремя прийти машина. Девушка вынуждена задержаться в незнакомом поселке, в неведомом пространстве совершенно иной культуры, традиций, запахов…
Вслед за камерой оператора Андрея Найденова зритель этой ленты невольно оказывается над бытовыми и даже психологическими проблемами. Пространство темы, к которой прикасается автор в этом фильме, поднимают эту картину на совершенно иной уровень разговора.
Все фильмы, сценарии, пьесы и спектакли Ивана Вырыпаева – это всегда о главном, это всегда богоискательство.
«Тайны северного сияния»
В творческой лаборатории «Угол» прошел специальный показ фильмов для детей. Мультипликационные и игровые картины шведского производства с интересом восприняли как дети, так и их родители. Тем более что некоторые истории повествуют о совсем недетских проблемах.
Фильм «Астрид» Фийоны Йонузи рассказывает о девочке-подростке. Ее отношения с матерью совсем не ладятся: ребенок так и норовит сбежать к друзьям. Во время прогулки с подругами Астрид крадет кролика из зоомагазина для своей знакомой. Наигравшись со зверьком, девочки не решаются забрать его домой и оставляют главной героине. Та, не придумав ничего лучше, оставляет кролика в мусоропроводе…
Вторая история под названием «Обед» Саны Ленкен переносит нас в клинику для больных анорексией. Подростки, которых привели лечиться родители, обедают в компании врачей. Единственное, о чем запрещено говорить, – это о еде, ведь многим трапеза дается нелегко.
Мультфильм «Я круглая» Марио Адамсона в интересной форме раскрывает философскую тему уникальности каждого человека. С детства общество пытается загнать человека в рамки, исправить, переделать. А если он остается собой, его не понимают и сторонятся. Каждый день он стоит перед выбором: измениться или остаться в меньшинстве?
Зал творческой лаборатории «Угол» впервые стал площадкой для показа параллельных программ Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Следующие показы детской программы «Тепло северного сияния» пройдут на площадке 10 и 11 сентября.
«Азиатская волна»
8 сентября показом фильма «Порт По-Ханг» (Южная Корея) завершилась внеконкурсная программа XI Казанского кинофестиваля «Азиатская волна». Представил программу известный киновед, автор журналов «Сеанс», «Другое кино» и «Искусство кино», лауреат премии Гильдии кинокритиков России Сергей Анашкин (Екатеринбург).
В «Азиатскую волну» вошли фильмы из Бангладеш, Южной Кореи и Китая. Картины, каждая из которых снята в своей национальной традиции, различны по жанру и рассчитаны на разную аудиторию.
Лента «Повозка» Ашрафула Алама (Бангладеш) будет понятна детям. Мелодрама «Река Или» китайского режиссера Ван Цзингуана и экзистенциальная драма «Порт По-Ханг» Мо Хён-шина созданы для взрослой аудитории. По словам киноведа, обе картины повествуют о семейных ценностях и гармонии взаимоотношений.
Музей советских игровых автоматов впервые стал площадкой для показа параллельных программ Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Причем, площадкой необычной: зрители здесь располагаются на специально оборудованной «кинолестнице», а фильм проецируется на белую стену. Это создает уютную атмосферу и располагает зрителей, среди которых в основном молодежь и семьи с детьми, к непринужденному общению.
Публикация подготовлена по сообщениям пресс-центра на сайте кинофестиваля
Фото с сайта фестиваля http://kazan-mfmk.com
Читайте в «Казанских историях»:
Определена конкурсная программа XI Казанского кинофестиваля
XI Международный фестиваль мусульманского кино: что будет вне конкурса
Премьера фильма «Белые цветы» состоится в рамках XI Казанского кинофестиваля
Важная аудитория любого фестиваля – журналисты
Звездная дорожка XI Казанского кинофестиваля мусульманского кино
Дневник XI Казанского кинофестиваля мусульманского кино: 5 сентября
Задача фестиваля – «разнести по миру гуманные идеи ислама» (репортаж корреспондентов «Казанских историй» об открытии фестиваля)
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 6 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 7 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 8 сентября
Завет отца: самое серьезное – это просто жизнь (о фильме «Под знаком любви. София Губайдуллина в Казани»)
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 9 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 10 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 11 сентября