Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 7 сентября
- 07 сентября 2015 года
За три фестивальных дня показана почти треть конкурсной программы, завершились конкурсные показы в двух номинациях: «Анимационный фильм» и «Короткометражный документальный фильм».
За это время 45 сеансов в кинотеатрах «Родина» и «Мир» посетили 7180 человек.
Особым успехом пользуются у зрителей Казанского кинофестиваля фильмы конкурсной программы. Даже утренние показы в кинотеатре «Родина» проходят при полных залах. Самый большой интерес традиционно вызывает игровое полнометражное кино.
«Побег из Москвабада»
Поддержку зрителей получила в Казани картина «Побег из Москвабада» режиссера Дарьи Полторацкой. Актуальность и острота проблемы взаимодействия мигрантов и коренного населения волнует многих кинематографистов. Об этом свидетельствует количество заявок, как в документальном, так и в игровом кино, приходивших на Казанский кинофестиваль в последние годы, отмечают организаторы.
На первый взгляд, фильм посвящен актуальной для современной России теме так называемых гастарбайтеров – легальных и незаконных мигрантов из стран бывшего СССР. Однако режиссер не согласна с такой интерпретацией. На встрече с журналистами она говорила о том, что это всего лишь повод для размышлений о взаимоотношениях между людьми. И зрители, которые фильм посмотрели, с ней согласятся.
Кинолента поднимает больше проблем, чем кажется на первый взгляд: одиночество в большом городе, жестокость людей по отношению друг к другу, потеря общего дома и необходимость обрести его вновь…
«Поднятая в фильме тема – одна из самых острых граней диалога культур. При этом, несмотря на агрессивность темы, режиссеру удалось уйти от эстетики насилия», – прокомментировала ранее фильм «Побег из Москвабада» программный директор Казанского кинофестиваля Альбина Нафигова.
В начале фильма – печально известная резня на подмосковной овощебазе, вызвавшая волну стихийных демонстраций с лозунгами: «Россия – для русских, Москва – для москвичей!».
Героиня фильма Маша несколько лет назад приехала покорять Москву из маленького города, а сейчас возглавляет оперативную группу Федеральной миграционной службы. В ее отдел направляют таджика Хасана, который добывает информацию о местах проживания незаконных мигрантов. Общаясь с ним, Маша понимает, что она сама ничем не отличается от нелегалов. Москва для нее – чужой город, который не желает быть для нее родным…
«Побег из Москвабада» – одна из первых работ Дарьи Полторацкой, известной как режиссер сериалов «Не родись красивой», «Кружева» и «Любовь как любовь», в большом кино.
Сценаристом выступил известный режиссер Юсуп Разыков, в прошлом участник Казанского кинофестиваля.
В главной роли снялась молодая актриса, дочь актера и режиссера Владимира Машкова Мария Машкова. Также в фильме приняли участие Джавахир Закиров, Никита Панфилов, Микаэл Джанибекян и другие актеры.
Операторская работа принадлежит Сергею Дандуряну, который мастерски вплетает в игровые сцены документальную хронику и репортажную съемку довольно жестоких сцен.
«Рудольф Нуриев. Рудик»
Интерес к татарстанским лентам в конкурсной программе Казанского кинофестиваля растет с каждым днем. Фильм Фарида Давлетшина «Рудольф Нуриев. Рудик» вызвал такой интерес, что его пришлось показать дважды. Количество зрителей, пришедших на премьеру, почти в два раза превзошло количество мест в зрительном зале.
Два года назад творческая группа во главе с казанским режиссером Фаридом Давлетшиным работала над документальным фильмом «Рудольф Нуриев. Прощание с Родиной».
«Именно тогда, – рассказал режиссер на презентации картины, – появилась мысль снять полнометражную игровую ленту про «летающего татарина».
«Рудольф Нуриев. Рудик» – это первая часть трилогии, посвященной легендарному танцовщику, – сказал Фарид Давлетшин, представляя фильм. – Наша картина – это попытка осмыслить Рудольфа Нуриева как личность, понять, как зарождалась и осуществлялась его мечта».
Фильм посвящен детских годам легендарного танцовщика. Сюжет байопика (фильм-биография) начинается с событий Великой Отечественной войны. Отец семейства Нуриевых – на фронте, а жена с тремя дочерьми и маленьким Рудиком находится в селе под Уфой. Создатели фильма точно передают атмосферу этого нелегкого периода: дети недоедают, страдают от холода, спят под одним одеялом на сколоченной из грубых досок деревенской кровати.
Ключевым событием в жизни героя становится поход в театр на балет. Что символично, всей семье удалось пройти на спектакль по единственному билету.
Рудик с первого взгляда влюбляется в танец – раз и навсегда. Родные приводят его в школу Анны Удальцовой, где мальчик делает первые успехи. Однако вернувшийся с фронта отец хочет видеть в единственном сыне не артиста балета, а будущего офицера…
Фильм снят по роману «Летающий демон» известного писателя, драматурга, общественного деятеля Татарстана Рабита Батуллы.
Фото Владимира Зотова
Фарид Давлетшин представил зрителям юного актера Игоря Маркова, сыгравшего Рудика в детстве. Мальчик учится в хореографическом училище и с малых лет бредит балетом, поэтому справиться с ролью ему не составило труда. Рудольфа в старшем возрасте сыграл профессиональный танцовщик Нурбек Батулла, выпускник Казанского хореографического училища, который в настоящее время заканчивает Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. По словам Фарида Давлетшина одаренный артист уже утвержден на роль в следующих фильмах саги о Рудольфе Нуриеве.
В съемках приняли участие известные казанские актеры, в том числе народная артистка РТ Нина Калаганова, артисты Татарского театра имени Тинчурина Ирек Хафизов и Гульчачак Хафизова.
Идеи для анимации можно найти повсюду
Программа пресс-мероприятий 7 сентября стартовала брифингом с режиссерами анимационных фильмов-участников конкурсной программы. О своих работах рассказали казанские аниматоры Сергей Киатров (мультфильм «Хвосты») и Даниил Файзрахманов («Салават купере»).
Герой мультфильма Сергея Киатрова – Ёжик – объясняет своим детям, каким образом у животных появились хвосты. В основу сюжета легла одноименная сказка классика татарской детской литературы Абдуллы Алиша.
Режиссер добавил, что идеи для анимации можно найти повсюду: и в сказке, и в музыке, и в образе национального героя.
«Главное – оставаться ребенком и не стареть», – отметил он.
По словам режиссера, фильм «Хвосты» учит детей взаимовыручке.
«Сказки «Татармультфильма» – простые и добрые. Этим они и отличаются от популярной американской анимации. Наша задача – представить татарскую культуру и побудить ребят читать национальную классику. Героев наших сказок печатают в учебниках, фильмы показывают на уроках татарского языка в школах», – добавил Сергей Киатров.
Как рассказал Даниил Файзрахманов, «Салават купере» (в переводе с татарского «Радуга») – это эксперимент киностудии Filmfay и Агентства по печати и массовым коммуникациям РТ «Татмедиа». Вошедший в конкурс Казанского кинофестиваля мультфильм – первая часть одноименного детского сериала. Главный герой мультфильма – Шуркэ, внук известного персонажа татарского фольклора Шурале – рассказывает о культуре родного Татарстана. В следующих сериях зрителей ожидают истории о Свияжске и Болгаре.
«Наш проект образовательный и развлекательный одновременно, таких в Татарстане немного», – подчеркнул режиссер.
В кадре – уникальная личность
Круглый стол с режиссерами-документалистами, чьи короткометражные работы вошли в конкурсную программу XI Казанского кинофестиваля, был посвящен истории создания фильмов, объединенных общей темой – внимания и уважения к конкретному человеку. В мероприятии приняли участие режиссеры из России, Финляндии и Ирана.
Несмотря на широкую географию картин (Россия, Финляндия и Иран) и различие затронутых тем, все работы можно объединить в главном. Режиссеры смогли показать, как простые, на первый взгляд, люди оказываются уникальными, сильными личностями.
Дебютная работа Екатерины Дорофеевой «Василий Ерошенко. Дорога к солнцу» рассказывает об одном из самых удивительных людей XX века. Ослепший в возрасте четырех лет, несмотря на свой недуг, Василий Ерошенко стал классиком японской литературы, талантливым музыкантом, признанным полиглотом. Он путешествовал по всему миру и учил слепых жить полноценной жизнью. Как призналась Екатерина Дорофеева, она очень прониклась его историей и во время работы над фильмом провела настоящее исследование жизни этого уникального человека.
Объектом исследования иранского режиссера Мохтара Намдара в картине «Дом в тумане» стала женщина по имени Сораия, которая живет одна в доме у подножия горы. Сораия ведет простую жизнь: ухаживает за скотом, тщательно убирается в доме.
«Как истинная мусульманка, она с большим трудом впускает кого-то в свой внутренний мир. Мне было очень трудно уговорить эту женщину сняться в фильме», – рассказал режиссер.
Герой фильма Елены Порошиной «Кял-Келе» Алексей Бахтияров также живет один, но ему доставляет истинное удовольствие общаться с природой – наблюдать за рекой, ветром, туманами.
«Наш фильм – это попытка посмотреть на мир глазами нашего героя, проникнуть в его мир, где иначе течет время. Он мало говорит, объясняется больше знаками, потому и наш фильм наполнен символами и метафорами», – поделилась режиссер.
Отшельник не боится диких зверей, и они не трогают его. Герой уникален и тем, что является последним представителем народности манси.
В третий раз участвует в Казанском фестивале режиссер Насур Юрушбаев. В этом году его фильм «Два узника: Джавид и Вальтер» – дань его уважения людям, прошедшим страшную войну и тяготы плена во время Второй мировой.
«Оба моих героя волей судьбы, попав в плен, провели несколько трудных лет на родине друг друга, теперь им обоим по 96 лет, но они находят в себе силы говорить об этом не с ненавистью, а с юмором, – рассказал режиссер. – Человека можно расстрелять, пытать и вешать, но нельзя уничтожить его изнутри. Об этом моя картина. А еще о том, как люди выживают благодаря своему оптимистичному отношению к жизни».
Картина «Священное наследие» имама мусульманской общины Финляндии, редактора журнала «Новости общины» Рамиля Беляева – это фильм о татарской диаспоре в Финляндии. Привить любовь к татарской культуре своим детям – это самое важное, так как со сменой поколения уходит история, считает режиссер.
«Проблема потери языка и традиций малыми народами очень актуальна», – говорит он. Этнический татарин, Рамиль Беляев считает, что наряду с сохранением языка необходимо сохранить и кухню, как часть культуры народа: «Утрата секретов кулинарии равносильна утрате языка».
Финские татары смогли сохранить национальную идентичность, поэтому в фильме Беляева можно видеть, как татары финской общины вместе готовят пермячи и эчпочмаки.
История иммигранта стала темой фильма Зуфара Хайруллина «На высокой ноте». Герой его ленты музыкант Айрат Ишмуратов и его жена Эльвира, уехавшие из Татарстана в Канаду, прошли нелегкий путь – от чужих в стране до равноправных членов общества.
«Мне всегда были интересны люди непохожие на других, исключительные. Герой моего фильма – очень сильный, волевой человек», – рассказал автор фильма.
В завершение круглого стола гости ответили на вопросы журналистов.
У молодых есть свой «Оскар»
7 сентября в кинотеатре «Мир» прошел специальный показ лучших короткометражных фильмов Student Academy Awards. Участники образовательного форума XI Казанского кинофестиваля «Время кино» увидели шесть картин, объединенных названием «Best Shorts: Студенческий Оскар-2014».
Картина «Пограничный патруль» режиссера Питера Бауманна больше всех заинтересовала участников воркшопа. В фильме рассказывается забавная история о двух немецких полицейских, которые патрулируют границу с Австрией. В день долгожданной спортивной игры они находят повешенного в лесу, но решают «перебросить» его на территорию соседей, чтобы не тратить время на разбирательства и успеть на игру…
На философский тон настроил зрителей мультфильм «Выше неба» о сражении обезьяны и журавля. Бурные обсуждения в зале вызвал немецкий игровой фильм «Ноцебо», посвященный тестированию нового лекарства на душевнобольных. Главный герой истории должен определить границу между реальным миром и галлюцинациями.
В программу вошли и основанные на реальных событиях картины – в частности, «Автострада» о трудностях миграции мексиканцев в США и «Белая земля», рассказывающая о жизни людей в Северной Дакоте.
Большое впечатление на участников форума «Время кино» произвел фильм-инсталляция «Колебания», сопровождающийся электронной музыкой.
Напомним, образовательный форум проводится в рамках Казанского кинофестиваля впервые. Итогом форума станет собственный короткометражный фильм по мотивам татарского фольклора, который будет представлен 11 сентября в день закрытия XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
Публикация подготовлена по сообщениям пресс-центра на сайте кинофестиваля
Фото с сайта фестиваля http://kazan-mfmk.com
Читайте в «Казанских историях»:
Определена конкурсная программа XI Казанского кинофестиваля
XI Международный фестиваль мусульманского кино: что будет вне конкурса
Премьера фильма «Белые цветы» состоится в рамках XI Казанского кинофестиваля
Важная аудитория любого фестиваля – журналисты
Звездная дорожка XI Казанского кинофестиваля мусульманского кино
Дневник XI Казанского кинофестиваля мусульманского кино: 5 сентября
Задача фестиваля – «разнести по миру гуманные идеи ислама» (репортаж корреспондентов «Казанских историй» об открытии фестиваля)
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 6 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 7 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 8 сентября
Завет отца: самое серьезное – это просто жизнь (о фильме «Под знаком любви. София Губайдуллина в Казани»)
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 9 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 10 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 11 сентября