Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Задача фестиваля – «разнести по миру гуманные идеи ислама»
- Любовь АГЕЕВА
- 05 сентября 2015 года
Церемония открытия XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино впервые проходила в здании Татарского театра имени Г. Камала, и оно оказалось более приспособленным для презентации кинофорума, чем «Пирамида».
Как и положено на кинофестивале, была звездная дорожка, о которой наша газета решила написать отдельно (Звездная дорожка XI Казанского фестиваля мусульманского кино).
Гостем фестиваля был Председатель республиканского парламента Фарид Мухаметшин
В театре была торжественнее обстановка, больше людей (к удовольствию публики в зал пустили всех желающих, и многим пришлось стоять, что их не испугало), театральная сцена четче фокусировала внимание зрителей на происходящем, а постановочной группе представления позволила создать яркое и стильное зрелище.
На многоуровневом подиуме, в котором меломаны узнали декорацию из спектакля Камаловского театра «Меня зовут Красный», хорошо смотрелись и певцы, и красивые девушки в красивых нарядах (показ моделей для обряда никах – мусульманского бракосочетания – совместили с художественными номерами); здесь было место и для солистов, и даже для танцев.
Подиум вращался, и это дало возможность не просто создать оригинальное место для исполнителей, но и спроектировать яркое сценическое пространство. Декорациями концерта послужили известные символы Казани – Кремль, башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф.
На церемонии разрешилась интрига, заявленная в СМИ в преддверии фестиваля. Было объявлено, что в 2015 году изменился памятный приз казанского кинофорума, но каким он будет, не сказали.
И вот мы его увидели. На экране – в реальном размере, на сцене – в образе обаятельных девушек, вынесших награды фестиваля для всеобщего обозрения. Их оригинальная одежда включала красивый головной убор и яркое платье, в целом представлявшие образ заветной статуэтки, обладателей которых мы узнаем только 11 сентября.
Вели церемонию открытия известный актер и певец Алексей Воробьев и актриса Татарского театра имени Тинчурина Резеда Саляхова, исполнительница главной роли в киноленте «Белые цветы».
А. Воробьев, сыгравший главную роль в фильме «Сокровища озера Кабан», порадовал гостей вечера казачьей песней про «серую шинель, зеленую пилоточку» и песней на татарском языке. Аккомпанировал сам, на гармошке.
На татарской песне к нему присоединился еще один музыкант. Естественно, после исполнения были овации… Значит, фильм смотрели многие.
Очень жаль, что даже журналистам не дают программу подобных церемоний. Хотелось бы назвать имена тех, кто придумал такое оформление сцены, кто написал сценарий, познакомить с исполнителями, в лице которых наши многочисленные гости видят многоликое искусство Татарстана.
Информация пресс-центра
Режиссером церемонии открытия и закрытия XI Казанского кинофестиваля стала Марина Костина, автор сценария – Маргарита Спецлоз.
В концертных номерах было очень много выдумки, как, например, танцовщик с огромной гармонью на груди.
Гостям наверняка был интересен танец джигитов времен Булгарского государства в ярких костюмах.
В честь 90-летнего юбилея легендарной картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» композицию-попурри под кадры немого фильма исполнил пианист Данияр Соколов.
Организаторы церемонии не жалели дыма, хотя порой он был явно излишен. На сцене было установлено несколько «пушек», которые время от времени «стреляли», добавляя еще одну краску в общую палитру праздничного вечера. А когда однажды они вдруг заработали не по сценарию, ситуацию спас Ф. Мухаметшин, заметив, что, возможно, это напоминание ему о регламенте выступления. В республиканском парламенте с регламентом не шутят…
Но главной была, конечно, не эта часть церемонии. Поздравить кинематографистов и любителей кино пришел Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.
«Отрадно, что из фестиваля в фестиваль расширяется не только география участников, но увеличивается и количество представленных на суд зрителя картин, – сказал он. – В то же время популярность и растущий авторитет фестиваля мусульманского кино налагают на нашу республику ответственность за достойное представление истинных ценностей ислама. Ведь фестиваль выполняет важную миссию – он призван разнести по миру гуманные идеи второй по численности последователей в России религии. Уверен, что Татарстан, успешно организовавший Универсиаду, Чемпионат мира по водным видам спорта, выигравший право провести у себя четвертьфинальные игры Чемпионата мира по футболу и Всемирный фестиваль рабочих профессий, укрепит свою славу и одного из столиц мирового кинематографа».
Ф. Мухаметшин зачитал приветствие врио Президента РТ Рустама Минниханова, который отметил, что казанский кинофорум получил широкую известность как фестиваль гуманного кино. Теперь это одна из визитных карточек современного, динамично развивающегося Татарстана.
«Сегодня столица Татарстана становится не только местом мировых спортивных соревнований, значимых культурных и образовательных форумов, но и центром международного кинофестивального движения. Убежден, Казанскому фестивалю предстоит долгая творческая жизнь», – говорится в приветствии Р. Минниханова.
С пожеланиями мира и добра обратился к гостям вечера президент XI Казанского кинофестиваля мусульманского кино, председатель Совета муфтиев России, муфтий шейх Равиль Гайнутдин. На этот раз его не было в Казани. Обращение муфтия зачитал его первый заместитель, председатель ДУМ Московской области Рушан Аббясов.
«Россия – евразийская страна, численность мусульман в которой самая большая в Европе. Мы можем гордиться, что многонациональный Татарстан является примером дружеских отношений между представителями разных вероисповеданий, примером построения диалога языком кино для стран и народов. Фестиваль собирает гостей со всего мира, чтобы через фильмы создать объективное представление об исламе и мусульманах в России и мировом сообществе», – говорится в послании президента фестиваля.
Эпиграфом кинофорума он посчитал слова восточного поэта Омара Хаяма: «Не искавшему путь вряд ли путь и укажут, постучись – и откроются двери к судьбе!».
После напутствия президента кинофорума Ф. Мухаметшин произнес заветные слова: фестиваль открыт!
Залп в честь открытия фестиваля
Напутствий в этот вечер было много. Председатель жюри Владимир Меньшов, которого публика встретила оглушительными аплодисментами, пожелал фестивалю новых открытий.
«Самое главное на кинофестивале происходит на экране, – сказал В. Меньшов. – Это чудо открытия – фильмов, актеров... Пожелайте нам, а мы пожелаем вам – открытий! Пусть они случаются! За это чудо... хотел бы выпить, но у меня в руках ничего нет... Получился тост! Я желаю чудес на экране!»...
С приветственным словом к коллегам и зрителями обратился актер и режиссер, заслуженный артист Узбекистана Рустем Сагдуллаев, исполнитель роли летчика, которого зрители запомнили как Ромео в легендарном фильме «В бой идут одни старики».
«Ромео» был нарасхват. С ним многие женщины захотели сфотографироваться
Продолжил «военную» тему в современном кинематографе Кирилл Плетнёв, в актерской карьере которого много фильмов о войне.
А вот почетный гость фестиваля – народный артист России, актер театра и кино Борис Клюев внес в атмосферу церемонии лирическую струю. Говорить много он не стал, просто прочитал два стихотворения: «О подвиге, о доблести, о славе» Александра Блока и «Девушка в голубом» Сергея Есенина.
Народный артист России, актер Александр Михайлов тоже читал стихи. В его исполнении прозвучало стихотворение Роберта Рождественского «На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький», а потом спел песню «От героев былых времен не осталось порой имен...» из кинофильма «Офицеры».
Гостям представили членов жюри, пригласив их на сцену. Кроме Владимира Меньшова, в него вошли 5 человек.
Эльёр Ишмухаметов известен зрителям по лирическим кинолентам «Нежность», «Влюбленные», «Какие наши годы!» и другим, а также по фильму «Юность гения» с Александром Абдулловым в главной роли. Эта картина включена во внеконкурсную программу «Литература широким планом» и будет показываться в кинотеатре «Родина». А в первый день фестиваля зрители уже увидели его картину «Гвоздь» с Александром Михайловым в главной роли.
Рашид Нугманов родился в Алма-Ате (Казахстан), в настоящее время живет во Франции. Он режиссер, сценарист, продюсер, художник, архитектор (по основному образованию) и общественный деятель. Учился в мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе. Режиссер и сценарист фильмов «Игла», «Дикий Восток», «Игла Remix».
Кстати, в 2007 году Рашид Нугманов получил в Казани свидетельство, подтверждающее, что он по материнской линии происходит из знатного татарского рода князей Мамлеевых.
Ильдар Ягафаров руководит киностудией «Татфильм». Он выпускник ВГИКа, в кино с 1995 года. У него много призов на разных фестивалях, но один имеет для него особое значение – призом отмечен фильм, который он снял на родном языке. Полнометражный фильм «Куктау» получил приз Гильдии кинопродюсеров на российском кинофестивале «Кинотавр» и Гран-при на фестивале в Германии. Его всероссийская премьера состоялась в 2006 году на телеканале «Культура».
Р. Нугманов – создатель более ста документальных, рекламных и корпоративных лент.
Украшение жюри – единственная дама, наша гостья из Латвии, хорошо знакомая советским зрителям прежде всего по фильму «Мираж» (1983). Кинодебют Мирдзы Мартинсоне состоялся в 1979 году. В ее творческой копилке роли в 38 советских фильмах. Последняя картина – «Единственный мой грех» – снята в 2013 году. Она актриса Художественного театра Риги.
Представление членов жюри завершилось традиционной процедурой - они получили по национальному головному убору.
Между приветствиями и выступлениями артистов зрителям представили фильмы конкурсной программы XI Казанского кинофестиваля, показав на экране краткие фрагменты из каждого.
Церемония не показалась длинной, но была весьма содержательна. Во время исполнения «Оды Татарстану» на сцену вышли все артисты, занятые в концерте.
Напомним: в конкурсной программе XI фестиваля мусульманского кино 51 фильм из 25 стран мира: Азербайджана, Алжира, Афганистана, Бахрейна, Германии, Египта, Индии, Ирака, Ирана, Италии, Канады, Кыргызстана, Норвегии, ОАЭ, Польши, Португалии, России, Таджикистана, Мексики и других. Всего было прислано более 700 заявок из 53 стран.
Победители получат 10 статуэток с эмблемой фестиваля – миниатюрной башней Сююмбике. Номинации фестиваля – полнометражный игровой фильмы: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая операторская работа, короткометражный игровой фильм и лучшая мужская роль в таком фильме; документальные ленты – полнометражная и короткометражная; анимационный фильм.
Еще будет несколько специальных призов, в том числе Президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве», специальный приз международной организации «Тюрксой».
6 сентября 2015 года
Фото Владимира Зотова
Сайт фестиваля http://kazan-mfmk.com
Читайте в «Казанских историях»:
Определена конкурсная программа XI Казанского кинофестиваля
Премьера фильма «Белые цветы» состоится в рамках XI Казанского кинофестиваля
XI Международный фестиваль мусульманского кино: что будет вне конкурса
Важная аудитория любого фестиваля – журналисты
Звездная дорожка XI Казанского фестиваля мусульманского кино
Задача фестиваля – «разнести по миру гуманные идеи ислама» (репортаж корреспондентов «Казанских историй» об открытии фестиваля)
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 5 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 6 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 7 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 8 сентября
Завет отца: самое серьезное – это просто жизнь (о фильме «Под знаком любви. София Губайдуллина в Казани»)
«Война непрощенных»: взгляд через 63 года
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 9 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 10 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 11 сентября
Диалог между народами и странами на языке кино - 11 серия (репортаж с церемонии закрытия фестиваля)