Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 10 сентября
- 10 сентября 2015 года
Завершается XI Казанский международный фестиваль мусульманского кино. День 10 сентября выдался очень напряженным. Показы конкурсной и параллельных программ фестиваля проходили в течение недели одновременно на шести площадках Казани.
Особое внимание публики и прессы было традиционно приковано к номинантам. Все конкурсные показы в кинотеатре «Родина» проходили с аншлагом, в период с 5 по 10 сентября здесь побывали более 12 000 зрителей.
Завтра в театре имени Г.Камала состоится торжественная церемония закрытия кинофорума, на которой будут объявлены имена победителей.
Фильмы со всего мира
Свои оценки конкурсной программы XI Казанского кинофестиваля озвучили сегодня журналисты-кинокритики федеральных и иностранных изданий на круглом столе в пресс-центре кинофорума. В нем приняли участие арт-директор фестиваля Альбина Нафигова и татарстанские журналисты. Модератором выступил представитель оргкомитета Казанского кинофестиваля Михаил Похваленый.
Наши гости не поскупились на комплименты в адрес участников фестиваля, что, кстати сказать, бывает полезно, особенно для начинающих кинематографистов. По мнению некоторых выступавших, Казанский кинофестиваль открывает фильмы, которые могут стать классикой кинематографа.
«Задачи Казанского фестиваля непростые: отобрать кино со всего мира. И не всегда получается сделать ровную конкурсную программу. В этом году очень удачный конкурс: почти все картины – шедевры», – отметила московский журналист и блогер Дарья Митина, открывшая дискуссию. – Я неоднократно говорила и не побоюсь повторить это сейчас: Казанский кинофестиваль – один из лучших мировых фестивалей и, наверное, первый – среди российских. Это не попытка сказать неуклюжий комплимент. Мне есть с чем сравнить. И каждый раз репутация фестиваля подтверждается в Казани».
Говоря о программе, кинокритик сказала, что ее порадовал иранский кинематограф, традиционно представленный в конкурсе кинофорума. Однако, по ее мнению, недостаточно представлен арабский мир, «откуда сегодня идет много вызовов».
Особое внимание участники круглого стола уделили иракскому фильму «Лицо в пепле», назвав режиссера Шахавана Идреса «иракским Кустурицей».
«Вообще кинематограф Ирака на фестивале – для меня огромный сюрприз. Страна после военного конфликта фактически не существует, а здесь такой замечательный фильм. Он меня очень вдохновил, – подчеркнула Дарья Митина. – Как говорят сами курды, у нас нет государства, но есть свое кино. Кажется, Казанский фестиваль это впервые заметил».
«Иранцы обычно болезненно воспринимают фильмы Ирака. Это наследие войны, которая продолжалась почти десятилетие. Но фильм об иракских курдах «Лицо в пепле», события которого проходят на фоне этой войны, сделан очень тонко, почти изящно», – это мнение московского журналиста-востоковеда, представителя радиостанции «Голос Ирана» Аиды Соболевой.
Она сказала, что впервые приезжала на фестиваль в 2007 году как режиссер документального фильма «Благословенна земля персидская», поделилась впечатлениями от работы уже в качестве журналиста.
«На этом фестивале я отдыхаю душой: здесь очень хорошая нравственная тональность в фильмах. А поднятые проблемы не все связаны с исламом, это общечеловеческие вопросы. Как представитель «Голоса Ирана» я очень рада, что на фестивале достойно представлены фильмы этой страны», – подчеркнула Аида Соболева.
Альбина Нафигова отметила, что принципиальная позиция фестиваля – открывать новые имена. «Без границ» иранского режиссера Амирхуссейна Азгари – это совершенной иной Иран, неожиданный. Мы стараемся поддерживать все свежее», – добавила арт-директор фестиваля.
Член Союза журналистов России, корреспондент «Российской газеты» Светлана Мазурова (Санкт-Петербург) сказала, что фестиваль оставил много впечатлений:
«Здесь открываются такие имена – режиссеры Ирака, Азербайджана… Мы никогда бы не увидели эти фильмы!».
Слова благодарности кинокритиков получила «нетипичная» индийская картина доктора Биджу «Имена неизвестны», а «неожиданным знакомством» названа работа Мостафы Сарвар Фаруки «История о муравьях» (Бангладеш).
Казанские журналисты поинтересовались у федеральных коллег, возможен ли, на их взгляд, коммерческий успех представленных в конкурсе картин. Можно ли сказать, у каких фильмов может быть успешная прокатная судьба?
Здесь мнения киноведов разделились. Так, по словам Дарьи Митиной, потенциально такие фильмы есть. Но, по ее мнению, главная особенность Казанского кинофестиваля – это его некоммерческая направленность. Сюжеты многих картин лежат в сфере нравственности, они развивают объективное историческое мышление, но, к сожалению, современная аудитория в основном предпочитает развлекательный кинематограф.
Аида Соболева подчеркнула, что как раз отсутствие коммерциализации и отличает татарстанский фестиваль от многих других. Она предрекла коммерческий успех только фильму «Гвоздь» Эльёра Ишмухамедова.
Кстати, в рамках внеконкурсных просмотров был включен фильм этого режиссера «Юность гения» с Александром Абдулловым в главной роли.
По мнению казахского журналиста Зухры Табаевой, фильм киргизского режиссера Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка» изначально рассчитан на массового зрителя: «Это очень красивая историческая драма, с прекрасными костюмами и массовыми сценами». Прокатную судьбу, по словам журналистки из Казахстана, может получить фильм «Лицо в пепле».
«Мне отрадно, что все спикеры, имея разные взгляды на кино, сошлись в одном: Казанский кинофестиваль проходит на очень высоком уровне», – подытожил Михаил Похваленый.
В завершение круглого стола Альбина Нафигова рассказала гостям фестиваля, что организаторы фестиваля намерены обеспечить хотя бы ограниченный прокат некоторых лент.
Если решить трудные вопросы авторского права, их можно показать на телеканале ТНВ. Поскольку он спутниковый, фестивальные картины могут увидеть во многих странах.
Следом за кинокритиками за круглым столом в пресс-центре кинофестиваля собрались режиссеры и члены творческих групп игровых полнометражных лент, показы которых завершились накануне.
С думой о мире и спокойствии в наше беспокойное время
О своих фильмах рассказали режиссер, сценарист и продюсер трагикомедии «Лицо в пепле» Шахаван Идрес (Ирак), продюсер фильма «Без границ» Моджтаба Амини (Иран), режиссер картины «Колодец» Мансур Васати (Узбекистан) и директор Департамента кинематографии при Министерстве культуры и туризма Кыргызской Республики Мукталы Бектеналиев, представивший эпичную драму своего соотечественника Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка. Королева гор».
Круглый стол с создателями полнометражных игровых лент завершил показ конкурсной программы XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Свои фильмы здесь представили кинематографисты из Ирана, Ирака, Узбекистана и Кыргызстана.
Режиссер, сценарист и продюсер фильма «Лицо в пепле» Шахаван Идрес, предваряя рассказ о создании фильма, поблагодарил организаторов фестиваля и отметил, что восхищен гостеприимством казанцев.
«Лицо в пепле» рассказывает историю о том, как в день свадьбы военные привозят гроб с телом погибшего солдата. Веселье должно перерасти в похороны, но выясняется, что погибший – не мусульманин, а значит, не может быть сыном этого семейства. Единственная христианская семья в деревне также не уверена, что это их сын.
Поиски истины перерастают в спор отца-мусульманина и отца-христианина о том, по какому обычаю следует похоронить тело.
«Наш народ устал от войны и от горя, и мне захотелось снять свой фильм так, чтобы в нем было место улыбке», – объяснил режиссер появление в фильме комических ситуаций.
Нетипичный взгляд на войну глазами детей представляет иранский фильм «Без границ». О нем рассказал продюсер Моджтаба Амини. События в нем происходят на границе Ирака и Ирана. Главный герой – мальчик, рыбачащий на заброшенном корабле в нейтральных водах до тех пор, пока на островке его покоя и уединения не появляются люди. Они говорят на разных языках, но, тем не менее, находят точки соприкосновения и начинают понимать друг друга.
«Своим фильмом мы хотели донести мысль о том, что главное для всех людей – спокойствие и мир на земле. И кто, как не дети, невинные жертвы войны, могут рассказать о том, что война – это зло. Мы надеемся, что люди, посмотревшие фильм, почерпнули для себя много пользы», – подчеркнул Моджтаба Амини.
Стоит включить телевизор, как сразу понятно, что сегодня мир и спокойствие – это, пожалуй, самая сокровенная мечта всех людей и народов.
Продюсер фильма «Без границ» тоже выразил благодарность казанскому зрителю, который очень тепло принял его работу: «Реакция аудитории нам очень важна, а такой интерес к нашему творчеству говорит о том, что наши усилия были не зря».
Узбекский режиссер Мансур Васати рассказал о долгом создании фильма «Колодец», герой которого роет колодцы и этим «приносит людям жизнь и счастье».
«Первый раз этот сценарий попал мне в руки семь лет назад. Мы много над ним работали, шлифуя драматургию, доводя до совершенства диалоги. Я очень рад, что наши труды вознаграждены: наш фильм здесь, на фестивале, в конкурсной программе», – отметил он.
Фильм Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка». Королева Гор» представил директор Департамента кинематографии при Министерстве культуры и туризма Кыргызской Республики Мукталы Бектеналиев. По его словам, фильм о славной правительнице, объединившей разрозненные племена киргизов, пользуется большим успехом на родине. Тепло была принята масштабная картина с обилием массовых батальных сцен и казанским зрителем. Над его созданием работала большая команда сценаристов, историков, искусствоведов, научных деятелей. Фильм снимался два года и был создан на весьма скромные для такой картины средства.
«Отрадно, что образ легендарной народной героини совпал с образом, воплощенным на экране», – закончил свое выступление Мукталы Бектеналиев.
Миляуша Айтуганова: «Мы хотим экранизировать всю татарскую классику!»
Программу показов в кинотеатре «Родина» завершила премьера фильма «Белые цветы» Рената Аюпова. На премьеру картины, снятой по одноименному роману Абдурахмана Абсалямова, пришло так много народу, что пришлось организовать показ во всех пяти залах кинотеатра одновременно, но и этого оказалось недостаточно. Некоторые зрители смотрели экранизацию любимого романа стоя или сидя на ступеньках лестниц и на полу.
«Вы видите, какой сегодня ажиотаж! Это говорит о том, что национальную классику нужно экранизировать. И первая ласточка – это фильм «Белые цветы», – отметила на пресс-конференции после показа генеральный продюсер телерадиокомпании «Новый век» Миляуша Айтуганова.
Она рассказала, что показанная лента – «фестивальная» версия десятисерийного фильма для телеканала ТНВ. Она посвящена трудовым будням врачей. Постоянная борьба за человеческую жизнь становится основой сюжета, вторую линию которого составляет история любви Гульшагиды и Мансура.
Зрители очень тепло восприняли картину и переживали за героев, не сдерживая эмоций. После показа под аплодисменты и крики «браво» к зрителям вышли члены творческой группы.
«Большая творческая команда работала над картиной в течение года. Этот фильм стал возможным только благодаря тому, что в республике есть государственная программа сохранения языков народов Татарстана. Мы будем работать и дальше».
По мнению Миляуши Айтугановой, интерес, который казанцы проявили к «Белым цветам», говорит о том, что татарская классика востребована и ее стоит перевести на киноформат.
По горячим следам, сразу за показом, создатели фильма ответили на вопросы журналистов. В пресс-конференции приняли участие, кроме продюсера картины ее режиссер Ренат Аюпов, исполнитель роли профессора, народный артист РСФСР Азгар Шакиров, актриса Татарского театра имени Тинчурина, исполнительница роли Гульшагиды Резеда Саляхова, а также внучка автора романа – Абдурахмана Абсалямова Альбина.
«Эту книгу в Татарстане знают, наверное, все. Мы волновались, как это получится, переживали «по-доброму». Могу сказать, что получилось максимально близко к тексту», – сказала Альбина Абсалямова.
В ходе беседы с журналистами выяснилось, что на роль Гульшагиды искали поющую актрису, так как по сценарию она поет несколько песен. Резеду Саляхову утвердили со второго раза.
«У Резеды есть та естественность, которая нужна в кино, она умеет переключаться с театральной игры на ту, которая нужна для камеры», – отметил Ренат Аюпов.
Азгар Шакиров поделился впечатлениями от фестивальной версии «Белых цветов»:
«Я посмотрел этот фильм сейчас в первый раз. Абсолютно точное попадание!».
Семен Стругачев: «Роль в фильме «Вкус Америки» стала для меня этапной!»
В кинотеатре «Киномакс» (ТРК «Тандем») прошла презентация драмы российского режиссера Ефима Глебова «Вкус Америки». Картину в рамках внеконкурсной программы XI Казанского кинофестиваля представили продюсер Александр Любельский и народный артист России Семен Стругачев, исполнивший в фильме главную роль. Он подчеркнул, что роль Алика для него – этапная.
«Вся Россия воспринимает меня как героя фильма «Особенности национальной охоты». Но как только я прочел повесть Улицкой, сразу решил, что эта история про меня, – поделился со зрителями актер. – Поэтому фильм мне бесконечно дорог. Я сделал для него все от меня зависящее: выучил английский язык для съемок в Америке, научился танцевать танго, даже похудел на 15 кг за десять дней!».
По словам Александра Любельского, у картины – сложная судьба. Фильм начали снимать в 2007 году «на деньги друзей», но из-за кризиса работу пришлось отложить до 2014 года.
Картина снята по повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны», и смерть действительно присутствует в картине… Фильм можно назвать философской сагой о бренности мира и любви. Между тем, «Вкус Америки» оставляет послевкусие, которое можно обозначить строками из известного пушкинского стихотворения: «Мне грустно и легко; печаль моя светла».
Герой Семена Стругачева Алик – художник, русский эмигрант в Америке, который не просто обожает женщин, а буквально притягивает их к себе, словно магнит – монеты. Дом его всегда полон гостей, с большинством из которых он едва знаком.
«Он – первый взрослый, которого я встретила, и кто не идиот», – восхищается шестнадцатилетняя героиня. «Я стала взрослой, а он нет!», – говорит одна из любимых женщин Алика.
Зрители тепло приняли фильм. После показа актер и продюсер ответили на вопросы публики.
В кинотеатре «Мир» продолжается образовательный форум «Время кино». 10 сентября с молодыми кинематографистами встретился киновед, психолог, преподаватель КазГУКИ Антон Шутов, который рассказал будущим режиссерам и сценаристам о психологическом воздействии кинематографа на зрителя.
11 сентября форум «Время кино» будет закрыт показом короткометражного фильма, снятого участниками лаборатории всего за 6 дней.
Публикация подготовлена по сообщениям пресс-центра на сайте кинофестиваля
Фото Владимира Зотова
Читайте в «Казанских историях»:
Определена конкурсная программа XI Казанского кинофестиваля
Премьера фильма «Белые цветы» состоится в рамках XI Казанского кинофестиваля
XI Международный фестиваль мусульманского кино: что будет вне конкурса
Важная аудитория любого фестиваля – журналисты
Звездная дорожка XI Казанского фестиваля мусульманского кино
Задача фестиваля – «разнести по миру гуманные идеи ислама» (репортаж корреспондентов «Казанских историй» об открытии фестиваля)
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 5 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 6 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 7 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 8 сентября
Завет отца: самое серьезное – это просто жизнь (о фильме «Под знаком любви. София Губайдуллина в Казани»)
Дневник Казанского фестиваля мусульманского кино: 9 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 10 сентября
Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 11 сентября