Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1918Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Два дня с именем Василия Аксенова

19 и 20 августа в Казани проходил большой литературный праздник, ставший с 2007 года традиционным.

 «Аксенов-фест» нынешним летом приурочили к двум юбилеям, связанным с нашим земляком – писателем Василием Аксеновым. Во-первых, ему исполнилось бы 90 лет (Василий Аксёнов: «Прогулки по этим местам напомнили мне мою юность»; Василий Аксёнов - одинокий бегун на длинные дистанции), во-вторых, фестиваль, на открытии которого он присутствовал лично, уже 15-м по счету.

Мне не удалось быть на фестивале, так что могу сделать только информационный обзор по публикациям, которые прочитала в СМИ.

Фестиваль проводит Дом-музей Василия Аксенова при поддержке Мэрии Казани. Соорганизатор – редакция журнала «Октябрь». Его главный редактор Ирина Барметова – координатор литературного праздника в Казани и непременный его гость.

Увы, гостей на фестивале с каждым годом становится все меньше. Ушли вслед за Аксеновым его друзья: Белла Ахмадуллина, Анатолий Гладилин, совсем недавно, в 2020-м, Александр Кабаков. Он был вместе с ними на первом фестивале в 2007 году («Надо жить, как бы танцуя свинг»).

На этот раз кроме Ирины Бамбетовой, приезжали главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, известный джазовый музыкант Игорь Бутман, слышать которого могли участники торжественной церемонии вручения премии «Звездный билет» в Ратуше.

Не мог не приехать писатель, президент русского ПЕН-центра Евгений Попов, хотя наверняка ему уже трудно собраться в такое путешествие. Причем он не был просто гостем – на творческих встречах с казанцами провел презентацию фильма, посвященного 90-летию Василия Аксенова, и книги «Фазиль», посвященной писателю Фазилю Искандеру, выступал на других мероприятиях.

На этот раз фестиваль значительно расширил свою аудиторию, переместившись с уютного, но очень маленького по размерам зала Дома-музея, на другие культурные площадки города.

Начался фестиваль в Доме-музее Василия Аксенова. Современные информационные технологии позволяют втянуть в его орбиту даже тех, кто за десятки километров от Казани. С помощью интернета участники фестиваля могли пообщаться с директором Дома-музея Максимилиана Волошина Ириной Мирошниченко. «Культурный мост Казань – Крым (Коктебель) как встреча двух музеев был посвящен 90-летию Василия Аксенова.

В Национальной библиотеке РТ были задействованы не только большой зал, но и другие открытые пространства. Здесь состоялась презентация ранее неопубликованных писем Василия Аксенова. Открылось несколько выставок.

Выставка «Письма в Казань. Документы. Фотографии. Письма» была организована Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына и Домом-музеем Василия Аксенова.

 «Василий Аксенов. Фотографии разных лет» – так назвал свою фотоэкспозицию заслуженный деятель искусств РТ, член Союза художников РФ, почетный член Союза фотохудожников РФ Фарит Губаев. Он снимал гостя Казани в самых разных обстоятельствах – на встрече Василия Павловича с журналистами «Вечерней Казани» в ноябре 1989 года, на первом фестивале «Аксенов-фест» в 2007-м…

На встречу с Аксеновым пришли не только вечеркинцы. Кабинет редактора Андрея Гаврилова был набит, как говорится, под завязку. Он тогда не мог не прийти на четвертый этаж издательства. В 1988 году «Вечерка» опубликовала автобиографический роман «Крутой маршрут» его матери – Евгении Гинзбург. Это было драматическое повествование о 18-ти годах тюрем, лагерей и ссылок, которое потрясали своей беспощадной правдивостью, вызывали глубочайшее уважение к силе человеческого духа, который не сломили страшные испытания. Рукопись была любезно предоставлена казанским коллегам редакцией латвийского литературно-художественного журнала «ДАУГАВА», который начал печатать «Крутой маршрут» в июльской книжке.

В редакционном архиве «Казанских историй» нет снимка Фарита Губаева о той встрече в редакции. Это фото Владимир Зотова

В октябре 2007 года Аксенов отмечал свое 75-летие, презентовал новый роман «Редкие земли», встречался с читателями, посетил Арское кладбище, где похоронен его отец, навестил сохранившиеся стены дома, где провел детские годы.

Встречу писателя с этим домом можно видеть на снимках Губаева. Дом, который увидел знаменитый гость, где в советское время были «коммуналки», сломали, но на этом месте был выстроен деревянный особняк, где сейчас находится небольшой музей Аксенова, который стал популярной культурной площадкой города (Остров Аксенов: в Казани воссоздан дом, где писатель провел детство и отрочество).

Выступает Ирина Аксенова, главная хозяйка фестиваля

Возможно, кто-то нашел на фотографиях Губаева себя, поскольку часто в кадре не только знаменитый писатель, но и его благодарные читатели. Выставка занимает мало места, но автор так удачно воспользовался этим пространством, что снимков в экспозицию вошло очень много.

Своими впечатлениями о выставке, об Аксенове поделились Евгений Попов, Ирина Барметова, профессор Энгель Тагиров, доктор юридических наук Максим Андреев, профессор Казанского юридического института МВД России, учредитель и генеральный директор издательского дома «Логос» имени академика В.И. Андреева. Именно в этом издательском доме увидел не так давно свет фотоальбом Фарита Губаева «Искусство присутствия».

На книжной выставке были представлены произведения Василия Аксенова разных лет («Аксенов-фест рекомендует») и книги друзей писателя: артистов, режиссеров театра и кино, писателей, художников, музыкантов («Писатель и его ближний круг»).

На презентации книги «Фазиль» люди слушали Евгения Попова, сидя на ступеньках лестницы, соединяющей главное здание с пристроем. Любители литературы узнали о трех книгах, рассказывающих о трех Василиях (Фазиль Абдуллович Искандер, автор абхазской саги «Сандро из Чегема», был крещен как Василий).

Пользуясь случаем, Евгений Анатольевич рассказал не только о Фазиле Искандере (книгу о нем Евгений Попов написал вместе с поэтом Михаилом Гундариным), но и о Василии Шукшине (читайте отрывок из рукописи его новой книги о Василии Макаровиче в сентябрьском номере журнала «Казань»), Василии Аксенове. Можно было также послушать фрагменты книги «Аксенов», которую написали Александр Кабаков и Евгений Попов.

Презентация 20-минутного фильма проходила в большом зале библиотеки. Его создал сын Василия Аксенова Алексей. Это киноповествование о том, как в Москве появилась мемориальная доска в память о нашем знаменитом земляке. Это случилось совсем недавно, к его 90-летию, за несколько дней до отъезда Евгения Анатольевича в Казань.

Напомню, как проходила церемония открытия мемориальной доски, для тех, кто просмотрел это сообщение в СМИ. Доска установлена на доме 21 по Красноармейской улице, где Аксенов жил с 1967 по 1981 годы, вплоть до эмиграции в США.

На торжественную церемонию пришли порядка 30 человек — они возложили к мемориальной доске розы и гвоздики. Присутствовали также близкие, друзья и коллеги Аксенова, в том числе писатель Евгений Попов, театральные режиссеры Марк Розовский и Михаил Левитин, кинорежиссер Евгений Цымбал и другие, а также академик Российской академии художеств Борис Мессерер.

«У Василия Павловича Аксенова была страсть к свободе, которую он стремился передать своему поколению и всему нашему народу... Поэтому возвращение Аксенова имеет принципиальное значение», — отметил Марк Розовский.

«Аксенов – это музыка, джаз. Аксенов – это спорт, бег и баскетбол. Языку, музыке, спорту присущи свободное пространство творчества, имитация и дерзость. Все эти качества были у самого Аксенова. Он дерзнул в то время писать о современности, о нелакированной действительности, о молодежи, неудобной для власть имущих. Но он всегда верил в то, что всегда, в любую эпоху возникнет человек эпохи Ренессанса, и эпоха изменится», — заключила Ирина Барметова.

На церемонии не обошлось без джазовых композиций на саксофоне, которые, как отметили близкие писателя, Аксенов очень любил.

Идея о мемориальной доске к 90-летию друга пришла к Евгению Попову и Александру Кабакову два года назад. После кончины Кабакова довольно сложной работой по организации всего процесса пришлось заниматься одному Попову. Эскиз портрета на доске сделал по его просьбе художник Борис Мессерер, хорошо знакомый нам по выступлению в Казани после издания книги о жене «Промельк Беллы» — книга воспоминаний о Белле Ахмадуллиной«. Нашлись и деньги – был продан на аукционе раритетный выпуск альманаха «Метрополь».

Организаторы не стали делать вид о том, что у Аксенова в нашей стране были сплошь поклонники. В программе было два события, которые напомнили о том, что были у него не только читатели, не принимавшие его героев и его стиля, но и недруги.

«Облискурация Аксенова. Беседа с автором без автора» – так назывался разговор с Ириной Барметовой. В какой-то степени эта тема была затронута и на творческой встрече с прозаиком и поэтом Максимом Замшевым, названной довольно провокационно – «Мертв ли Аксенов?».

В Национальной библиотеке прошли творческие встречи с главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым и редактором журнала «Октябрь» Ириной Барметовой, а также книжный блиц с Денисом Осокиным, первым лауреатом премии «Звездный билет».

Каждый посетитель библиотеки мог принять участие в необычной акции «Напиши письмо Аксенову»: у входа в конференц-зал был установлен стол с пишущей машинкой эпохи Аксенова, где посетители могли адресовать писателю письмо и получить ответ от его друзей и коллег – участников фестиваля.

Ближе к вечеру у здания библиотеки, на террасе, обращенной к Казанке, при большом скоплении народа прошел творческий вечер журнала «Казань» с необычным названием «Текст и музыка».

Звучали не только тексты, но главным образом любимая музыка писателя, любимые джазовые стандарты, которые фигурировали и в его повестях. Саксофонист Евгений Соколов, который выступает практически на всех творческих вечерах журнала, на этот раз сопровождал выступление известной джазовой певицы Лилии Чугуновой.

Далее цитата из репортажа на сайте журнала:

«К музыкальному «батлу» присоединился и незрячий пианист Владимир Ненастин.

Особенно тепло встречала публика трио худрука оркестра La Primavera Рустема Абязова, скрипачки Анастасии Селивановой и пианистки Елены Лось. Рустем Абязов и раньше тесно сотрудничал с журналом «Казань». Но за последнее время эта связь сильно укрепилась — не вышел еще ни один выпуск, в котором не фигурировал бы Абязов. Также он желанный гость и участник концертных программ-презентаций издательства.

«Я затеял цикл под названием „Эскизы мемуаров“. В соответствии с тематикой номера описываю воспоминания из своей жизни. Может быть, когда-нибудь выйдет книга», — заметил он.

В этот вечер не обошлось и без поэзии современных писателей, отрывков из малоизвестных произведений Аксенова, в разные годы публиковавшихся на страницах журнала».

Первый день фестиваля завершился в Ратуше, где состоялось вручение литературно-музыкальной премии «Звездный билет».

На этот раз премия вручена журналу «Казань». Событие было для большинства неожиданным, хотя и вполне закономерным.

Неожиданным – потому, что до этого премия «Звездный билет» присуждалась только конкретным людям, закономерным – потому, что журнал «Казань» имеет самое непосредственное отношение не только к фестивалю, будучи, как теперь говорят, его информационным спонсором, но и к Аксенову. Здесь печатались воспоминания его отца – Павла Аксенова, бывшего казанского градоначальника. Журнал рассказывал о Василии Павловиче не в одной своей публикации. Кажется, здесь публиковался фрагмент романа «Ленд-лизовские». И на вечере в Ратуше не могли не вспомнить с благодарностью о Юрии Балашове, первом редакторе «Казани».

На снимке Василий Аксенов, Юрий Балашов и Айсылу Мирханова

Нашлось что сказать о писателе и его преемнице – Альбине Абсалямовой: Василий Аксенов был близким другом членов ее семьи, в том числе ее дяди – основателя ансамбля «Арсенал» Алексея Козлова. Напомню, знаменитый саксофонист был участником первого «Аксенов-феста».

Второй день фестиваля, 20 августа, начался с утра в сквере Аксенова с посадки символичного для всего творчества Аксенова растения – тамариска. Он написал о нем в романе «Редкие земли». Мы не знаем, какой вид растения выбран организаторами фестиваля – тамариск бывает вечнозеленым и листопадным. Наверное, все-таки вечнозеленый. Такой, какой был изображен на белой ленте, которую получил каждый участник вечера в Ратуше.

Вот как писал Аксенов о тамариске в романе:

«Удивительные деревья! Представьте себе корявые и темные стволы с кронами нежнейшей светло-зеленой хвои. Многие из этих стволов, если не большинство, выглядят так, будто они уже давным-давно отжили свой век, будто изъедены изнутри то ли паразитами, то ли какими-то чрезвычайно тяжелыми многолетними переживаниями». 

Замечу, тамариск для писателя стал основой для метафоры:

«При чем тут комсомол, удивится читатель, и нам тут останется только развести руками. Как так при чем? Ведь именно на корявых стволах уродливой идеологии произрастала в течение стольких десятилетий наша молодежь».

Не будем в информационном материале комментировать этот образ. Он так думал, и у него были на это основания. Человек, оставшийся в раннем детстве без родителей, которых репрессировали, имел право на самый строгий приговор государству, в котором это случилось.

В парке «Черное озеро» прошел литературно-музыкальный вечер «Казань Василия Аксенова», который был завершающим в программе «Аксенов-феста». Известные актеры читали воспоминания об эпохе Василия Аксенова, выступали музыкальные коллективы, русские и татарские поэты из Казани. Хедлайнером вечера была группа Gauga.

Казанский театр юного зрителя показал в рамках фестиваля спектакль «Приключения Гены Стратофонтова», поставленный по мотивам двух повестях Василия Аксёнова «Мой дедушка – памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит» (Путешествие, которого не было: Василий Аксенов в ТЮЗе).

 На фестивале от «Казанских историй»

была аккредитована Роза Садриева. Снимки в тексте в основном ее

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить