Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Чародей оперетты» глазами студентов Казанской консерватории
- 08 декабря 2022 года
«Чародей оперетты» - так назывался концерт, который проходил на большой сцене Государственного концертного зала имени Салиха Сайдашева 8 декабря.
Выступали солисты оперной студии Казанской консерватории (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РТ Альфия Заппарова) и оркестр народных инструментов этого вуза (художественный руководитель и дирижер - заслуженный деятель искусств РТ Рустем Рахматуллин).
Это было начало первого музыкально-просветительского фестиваля «Это классика!», который проводит Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова (художественный руководитель фестиваля – ректор консерватории, профессор Вадим Дулат-Алеев).
Были исполнены фрагменты из оперетт классика этого жанра Имре Кальмана, юбилей которого, 140-летие со дня рождения, отмечается в нынешнем году. Произведения Кальмана в сегодняшней культурной афише Казани – редкость. Хотя в истории Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля есть и «Сильва», и «Цыган-премьер», и «Фиалка Монмартра».
Кстати, в роли Эдвина в одноименном фильме-мюзикле 1944 года казанцы видели знаменитого Нияза Даутова (1913-1986), который в 1956-1960 и 1975-1986 годах был художественным руководителем и главным режиссёром Татарского театра оперы и балета.
Стоит отметить, что оперная студия консерватории не впервые представляет казанцам классическое наследие Имре Кальмана. «Фиалка Монмартра» (2003), «Сильва» (2013) и «Принцесса цирка» (2017 и 2019) были представлены зрителям как полноценные спектакли.
Виолетта Ченина - Фиалка
В зале БКЗ 8 декабря был аншлаг. Чтобы услышать чарующие мелодии из оперетт «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Принцесса цирка», которые знакомы не только знатокам музыкальной классики, пришли люди всех возрастов. Их не смущало то, что исполнители еще только учатся, что возможны какие-то отрицательные эмоции в связи с этим. И артисты их не подвели.
Назвать всех исполнителей невозможно – их было много. Отметим хотя бы тех, кто был занят в нескольких сценах. Динара Шарафетдинова зрители увидели в «Фиалке Монмартра» и «Принцессе цирка», причем в последней оперетте – в трех номерах. Естественно, зрители его заметили, что можно было понять по аплодисментам. Динар спел веселую песенку Офицера. Дуэт Нинон и Рауля из оперетты «Фиалка Монмартра» он исполнил с Ольгой Хайруллиной, дуэт Пеликана и Мадам - с Полиной Зиннатовой, дуэт Мистера Икс и Теодоры – с Элизой Насыровой. В первых сценах концерта Элиза была Сильвой Вареску.
Дуэт Пеликана и Мадам - Динар Щарафетдинов и Полина Зиннатова
А в сценах из оперетты «Принцесса цирка» мы увидели сразу двух Мистеров Икс - Динара Шарафетдинова и Евгения Шорникова, который исполнил знаменитую арию человека в маске.
Прозвучали в этот вечер и незнакомые мелодии: оркестр под управлением дирижера Алмаза Зарипова исполнил Увертюру к оперетте «Марица», Алина Хуснутдинова спела арию Марицы. Песню Пали Рача из оперетты «Цыган-премьер» исполнил Николай Поляков (партия фортепиано - Луиза Загидуллина, партия скрипки - Азат Нургаянов). Арии Раджами и Одетты из оперы «Баядера» прозвучали в исполнении Руслана Закирова и Сюмбель Киямовой. Вместе с Евгением Шорниковым Сюмбель также исполнила дуэт Тони и Мари из «Принцессы цирка».
Алина Хуснутдинова
Концерт был срежиссирован как единый спектакль, в котором музыкальные номера органично сменяли друг друга. Порой на сцене находились герои сразу двух оперетт. Это оправдывали декорации, напоминающие кафе Монмартра. Существенным дополнением был тщательно подобранный видеоряд, проецируемый на два больших плазменных экрана.
Наверное, не стоит давать публичные оценки выступлениям, поскольку это не всегда помогает становлению исполнителя. А вот что стоит отметить, так это огромное дело, которое делает педагогический коллектив консерватории, обучая студентов не только в вузовских аудиториях, но и на сценах концертных залов. Так что петь, чтобы тебя слышали в последнем ряду, чтобы до зрителей доходило каждое твое слово – этому они еще научатся.
Поклон после концерта
Мы попросили прокомментировать концерт директора оперной студии Альфию Ибрагимовну Заппарову, заведующую кафедрой музыкального театра Казанской консерватории. Вот что она сказала:
- Изначально мы хотели повторить к 140-летию Кальмана нашу постановку оперетты «Принцесса цирка» – это можно было сделать очень быстро, все солисты были готовы. Но в итоге решили показать разные пласты творчества композитора, его знаковые спектакли. Это позволило и погрузиться в жанр оперетты, и самим поближе познакомиться с творчеством Имре Кальмана.
Теодора - Айгуль Гардисламова
В этой программе была задействована особая палитра солистов. Ребята должны уметь хорошо двигаться, быть не только артистичными, но еще и пластичными, танцующими. Идея концерта состояла в том, чтобы словно провести публику по галерее образов разных спектаклей: «Марицы», «Баядеры», «Принцессы цирка»...
Дуэт Тони и Мари из оперетты «Принцесса цирка» в исполнении Евгения Шорникова и Сюмбель Киямовой
Солистами выступили и выпускники оперной студии – нынешние молодые педагоги, и первокурсники, которые очень хорошо показали себя в работе. Конечно, были представлены студенты всех курсов.
В концерте должна была принять участие наша блестящая выпускница Эльза Исламова. К сожалению, из-за болезни детей она не смогла принять участие в программе. Можно было просто снять выходную арию Сильвы, но мне было жалко проделанной работы. Мы стали срочно искать замену, откликнулись сразу две солистки – второкурсница Элина Сафина и молодой педагог Элиза Насырова. Мы решили доверить это более опытной певице Элизе, которая достойно справилась с задачей.
Блестящую работу провел оркестр народных инструментов Казанской консерватории. Не было практически ни одной готовой оркестровки, кроме оркестровых увертюр. Все арии, дуэты, ансамбли оркестровал сам Рустем Рахматуллин.
Художественный руководитель и дирижер - заслуженный деятель искусств РТ Рустем Рахматуллин
Буквально только что – в начале ноября – оркестр дал сольный концерт с оркестром. У нас был всего месяц. На каждую репетицию Рустем Гусманович приносил одну-две оркестровки. Для солистов, конечно, это тоже был определенный стресс. Тем более, что в звучании оркестра есть непривычные краски – тембры народных инструментов. Но в этом есть своя колористика, ощущение венецианского карнавала, где звучат мандолины, лютни…
Мне кажется, некоторые номера прозвучали с оркестром народных инструментов даже более выигрышно, по-кальмановски, по-оперетточному, по-цирковому.
Программа фестиваля - Классике все возрасты покорны – Казанская консерватория убедит в этом
Читайте в «Казанских историях»:
«Хуҗа Насретдин» – прошлое глазами современного человека - 2021
В оперной студии консерватории – «Дон Жуан» Моцарта – 2016
Ромео и Джульетта: сюжет, актуальный на все времена – 2014
«Сильва» в память о Ниазе Даутове – 2013
Музыкальный портрет безумия - опера Гаммы Скупинского «Апостол» - 2012