Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Александр Гусев: «Мы провели масштабную ревизию татарстанского законодательства»

Александр Гусев, экс-заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, рассказал о своей работе в республиканском парламенте.

В преддверии юбилейных торжеств в честь 25-летия нового парламентаризма в Республике Татарстан Любовь Агеева встретилась с несколькими народными депутатами, чтобы вспомнить события этих лет и тех, кто был их активным участником.

В сокращенном варианте интервью опубликованы в специальном номере журнала «Татарстан». В «Казанских историях» они даны в полном объеме.

Читайте:

Одна ответственность – на всех (Фарид Мухаметшин)

Народ и парламент хотели одного и того же (Индус Тагиров)

Счастье быть участником исторических событий (Фандас Сафиуллин)

Когда такого опыта нет ни в Татарстане, ни в России, ни в мире… (Разиль Валеев)

«Мы работали на будущее федерализма» (Василий Лихачев)

... Век учись (Алексей Колесник)

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ГУСЕВ – депутат Государственного Совета РТ III и IV созывов, в 2005-2014 годах – заместитель Председателя парламента, в 2004-2005 годах – председатель Комитета по законности, регламенту и депутатской этике, в 2004-2014 годах – руководитель фракции «Единая Россия» в ГС РТ.

Образование высшее, закончил Казанский химико-технологический институт по специальности «инженер-технолог», Высшую школу КГБ СССР им. Дзержинского.

C 1985 года работал в КГБ республики. В 1999-2004 годах – начальник УФСБ РФ по Татарстану.

Заслуженный юрист Республики Татарстан, академик Академии правопорядка.

В 2004 году выборы в Государственный Совет Татарстана 3 созыва впервые проходили по смешанной системе, то есть не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам, что дало начало новой для парламента республики форме работы – фракционной. По воле избирателей выборный порог в Госсовет тогда смогли преодолеть две партии – «Единая Россия» и Коммунистическая партия Российской Федерации.

Татарстанское отделение партии «Единая Россия» – одно из самых крупных и уважаемых в России, фракция в Госсовете тоже многочисленна. В 2004 году я был избран ее руководителем. В третьем созыве в составе фракции была создана депутатская группа «Татарстан – новый век», которую возглавил Ринат Закиров, а в четвертом – объединение женщин-депутатов «Мэрхэмэт» – «Милосердие», руководителем которого сначала была Людмила Кузмина, а затем Файруза Мустафина.

То, что в парламенте у нашей фракции большинство, принципиально важно при голосовании. Однако это прежде всего означает максимальную ответственность членов фракции за принимаемые Госсоветом решения, за качество законов. Поскольку парламентская партия должна получить вотум доверия каждые 5 лет, на выборах.

За это время накоплен большой опыт законотворческой деятельности, но сегодня хотелось бы вспомнить прежде всего работу с избирателями. Не вообще с электоратом, а с отдельными группами населения, с конкретными людьми.

Депутаты фракции «Единая Россия» и группы «ТНВ» принимали участие в реализации десятков партийных проектов разного уровня, из них – 24 общефедеральных, 15 региональных и более 50 местных проектов. Из наиболее известных и востребованных: «Доступная среда», «Наше кино», «России важен каждый ребенок», «Детский университет Приволжского федерального округа». Визитной карточкой регионального отделения стал проект «Дни «Единой России», представляющий собой комплекс реальных действий и мер, направленных на решение животрепещущих проблем людей конкретных районов республики.

«День «Единой России» – это прямой диалог граждан и власти, в котором принимают участие депутаты всех уровней – Государственной Думы, Государственного Совета, муниципальных советов. С 2006 года введена практика подписания соглашений между депутатами-»единороссами» всех трех уровней, что явилось татарстанским ноу-хау.

За каждым партийным проектом в Татарстане закреплен ответственный депутат. При этом ни один член фракции не остается равнодушным, каждый старается внести свой вклад в общественное дело.

Республика Татарстан одной из первых среди субъектов РФ приняла закон о работе с обращениями граждан, что позволило установить единый день приема населения руководителями разных уровней. С 2008 года в Казани заработала региональная Общественная приемная лидера «Единой России», где граждане могут воспользоваться услугами квалифицированных юристов, а главное, на бесплатной основе. Мы поставили цель – чтобы общественные приемные заработали во всех местных отделениях партии «Единая Россия». С полной уверенностью могу сказать, сейчас эта задача выполнена. График приема граждан депутатами утверждается фракцией, строго контролируется его соблюдение.

Время показало, что подобная двусторонняя связь востребована населением, а депутатам она помогает анализировать положение дел на местах. Это своеобразный термометр общественного «градуса».

Нашими политическими оппонентами в Государственном Совете являются коммунисты. Фракция КПРФ немногочисленна, но очень активна – регулярно проводит круглые столы по самым злободневным вопросам, депутаты активно выступают на комитетах и заседаниях парламента, вносят поправки в законопроекты.

Стоит отметить, что в центре внимания обеих фракций – проблемы ЖКХ. Татарстанские «единороссы» принимают активное участие в реализации федерального проекта «Управдом», регулярно вопросы жилищно-коммунального хозяйства поднимаются на заседаниях комитетов, проводятся выездные заседания с точечным исследованием проблем.

Мы совместно с коммунистами ведем работу в интересах избирателей, представляем законодательную власть в структуре различных комиссий при Кабинете Министров Татарстана.

В рамках федерального законодательства и в целях поиска совместных решений общественных проблем Госсоветом используется практика рассмотрения наиболее актуальных и социально-значимых законопроектов с учетом мнения партий, не представленных в парламенте. Так, в 2011 году с участием представителей непарламентских партий впервые в практике работы парламента рассматривался законопроект «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан». В дальнейшем таким образом принимались законопроекты «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «Об образовании»; о внесении изменения в статью 8 закона «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

В пору моей работы в парламенте пришлось возглавить еще одно направление деятельности, в котором участвовали все, и депутаты от партий, и беспартийные. В июле 2007 года Государственный Совет приступил к масштабной работе по мониторингу состояния республиканского законодательства. Специальная комиссия провела полную ревизию татарстанского законодательства.

В состав комиссии, образованной постановлением парламента, вошли депутаты, члены Правительства республики, руководители правовых служб Президента РТ, аппаратов Госсовета и Кабинета Министров, председатели Общественной палаты и Совета муниципальных образований Татарстана. Для более предметного изучения правоприменительной практики были образованы рабочие группы под руководством глав парламентских комитетов. К работе комиссии был привлечен широкий круг правоприменителей, юристов, ученых, представителей общественности. Дважды комиссия информировала о своей деятельности Государственный Совет.

Рабочими группами было тщательно изучено 190 республиканских законов. Субъекты законодательной инициативы, правоприменители представили в комиссию предложения на 165 законодательных актов, которые были тщательно изучены.

Активно использовался опыт проведения выездных заседаний. Комиссии заслушали доклады рабочих групп об итогах деятельности по различным законодательным сферам. Так, на заседаниях рабочей группы по законам в сфере бюджета, налогов и финансов было рассмотрено 15 законов, в 4 закона внесены изменения. Бюджетный кодекс был приведен в соответствие с федеральным законодательством. В полном объеме в бюджеты муниципальных районов и городских округов были переданы доходы от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежавшие ранее зачислению в бюджет РТ.

Внимательно изучив 6 законов экологического характера, профильная рабочая группа пришла к выводу, что необходимо разработать единый кодифицированный правовой акт. В итоге Экологический кодекс Республики Татарстан был принят Государственным Советом 15 декабря 2008 года, а через месяц подписан Президентом РТ.

По результатам этой большой аналитической деятельности были скорректированы планы законотворческой деятельности. Государственный Совет республики внес изменения в 81 закон, 9 законов утратили силу. Комиссия рекомендовала, какие еще законы следует принять. В частности, речь шла о необходимости разработки и принятия законов об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории республики, о развитии малого и среднего предпринимательства в Татарстане.

По ряду законов Кабинету Министров РТ были даны рекомендации о принятии подзаконных актов, в результате чего Правительство приняло соответствующие постановления. В ходе анализа эффективности закона «О размещении игорных заведений Республики Татарстан» и Кодекса РТ об административных правонарушениях было предложено выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Как председатель этой комиссии, могу сказать, что она задачу свою выполнила. 3 декабря 2008 года Государственный Совет Татарстана заслушал отчет об итогах работы комиссии.

Депутаты фракции «Единой России» сделали для себя серьезные выводы из проведенной масштабной работы. Решением нашей депутатской фракции в Госсовете был образован Экспертный совет для оптимизации законотворческого процесса и предварительного обсуждения наиболее значимых законодательных инициатив, реализация которых потребует изменения федерального законодательства.

Рекомендации комиссии были в центре внимания парламента все последующие годы. Но главное – работа комиссии помогла придать законодательному процессу в республике системный характер.

Процесс совершенствования регионального законодательства – дело постоянное. Появляются новые правоотношения в рамках компетенции Татарстана как субъекта Российской федерации. Возникает необходимость внесения изменений в наши законы по мере появления новых федеральных законов.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить