Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Находка, которая поможет лучше узнать историю Казани
- Любовь Агеева, руководитель акции "Казанские некрополи"
- 03 апреля 2020 года
3 апреля 2020 года на Арском кладбище, в старообрядческой части, было обнаружено захоронение 1636 года, предположительно монаха (инока).
Об этом нам сообщил Роман Царевский, который давно изучает историю старообрядческих кладбищ в республике и вместе с другими членами старообрядческой общины старо-поморского согласия обеспечивает защиту старинных захоронений.
По исследованиям известного казанского краеведа Анатолия Елдашева, история Арского кладбища исчисляется из указа Екатерины II от 24 декабря 1771 года «О сношении Губернаторов и Воевод с Духовными Правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей» запрещалось «хоронить умерших в городах при церквях» и предписывалось «отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей» и указа от 19 мая 1772 года «Об учреждении кладбищ в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажень», по которому еще раз предписывалось «учреждать кладбища в удобных местах, расстоянием от последнего городского жилья не ближе 100 сажень, а если место дозволяет, то и за 300 сажень». По его мнению, захоронения здесь появились после сражения за Казань с войсками Емельяна Пугачева в июле 1774 года. 12 и 13 июля были погребены 300 человек: воины, защищавшие Казань, а также пугачевцы и мирные жители, а самое древнее захоронение относится к 1820 году. Это могила купца первой гильдии, городского головы Осипа Семеновича Петрова.
Не все согласны с этим утверждением. В центральной части кладбища довольно много памятников c нечитаемыми надписями или вообще без какой-либо информации, и пока у нас нет возможности узнать, кто и когда там погребен. Роман Царевский нашел за немецким участком оригинальный деревянный крест с художественной резьбой. Наверняка древний. Надписи на кресте нет. На своем ли месте он находится, вряд ли кто скажет.
Поскольку не сохранилось кладбищенских записей о древних захоронениях на Арском погосте, а в городской архив они не сдавались (что впрочем, не гарантировало их сохранности, поскольку пожары уничтожили многие дореволюционные документы, хранящиеся в архивах), приходится рассчитывать только на счастливый случай. И вот он сегодня случился.
– Атрибуция, подлинность и датировка сомнения не вызывает, – говорит Роман Царевский. – Мы нашли этот камень раньше, но не делились ни с кем своей находкой раньше. Сообщаем только после его осмотра со специалистом, который может подтвердить, что мы верно расшифровали надпись. Как известно, в древней Руси цифры записывались буквами. Год указан не от Рождества Христова, а от Сотворения мира.
– Начертания на камне дают основание предположить, что найденный нами камень использовался для обозначения захоронения не единожды. На нем сохранилось упоминание более позднего захоронения, 1800 года. Тут мы видим уже привычную цифру.
Роман Царевский особо подчеркнул, что пока рано с точностью говорить об открытии, которое они сделали. Понадобится еще не одна консультация со специалистами, пока не будет уверенности, что ошибки в расшифровке записи нет. Но уже сегодня краеведам стоит всерьез заняться поисками архивных и иных источников, чтобы уточнить «возраст» старообрядческого погоста рядом с Русской Швейцарией. Если цифра на надгробье подтвердится, значит, это захоронение было сделано еще до церковного раскола. Как известно, церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, проходила в 1550-1660 годах.
Неожиданное подтверждение присутствия кладбища на этом месте я нашла в книге «История Казани» 1988 года издания. В первом томе, в очерке об истории города, завоеванного в 1552 году Иваном Грозным, указывается, что в XVII веке южную окраину города, недалеко от дач казанской знати (позднее, в XIII веке - Русская и Немецкая Швейцария) было православное кладбище.
Среди исследователей истории старообрядчества, которые изучают историю старообрядческого кладбища, которое некогда было самостоятельным (с Арской куртиной, так называли тогда Арское кладбище, его разделял овраг, что подтверждается архивными документами), Роман Царевский называет Александра Евгеньевича Хрычева, Ивана Султанова, Павла Звездина, Алексея Настина. Упреждая мой вопрос, о том, что они делали в это непростое время на кладбище, Роман ответил так:
– Обнаружение, атрибуция происходила не в одно и то же время. На кладбище у нас две часовни и склеп, идёт реставрация, и нужно проверять сохранность вверенных объектов.
Напомним, что даже при таком тщательном досмотре на Арском кладбище в апреле 2018 года было похищено несколько секций двухметровой кованой ограды семейной могилы купца-старообрядца Павла Григорьевича Суслова («Последние крупицы старины прямо на наших глазах исчезают – и мы бессильны»). Поэтому постоянную проверку старообрядческих захоронений община считает не лишним.
Пользуясь случаем, сообщу о некоторых событиях из жизни старообрядцев, о которых «Казанские истории» не писали.
Во-первых, готовится к открытию экспозиция об истории казанского старообрядчества, которая будет находиться в Покровском кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Роман Царевский создал в Фейсбуке ее виртуальный вариант (https://www.facebook.com/groups/OldBelieversKazan/ – Условный Разсказъ Старообрядчества Казанской Земли).
Во-вторых, 29 марта Роман сообщил, что начались внутренние реставрационные работы на овражной часовне Спаса Всемилостиваго и иконы Пресвятыя Богородицы Седмиезерной (Смоленской) старо-поморского упования, что на Арском кладбище (попечитель Павел Звездин). Установлены новые двери и окна. Планируется вернуть надвратную надпись Заповеди Блаженства: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Наружные работы были завершены ранее.
О реставрационных работах на склепе председателя старо-поморской общины Якова Филипповича Шамова «Казанские истории» уже писали.
Как сообщил Роман в Фейсбуке, пришла очередь восстановления следующего объекта. После настойчивых обращений к руководству Управления по организации ритуальных услуг старообрядцам в июне 2018 года было отдано здание из красного кирпича возле закрытых ворот Арского кладбища, выходящих на дорогу к мосту Миллениум. Здесь была Часовенная часть погоста, где исторически покоились поповцы и единоверцы. Когда-то в этом здании жили охранники старообрядческого кладбища. Теперь будет часовня, где будут отпевать усопших. Уже готов проект ее реставрации. Так она будет выглядеть после окончания реставрации. Работы уже начались.
В-третьих, группа исследователей старообрядческих захоронений Арского кладбища составила карту этой части погоста, нанеся на нее все выявленные могилы старообрядцев.
К сожалению, многие захоронения купцов-староверов, в том числе известных всему городу, имена которых дошли до наших дней, были уничтожены в первые годы советской власти или утеряны естественным образом. Как известно, в советское время в этой части кладбища хоронили верующих и неверующих, староверов и православных. Это не дает возможности старообрядческим общинам Казани получить разрешение на его вероисповедальный статус. Как мне сообщил Иван Султанов, вопрос о придании такого статуса по старообрядческим кладбищам в поселках Мирный, Отары и Салмачи решается.
В настоящий момент община христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия поставила задачу отметить на современной карте города Прилуцкое кладбище. Место, где оно находилось, казанские старожилы знают как старый стекольный завод (в 300 метрах к западу от железнодорожного вокзала). Согласно преданиям, некогда здесь стоял монастырь. В 1810-е или в 1820-е годы купец-старообрядец Василий Андреевич Савинов построил на этом месте стекольный завод, отсюда и его название. На самом деле завода здесь никогда не было – Савинов построил молельный дом, зарегистрировав его как завод, чтобы сохранить место за старообрядцами. Старообрядцы-беспоповцы почитали это место, собирались здесь для служб, рядом с молельным домом хоронили умерших.
В 1847 году молельный дом был закрыт властями как незаконный. С этого времени вплоть до начала XX века здание находилось в запустении, но старообрядцы продолжали его эпизодически посещать и ремонтировать, а также хоронить тут умерших. В 1905 году старообрядцы уже официально оборудовали здесь молельный дом, просуществовавший до 1937 года. 6 марта «Стекольный скит» был реквизирован для размещения клуба железнодорожников «Локомотив». Несколько десятков надгробных памятников были снесены. От кладбища ничего не осталось.
Община уже несколько лет добивается, чтобы здание бывшей молельной вернули верующим, правда, пока безрезультатно.
В Казани это не единственное исчезнувшее кладбище. Более подробно я писала об этом в статье «Город, которого нет на карте».
Когда-то существовала святая традиция, запрещавшая застраивать кладбищенские места. К сожалению, она исчезла после революции. Слава Богу, в настоящее время этот вопрос отрегулирован на законодательном уровне. Но старых погостов не вернуть. Может, стоит хотя бы установить на их месте какие-то памятные знаки, наподобие тех, которые мы видим на улицах и площадях города у памятников старины?
Читайте в «Казанских историях» о старообрядцах:
Старообрядцы: традиции благотворительности
По плодам их узнаете их: памятник митрополиту Андриану в Казани
Старообрядческие храмы в Казани
Форум старообрядцы посвятили 440-летию явления иконы Божией Матери в Казани
Заметки о казанских старообрядцах
Казанский старообрядческий некрополь
Заметки о казанских старообрядцах от Льва Жаржевского
Старообрядчество как часть общенациональной культуры