Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Форум старообрядцы посвятили 440-летию явления иконы Божией Матери в Казани

21 июля 2019 года в Казани прошли торжества в честь 440-летия явления Казанской иконы Божией Матери. Расскажем, как отметили юбилей старообрядцы.

Наш корреспондент Любовь Агеева в этот день побывала у старообрядцев.

 У них есть опыт, и они готовы им делиться

Разместив анонс форума «Живое наследие древлеправославной культуры» на сайте «Казанских историй», который проходил с 21 по 26 июля, я посмотрела, как откликнулись на это событие мои коллеги. Конечно же, молитва в Благовещенском соборе и крестный ход с Ватиканской иконой привлекли больше внимания. И это объяснимо: прихожан в Русской православной церкви больше.

Фото Романа Царевского

Тем большего уважения заслуживают старообрядцы, которые, почитая вместе со всеми православными чудотворный образ Богородицы, явленный в Казани 440 лет назад, остаются верны традициям своих предков. У общин разные обряды, разное понимание религиозных канонов, но Казанская икона Божией Матери объединила всех в желании помолиться образу в престольный праздник, на Казанскую.

Фото Романа Царевского

Под программой праздника в Фейсбуке я с удивлением увидела комментарий: наконец-то старообрядцы повернулись к миру лицом. Стоит напомнить, что это случилось уже давно.

Начало было положено в 2002 году, когда на международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», которая проходила в Казани, была представлена большая делегация старообрядцев. Конференция проводилась под эгидой Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО и Московской патриархии в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию 1000-летия основания Казани.

«Казанские истории» подробно рассказывали об этой конференции, на сайте было размещено выступление митрополита Русской православной старообрядческой церкви Андриана (Диалог религий – гарантия мира и спокойствия; Старообрядчество как часть общенациональной культуры).

В 2009 году у Казанской старообрядческой общины Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) появилась своя пресс-служба. Впервые за многовековую историю казанского старообрядчества появилась возможность познакомиться с жизнью одного из наиболее закрытых культурных сообществ города.

Сегодня есть своя пресс-служба и у второй старообрядческой общины Казани – христиан древле-православно-кафолического вероисповедания старо-поморского согласия. В связи с реставрационными работами на могиле купца Якова Шамова и часовни на Арском кладбище эта община в последние годы не раз попадала в поле зрения широкой общественности. Внимание казанцев к общине Казанско-Вятской епархии РПСЦ было привлечено 6 декабря 2016 года, когда в сквере у Кафедрального собора на улице Старообрядцев был открыт памятник уроженцу Казани – митрополиту Андриану (По плодам их узнаете их: памятник митрополиту Андриану в Казани; Владыка Андриан: иконописец с иконописным ликом).

Фото Любови Агеевой

24 и 25 июля 2017 года в Казани проходила Всероссийская научно-практическая и богословская конференция «Старообрядчество и революция», первая в современной России. В октябре 2018 года вместе с Национальным музеем РТ и Чистопольским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником две общины провели республиканскую старообрядческую конференцию на тему «Традиции старообрядческой благотворительности», посвященную памяти купца Якова Шамова. На нее приехали гости из разных городов России, а также из Молдавии и Литвы. Среди участников конференции были не только старообрядцы (мужчин легко узнать по характерной бороде, женщин по обязательному платку на голове), но и представители других конфессий, интересующиеся историей религии, конкретно – старообрядчеством. Организаторы конференции пригласили известных казанских краеведов: Анатолия Елдашева, Льва Жаржевского, Сергея Саначина. Было объявлено, что планируется издать по итогам конференции сборник со всеми выступлениями. И организаторы конференции свое обещание сдержали: 26 июля состоялась его презентация. В ближайшее время мы разместим на сайте «Казанских историй» некоторые выступления на этой конференции. 

Читайте в «Казанских историях»:

Казанский старообрядческий некрополь – Анатолий Елдашев

Заметки о казанских старообрядцах – Лев Жаржеский

Две лицевые повести о явлении казанской иконы богородицы об эпизоде её обретения – Сергей Саначин

Открытие «Шамовской» больницы (по свидетельствам современников) – Роман Царевский

440-летие Казанской иконы Божией Матери Казанская старообрядческая община РПСЦ решила отметить духовно-просветительским форумом «Живое наследие древлеправославной культуры». Подготовку к нему начали давно. 15 марта 2019 года был подана заявка в федеральный Фонд президентских грантов, и она была удовлетворена. Это позволило организовать целый комплекс мероприятий, которые привлекли внимание не только старообрядцев, но и представителей других конфессий.

В основном, конечно, были старообрядцы, одетые в этот день в традиционные праздничные костюмы. Я обратила внимание на то, как много было молодежи. Как выяснилось, именно молодые прихожане взяли на себя основную организаторскую работу. И еще – очень много было младенцев – гарантия того, что связь времен обеспечена. Их детство началось под сводами старообрядческого храма.

Фото Романа Царевского

Семьи старообрядцы стараются создавать внутри общины. Хотя бывают и исключения. В таких случаях молодые выясняют: есть ли общие взгляды на жизнь, не будет ли в дальнейшем разногласий по поводу веры. Для старообрядцев основа крепкой семьи – вера.

Специально на форум приехали гости из других городов, и не только нашей республики. Благодаря Интернету, о форуме могут узнать старообрядцы всего мира. У старообрядцев есть своя страничка на видеохостинге youtube.com.

Вот как организаторы форума обосновали свои цели в заявке на президентский грант:

«Проект послужит просветительским целям популяризации истории, духовных основ и культуры древлеправославия – старообрядчества. Стремление к социальной и культурной открытости, постепенное преодоление локальной изолированности уже в течение ряда лет характерно для старообрядчества; в настоящее время осуществляются позитивные государственные инициативы по отношению к старообрядческому миру, заметно заинтересованное внимание со стороны высших лиц центральной и региональной власти. Однако в российском обществе в целом информированность о старообрядчестве продолжает оставаться недостаточной. Проведение старообрядческого просветительского форума в таком крупном культурном центре как Казань, с использованием информационных средств трансляции, станет значимой формой социальной миссии старообрядчества».

Настоятель старообрядческого храма, управляющий делами Казанско-Вятской епархии, протоиерей Геннадий, выступая на церемонии открытия форума, сказал то же самое, но простым человеческим языком. Его речь была довольно краткой, но очень содержательной. Я отметила в ней две содержательные линии. Первая – в современном мире старообрядцы не могут жить изолированно, они должны быть открыты миру. Вторая – при этом они должны оставаться верными традициям своих предков.

Фото Любови Агеевой

Фото Романа Царевского

Я заметила, что в этом старообрядцы заметно отличаются от своих собратьев по православной вере. Узнать старообрядца легко: мужчин по усам и бороде, женщин по покрытой платком голове. Стричься и бриться им нельзя, за этот проступок – временный запрет на причастие. «Человек должен быть таким, каким создал его Бог», – считают старообрядцы. Поэтому на работу в правоохранительные органы и в армию, где запрещается иметь на лице растительность, их не берут.

Но отец Геннадий рассматривал наследие предков не столько с внешней стороны – особенности религиозных обрядов, особые условия жизни, специфичная одежда, сколько со стороны внутренней. По его мнению, внешний облик свидетельствует о состоянии, и он помогает человеку сформировать внутреннее состояние. Истинно верующего человека легко можно выделить даже в толпе, но не только по одежде или бороде.

Наверное, это возможно только в том случае, если встретились два истинно верующих. Я прочитала его слова совсем в другом контексте. Современная жизнь так унифицирует людей, что не так-то просто разглядеть в толпе своего единомышленника. Поэтому, мне кажется, одна из задач всех религиозных общин в такой ситуации – воспитать в прихожанах верность заветам предков. Сохранить веру – эти слова отец Геннадий повторил несколько раз.

Фото Романа Царевского

Приведу две цитаты из публикации, которую я нашла на сетевом ресурсе сетевом ресурсе livejournal.com:

– Наша общая задача – спасти общество от глобального растления. У нас накопился бесценный опыт, как, находясь в условиях развращенности, сохранить себя, свою семью и своих детей, и мы им готовы делиться.

Все, что нужно человеку для праведной жизни, – не курить, не злоупотреблять спиртным, соблюдать посты, жить в венчанном браке, не изменять жене, и приносить пользу там, где работаешь, содержа ежедневно душу в чистоте.

Интернет может сделать аудиторию больше

Форум «Живое наследие древлеправославной культуры» начался в 7 часов утра 21 июля торжественной службой в старообрядческом храме во имя Казанской иконы Божией Матери.

Затем состоялся крестный ход до сквера с фонтанами на улице Петербургской.

Фото Романа Царевского

В 10 часов в сквере перед собором открылась уличная выставка-ярмарка ремесел старообрядческих мастеров и мастериц. Здесь можно было купить предметы одежды – женские платки, мужские головные уборы; женские украшения; свою продукцию представили народные умельцы и пчеловоды…

Фото Любови Агеевой

В одной из палаток можно было попить чай из самовара. Мне сказали, что это традиционный способ чаепития у старообрядцев. Столь же обязательный, как борода у мужчин и платок и женщин. Праздничная трапеза состоялась после торжественной службы в самом храме.

Фото Любови Агеевой

Церемония официального открытия форума, которую вел настоятель старообрядческого храма протоиерей Геннадий (Четвергов), началась в 17 часов в соборе. Было несколько необычно видеть стулья в православном храме, но это было не богослужение, а, скорее, концерт, на котором был аншлаг, если можно применить это слово к данному событию. Пришлось организаторам добавлять лавки…

Фото Любови Агеевой

Со словами приветствия к участникам форума обратился епископ Казанско-Вятской и Уральской епархий РПСЦ Евфимий (Евгений Дубинов), который отметил особую роль в жизни людей Казанской иконы Божией Матери. Его беседа-лекция, на которую он пригласил позднее, называлась еще одному достоянию всех православных – «Сохранение Живого русского языка».

А потом мы услышали чудное пение. Хорошо, что отец Геннадий перед этим предупредил, что в храмах не приняты аплодисменты, но в ходе выступления хора Казанско-Вятской епархии очень трудно было удержаться от традиционного возгласа «Браво!». Восемь голосов сплетались в дивный венок звуков, улетавших куда-то ввысь, под купола собора, а, может, еще дальше. Хор исполнил несколько песнопений, и моим соседям по необычному зрительному залу они были знакомы, поскольку звучат во время богослужений. Регент хора, настоятель Кафедрального собора Роман Донцов предварял каждое выступление комментариями, очень содержательными для нас, непосвященных. Кроме меня, это были потомки старообрядческих родов, которые в советское время прервали связи с единоверцами.

Фото Любови Агеевой

С 22 по 26 июля в церкви Казанской иконы Божией Матери работали тематические площадки: «Древлеправославная книжная культура», «Древнерусское знаменное пение», «Традиционная дрелеправославная одежда и утварь», «Древняя иконопись» и «Православное медиапространство». Некоторые мастер-классы и лекции-беседы можно просмотреть на канале YouTube «Казанская Старообрядческая Община РПСЦ». Это поможет значительно увеличить число участников форума старообрядцев. Далеко не у всех ведь была возможность приехать в Казань.

Кстати, некоторые старообрядческие общины запрещают пользоваться благами цивилизации, в том числе Интернетом. Однако участники конференции, судя по ее программе, к ним не относятся. На тематической площадке «Православное медиапространство» аудитории давали самые современные знания.

Лекцию-беседу на тему «Ведение православного сайта и его наполнение» на тематической площадке прочитала редактор официального сайта «Русская Православная Старообрядческая Церковь» А. Иванова из Йошкар-Олы. Еще там выступил редактор и издатель уральской старообрядческой газеты «Община» М. Гусев из Екатеринбурга. Тема его лекции-беседы – «Современные способы передачи информационно-просветительской информации: проповедь при помощи печатного СМИ». Жанр общения предполагал возможность задать вопрос и высказать свое мнение.

Вообще большинство форм общения на тематических площадках предполагало открытый диалог, а на некоторых он проходил как мастер-класс. То есть участники могли сами попробовать что-то сделать своими руками. Как на мастер-классе по созданию фильмов и передач православной тематики, который провела православный журналист и кинорежиссер И. Аронова из Зеленодольска.

Рукописная книга в XXI веке

Особо выделю два мастер-класса на площадке «Древлеправославная книжная культура»: по репринтному книгоизданию древних старообрядческих книг (вел директор ООО «Печатник» М. Тиунов (г. Верещагино), по созданию рукописной книги: от старинной до современной (вел преподаватель предмета «Реставрация книг» в Московском старообрядческом духовном училище П. Кисилишин из Москвы). Вызвала интерес лекция-беседа на тему: «Реконструкция церковного переплета 16 века (Византийский переплет)», которую провел преподаватель предмета «Реставрация книг» в Московском старообрядческом духовном училище П. Кисилишин из Москвы.

На эту площадку обратил в своем приветственном слове отец Геннадий. Оказывается, несмотря на большие возможности качественного копирования старинных книг, возвращается мода (если можно так сказать) на рукописные книги. Он подчеркнул, что при переиздании теряется некая эмоциональная аура, которая делает общение с древними книжными памятниками неповторимым. Создание такой книги - дело, конечно, трудное, энергоемкое и долговременное, но того стоит.

На тематических онлайн-площадках «Традиционная древлеправославная одежда и утварь» и «Древняя иконопись» было сразу несколько мастер-классов: по плетению лестовки (мастер по церковному рукоделию М. Струкова, Казань); по шитью традиционных старообрядческих сарафанов (историк-этнограф М. Сафроникова, Набережные Челны); по канонической иконописи – техника и исполнение темперной живописи в каноне (иконописец О. Кокул, Москва). Лекцию-беседу на тему: «История иконы. Ее хранение и реставрация» провел реставратор Д. Юров из Москвы.

Было интересно узнать, что в старообрядческих храмах есть и старинные, и современные иконы. Попыталась отличить – и не смогла. Отец Геннадий пояснил, что пишутся современные иконы так, как это делали древние иконописцы, ведь икона – это не просто изображение, а возможность диалога верующего с Богом.

Есть свои секреты и у древнего пения, оно называется у старообрядцев знаменным. На тематической онлайн-площадке «Древнерусское знаменное пение» прошла лекция-беседа на тему: «Основы теории знаменного пения» и мастер-класс «Разучивание стихиры: искусство в деталях» исследователя-любителя, преподавателя древнерусского знаменного церковного пения П. Катаева из Нижнего Новгорода.

Фото Романа Царевского

В храме в дни форума работала историко-художественная выставка старинных икон, книг, предметов церковного обихода и быта старообрядцев и аналогичных современных изделий. Демонстрировалась старинная и современная одежда старообрядцев. В первый день эскурсию по экспозиции провела известный исследователь, знаток краеведческих традиций и культуры Елена Малышева.

Фото Любови Агеевой

К сожалению, попасть в будущий музей старообрядчества не удалось. Пока он в стадии создания, но благодаря Роману Царевскому на специальной страничке в Фейсбуке «Виртуальный музей истории старообрядчества. Г. Казань» можно стать очевидцем этого процесса. Кстати, там же можно найти фото и видео, рассказывающие о форуме.

Итоги форума были подведены в пятницу, 26-го числа, на научно-практическом круглом столе. В этот же день состоялась презентация сборника материалов республиканской научно-практической конференции «Традиции старообрядческой благотворительности», которая прошла в Казани и Чистополе 3 и 4 октября 2018 года при поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова.

 Снимок на память. Фото Романа Царевского

Читайте в «Казанских историях»:

Старообрядцы: традиции благотворительности

Жизнь дана на добрые дела – купец Шамов

Склеп Якова Шамова после реставрации

На бывшем Часовенном погосте Арского кладбища начались богослужения

По плодам их узнаете их: памятник митрополиту Андриану в Казани

Владыка Андриан: иконописец с иконописным ликом

Старообрядческие храмы в Казани

Ольга Малышева. «Еретические догматы принять не можем»

История благотворительности в дореволюционной Казани. Алсу Хайруллина:

«Человеколюбивое общество» – завещание потомкам

Первая мировая война: в Казани ожидали прибытия ста тысяч беженцев

Всегда приходить на помощь нуждающимся

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить