Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Так называется новая книга казанского историка, профессора Булата Султанбекова.

Ее прочитала наш корреспондент Любовь Агеева.

В этом названии точно выражена гражданская и профессиональная позиция известного исследователя истории России и нашей республики. Он пишет как о давней истории, так и о современности. Особо Булата Файзрахмановича привлекает процесс становления нового советского государства, условия политической борьбы того времени и как ее трагический результат – политические репрессии 30-х годов. Но в новой книге нахожу «Размышления о прошлом и настоящем при чтении книги «Памятныя записки А.В. Храповицкого, статс-секретаря Императрицы Екатерины Второй».

Этот автор интересен тем, что всегда опирается на собственные исследования. Он проводил в архивах, наверное, больше времени, чем за письменным столом. Благодаря его изысканиям стали общеизвестными многие документы, ранее засекреченные. Он довольно часто публикует их в своих исторических очерках и книгах, и читатель может сам убедиться, насколько точен и чистоплотен его анализ исторических событий.

Даже сегодня, когда Булат Файзрахманович в силу нездоровья не может бывать в архивах, он все равно работает по первоисточникам, поскольку у него накопился собственный архив, в том числе редкие исторические издания.

Меня поражает его работоспособность. Иные ученые в здоровом состоянии не способны выдать на гора столько статей и книг, сколько Султанбеков. Довольно часто наш телефонный разговор начинается с его радостного сообщения: «А я сдал книгу в печать!». или «У меня появилась идея новой книги…»

Еще одно наблюдение за его творчеством. Он, пожалуй, впервые начал рассказывать об истории через портреты конкретных личностей, при этом нет разницы, кто это был и каким остался в истории: героем или злодеем. Скорее всего этот выбор был сделан благодаря многолетнему изучению биографии Мирсаида Султан-Галиева, самого известного в истории национально-государственного строительства в СССР политического деятеля мусульманских народов. Булат Файзрахманович назвал очерк о нем «Первая жертва генсека».

Через судьбу Султан-Галиева ученый прочитал заново и порой по-новому историю нашей страны и открыл много интересного, сознательно укрываемого или просто забытого. Увы, такое тоже случается, что хорошо видно по книге Султанбекова о нашем современнике, знаменитом некогда нефтянике, секретаре Татарского обкома КПСС по промышленности Сергее Львовиче Князеве.

А с какой дотошностью он работал над книгой о Семене Денисовиче Игнатьеве, руководившем республиканской партийной организацией в один из самых критических периодов истории. Книгу о нем Султанбеков назвал «Семен Игнатьев: свет и тени биографии сталинского министра». Игнатьев недолго проработал в республике – с 1957 по 1960 год, но оставил заметный след в ее истории.

В последние десятилетия история, всегда тесно связанная с политическими процессами конкретного времени, вообще стала ареной острой идеологической борьбы. На нашей памяти не только дискуссии о событиях 1552 года, но и острые споры, связанные с оценкой борьбы республики за суверенитет (теперь это слово употребляется редко, но ведь было, было!). Булат Файзрахманович не раз ввязывался в полемику, вызывая огонь на себя нелицеприятной критикой коллег, которые выдают желаемое за действительное, грешат субъективизмом в оценке событий и персон.

Он умеет балансировать на грани объективного анализа и субъективных оценок, соотнося интересы татарского народа и республики с интересами всей страны. Его очерки порой откровенно публицистичны, он открыто высказывает свое мнение, довольно часто рассказывает о каких-то фактах своей личной биографии, в которой тоже можно найти отражение общих исторических процессов.

Нахожу характерный пример в новой книге, в воспоминаниях об архивистах, с которыми ему довелось работать.

«… общественное мнение о нашей истории нередко формируется под влиянием хлестких фраз, принадлежащих весьма уважаемым людям. Вот, например, два высказывания поэта и дипломата Ф.И. Тютчева: знаменитое, духоподъемное и часто цитируемое: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить», – и менее известное, звучащее весьма и весьма пессимистично, а по современным меркам антипатриотично: «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело». Известны не менее впечатляющие и эмоциональные характеристики российской истории М.М. Щербатова, его внука П.Я. Чаадаева, К. С. Аксакова и др.

Что же касается советской эпохи, то ее оценки еще более противоречивы. Чего стоит тирада в одной из новых книг о том, что в 1990-е гг. мы «пожинали ядовитые всходы ленинской национальной политики, с ее правом наций на самоопределение, которая якобы и погубила СССР.

Увлекшись критикой Ленина, автор талантливо написанной и весьма интересной в познавательном смысле книги «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадежности» Л.П. Решетников (ее научным рецензентом является архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов), кандидат богословия) забыл, что пожинают все же не всходы, а плоды. Да и с утверждением Л.П. Решетникова о том, что ленинская национальная политика была «ядовитой», согласятся далеко не все. Я лично считаю, что именно она спасла Россию после 1917 г. от распада и превращения в конгломерат враждующих между собой «банановых», а точнее, «кукурузно-мандариново-урючных», республик и ввела в русло единой федеративной государственности ее «теряющие голову» от свободы элиты».

Свою последнюю книгу Султанбеков посвятил своим родителям – Мадине Сагитовой и Файзрахману Султанбекову. Он сын активного участника национального движения в годы Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны Файзрахмана Султанбекова, которого хорошо знали в Средней Азии, где Ф. Султанбеков сразу же после свержения самодержавия в 1917 году вместе со своими соратниками развернул агитационно-пропагандистскую работу среди местного населения. Затем, в 1917-1918 годах, будучи членом Временного военно-революционного комитета Баш Курдистана, внес вклад в урегулирование татаробашкирских взаимоотношений и в становление Башкирской республики. В 1920 году по решению ЦК РКП(б) был назначен заместителем начальника политотдела знаменитого поезда ВЦИК «Красный Восток» и принимал активное участие в создании Бухарской народной республики, стал одним из ее назиров - министров. Был направлен в иранскую провинцию Гилян для оказания помощи тамошним революционерам.

Вернувшись в Татарию, Файзрахман Султанбеков долгие годы возглавлял советские, профсоюзные органы и хозяйственные учреждения республики.

М.Г. Сагитова, дочь одного из первых выпускников Казанской татарской учительской школы – Галиаскара Сагитова, заведовавшего русско-татарской школой, удостоенного за заслуги в народном образовании звания потомственного почетного гражданина. Она начала работать учителем в деревне Тюнтер в 1917 года и всю жизнь преподавала в школах Казани.

Булат Султанбеков всегда точно в центре, и уж тем более его не обвинишь ни в национализме, ни в русофобстве. Он всегда прежде всего историк, главная задача которого – не оценить, а понять. Вообще-то для настоящего ученого это норма, но сколько раз мы видели, как она нарушается.

Булат Султанбеков – автор двухтомника «Татарстан. ХХ век. Личности, события, документы», вышедшего в 2003 году в издательстве «ТаРИХ». Некоторые очерки из них повторены в новой книге, но это не просто переиздание, а порой глубокая переработка, с использованием вновь открывшихся обстоятельств и источников. Это очерки о Мирсаиде Султан-Галиеве и Михаиле Худякове, в целом все публикации о политических репрессиях, об «Особой папке» Сталина, в которой были документы, касающиеся и нашей республики.

Есть очерки, которые мы уже читали в СМИ, в том числе в «Казанских историях»,  «Звезде Поволжья», «Республике Татарстан». Например, это размышления о судьбе генерала Каппеля, большой очерк о первом ректоре Казанской консерватории Назибе Жиганове (Султанбеков рассказывает о нем без пафоса, но и без черной краски, которой часто мажут образ этого выдающегося человека).

С большим интересом читала очерки «Казань в «атомном проекте» (а ранее были очерки о Сергее Королеве и Владимире Петлякове), «Почему Пестрецы и Чистополь не стали железнодорожными станциями».

Пожалуй, впервые Булат Файзрахманович столь подробно пишет об архивах и архивистах. Приведу начало этого очерка, в котором я нашла немало ранее не известной мне информации, и не только об архивистах и архивах.

«Хранители исторической памяти народа». Так названы в одной из моих книг архивисты. За время многолетней работы в исторической науке автору приходилось бывать во многих архивах нашей страны и за рубежом. Если я чего-то достиг в этой области, то во многом благодаря постоянной и, подчеркиваю это, бескорыстной помощи архивистов. Профессиональные контакты с некоторыми из них переросли в дружеские отношения. Предлагаемые читателю воспоминания – это взгляд на архивы и людей, работающих в них, глазами учителя, аспиранта, партийного работника, преподавателя вуза и председателя общества историков-архивистов республики, которое я возглавлял более десяти лет.

Из своих наград я особо ценю знак «Почетный архивист» №30, врученный мне в 1998 г. руководителем Федеральной архивной службы России В.П. Козловым. Добавлю к сказанному, что мне пришлось встречаться и с легендарными архивистами 20-30-х гг. Расскажу не обо всех, ведь это не диссертационное исследование, да и в нем упомянешь далеко не все.

Написанное является личным и субъективным мнением, но, учитывая длительное общение с архивной «ипостасью» исторической науки, я, очевидно, имею на это право».

Довольно моей сугубо субъективной оценки Булата Файзрахмановича и его творчества. Мы дружим и сотрудничаем так долго, что мне трудно удержаться от личной симпатии. Приведу фрагмент вступительного слова к новой книге доктора исторических наук Индуса Тагирова и кандидата исторических наук Данила Ибрагимова:

«Для книги Б.Ф. Султанбекова характерен широкий хронологический охват. Однако наибольшее внимание им уделено XX в. – наполненному выдающимися свершениями человеческого духа, но, пожалуй, самому суровому в истории нашей страны, да и всего человечества.

… Ни одно событие общественно-политической жизни не проходит мимо внимания Б.Ф. Султанбекова. На все у него есть свое мнение. Он его никому не навязывает, но, в то же время, умеет свойственным только ему путем внедрять его в общественное сознание.

Это его качество с наибольшей силой проявилось во время его активной работы в составе комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Так, благодаря Б.Ф. Султанбекову общественность осознала, что миллионы людей, которые были уничтожены или растоптаны сталинскими сатрапами, нуждаются не только в реабилитации государством, но и в общественной реабилитации. Б.Ф. Султанбеков своими яркими статьями возвращал народу доброе имя тех, кто пал жертвой в борьбе за его счастье. О том, как он с этой задачей прекрасно справился, свидетельствуют десятки благодарных писем в его адрес.

Б.Ф. Султанбеков одним из первых написал правду о Мирсаиде Султан-Галиеве. По его инициативе и с его участием был переиздан стенографический отчет IV совещания ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей, посвященного осуждению Султан-Галиева. Он показал этого выдающегося политического деятеля и мыслителя как одного из тех немногих людей, поистине пророческие предсказания которых сбылись и сбываются с удивительной точностью. Б.Ф. Султанбеков не только выявил многие секретные документы об этом человеке и скрупулезно проанализировал их, но и встречался с зарубежными исследователями, которые писали о Султан-Галиеве тогда, когда в СССР его еще считали ярым националистом, «врагом народа».

Он, находясь в тесном контакте с японским профессором Масаюки Ямаучи и французским исследователем Шанталь Лемерсье-Келькеже, установил, что такие выдающиеся деятели зарубежного Востока, как президент Египта Гамаль Абдель Насер, первый президент Алжира Ахмед Бен Белла, были последователями учения Султан-Галиева. Их кабинеты украшали портреты этого выдающегося человека двадцатого столетия, идеолога третьего мира.

Б.Ф. Султанбеков не только историк, но и великолепный публицист, он стремится к объективности в оценке сложнейших событий истории и современности.

О достоинствах его научной деятельности можно было бы говорить много. Нельзя не сказать о творческой лаборатории Булата Файзрахмановича. Его стол всегда завален книгами, выписками из архивных документов, газет, журналов. Картотека на многих ученых и политических деятелей систематически пополняется новейшими данными.

Б.Ф. Султанбеков изучил сотни документов из фондов центральных и республиканских архивов. Ему оказались доступными и материалы секретных фондов ЦК КПСС и КГБ СССР, которые он смог довести до широкой общественности. Архивам и архивным документам посвящено несколько его работ, которые и сегодня могут служить учебным пособием для студентов и аспирантов.

Газеты прошлых лет также в центре его внимания. Сопоставляя их данные со свидетельствами архивных документов, воспоминаниями участников тех или иных событий, он устанавливает их достоверность.

У него немало собственных воспоминаний. Он часто встречался и продолжает встречаться с ветеранами и участниками многих знаменательных событий. Многих из них уже нет, но они живут на страницах публикаций Б.Ф. Султанбекова (здесь надо отметить великолепную память Булата Файзрахмановича).

Круг интересов Б.Ф. Султанбекова очень широк. Пожалуй, нет такой области общественной жизни, которую он бы не затрагивал в своих исследованиях. Для него нет мелочей в истории. Его отличает знание таких деталей исторического процесса, которые порой неизвестны многим профессионалам. Он не только знает, но и умеет интерпретировать их так, что многие события прошлой истории представляются в совершенно ином свете и создается цельное представление об историческом процессе.

Стиль письма Султанбекова своеобразен. Читая его, становишься как бы его соавтором. А порой его оппонентом, критиком. Это говорит о его умении писать и мыслить оригинально.

Люди, стоявшие на решающих участках исторического развития, изучаются им с особым интересом. Ему близок жанр политической биографии. В своих многочисленных статьях, написанных в этом жанре, он всегда на первое место выносит роль и место личности в истории. Выдающиеся деятели изучаются им в сравнении и сопоставлении, во взаимодействии и взаимоотношениях с другими авторами исторического процесса. Он пытается вникнуть в побудительные мотивы личности. И это ему удается. Таков, например, его труд, посвященный феномену М.Ш. Шаймиева – первого президента Татарстана.

Ленин, Сталин, Троцкий, Султан-Галиев, Ататюрк – вот далеко не полный перечень людей, представленных на страницах его сочинений. В них они показаны во всех своих основных проявлениях. Для него важна историческая правда. Так, хотя Б.Ф. Султанбеков и не симпатизирует Сталину, он высоко оценивает его творческие способности, ум и постоянное стремление к знаниям».

Я прочитала эти строки уже после того, как написала отзыв на книгу Булата Султанбекова. Надо же – мы говорим, по сути, об одном и том же…

 

Читайте в «Казанских историях»:

Булат Султанбеков: «Если планирую что-то, то мысленно говорю: «ЕБЖ»  

О лидерах, формальных и неформальных

Историю делают личности

Учебник истории – не майдан

 

Загадка стальной двери Благовещенского собора

Казанская «Лубянка», год 1937-й...

Звездный час Владимира Каппеля

 

Наша справка

Булат Файзрахманович Султанбеков родился 18 ноября 1928 г. в Казани. Профессор, кандидат исторических наук. Заслуженный работник культуры ТАССР, заслуженный деятель науки РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники. Награжден знаком «Почетный архивист» Федеральной архивной службой России, медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Член редколлегий республиканской Книги Памяти, журналов «Казань» и «Гасырлар авазы – Эхо веков», руководитель Попечительского совета газеты «Казанские истории».

Им опубликовано более 200 работ по народному образованию, национально-государственному и культурному строительству, истории спецслужб и политических репрессий. В их числе книги: «Первая жертва генсека», «Страницы секретных архивов», «Тайны национальной политики», «С грифом «Совершенно секретно»«, «Сталин и татарский след», «Из тайников истории», «История в лицах», «Политические репрессии в Татарстане. Законы. Исполнители. Реабилитация жертв», «Архивы и судьбы», «Татарстан. XX век. Личности, события, документы», «Не навреди. Размышления историка», «Семён Игнатьев: свет и тени биографии сталинского министра» и др.

В названии книги «У истории нет лишних страниц» есть уточнение – «Статьи, очерки, воспоминания». Издана при поддержке Главного архивного управления при Кабинете министров РТ в ООО «Фолиант» в 2014 году.

Б.Ф. Султанбеков является руководителем проектов и соавтором учебных пособий и атласов по истории Татарстана и татарского народа для средней школы.

Он участвовал в подготовке материалов для реабилитации М.X. Султан-Галиева и многих других видных политических деятелей, ученых и писателей, ставших жертвами необоснованных политических репрессий.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить