Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Есть такая мечта – о камерном музыкальном театре в Казани

В 2019 году сбылась мечта отца и сына Соколовых – в Казани появился новый музыкальный театр, камерный, экспериментальный.

Однако репортер журнала «Элита Татарстана» поторопился с этой новостью – официального решения на этот счет нет. Зато на деле камерный музыкальный театр уже существует. У него есть своя труппа – молодые певцы, в основном студенты и выпускники Казанской консерватории, свой оркестр, руководит которым талантливый музыкант Евгений Сакмаров. И главное – уже есть свой зритель, а главное – огромное желание сказать на сцене что-то свое.

Не скрою, у меня есть личные причины поддерживать идею создания такого театра. Прежде всего, я видела многие его постановки. Давно знакома с Мниром Соколовым, познакомилась с его сыном и увидела в нем плюсом к таланту пианиста необходимые для реализации больших планов лидерские качества. Ну и, наконец, я рада успехам своей студентки Айсылу Нуруллиной, которую видела в нескольких спектакля. Теперь у нее два диплома – КНИТУ-КАИ и Казанской консерватории. В 2018 году Айсылу была отмечена Республиканской театральной премией «Тантана» («Успех») в номинации «Лучший актер музыкального театра». Так высоко была оценена ее работа в роли Анны Франк (это тот случай, когда термин ПАРТИЯ не совсем точно передает характер исполнения).

(Замечу в скобках: в галерее портретов лауреатов этой премии в фойе Камаловского театра ее фотографии почему-то нет).

Популярный в прошлом солист Татарской филармонии Мнир Соколов и известный в наши дни музыкант и руководитель фонда Sforzando Данияр Соколов нашли в театральном мире Казани свободную нишу – заинтересовали казанцев одноактными операми. Показывали их на сцене, под открытым небом – в Лядском саду и казанском Кремле. На некоторых спектаклях я была (Анна Франк: «Мы живем как бы на кусочке голубого неба»; Бетховен, которого мы еще не слышали; Любовь втроем... с телефоном ), писала и о фонде, деятельность которого в деле популяризации классической музыки не может не восхищать (Данияр Соколов: «Для становления музыканта нужны сцена и зритель»; Вечер оперы Sforzando посетило более трех тысяч человек; Сезон новый, проблемы, в основном, старые ).

13 августа 2017 года в парке «Черное озеро» впервые прошел Вечер оперы Sforzando. По оценке организаторов, событие посетило более 3000 человек. Вечер организовали фонд развития исполнительского искусства Республики Татарстан Sforzando и фонд «Живой город» при поддержке Министерства культуры РТ и Дирекции парков и скверов Казани. В этот день показывали две оперы: одна хорошо знакома меломанам – «Алеко» Сергея Рахманинова, у второй была премьера – камерная опера «Вий» по повести Николая Гоголя написана композитором Еленой Анисимовой, выпускницей, ныне доцентом Казанской консерватории. «Вий» – ее дипломная работа, которую она защитила в 2006 году.

4 февраля 2019 года прошел первый показ результатов KazanOperaLab, проведенной фондом Sforzando Данияра Соколова и объединившей молодых композиторов, режиссеров, художников и драматургов ради создания нового оперного материала. Она проходила в течение года: участники прослушали лекции и мастер-классы от многочисленных именитых специалистов, например, знаменитого оперного режиссера Василия Бархатова,а также композиторов Александра Маноцкова или Владимира Раннева. А затем объединились в творческие группы «композитор – художник – драматург – режиссер», две из них показали результаты своей работы накануне.

«Мы провели огромную, очень необычную, беспрецедентную работу для нашей республики, – без ложной скромности говорил на предваряющей пресс-конференции директор фонда Sforzando Данияр Соколов. – У нас много молодежных проектов в плане музыкального и театрального искусства, но мы решили создать продукт, который полностью делается руками молодых талантливых людей».

Мы опасались, что раз не поставили никаких рамок, то напишут что угодно. А получилась очень красивая музыка. Участники лаборатории могли использовать электронные скрипки и компьютерные технологии, но ребята пошли по традиционному пути и сделали очень достойные работы. И актеры, и вокалисты, и музыканты очень трепетно к этой работе относятся».

Первыми организаторы лаборатории показали камерную оперу «1+6» Ляйсан Абдуллиной на основе сказки директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина «Один плюс девять», а также соединение оперы и клоунады в «Бледно-голубой точке» Ильдара Камалова. Чуть позже, в конце февраля, была премьера камерных опер Ильяса Камала – одна посвящена жизни поэта Хади Такташа и называется «Минем Такташ», рабочее название другой – «Сны батыра», это продолжение балета Фарида Яруллина «Шурале».

Большинство спектаклей фонда Sforzando поставлены Мниром Соколовым, у которого открылись новые творческие способности – он способен не просто придумать нужную художественную форму каждой оперы, но и обыграть при этом любую деталь естественного интерьера, как, например, в опере «Дневник Анны Франк», которую показала в Кремле.

Мой последний театральный вечер с театральным коллективом фонда Sforzando я провела в театре имени Тинчурина, где были показаны две оперы: «1+6» и «Один плюс девять». Рецензию написать из-за болезни не смогла, но до сих пор живы впечатления. Было за что похвалить режиссера-постановщика и актеров, правда, на этот раз был повод с чем-то не согласиться. Но в целом впечатление было ярким.

Опера «1+6» получилась легкой и веселой сказкой с оттенками оперетты и мюзикла. Действие происходит на острове. По сюжету Начальник мучается от того, что на острове много бед и жалоб местных жителей, а он один ловкий и умелый. Герой решает пойти к местной колдунье Сметанихе, чтобы она что-нибудь придумала. (Сметаниха воспринималась как представитель всесильной профессии PR-менов). Она дает ему шипучую таблетку, которая, растворившись в воде, загорается голубым светом и должна решить его проблемы. Так и происходит – на утро в его доме появляются шесть Клонов горожан, которые умеют и любят работать. Однако они начинают копировать Начальника не только в работоспособности – ухаживают за Девушкой, и у них это получается даже лучше.

Когда нашего героя, у которого тоже появляется Клон, не узнает даже родная мать, он умоляет Сметаниху вернуть все, как было, и после счастливой развязки начинает работать за двоих, а радостные жители острова поют: «Должны быть люди разные, и что ж такого, ведь иначе интереса никакого».

Оперу «1+6» поставила Василиса Шмелева, минималистичную, но говорящую сценографию она создала вместе с художником Ксенией Шачневой. Как рассказал тогда автор сценария первой оперы Артем Силкин корреспонденту «БИЗНЕС Online», его сказка основана на реальных событиях:

«Нельзя сказать, что главный герой – полностью мое альтер-эго, но, когда я оказался в Свияжске, где полностью была разрушена система муниципального управления и пришлось ее создавать с нуля, у меня были очень противоречивые чувства. Но поскольку я человек оптимистичный по натуре, то не мог воспринимать это трагически, поэтому у меня это вылилось в трагикомическую сказку. Очень тяжело работать в сельской местности, и сейчас я понимаю, что у них героические характеры, хотя это абсолютно незаметно», – отметил Силкин.

О своих впечатлениях об опере он говорил сдержанно:

«Сказка – камерный жанр, и странно видеть это на сцене в таком большом масштабе. Мне это видится как более локальная, уютная история. А тут она приобрела эпический размах».

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://vpn.business-online.ru/article/412198

Впечатление от второй оперы – «Один плюс девять» – осталось размытым. Само желание – рассказать о вечных проблемах в форме яркой клоунады показалось интересным, но я расслышала слишком мало реплик, чтобы сложилось полное впечатление о воплощении такого замаха. Об этом писали другие, поэтому ограничусь одним предложением.

Но и здесь было много молодого задора, желания сказать зрителю что-то свое. И это не могло не понравиться. Зрители, а среди них было много знакомых и родственников участников представления, принимали обе оперы восторженно.

В тот вечер в зале присутствовал известный композитор Эльмир Низамов, педагог по Казанской консерватории автора «1+6» Ляйсан Абдуллиной, автор оперы «Кара Пулат», который, кстати, тоже поддерживает идею камерного музыкального театра.

«Я очень рад тому, что это вообще состоялось, музыкально, – сказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online», – Казань давно готова к этому. Я сам преподаю в консерватории, это наши студенты, выпускники, и я очень горд, что они способны создавать такие полотна. Музыкально эти оперы очень профессиональны и звучат убедительно. И я рад, что композиторы доходят до сцены – пусть пока в форме лаборатории, но это уже серьезный шаг в сторону развития театра в нашем городе и регионе, к тому самому музыкальному театру, о котором мы все мечтаем. Это еще один пример того, что мы к этому готовы и у нас есть все для этого: исполнители, постановщики, авторы. Все познается только в работе – мы можем долго обо всем говорить, но, пока мы не сделаем чего-то, мы этого не поймем».

Мне понравился один из комментариев к интервью Данияра Соколова в газете «БИЗНЕС Online»:

«Эти представления были не для чиновников или руководителей культурных государственных учреждений, а для простых зрителей».

Однако думаю, что и Данияр Соколов, и молодые актеры хотели бы видеть в зрительном зале и «руководителей культурных государственных учреждений», хотя бы в лице рядового сотрудника Министерства культуры РТ. Наверное, не было их. Ни на этот раз, ни на других премьерах новой казанской труппы. И про предложение создать в Казани камерный музыкальный театр в СМИ, в том числе в газете «Казанские истории», в Минкульте, видимо, не читали…

И вот 25 ноября читаю в журнале «Элита Татарстана» материал под названием «В Казани появился новый экспериментальный музыкальный театр». Однако радость была преждевременной. Это легко выяснилось при изучении ленты новостей Министерства культуры. Нет такого решения. Иначе о нем бы сообщили. Автор публикации выдал свое желание за действительное. А на деле труппа в очередной раз инициировала свое признание, показав 7 и 8 ноября премьеру оперы-танго Астора Пьяццолы «Мария де Буэнос-Айрес».

На Новый год принято загадывать желания. У меня есть такое желание – пусть будет в Казани камерный экспериментальный (можно и без этого слова) музыкальный театр!!!

И это не только моя мечта.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить