Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2025 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
  • 1991 – Образовано малое предприятие «Эфир», возглавил которое Андрей Григорьев, работник Министерства связи РТ. Позднее на основе этого предприятия был создан первый частный телеканал «Эфир» в Казани

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

История старообрядческого участка Арского кладбища — для всех желающих

13 апреля Роман Царевский, хранитель фондов Музея истории старообрядчества, пригласил любителей истории Казани в храм.

«В светлый праздник вербного воскресения, входа Господа Нашего Исуса Христа в Иеросалим, давайте попробуем поговорить на тему захоронений», — написал он в анонсе. А при встрече в музее, который находится в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, главном храме казанских старообрядцев, пояснял, что в преддверии Пасхи как бы происходит  сближение двух миров: нашего и загробного, и это помогает людям веровать в победу над самой смертью.

Свое сообщение Роман Царевский назвал так — «Старообрядцы. Погосты и генеалогия». Это тема ему хорошо известна, поскольку он уже несколько лет увлечен некрополистикой. Для него это и предмет личного интереса, и объект исследования, а Арское кладбище — еще и место, где похоронены его родственники, ближние и дальние.

Но для начала, видя, что на зов пришли не только единомышленники по вере (историей старообрядцев сегодня интересуются многие), он напомнил некоторые исторические факты, назвал причины, по которым часть православных не приняла новую веру, за что жестоко платила потом многие столетия. Сегодня уже не скрывается то, что людей варварски сжигали на кострах. Так, в Казани за свою веру сожгли 40 непокорных.

Как известно, церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, проходила в 1550-1660 годах.

Сегодня ситуация другая, но старообрядцы всё так же привержены вере прапрадедов. Как подчеркнул в своем выступлении Царевский, она отличается от традиционного православия не только церковными обрядами, как принято считать – это иное православие.

В Казани старообрядцев было больше, чем в других регионах Российской империи. Скорее всего, потому, что к ним относились здесь терпимее. Царевский объяснил, почему так много среди старообрядцев купцов. Оказывается, занятий, которыми власти разрешали заниматься староверам, было не так много, и в том числе была торговля. Имена многих купцов-старообрядцев, известных казанских благотворителей, у казанцев на слуху: Коровины, Романовы, Барабановы, Яков Филиппович Шамов, Иван Петрович Оконишников, Федор Тихонович Васильев, Агафон Васильевич Афанасьев, Александр Ефимович Печников, Михаил Лукич Свечников… (Старообрядцы: традиции благотворительности).  Они оставили после себя много добрых дел. Так, Яков Филиппович Шамов подарил городу больницу. Ее достроила уже после смерти мужа Агриппина Хрисанфовна Шамова. За этот щедрый подарок супруги были удостоены звания потомственного гражданина Казани (Открытие «Шамовской» больницы (по свидетельствам современников)

Склеп, в котором захоронен купец и благотворитель Яков Шамов

Я.Ф. Шамов был попечителем и председателем Совета Старопоморской общины Казани. Род Шамовых был тесно связан семейными узами и обязательствами с другими старообрядческими семьями: Бушковыми, Гордеевыми, Зимиными, Зориными, Коровиными, Никифоровыми, Романовыми, Оконишниковыми, Плотниковыми Подуруевыми, Савиновыми, Свечниковыми, Фомиными, Чекмаревыми, Шашабриными.

К сожалению, мы не всегда относимся к такому наследию с благодарностью.   О двух примерах я писала в «Казанских историях».

Шамовская больница, ставшая пятизвездочным отелем

Кальянная в алтаре — как вам?

В настоящее время в Казани существуют две старообрядческие общины, преемственно связанные с теми, чьи единоверцы были погребены на часовенном и поморском участках старообрядческого кладбища – Казанская община христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия Старопоморского согласия и Казанская община Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви (ранее – община Белокриницкого согласия).

В 2017 году их представители Иван Султанов и Роман Царевский вошли в исследовательскую группу Арского кладбища, созданную при Институте истории имени Ш. Марджани для формирования исторических захоронений, что дало им возможность получить доступ в государственный архив, в фонды Национального музея РТ, к рукописям и другим раритетам Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского КФУ. Это позволило им не только изучить историю старообрядческого погоста (ныне Шамовский участок Арского кладбища), но и воссоздать многие малоизвестные страницы жизни старообрядцев в Казанской губернии, что очень пригодилось при создании музея истории старообрядчества.

Царевский заметил на встрече, что настоящая история Арского кладбища еще не написана, но, скорее всего, первые захоронения, которые принято датировать временем Пугачевской войны (лето 1774 г.), на самом деле были сделаны раньше. На участке старообрядцев найден старинный камень с несколькими датами (такое бывает — когда одно надгробие меняет место не один раз), и одна из них, если ее перевести на современный календарь, — 1636 год (Находка, которая поможет лучше узнать историю Казани).

Найдены также следы надгробия 1816 года (На Арском кладбище Казани найдено надгробие 1816 года). До этого самым древним считалось захоронение апреля 1818 года. Правда, где была могила Осипа Семёновича Петрова, купца 1-й гильдии, который дважды избирался городским головой, мы не знаем, поскольку его родное надгробие, которое можно видеть с левой стороны от церкви, — кенотаф.

Хорошо ориентируется на Шамовском участке известный казанский краевед Леонид Абрамов, потомок купца В.И. Щетинкина. Отец купца похоронен на Арском кладбище 

Знающие люди утверждают, что дореволюционные могилы старообрядцев сохранились не более чем на 10 процентов. Причина не только в том, что у многих усопших нет живых родственников, и потому могилы исчезают. Дело в том, что старообрядцам отдали под кладбище в основном овражистую часть Арского поля. Многие овраги существуют до сих пор. Со временем они обваливаются, поглощая часть захоронений. И сегодня есть такие места, куда не советуют ходить. Например, сразу за часовней Спаса Всемилостивого и Святого образа Седмиезерной Божией Матери есть старинная лестница, которая ведет к захоронениям на берегу оврага, которые ждет та же участь – овраг разрушается, и судя по всему, укреплять его склоны никто не собирается.  

В Государственном архиве Республике Татарстан наиболее ранним из выявленных архивных дел по старообрядческому участку является дело, открытое городской Думой по прошению попечителя Поморской старообрядческой общины Суворова Петра Демидовича (фонд 114, опись 1, дело 3603). Он просил от имени общины расширить существующее кладбище, выделенное общине на Арском поле. К 1862 году, моменту обращения, на существующем старообрядческом кладбище не оставалось мест для новых захоронений. К концу года по решению Думы территория кладбища была увеличена в несколько раз.

Карта Арского кладбища в экспозиции Музея истории старообрядчества

Теперь уже трудно сказать, как делилось кладбище на общины. На часовенном участке (краевед Николай Агафонов называет его кладбищем) хоронили членов общины Белокриницкого согласия и старообрядцев-единоверцев.  Часовенное кладбище примыкало к южной части кладбища старопоморского (федосеевского) согласия.

Дата выделения первого участка старообрядческого кладбища не известна, но есть предположение, что это случилось раньше, чем у православных. По сведениям краеведа Анатолия Елдашева, земля под православное кладбище была выделена после указа Екатерины II от 24 декабря 1771 года «О сношении Губернаторов и Воевод с Духовными Правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», которым запрещалось «хоронить умерших в городах при церквях» и предписывалось «отводить для этого особые кладбища за городом на выгонных землях с построением при кладбищах особых церквей».

В первые годы советской власти многие купеческие могилы были разорены.  Хорошо, что остались семейные участки. Удалось приблизительно определить места захоронения Ивана Васильевича Крохина (1723-1784), имя которого можно прочитать в исследованиях про Пугачева, и Ивана Петровича Оконишникова, мельница которого в Печищах работает до сих пор. На предполагаемой могиле Ивана Петровича была мусорная куча. На одном из субботников ее убрали и поставили на этом месте крест.

Такой картина была до субботника

Скорее всего, речь можно вести только о кенотафах, то есть надгробиях без могил. Примером кенотафа является и надгробие Матвея Подуруева (родился в 1825 г.), сына Саввы Ермолаевича, который «раз десять избирался гласным городской Думы, имел магазин на Проломной». Я не раз видела этот памятник во время путешествий по Арскому кладбищу, но смущала надпись — Казань, 1946, 26.VI. Теперь знаю от Царевского, как она появилась.

Мраморный памятник однажды исчез, но когда семья забила тревогу, он нашелся, правда, уже без надписи.  И потому на нем указана совсем другая дата. Увы, такие перемещения в первые годы советской власти, да и позднее тоже, случались (Арское кладбище вчера и сегодня).

Царевский уточнил: памятник родной. Но стоял он где-то рядом. На нем указано и имя жены купца — Гликерии Даниловны.

Он довольно подробно рассказал об исследовании Арского погоста казанского историка-краеведа Н.Я. Агафонова, который в конце XIX века посвятил много времени изучению старинных городских кладбищ и составил избранный перечень захоронений «Казанский некрополь» в 1794-1894 годах с указанием фамилии покойного и года кончины. Этот список был опубликован в его книге «Казань и казанцы» (1907). При желании его можно найти в сети. Роман Царевский и Иван Султанов имели возможность изучить рукописный архив Агафонова. О том, что это было непростое занятие, Царевский показал наглядно, выведя на экран одну из страниц записей исследователя.

Им удалось найти «Книгу об умерших...» старообрядческой старо-поморской общины Казани, в которой указаны даты регистрации покойных с 1907 по 1920 год. На основании записи в этой книге выдавались официальные свидетельства о смерти (ГА РТ ф.657, оп.1, д.19).

Совместив геолокационные данные с архивными сведениями, исследователям старообрядческого участка удалось получить сводную базу, в которой 70 известных казанских родов – благотворители, купцы, священнослужители… Создана 3D-модель, в которой с помощью смартфона можно через Google earch найти на кладбище нужное захоронение с погрешностью в один метр.

Исследование кладбища на местности завершилось для Царевского и Султанова с единомышленниками большой практической работой по наведению порядка в этой части Арского погоста. Царевский рассказал на встрече в соборе о том, как восстанавливали уцелевшую часовню-моленную старообрядцев в честь Спаса Всемилостивого и Святого образа Седмиезерной Божьей Матери (Поморское согласие), построенную в 1870-х годах, сохранившуюся в годы безверия, но долгие годы служащую совсем другим целям (Часовню старообрядцев на Арском кладбище восстанавливают уже пять лет).

Часовня, которая неподалёку от склепа Якова Шамова, была построена по разным данным в 1870-х или в 1909 году на деньги прихожан. Фасады строения со множественными элементами лепнины были восстановлены по старинной фотографии Арнольда Бренинга (династии Бренингов принадлежала старейшая аптека на улице Проломной, ныне Баумана, где и сейчас находится точка продажи фармпрепаратов, но уже местных производителей лекарств). Снимок, выполненный в свое время еще на стеклянной пластине, был обнаружен на чердаке одного из старых домов Казани. Фотографию старообрядцам предоставил известный архитектор Сергей Саначин.

Какой красивой была часовня, можно видеть на сохранившихся старинных снимках. Мне довелось видеть, что было внутри, когда ее передали старообрядцам, и какое-то время двери были открыты. 

Купол и крест появились благодаря попечителям общины — Владимиру Перепеченову и Василию Кириллову. Изготовлением купола по старообрядческим канонам занимался Владимир Малыгин из Нурлата. Крест на маковке осветил настоятель старообрядческого Покровского собора Казани протоиерей Геннадий Четвергов.

Кстати, часовня Спаса Всемилостивого и Святого образа Седмиезерной Божией Матери сохранила свою эстетическую привлекательность и вполне может стать объектом культурного наследия. Хотя бы республиканского значения.

Не так давно удалось вернуть общине небольшое кирпичное сооружение, которое служило когда-то сторожкой старообрядческого кладбища. Там уже идут ремонтные работы. Скоро здесь будет часовня. Это своего рода компенсация за вторую старообрядческую часовню, от которой остались одним руины.

Старообрядцы были и остаются людьми скромными, и на Шамовском участке вы не найдете ярких образцов мемориального искусства. Купеческих склепов всего два — у Якова Шамова и Ефима Смоленцева.

Старообрядческие общины немногочисленные, тем не менее, находятся деньги на пожертвования. Так, на реставрацию пришедшей за годы после революции в аварийное состояние богато декорированной часовни и склепа купца Шамова, как сообщило агентство «Татар-информ», было собрано около 5 млн. рублей. На реставрацию часовни по просьбе старообрядцев выделялись и средства из бюджета.  

Стоит отметит, что на Шамовском участке в основном сохранились семейные захоронения, и по именам на надгробиях легко можно определить где какой. Здесь не нужны субботники — семьи заботятся об усопших сами.

Красивый старинный деревянный крест атрибутировать пока не удалось

Встреча в соборе вызвала у собравшихся желание прийти сюда еще раз. Тем для общения со знающими людьми много. Было высказано желание в следующий раз поговорить о религиозных символах.

На Шамовском участке можно найти могилы не только старообрядцев. И потому не удается придать ему статус вероисповедального. Но в Казани, где у старообрядцев четыре  кладбища, такие участки есть.

На прощанье Роман Царевский показал обломки захоронения старинного армянского кладбища, которые найдены на одной из казанских улиц

Встреча с Романом Царевским проходила в одном из залов Музея истории старообрядчества. Это один из самых молодых казанских музеев, но он уже достаточно известен среди любителей истории Казани. Сюда часто приходят и туристы.

Сообщу адрес для тех, кто не знает: улица Старая, 17, в подвальном помещении собора Покрова Пресвятой Богородицы. Есть страничка в соцсети VK — https://vk.com/oldrite_museum.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Куртейня, или Старообрядческий погост на Арском кладбище

Казанский старообрядческий некрополь

Заметки о казанских старообрядцах от Льва Жаржевского

Старообрядческие храмы в Казани

Старообрядчество как часть общенациональной культуры — доклад епископа Андриана Казанско-Вятского (Русская Православная старообрядческая церковь) на международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», которая проходила в Казани с 19 по 23 июня 2002 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить