Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1886 (14.04)  – В деревне Кушлауч (в другой транскрипции - Кушлавыч) Казанской губернии (ныне Арский район РТ) родился поэт, классик татарской литературы Габдулла Тукай (Габдулла Мухаметгарифович Тукаев)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вадим Кешнер: овации для любимого актера

22 марта свой 85-летний юбилей будет праздновать Вадим Кешнер, народный артист РФ и РТ, любимец казанских театралов нескольких поколений.

К многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра присоединяется главный редактор «Казанских историй» Любовь Агеева, его давний друг. 

На этот раз, к сожалению, не будет общения с коллегами и зрителями в театре. В этом возрасте не у каждого юбиляра есть на это силы. Так что поздравить юбиляра с днем рождения смогут далеко не все. Можно не сомневаться, что из Качаловского театра, которому актер отдал всю свою творческую жизнь, да и не только творческую, придет целая делегация. Наверняка поздравят коллеги из других театров, близкие друзья, а они у Кешнера  одновременно и преданные зрители.

Будем среди гостей юбиляра и мы с Мариной Абрамовой. Она давняя поклонница Кешнера, видела все его роли, но с актером не знакома. Как-то увидев на художественной выставке моей коллеги по «Вечерней Казани» портрет Вадима Валентиновича, я сказала ему об этом. Естественно, ему захотелось увидеть этот портрет. И вот завтра он его увидит.

Марина Абрамова

Думаю, Вадиму Валентиновичу не так-то просто будет  всех принять, выслушать поздравления, поблагодарить в ответ (как истинный интеллигент, он без этого не может). Но актер и в 85 остается актером. Ему нужно это общение, нужны цветы, нужны овации. Мы постараемся ему это обеспечить.

В последний раз, если мне память не изменяет, он показался на публике в 2019 году. 31 октября в Доме актера имени М. Салимжанова прошла премьера документального фильма «Зеленая тетрадь«, главным героем которого он был. Название ленты объясняется просто. Звезда казанского Качаловского театра Вадим Кешнер несколько десятилетий вел дневник в толстенной тетради именно зеленого цвета. Кешнер начал писать его в январе 1993 года. Первая запись:

«Я проснулся от совершенно чёткой мысли: ты должен это всё записать. Успеть записать. Успеть узнать то, что ещё не знаешь или знаешь приблизительно. Если не ты, – уже никто…»

И вот спустя 26 лет эти записи экранизированы.

Геннадий Прытков и Вадим Кешнер

Презентацию вел его коллега по Качаловскому театру Геннадий Прытков. Вел нестандартно, не как модератор, а как журналист, которому поручили написать очерк об интересном человеке.

Создание фильма о Кешнере продюсировал центр «Юнона« (назван в честь выдающейся актрисы Качаловского театра Юноны Каревой, которой не стало в 2013 году). Режиссер «Зеленой тетради« – Павел Федотов, оператор – Александр Мотуз.

Это была дань уважения и признательности не только Вадиму Валентиновичу, но и Юноне Ильиничне, с которой он многие годы работал в паре в театральном училище и которую бывшие студенты до сих пор называют мамой.. Ученики нашли интересную форму объяснения в любви своим любимым учителям.

В зале собрались только родственники, ученики, коллеги и друзья героя фильма. Вадим Валентинович взволнованно принимал поздравления, букеты цветов, подарки, раздавал автографы на книге, написанной о его семье выдающимся историком казанского театра Юрием Благовым ещё в 2001 году. На этот раз Вадим презентовал ее второе издание.

На вечере тогда выступили киноактер Геннадий Семенов – он спел для своего учителя, артист театра «Стрела» Алексей Писарчук – тот станцевал. Режиссер театра «МимоКрокодил» Ляйсан Назмутдинова рассказала о незабываемых уроках мастера. А студенты четвертого курса театрального училища разыграли забавную сценку с тетрадкой в зеленой обложке, куда записывались слова Учителя…

Я была в тот вечер в Доме актера, а потом заболела и написать о нем уже не смогла. А после выздоровления, как говорится, поезд уже ушел. Но я сохранила тексты, написанные моими коллегами, и они помогут мне, пусть и с опозданием, восстановить и ход этой презентации, и мои тогдашние впечатления.

Начну с супер-эмоционального поста Ольги Юхновской в соцсети. Я, конечно, не столь эмоциональна, но в данной ситуации моя коллега выразила и мои ощущения:

«ОН ступал (не шел) как истинный Король, и все вокруг добровольно были готовы целовать Ему руки. Аншлаг в Доме актера СТД РТ, зал битком, многие стояли. 31 октября состоялась премьера докфильма «Зеленая тетрадь» и встреча учеников народного артиста России и Татарстана – Мастера Вадима Кешнера. Фильм – получился! Эх, хорошо бы его на канале Культура увидеть. У многих слезы – так растрогались люди, особенно когда пошли кадры молодых Юноны, Вадима...

Меня поразили глаза Кешнера на экране: переливающиеся изумруды, в которых такие океанские глубины, и еще нечто волшебное!!! А кадр, где он лежит на белой раскладушке на берегу моря!? Ах, этот любимый голос, который тихо рассказывает о судьбе своего рода, о репрессированном отце (с которым ведет диалог в этом фильме), и ошеломительные, щемящие кадры Казани, города-фантома, который все еще стоит перед глазами вечно молодого Вадима. Настолько сердечный вечер, что дух захватывает. Счастлива, что была здесь, с вами. Низкий поклон».

Кадр из фильма

Репортаж коллеги Дмитрия Туманова (он подписывает свои материалы в «Реальном времени» псевдонимом Зиновий  Бяльцев) был по-мужски скуп, но давал полное представление о том, что происходило в большом зале Дома актера. Дима напомнил  строчки Бориса Львовича, москвича родом из Казани:

«Скажу сегодня правды ради

– здесь преувеличенья нет:

 наш друг любимый Кешнер Вадик –

 любовь Казани много лет.

 Качалов – гений, несомненно,

но три сезона – и привет!

А Кешнер топчет эту сцену

 почти что шесть десятков лет...»

Приведу несколько цитат из публикации Туманова:

Геннадий Николаевич вспоминал истории, связанные с Кешнером, говорил об его отношении к театру, к работе, к преподавательской деятельности, раскрывал секреты перевоплощения, видимые только самим актёрам.

– В «Визите Дамы» мы играем с ним потрясающую сцену. Он подходит ко мне и протягивает бумажку: «Вот Ваш чек». Я поднимаю голову и вижу его глаза. И в этих глазах – целая жизнь. Такая буря эмоций. И я жалею, что за моей спиной нет видеокамеры. И никто, кроме меня, не видит блистательной игры актёра.

Прытков на мгновение замолк, то ли для того, чтобы мы смогли нафантазировать себе эти глаза, то ли, чтобы мы окончательно осознали, что мы потеряли, увидев в этой мизансцене лишь спину Мастера, то ли просто паузой отделяя одну историю от другой. Удивительно тонко чувство слова, умение из деталей соткать пульс медитативно-неспешного ритма повествования, почти что бунинская чистота речи и шукшинская кажущаяся простота – верный спутник правды, а не правдоподобия, знакомые нам по двум великолепным сборникам эссе «Всё просто» и «Всё непросто», выпущенных друг за другом с небольшой паузой, дополнились его актёрским талантом наполнить звучащее слово любовью, трепетом и поразительной глубиной мысли.

Сколько длился монолог одного Мастера о другом – десять минут, пятнадцать или полчаса – зрителями – нет, внимательными слушателями – не осознавалось. Весь зал, превратившись в одно сплошное ухо, этой вступительной речью ведущего был погружён в особый мир души, мир эмоций, мир обнажённых нервов главного героя вечера.

 Кешнер внимательно следил за происходящим из глубины зала, иногда комментируя:

– Мне восемьдесят два года и восемь месяцев. Всё болит, всё абсолютно болит, места живого нет. Но я вижу молодёжь – и жизнь моя продолжается. Я обретаю новые стимулы к движению. Мы с Юноной отдавали, отдавали, отдавали, а теперь вот обратный поток пошёл. Разве это не счастье – иметь таких учеников?

 

«Первый друг в театре и на всю жизнь – Юнона Карева. Её портрет украшает мой дом. Про её сына Сережу Говорухина я могу рассказывать вечность – это такая настоящность и глубинность. Нет дня, чтобы я не думал о них и не посылал им свою благодарность. В театральном училище у нас с Юноной было десять выпусков. Десятый – физически без неё, но первый курс набирала она. У нас был принцип: воспитать не просто артиста, а духовного человека. Сегодня я стараюсь донести до студентов ещё один: главное слово – “хочу”! Особенно в искусстве. Но хотеть мало. Хочу и действую, работаю, вкалываю!» Это строки из его знаменитой «Зелёной тетради» – то ли дневника, то ли исповедальной повести.

Актер, режиссер и учредитель продюсерского центра «Юнона» Алексей Балясов, выпускник курса Кешнера и Каревой 2011 года, не мог сдержать на презентации фильма волнения:

 – Очень хотелось доставить радость Вадиму Валентиновичу, показать его жизнь на большом экране. Когда фильм был готов, позвонили его ученикам, и вот мы все прилетели сюда из разных концов страны. Нет никакого юбилея, нет никаких дат, да и не нужно придумывать никаких поводов, чтобы повидаться с Мастером. А следующая документальная работа будет называться «Юнона» и посвящён, как и продюсерский центр, Каревой. Сохранилось много видеозаписей Юноны Ильиничны, мы их нашли, оцифровали. Будем делать фильм.

Тридцать восемь минут «Зелёной тетради» снимали четыре года, – делился воспоминаниями Алексей Балясов. – Первые съёмки были в Анапе, большой блок про море. Потом приезжали сюда, снимали казанские эпизоды. Осенью, зимой и весной. И что удивительно: Кешнер – это человек, которого любит Солнце. Когда бы и где бы мы не снимали, оно всегда выглядывало из-за туч посмотреть на Вадима Валентиновича.

– Я работаю в Москве, операторская группа и production работают в Краснодаре. Такая вот у нас команда…

Когда погас свет и засветился экран, мы услышали голос Вадима Кешнера:

– Буду писать в этой тетради без правок, черновиков и не заботясь о слове, слоге, о последовательности событий…

А на экране был старый письменный стол, та самая старая тетрадка, на потрепанной зеленой обложке которой ещё различим силуэт старого города.

 Кадр из фильма

– Я родился в марте страшнейшего для страны и для людей года – тридцать седьмого. Прожита огромнейшая жизнь. И десятилетия как бы спрессовались в один такой плотный-плотный комок. А если возьмёшь какую-то маленькую долечку и вытащишь из этого комка, то разворачивается такое колоссальное по объёму, по видению, по цвету, по свету, по запахам… Всё абсолютно становится таким конкретным, реальным и большим. Так вот сегодня, наверное, стоит эти мгновения, эти миги, эти кусочки выдёргивать, и о них немного рассказать…

Дмитрий Туманов дал фильму такую характеристику:

«Это фильм-размышление, это фильм-философия, в котором первостепеннейшую роль играет не то, что снято, а то, как снято. Это предельно личное путешествие во времени, в которой важен автор, его взгляд на происходящее. Оставаясь наедине со всеми, главный герой предстаёт перед нами без ретуши, без грима, без маски – и рассказываемое им трансформируется в философскую притчу о попытке найти утраченный смысл жизни».

Естественно, после фильмы были восторженные овации. Вадим принимал их, как всегда, с большим достоинством. Он это умеет. Он и в зрелом возрасте, играя всего одну роль в Качаловском театре, не заискивал перед зрителем. Это и понятно: в зале всегда был именно его зритель, а он помнил все его роли, все его спектакли.

Потом нас пригласили на небольшой фуршет. Сначала Вадим обошел все столы, находя нужные слова для  каждого своего гостя, а потом, утомившись, сел у станы и глядел на нас. Глядел и улыбался…  Было видно, что ученики доставили ему истинное удовольствие.

Мы знакомы с Вадимом много-много лет. Я так много про него писала, и о ролях, и о творческих встречах, и даже о его семье – интервью было в «Вечерней Казани», что вряд ли найду какие-то особенные, еще не сказанные слова. Если кто не читал, прочитайте. Ниже даю ссылки на все материалы «Казанских историй», посвященные Вадиму Кешнеру.

Рада, что увижу его снова. В последний год мы только перезваниваемся. Не сомневаюсь, Вадим забудет, хотя бы на день, обо всех своих болячках.

Ваш выход, Маэстро!

 

Читайте в «Казанских историях»:

Вадим Кешнер и Чулпан Хаматова – учитель и ученица

Вадим Кешнер – народное достояние Татарстана

«Потому что без вас – хана!..»

«Это был мой путь...»

Необоснованный оптимист: Вадим Кешнер о жизни, о театре и о себе

Вадим Кешнер: «Моя природа – это всегда то, что НАД...»

Что наша жизнь? Игра?

Вадим Кешнер: «Это было начало моей новой жизни»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить