Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Февраль 2024 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      
  • 1955 – В Казани начал работу малый телевизионный центр, созданный группой энтузиастов-радиолюбителей и специалистов. С 1959 в городе начал функционировать и «большой» – государственный телецентр.

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Когда каждый вечер в театре аншлаг

27 июня журналистов пригласили в Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова. Но не на спектакль.

Театр решил завершить общение с представителями СМИ в уходящем 232-м сезоне в популярной сегодня форме – на пресс-завтраке.

От «Казанских историй» была приглашена главный редактор Любовь Агеева.

Художественный руководитель – директор театра, народный артист России и Татарстана Александр Славутский рассказал журналистам о прошедших премьерах и планах на новый театральный сезон.

Общение началось с новости – впервые за двухсотлетнюю историю театра новый сезон откроется не осенью, как обычно, а 15 августа. Первый спектакль в августовской афише – хит репертуара, комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше.

А 12 сентября театр Качалова отправится на длительные, 17 дней, гастроли в Республику Беларусь. Примерно в то же время в Минске пройдут Дни культуры Татарстана.

В Национальном академическом театре имени Янки Купалы (Минск) качаловцы сыграют свои лучшие спектакли, в том числе «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пиковая дама», «Скрипач на крыше», «Васса», «Бал воров» и «Когда зажгутся фонари».

Александр Яковлевич начал свой рассказ об итогах сезона с финансовых показателей, не без гордости сообщив, что заполняемость зала была 99 процентов. Было бы 100 процентов, если бы не пустовали в дни премьер места, оставляемые для почетных гостей.

Всего театр заработал 89 550 600 рублей. В том числе  14 500  по «Пушкинской карте» – это значит, спектакли Качаловского увидели 25 826 школьников и студентов.

Во время нашего общения Славутский не раз подчеркивал, что главное в театре  – не финансовая составляющая. Главное – это спектакли в театральной афише и аншлаг в зрительном зале. Он особо отметил, что некоторые из постановок  уже давно в репертуаре, однако по-прежнему востребованы, как например, «Скрипач на крыше». А спектакль «Семейный портрет с посторонним» - это вообще первая постановка Александра Яковлевича  в Качаловском театре, который он возглавил в феврале 1994 года. Он был возобновлен в 2007 году.

Необходимость обновления спектаклей-ветеранов – дело необходимое, считает Александр Яковлевич. Поскольку эстетика современного театра меняется каждые пять лет.

Отвечая на вопрос, от каких спектаклей театр отказался в последние годы, Славутский-старший задумался, а его помощник по литературной части, заслуженный работник культуры РТ Диляра Хусаинова подсказала – таких случаев не было. Но по разным причинам они в театрах случаются, и всегда такое прощание - довольно болезненный процесс.

Правда, уже потом, в ходе беседы, завязавшейся после выступления актера и режиссера Ильи Славутского, народного артиста РТ, такие спектакли все-таки были названы, что вызвало обмен мнениями по актуальной проблеме современного театра. Славутский-младший сообщил, что театр вынужден был снять с репертуара спектакль «Королева красоты», поскольку автор пьесы раздумал сотрудничать с российскими театрами (Илья Славутский – спектакли как школа режиссерского ремесла).

Были затруднения из-за авторских прав и по спектаклю «Бег» - пришлось выполнить условие наследника Михаила Булгакова и произвести предусмотренную законом оплату. Спектакль «Пять вечеров» удалось сохранить в репертуаре только потому, что он был поставлен до того, как вступил в наследство сын драматурга Александра Володина. Вспомнили и спектакль «Мышеловка», который не показывался по этой же причине. Не состоялось обещанной Ильей Славутским премьеры по Рэю Брэдбери  «451 градус по Фаренгейту».

Но предложение не признавать авторские права, как это уже делается в условиях конфронтации со странами Запада в других сферах нашей жизни, энтузиазма не вызвало ни у представителей театра, ни у журналистов. Но обозначило еще одну тему для обмена мнениями – о том, как непросто найти хорошую пьесу, особенно современных авторов. Свое мнение высказали и Александр Яковлевич, и Илья Александрович, которые встречаются с этой проблемой на практике. И журналисты узнали много интересного о том, как пьеса становится спектаклем, что одна и та же пьеса Шекспира может послужить основой для двух разных спектаклей.

Шекспира вспомнили не зря – качаловцы приступили к «застольным»  репетициям  его трагедии «Гамлет». И в этот раз Александр Славутский хочет поставить спектакль не о прошлом и не об Англии, а «о нас». Как заметил Илья Славутский, его основная тема – борьба за власть - сегодня крайне актуальна:  «Пьеса очень современная, про власть, про государство. Про любовь, которая используется как средство власти».

Александр Славутский, общаясь с журналистами, всегда четко обозначает свою художественную и гражданскую позицию. И на этот раз заявил о своей поддержке СВО: «В такое напряженное время, когда театры закрывают, открывают, кто-то уезжает за границу, кто-то высказывается против страны, против СВО, еще чего-то… Я поддерживаю специальную военную операцию,  Z у нас на фасаде периодически выплывает. Я считаю, что если я живу в этой стране, если мой театр финансирует наше государство, то либо я священнодействую, либо я уматываю отсюда».

Владимир Матылицкий спросил его, взял бы он супер-актуальную  пьесу  о вооруженном мятеже, который на несколько дней стал главной темой новостей. Илья Александрович заметил, что события подобного рода требуют времени для художественного осмысления. У Александра Яковлевича была другая точка зрения:  «Но если в театр принесут пьесу, которая нас устроит, то мы ее возьмем и будем делать».

Впрочем, говорили они об одном и том же.

Журналисты пожелали узнать у молодого актера Павла Лазарева, каким он видит Гамлета, которого ему предстоит сыграть. Поскольку он ограничился несколькими общими фразами, одна из моих коллег после пресс-завтрака взяла у него отдельное интервью. Журналисты попросили его попозировать для фото у будущей декорации «Гамлета».

А перед этим Александр Славутский и Диляра Хусаинова показали нам основу декорации будущего «Гамлета». Она уже стоит в репетиционном зале и совсем скоро актеры начнут работать над спектаклем здесь.

На сегодня «пройден» первый акт, написаны текст пролога и песни для актеров, выбрана основная музыкальная тема. В том, что она будет, можно было не сомневаться. Во время спектакля будет звучать музыка французского композитора и мультиинструменталиста, представителя неоклассики Рене Обри. Естественно, в живом исполнении. Над музыкальной партитурой работает композитор Елена Анисимова, руководитель инструментальной группы театра.

Показать премьеру «Гамлета» обещали «в нынешнем году», а когда, не уточнили. Как заявил Александр Яковлевич, он предпочитает долгие репетиции и даже назвал, сколько репетиций было у некоторых постановок, например, для «Дракона» их понадобилось 40 только за столом.

Как происходят такие репетиции, журналисты теперь представляют. Поскольку они сидели за тем же самым огромным столом в кабинете художественного руководителя Качаловского театра, накрытом для чаепития.

Чем хорош пресс-завтрак для общения, так это возможностью перескакивать с темы на тему, делиться информацией и обмениваться впечатлениями. Разговор был во всех отношениях полезный, так что угощенье, приготовленное для встречи с журналистами, оказалось почти не тронутым.

Александр Яковлевич был приветлив с журналистами, но по некоторым репликам легко понять, что к нашему брату он относится настороженно.  Не вступая в полемику с рецензентами, которые критикуют качаловские постановки за обилие музыкальных и танцевальных сцен, он высказал свое мнение на этот счет. «Музыка – это опора для артиста», - сказал Славутский-старший. И пояснил, что нет хорошего артиста, если он не музыкален, не умеет петь и танцевать.

А потом возразил по существу – у режиссера есть право на свое видение спектакля. Станиславский обозначил лишь общие правила, каждый творец самостоятельно определяет, как ими пользоваться. По сути художественный руководитель любого театра создает свой метод, свою эстетику. То есть СВОЙ театр.

Теперь кратко об итогах сезона. В театре побывали 153 142 зрителя, которые увидели 363 спектакля на большой и малой сценах.

За сезон театр показал три премьеры: на большой сцене – спектакль Ильи Славутского «Секрет ее молодости» по пьесе Карела Чапека (Стоит ли жить до трехсот лет? Ответ от Карела Чапека) и «Чужой ребенок» Александра Славутского по пьесе Василия Шкваркина («Чужой ребенок» в Качаловском театре: ничто не разрушит вечных основ бытия). На малой сцене в мае прошла премьера спектакля Ильи Славутского «Чудо Святого Антония» по пьесе М.Метерлинка (Мир, в котором в чудеса не верят).

Как заметил хозяин большого кабинета, он не считает, что премьер должно быть много. Не стоит гнаться за их количеством – можно проиграть в качестве.

Сезон завершается спектаклем «Ревизор» («Ревизор» – спектакль не только про Хлестакова и Городничего. Он прежде всего о нас).

За последние месяцы театр потерял трех ветеранов казанской сцены: в декабре 2022 года Марину Кобчикову и Николая Шепелева, в мае Вадима Кешнера (Когда друзья уходят: Вадим Кешнер).

В завершающемся сезоне прошли юбилеи народного артиста России и Татарстана Александра Славутского (Полвека «театрального романа» Александра Славутского), народной артистки России и Татарстана Светланы Романовой («Диалог о театре, литературе и не только…») и народного артиста России и Татарстана Геннадия Прыткова (Геннадий Прытков: когда о возрасте знают только доктора). К юбилею художественного руководителя была подготовлена выставка о его жизни и творчества. В Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина  совместно с музеем театра была открыта выставка о народном артисте СССР Николае Якушенко.

О театральном музее Славутский говорил с большой гордостью. Музей в театре и в самом деле примечательный (Театральный музей как место встречи разных эпох). Он рассказывает и о прошлом театра, которому уже более двух столетий, и о сегодняшнем дне. Это хороший способ агитации за театр для случайных зрителей -  человек увидел прошлое,  узнал о настоящем и подумал: почему бы не прийти сюда снова?  

Самостоятельную экскурсию по музею можно совершить до начала спектакля или в антракте. А летом заведующий музеем Роман Копылов организует экскурсии за пределами театра. Это большое путешествие по театральной Казани столицы Казанской губернии, которое завершается в Казани нынешнего дня. Достаточно предъявить билет на любой спектакль 232-го сезона.  

Естественно, не обошлось без планов на новый сезон. Других премьер, кроме «Гамлета», не назвали. Илья Славутский сообщил, что он еще в поиске пьесы для своего нового спектакля. Но готов скоро обсудить с художественным руководителем свое предложение.

С 6 по 26 октября при поддержке раиса Татарстана пройдет III Качаловский фестиваль. Как обещает Славутский-старший, мы увидим уникальные с точки зрения режиссуры постановки. А именно: «Короля Лира» Мастерской Петра Фоменко, «Мандат» Студии театрального искусства Сергея Женовача и «Зойкину квартиру» МДТ имени Пушкина с Александрой Урсуляк в главной роли. К фестивалю приурочена и ответная гастроль театра имени  Янки Купалы из Минска со спектаклем «Паулинка». Качаловцы в рамках фестиваля покажут постановку 2022 года «Ревизор». 

Большим событием станет для казанских театралов встреча с популярным ныне театральным художником Александром Боровским. Казанцы увидят два его спектакля. Кроме того, планируется встреча с режиссером Евгением Писаревым.  Круглый стол о проблемах современной драматургии проведет критик, профессор Школы-студии МХАТ, арт-директор Биеналле театрального искусства Ольга Егошина. 

Еще одна важная новость для театралов: накануне первого в новом сезоне спектакля качаловцы пригласят горожан и гостей столицы на концерт в Кремль. Будут показаны фрагменты из музыкально-поэтического спектакля «Казанский трамвай» (Жизнь, если она в стихотворных строчках, она другая) и, возможно, отрывки из других постановок. Следите за афишей театра (https://teatrkachalov.ru/).

Фото предоставлены пресс-службой театра

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить