Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Полвека «театрального романа» Александра Славутского

27 ноября в Качаловском чествовали художественного руководителя – директора театра Александра Славутского, народного артиста России и Татарстана, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреата Премии имени Ф. Волкова Правительства РФ за вклад в развитие театрального искусства России и Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая.

Торжество в честь его 75-летия началось необычно: зрителям дали возможность услышать голос Александра Яковлевича. Обычно выступление юбиляра бывает в завершение праздника, а тут оно его начинало. Это был монолог человека, умудренного жизнью, театрального деятеля с четко выверенной позицией о том, что есть ТЕАТР.

Всё время, пока он звучал, на экран проецировался большой портрет Славутского, хорошо сочетающийся с тем, что Александр Яковлевич говорил.

Монолог стоит того, чтобы привести его полностью:

«Жизнь – это, по существу, большая река, в которой трудно плыть, если не видишь главного ориентира куда плыть - берега, не видишь всеобъемлющей цели - во имя чего и как жить. Мой берег, мой ориентир – это мой театр. Мой дом. Мое пространство, в котором я нахожусь, и люди, которые меня в этом пространстве окружают. Верящие мне, понимающие, что для нас хорошо, а что – плохо.

Мой театр – это театр радости. Мне хочется своим творчеством объяснить людям, что быть на земле, жить, продлить свой род, реализовать себя – это большое счастье. И моя профессия дает мне возможность через драматургию, сценографию, музыку, а главное – через живого человека – артиста - делиться с людьми своими мыслями, чувствами, взглядами.

Вот уже много лет каждый мой день заканчивается одинаково – я слушаю аплодисменты: в зрительном зале, по трансляции в своем кабинете или звоню из дома вахтерам, они подносят трубку к динамику, говорят мне: «Слышите, «браво» кричат».

Я не могу уснуть, пока не буду знать, как прошел спектакль, как его смотрели, слушали, как принимали зрители. Для меня главное – понять, убедиться, что рассказанная нами сегодня история услышана, нашла отклик, что всё не зря…

Мы выбираем пьесу. Репетируем. Фантазируем, сочиняем -  и возникает нечто совершенно новое, и в то же время очень знакомое, возникает новая реальность. В этой новой реальности – дыхание моей, нашей жизни, моей мечты, судьбы знакомых мне людей, прошлое и настоящее, бытие и небытие, раздумья о начале жизни и ее конце, о переменах и безрассудстве, об ускользающем счастье и надеждах на будущее, о нас, о том, что ждет впереди. В этом и есть магия театра.

Человек счастлив, когда нужен людям. Отпуск для меня всегда мука. Возникает ощущение, что я брошен и никому не нужен. Я иду в пустой театр и нахожу себе дело. Трудно найти отдых, который мне интересен. Мне нужно, чтобы мой театр продолжался постоянно, всегда.
Я читаю в интернете отзывы о наших спектаклях. И большинство людей пишут искренние, добрые, трогательные слова. Видно, что спектакль повлиял на них. Влиять на душу человека - это самое сложное, но очень нужное и важное, что есть в нашей профессии. В этом смысле она даже сложнее, чем профессия врача. Врач излечивает рану, а мы излечиваем душу. Это наша миссия. Искусство всегда было нужно для этого.

Мои спектакли - это истории о людях, о жизни, о времени. Это мой взгляд на окружающий мир со всеми его радостями и невзгодами, открытиями и разочарованиями, со всем его несовершенством и со всей его красотой.

Моя биография - это мои спектакли, мои родители, моя семья, мои друзья, мой город, моя страна, моя радость и моя печаль – моя история.

Полвека я пишу свой театральный роман, пробираясь от пролога к эпилогу через разные эпохи, судьбы, зажигая звезды, сажая вишневые сады, создавая миры и пространства».

Лейтмотивом юбилейного вечера стала песня Булата Окуджавы «Я пишу исторический роман». Свой «театральный роман» Александр Славутский пишет полвека. Значительная его часть – о Казани, о Качаловском театре. О том, что было до нас, можно было посмотреть на юбилейной фотовыставке «Моя жизнь-театр»  в фойе-атриуме.

Трудно узнать Александра Яковлевича в молодом человеке с густой черной бородой. Еще труднее - в маленьком мальчике рядом с лошадкой.

Славутский на работе, Славутский дома, с семьей, Славутский с коллегами, в том числе знаменитыми,  фотосвидетельства челябинского, читинского, ростовского периодов творческой биографии режиссера. Фотохроника длиною в несколько десятилетий включает кадры, которые представлены широкой публике впервые: детство, отрочество, юность, взросление и театр… Театр, который стал для Александра Славутского делом всей жизни.  

Светлана Романова, Александр Славутский и Владимир Андреев, знаменитый актер театра и кино, главный режиссер Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой

Александр Славутский учился в Щукинском институте у Бориса Захавы и в ГИТИСе у Андрея Гончарова. Творческий путь начинал в Челябинске, работал в Озерске, Чите, Ростове-на-Дону, был приглашен главрежем в Московский театр имени К.С. Станиславского, где поставил поставил спектакль по произведениям любимого и почитаемого им М.Зощенко «Уважаемые граждане». В Казани, в Качаловском театре - с февраля 1994 года.

Зная, что к юбилею будет много публикаций в СМИ, я не стала напрашиваться на интервью. Решила просто перелистать в собственной памяти то, что у меня с Александром Яковлевичем связано. События самые разные, общение не всегда безоблачное…

Мы познакомились в самом начале его театральной карьеры в Казани. Не могли не познакомиться, поскольку я, как заведующая отделом культуры газеты «Вечерняя Казань», должна была всё знать о театрах города, о культуре в целом. Даже о служебных романах в театрах – так напутствовал меня при назначении на должность в 1980 году заведующий отделом культуры Татарского обкома КПСС М. Мусин. Кстати, он имел в виду конкретный роман в оперном театре.

Работников этого отдела и секретаря обкома по идеологии М. Валеева тогда можно было видеть в театрах на всех театральных премьерах. Чего не скажешь о сегодняшнем времени. Даже на юбилеи ходят только к избранным.

Моя рецензия на спектакль «Ревизор», опубликованная в газете «Казанские ведомости» в ноябре 1994 года, находится в экспозиции театрального музея о театре Славутского. В рецензии на «Пиковую даму», опубликованную в газете «Республика Татарстан» (1999) не могла снова не подчеркнуть особенность его творческого почерка. Приведу цитату из нее: 

«Александр Славутский с первых спектаклей в Казани проявил себя как сторонник яркой театральной формы. Он стал предлагать казанским театралам спектакли-зрелища, в которых два извечных театральных вопроса: что сказать зрителю? и как это сделать? – если не поменялись местами, то уж во всяком случае стали одинаково значимыми. И что самое важное – А. Славутский стал таким образом ставить классику».

Потом был довольно большой промежуток моей жизни, когда я ходила в театры очень редко. Когда стала посещать Качаловский регулярно, на сцену выходил уже актер Илья Славутский.

«Жизнь молниеносно пролетела»

То, что Александр Яковлевич сказал в беседе с Зиновием Бяльцевым (Дмитрием Тумановым), опубликованной в «Казанском репортере», объясняет и форму проведения юбилея, и поведение юбиляра на сцене.

Никакого тебе трона, никакой помпезности. Стол и стул, наверняка из театрального реквизита. Поздравления Александр Яковлевич слушал с озабоченным лицом. Снимок хорошо передает это его состояние. Раз надо слушать комплименты – значит, надо. Положено по роли.

 Приведу цитату из публикации «Казанского репортера»:   

«Что за праздник юбилей? Семидесятилетие было – я не стал отмечать. И сейчас не хотел. Чему радоваться? Жизнь молниеносно пролетела. Хорошо, конечно, что ещё есть силы, что голова работает, но всё равно человек понимает, что он конечен. А это всегда трудно осознать, тяжело представить: меня не будет… Как без меня люди будут? Что будет и как будет без меня? Это меня волнует всегда. Конечно, день рождения – вроде как праздник. Внук спрашивает: «У деда юбилей – это праздник? Я приду». Ученики и коллеги уговорили сделать вечер не столько для меня, сколько для коллектива, который работает вместе со мною. Вот они искренне рады предстоящему вечеру. У нас пополнение в коллективе – новые молодые артисты. Моя миссия сейчас – помочь им влиться в нашу семью. Пусть и юбилей этому послужит. Мы устраиваем праздник и для тех, кто давно со мной, и для тех, кто недавно пришёл. И для зрителей».

Юбилей получился, без сомнения, праздником не только локальным - Качаловского театра, но и городским, и даже республиканским.

Без малого полвека Вы преданно м плодотворно служите театральному искусству и по праву пользуетесь в профессиональном сообществе нашей республики и страны прочным авторитетом настоящего мастера  режиссуры, блистательного организатора творческого процесса,, талантливого руководителя.  Ваш опыт и профессионализм неизменно идут рука об руку с неугасающим энтузиазмом и вдохновенным поиском, позволяют Вам плодотворно пополнять сокровищницу отечественного сценического искусства оригинальными творениями, успешно руководить большой труппой одного из старейших и известных театров нашей страны. Признателен Вам за многогранную, содержательную деятельность, достойный вклад в развитие культуры и искусства в Татарстане за развитие культуры и искусства в Татарстане, за насыщенную и яркую творческую жизнь прославленного Качаловского театра.

Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан

Вы увековечили свое имя в летописи театрального искусства Татарстана, обогатили культурную жизнь республики оригинальными интерпретациями произведений мастеров отечественной и мировой драматургии. Сохраняя верность традициям и классическим канонам сценической школы, возглавляемый вами Качаловский театр всегда современен и актуален, открыт для неординарных творческих проектов и новаторских художественных решений.

Заслуженное уважение снискала и Ваша активная деятельность. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан, вы твердо и последовательно защищаете интересы своих избирателей, вносите весомый вклад в законотворческий процесс, реализацию социальных и благотворительных программ.

Уверен, у такого деятельного и жизнелюбивого человека, как вы, впереди еще много плодотворных, насыщенных ярким творчеством лет.  

Фарид Мухаметшин, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан

Поздравления были официальные – от Президента РТ, республиканского парламента, Министерства культуры РТ, Мэрии Казани, Казанского института культуры, и неофициальные. 

Поздравляет заместитель мэра Казани Евгения Лодвигова 

Правда, официальные порой звучали очень неофициально.

«Может быть, мне показалось, но глаза горели раньше ярче. Может быть, это мудрость, грусть от большого ума и понимания. Поэтому хотелось бы пожелать - пусть в ваших глазах будет побольше радости!», - так начал свое выступление Юрий Камалтынов, заместитель Председателя республиканского парламента. От имени руководства республики он вручил юбиляру, депутату Госсовета, медаль «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики» (у Александра Яковлевича уже есть несколько государственных наград, в том числе орден Дружбы и Орден Почета) и благодарственное письмо руководителя Госсовета РТ.

Не все согласились с суждением о глазах. Например, режиссер Игорь Коняев, лауреат Государственной премии РФ и «Золотой маски», приехавший из Санкт-Петербурга, посоветовал юбиляру снять очки: «… если очки снять, глаза у вас яркие, и в них столько энергии, столько любви. Вы не качайте головой, что вам 75 лет – у вас всё только начинается».

Директор одного из самых успешных театров в России - имени  Вахтангова - Кирилл Крок заявил, что в Татарстане, в Казани, есть  «тайный, а на самом деле самый явный агент влияния Вахтанговского театра»: «Сегодня Качаловский театр занимает одно из ведущих мест на театральной карте России.  Я вам низко кланяюсь, потому что знаю, как это тяжело даётся. А вы нам всем сумели показать, что в Казани можно делать абсолютно столичный, классный театр».

 Поздравительный адрес Александру Славутскому прислал ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов, можно сказать, друг Качаловского театра – представитель потомков великого артиста, чье имя носит русский театр в Казани. Это и другие поздравления от театров страны зачитали ведущие церемонии Елена Ряшина и Павел Лазарев.

Безусловно, с особым почтением было воспринято поздравление председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, которое передал его заместитель Дмитрий Мозговой. Оно оказалось удивительно теплым и искренним. Как говорят, пророков в своем Отечестве порой не бывает,  и поздравление признанного мастера сцены многого стоят:

Уважаемый, дорогой Александр Яковлевич!

Сегодня и для Вас, и для всего театра – волнительный день! Я в этом убежден. Юбилей худрука, как ни крути, отнимает и силы, и нервы у всех, кто к этому юбилею причастен. А у главного виновника торжества, тем более. И тем более, у театрального деятеля, известного в Казани и во всей театральной России.

Вы стали верным преемником дела своего Учителя, Мастера – Бориса Захавы. Ваш талант режиссера, организатора, учителя, мудреца, философа, человека, гражданина своей страны – это поистине национальное достояние. Многие Ваши спектакли становились событиями театральной жизни страны, о них писали ведущие критики, на них стремились попасть зрители, и не только в Казани. 

Так любить театр, как любите его Вы, быть преданным своей стране, людям – может только по-настоящему искренний, честный человек. И Ваше отношение к нашей новой реальности, к вопросу восстановления мира на земле Донбасса, вызывает уважение, спасибо Вам и за это.

Дорогой Александр Яковлевич! Я бесконечно благодарен Вам за все, что Вы сделали для нашего театрального Союза. Сегодня продолжаете делать для развития театрального искусства Казани, имя Славутского в афише – это всегда залог успеха. Так было с самой первой Вашей постановки, так продолжается и сегодня. И пусть этот успех не останавливает Вас на пути к новым свершениям! Пусть они обязательно будут! 

С юбилеем, дорогой Александр Яковлевич! Здоровья Вам, радости творчества, неизменной зрительской любви!

Ваш, Александр Калягин

«Ваш талант режиссера, организатора, учителя, мудреца, философа, человека, гражданина своей страны – это поистине национальное достояние... Так любить театр, как любите его Вы, быть преданным своей стране, людям – может только по-настоящему искренний, честный человек» - это поздравление директора Театра Турски в Марселе Ришара Мартена, который  в своей телеграмме назвал Александра Славутского братом. Он выразил «большое уважение человеку и художнику, творчество которого во многом обеспечило успех Фестиваля русского искусства в Марселе и укрепило дружбу между нашими народами».

Пришло поздравление из Национального театра имени Янки Купалы Республики Беларусь, куда качаловцы собираются на гастроли.

Поскольку желающих поздравить юбиляра от имени казанских театров было много, на сцену пригласили сразу всех. Делегация получилась внушительной. 

Главный режиссер театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев вспомнил, как открывалось здание Качаловского театра после ремонта: «Александр Яковлевич показывал каждую дверь и возмущался, что шпингалеты поставили наверх, - сказал Ильгиз Зайниев. - Тогда я понял, что значит быть руководителем театра. Я бы, наверное, давно всё подписал, а Александр Яковлевич требовал, чтобы доделали работу до последнего шурупчика. Я учусь у него тому, как добиваться уважения к своей труппе, к своему театру».

Слушая теплые поздравления, я невольно вспомнила, как начиналась жизнь Славутского в нашем городе.

Приехал посмотреть – и остался навсегда

Приглашение Александра Славутского в Казань в значительной степени было вынужденным. Качаловский театр уже несколько лет напоминал бурлящий котел.  Мне по долгу службы приходилось вариться в этом крепком бульоне, приправленном скандалами, отставками главных режиссеров, выяснением отношений всех со всеми. Знала подробности от актеров, присутствовала на собраниях коллектива. Во время перестройки везде было так много демократии, что стало модным конфликтовать с руководителями, смещать их с должности решением коллектива, выбирать новых. Качаловский театр в этом не был одинок.

К 1994 году все немного поостыли. Так что нового главного режиссера в театр назначили, как и раньше, приказом министра культуры. Слышала, что тогдашнему директору Качаловского театра Григорию Первину порекомендовали Славутского как человека требовательного, который, как руководитель авторитарный, наведет порядок в театре. И он навел. Довольно жестко, без сантиментов. Если вначале труппе казалось, что у новичка испытательный срок, то со временем она дала ему полный карт-бланш.

А ведь вначале Славутскому в театре не понравилось. Он рассказал об этом в одном из интервью. И тогда и его жизнь, и жизнь Качаловского театра точно были бы другими…

Поскольку среди тех, кто не принял нового главного режиссера, были мои друзья, в том числе, Юнона Карева, я долгие годы относилась к Александру Яковлевичу слегка предвзято. Что уж скрывать, было такое. Правда, на рецензиях «Вечерки» это не сказывалось. Если спектакль не нравился, о нем просто не писали. Но нельзя было не видеть, что в Качаловском театре объявлено перемирие, а потом вообще установился долгий мир. И это сильно повлияло не только на внутреннюю атмосферу в коллективе, но и на качество спектаклей.

С грустью наблюдала я, как сокращается театральный век моих друзей-актеров. Но то, как бережно Славутский помогал расставаться с театром его многолетним корифеям, вселяло уважение. Несравненный Юрий Федотов выходил на сцену до последней возможности. Последним спектаклем с его участием, который я посмотрела, была «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком». Юра был уже болен, он забывал слова… Из-за сложных отношений с главрежем все реже выходил на сцену Вадим Кешнер, пока вообще не стал актером одной роли (спектакль «Роковые яйца»). Но каким теплым получился его юбилей в театре в 2017 году! Думаю, что это случилось бы и в 2022 году, если бы Вадим мог прийти в театр.

С большой радостью я видела и вижу на сцене Геннадия Прыткова, Антонину Иванову, Михаила Галицкого, Ирину Чернавину, Лидию Огареву, Галину Маковскую и других ветеранов качаловской труппы. Мне не хватает ушедших в мир иной – Людмилы Маклаковой (1930-2002), Петра Бетева (1926-2002), Евгения Кузина (1933-2004), Галины Ишковой (1927-2008). Из-за болезни не выходил на сцену Феликс Пантюшин, недавно театр с ним простился.

Качаловский обновлялся, казанские театралы знакомились с новыми лицами. И с такими профессионалами высокого класса, как Светлана Романова, и с молодыми актерами, которые постигали азы профессии как у Славутского-режиссера, так и у Славутского-педагога (кстати, в звании профессора). Он сделал два выпуска в организованном им в 1995 году при театре филиале-студии Российского академического театрального искусства. 

Театр уж полон...

Где-то прочитала, что когда Славутский приехал в Казань, в Качаловском театре бывали дни, когда решался вопрос, при каком количестве зрителей начинать играть спектакли — при 30 или 25. Возможно, в 1994-м именно так и было. Я такого зрительного зала в Качаловском не помню. Зато хорошо помню овации после спектаклей Владимира Портного, других знаковых постановок театра. Конечно, были и годы неудач - это случается во всех творческих коллективах. Но когда были неудачные спектакли, плохая драматургия, неинтересные режиссеры – зрители шли на любимого актера.

На изломе эпох в стране людям было не до театра. Вернуть их в театр было делом сложным, но Качаловскому это удалось. Причем, не играя со зрителем в поддавки, не потакая усредненному вкусу, не подстраиваясь под знамена поп-театра. Хотя и не отказываясь от современных новаций, без которых зрителю эпохи интернета в театре скучно.

Из театрального музея мне прислали несколько фотографий Славутского. На одной из них он с Олегом Табаковым. На обороте рукой Олега Павловича написано: «С уважением к 43 процентам». Александр Яковлевич поясняет: именно столько театр зарабатывал в то время сам.  

Вернувшись после перерыва к журналистской деятельности, я приходила в Качаловский театр больше к Юрию Благову, который руководил театральным музеем. Правда, тогда от музея, который и раньше был невелик по площади, осталась одна небольшая комната. Если с актерами Александр Яковлевич жил уже мирно, то с Юрием Алексеевичем мира не было. Они чуть не поссорились даже во время юбилея Благова в феврале 2007 года, когда оба не удержались от публичных ядовитых уколов.

Благов считал, что плачевное состояние театрального музея объясняется тем, что Славутскому в истории театра интересен только он сам. Ему не интересны ветераны Качаловской сцены, богатая и славная история одного из старейших театров России, в котором играли многие великие актеры, и прежде всего Василий Иванович Качалов.  Юрий Алексеевич не изменил своего мнения даже тогда, когда в пристрое к зданию обозначились большие размеры театрального музея.

Славутский терпелив к критике, даже если она бездоказательна. Но если речь идет о спектаклях. А публикации Благова в казанских СМИ о плохом состоянии музея в театре его задевали. «Вы убедитесь, что это неправда», - сказал он мне однажды.

И оказался прав. Когда театр значительно расширил свои площади, появилась возможность отдать музею помещение на двух этажах пристроя. К большому сожалению, Юрий Алексеевич Благов своих планов осуществить уже не смог, но по его концепции под руководством нового руководителя музея Романа Копылова выстроена прекрасная экспозиция, в которой представлено всё богатство музея, накопленное за многие годы работы в театре Игоря Германовича Ингвара и Юрия Алексеевича Благова.

Не раз приходилось читать и слышать, что актеры Качаловского почитают Славутского, как отца большой и крепкой семьи. Не могу судить, насколько этот комплимент отражает реальные отношения в театре, поскольку теперь знаю о нем только из СМИ. Зато хорошо представляю, как важно это ощущение семьи, как сильно оно отражается на конечном результате. Видела это в редакции газеты «Вечерняя Казань».

Трудно даже вкратце рассказать о том, что изменилось в театре с приходом Александра Славутского. Традиционный Качаловский фестиваль (первый состоялся в 2018 году), зарубежные гастроли, успешное участие в театральных фестивалях, поэтические спектакли на малой сцене, приглашение в Казань других театров, например, театра Льва Додина из Санкт-Петербурга, интересные формы работы со зрителями, которые дали хороший результат – в Качаловском нет проблемы с посещаемостью, театр полон каждый день.

Театр Славутского – и этим всё сказано

В общей сложности Славутский поставил более ста спектаклей. Театр представил зрителям декаду лучших постановок юбиляра на казанской сцене. Получилась картина большой жизни Александра Славутского в искусстве, отраженная в его спектаклях: «Глумов» А.Н. Островского, «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Скрипач на крыше» Д. Бока и Д. Стайна, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П-О. Бомарше, «Роковые яйца» М.А. Булгакова, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» М. Твена, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, «Филумена Мартурано, или Брак по-итальянски» Э. Филиппо, «Дракон» Е.Л. Шварца, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Васса» М. Горького, «Вишневый сад» А.П. Чехова.

Славутского часто упрекают в старомодности – предпочитает классику, не решается на смелые эксперименты в ее трактовке, выбирает только проверенных авторов, традиционен в театральных приемах… Часто такие оценки со знаком минус. А я рада, что ему хватает мужества не поддаваться на провокационные призывы осовременить Качаловский. Хотя и современные драматурги в афише театра есть: Степан Лобозеров ­(«Семейный портрет с посторонним»), Ираклий Квирикадзе («Американская шлюха…»), Николай Коляда («Баба Шанель»). Как бы его не задирали рецензенты и зрители в сетевых комментариях, он остается верен традиционному театру, где важно прежде всего содержание.

Хотя у него и с формой всё в порядке. Как ученик Вахтанговской школы, он щедро насыщает свои спектакли музыкой, танцами, всегда удивляя зрителей яркими и оригинальными костюмами, метафоричными декорациями от неизменного соратника – художника Качаловского театра Александра Патракова. Пожалуй, мало в каком драматическом театре столько мюзиклов. И мало какой режиссер решится поставить в этом жанре «Поминальную молитву» (по мотивам цикла рассказов «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема). Даже Ленком не решился, хотя поставил этот спектакль первым в стране, по пьесе Григория Горина.

Порой музыкальные номера мне кажутся излишними, и я писала об этом, например, в рецензии на спектакль «Бег». Но на подобные замечания Александр Яковлевич внимания не обращает. Он, как ледокол, идет по намеченному курсу, выстраивая СВОЙ театр. В душе надеясь, что он и НАШ тоже.

Как-то он решил ближе познакомиться с новой драмой, и несколько раз по инициативе филологов Казанского университета в театре проводились читки при зрителях новых сочинений. Модные драматурги съезжались в Качаловский со всей России. Но как это часто бывает – погружение в новое еще больше убедило его в том, что его театр зрителям нужнее.

Интересная метаморфоза случилась со мной на юбилейном вечере, где были показаны фрагменты из десяти спектаклей Славутского. Когда я смотрела их премьерные варианты, некоторые, скажем так, вызывали у меня вопросы по музыкальной части. А тут получилось действо, очень похожее на концерт типа «Музыка в кино». Только на этот раз была «Музыка в театре».

Разнохарактерные сцены были мастерски упакованы в единое целое, зрители без всякого напряга перемещались из одного спектакля в другой, с интересом наблюдая, как мастерски преображаются их любимые актеры, меняя роли и наряды. Нельзя было не заметить, как талантливы актеры Качаловского театра, как естественно они переходят от слов к песне, к танцу и наоборот.

Спектакль «Васса»

Спектакль «Поминальная молитва»

Спектакль «Пиковая дама»

Спектакль «Дракон»

Спектакль «Визит дамы»

Спектакль «Ревизор»

Спектакль «Дядюшкин сон»

Спектакль «Бег»

Спектакль «Филумена Мартурано, или Брак по-итальянски»

Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Надо ли удивляться, своего художественного руководителя они тоже поздравили песней. В завершение вечера качаловцы исполнили свою любимую песню – о вечном стремлении к высотам Парнаса и о счастливой актёрской звезде.

Славутского несколько лет ругали, что он всё ставит сам, не приглашает других режиссеров. Стал приглашать – ругают за то, что приглашает. Например, спектакль «Укрощение строптивой» Игоря Коняева вызвал гневную отповедь театрального критика Андрея Пронина в газете «БИЗНЕС Online».

Если не иметь собственного видения своего театра, будешь метаться от одного суждения к другому. Славутский не такой. Он точно знает, что хочет и чего не хочет. Приведу цитаты из его выступления на встрече со зрителями в цикле «Диалоги о театре:

«Когда рвут волосы на себе, кричат о том, что цензура душит и давит, я считаю, что надо находить возможности. Приходилось иногда хитрить, доказывать и объяснять партии для того чтобы что-то поставить. Но я всегда ставил то, что хотел.

Когда сегодняшние молодые говорят: вот мы создали нечто новое, до нас не было ничего. Я отвечаю им: «Ребят, все было, вас просто не было». И это не значит, что не надо делать, это значит, что надо искать какие-то свои пути и не быть агрессивными. Театр должен быть разным. Каждое молодое поколение считает, что до них ничего не было. А профессионал так никогда не скажет. Нужно понимать, что сначала возводится фундамент, и только потом стены, пол и крыша».

Общаясь с журналистами в связи с последними премьерами, Александр Яковлевич  говорил, что ставит спектакли про себя, удивляя и заставляя внимательно вглядеться в происходящее на сцене. Ведь речь шла, например, о «Драконе» или «Вассе». По его мнению, такая встроенность в театральные истории – дело обычное для нашего возраста. Это точно: когда тебе за 70, становишься мудрее, можешь увидеть общее в единичном, важное в обычном. Профессия режиссера и очень сложная, и очень важная, считает Славутский: «Мне кажется, что только сейчас я достиг своей зрелости. И многое еще хочу и могу успеть сделать».

Закономерным итогом творческой жизни Александра Славутского стала Национальная премия «Золотая маска» - главный знак отличия российского театра. Он был отмечен в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».  16 декабря 2021 года в Качаловском театре при зрителях состоялась торжественная церемония ее вручения.

В этот день в театре давали спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро», который Славутский поставил в сентябре 2015 года и который стал знаковым для коллектива. За эти годы качаловцы показали «Женитьбу Фигаро» в Ростове-на-Дону (2016), Кирове (2017), в Германии (2020), на многих театральных фестивалях, в том числе в Марселе (Франция), на XXV Фестивале русского искусства (2020). Кстати, на марсельском фестивале театр был отмечен сразу в трех номинациях: за лучшую женскую роль – заслуженная артистка РТ Елена Ряшина, за лучшую мужскую роль – народный артист РТ Илья Славутский, за лучшую сценографию – заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая Александр Патраков. 

Не знаю, почему, но этот спектакль вызвал массу пересудов о семейственности Славутского. Может, потому, что в нем вся семья в сборе: поставил Славутский, играют его жена Светлана Романова,  его сын Илья Славутский и сноха Елена Ряшина. Кто-то во время юбилейного торжества пожелал артистического будущего и внуку, Александру Славутскому-младшему. Кстати, он однажды уже был на сцене - как-то выскочил на поклон после завершения спектакля «Красная Шапочка».

У меня был разговор об этом с Ильей Славутским. Я спросила его, сказываются ли родственные узы на его взаимоотношениях с коллегами. Он ответил так:

«Мне трудно сказать. Наверное, есть зависть, ревность, но у людей более далеких. Те, кто учились со мной, работают в театре, которые видят меня в жизни и в профессии каждый день, прекрасно понимают, что никаких поблажек для меня нет. Они это знают и с уважением, как мне кажется, ко мне относятся».

Он не скрыл сожаления о том, что их отношения с отцом «слишком часто публичные - иногда хочется больше разговаривать не с директором, а с родным человеком. Александр Яковлевич всю жизнь был руководителем, и всегда занят, увы…».

Я не сторонница семейственности, если она во вред делу, но в творческом коллективе она если и есть, то чаще всего это продолжение традиций, крепкий фундамент для этого рождается сам собой. Как известно, дети актеров растут в театре. К тому же, как сказал однажды Олег Табаков, гениев назначить нельзя. Зрители в театре сканирует актера получше рентгена. А для них Светлана Романова и Илья Славутский – прежде всего хорошие актеры, а Илья еще и режиссер, уже сделавший первые шаги в новой профессии. 

Как говорили великие, художника надо оценивать по его законам. Добавлю:  а не по принципу «мне нравится» или «мне не нравится». И уж тем более не по некоторым фактам его биографии. Рассудит зритель. А он Качаловский театр любит.  И на юбилейном вечере это было заметно. Перед началом я заметила в фойе много людей с букетами цветов.

… Очень личным и искренним получилось поздравление выдающегося актера Камаловского театра Равиля Шарафеева. «Просто завидую белой завистью вашему музею. Хотелось бы, чтобы и у нашего театра был подобный музей, - сказал он.  - Создание такого музея - огромный труд. Его надо назвать именем Славутского».

А до этого заявил, что правомерно было бы назвать именем Александра Славутского русский драматический театр в Казани - если бы он уже не носил имя Василия Качалова. На юбилейных торжествах на хорошие слова и комплименты люди не скупятся.

Я подумала в тот момент, что роль Александра Яковлевича в развитии Качаловского театра и в самом деле очень значительна. Искусство театра эфемерно, и спектакли – сродни газете, живут недолго. Разве что в памяти. Зато казанцы всегда будут помнить, что именно при Славутском театр занял всё пространство от улицы Баумана до улицы Островского.  Благодаря пристрою площадь театра стала больше на 80 процентов. Сегодня в его распоряжении 18-19 тысяч квадратных метров. Молчу про современные условия работы, про технические возможности, каких нет во многих театрах страны.

Коллеги Александра Яковлевича – режиссеры, с которыми я общалась в последнее время на юбилейных мероприятиях в театре имени Качалова и в ТЮЗе, говорили мне одно и то же: «Это мог сделать только Славутский».

И лишь он один знает, чего это стоило.

Напоследок еще одна цитата из Славутского:

«Человек счастлив только тогда, когда он нужен людям. А я должен быть нужен, прежде всего, моими спектаклями. Не только зрителям, но и моим артистам, моим ученикам, моим соратникам по профессии.

Иногда говорят, вот бы начать сейчас заново какое-то дело. Но жизнь-то не начинается сначала. Она – тот багаж, который ты накопил по дороге: кредит доверия, вера в тебя…». 

 

 Читайте в «Казанских историях»:

«Золотая маска» – за выдающийся вклад в развитие театрального искусства – 2021

Александр Славутский: «Мы выжили!» (2021)

Выставка о Василии Качалове закрылась, но ее еще можно посмотреть. В Интернете (2021)

Театральный музей как место встречи разных эпох (2019)

«Авторский театр. Взгляд на русскую классику» - о первом Качаловском фестивале (2018)

 Качаловский театр: премьера нового формата общения со зрителем – 2018

Диалоги о театре в Качаловском - 2017

Читка пьесы при зрителях - в театре есть и такой формат - 2015

Александр Славутский: «Наш театр – театр-дом...» - новоселье в Качаловском театре (2014)

Спектакли, поставленные Александром Славутским:

«Ревизор» – спектакль не только про Хлестакова и Городничего. Он прежде всего о нас (2022)

Максим Горький в вольном переводе на современный язык (2021)

«Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания» – «Дракон» в Качаловском театре (2019)

Можно выклянчить всё, но только не Родину, господа – «Бег» (2017)

Качаловский театр: «в поисках утраченного оптимизма» - «Укрощение строптивой» (2016)

«Лес» Александра Островского в театре XXI века – 2018

Спектакль про Фигаро, похожий на кружево - 2015

 

Когда профессия – божий дар – о Светлане Романовой (2017)

Женщина на войне: театральная проекция - «НЕЗАБЫВАЕМОЕ. Женские голоса войны» (2015)

Спектакли, поставленные Ильей Славутским:

Илья Славутский – спектакли как школа режиссерского ремесла – «Королева красоты» (2022)

«Нас ждёт награда за все былые муки...» - «Пять вечеров» (2017)

Жизнь, если она в стихотворных строчках, она другая – поэтический спектакль «Казанский трамвай» (2019)

Смешная комедия, которая называется жизнью - «Женитьба» (2017)

 

«Мы счастливые люди: у нас зритель, о котором можно только мечтать»Илья Славутский: «Я люблю, когда слезы от смеха» - интервью Ильи Славутского (2017)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить