Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Октябрь 2025 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1917Родилась народная артистка РТ и РФ Рашида Зиганшина, ведущая актриса Татарского академического театра им. Г.Камала. Долгие годы возглавляла республиканское отделение ВТО (ныне Союз театральный деятелей республики)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Прогулка по Казани времен Ивана Грозного с Алексеем Клочковым

Известный казанский краевед Алексей Клочков презентовал 14 октября в Доме-музее В. Аксенова свою новую книгу — Казань времен Ивана Грозного».

Среди участников презентации была Любовь Агеева.

Новое издание, четвертое по счету, впечатляет своей основательностью и глубиной проработки. Впрочем, этим отличаются все книги Алексея Ивановича Клочкова. Сегодня много краеведов, которые пишут и даже издают книги об истории Казани по вторичным источникам. Клочков всегда пишет по первоисточникам. Это не значит, что у него нет сюжетов о прошлом глазами современного человека, и прежде всего, самого автора. Мало того, на презентации он признался, что есть даже небольшая доля домысла — чтобы читателям, уже не умеющим читать длинные тексты и толстые книги, не было скучно с чисто документальным материалом. Но это всё дополнение к основному сюжету, о котором он всегда предупреждает.

Новинка, как и прежние, толстая, даже, пожалуй, толще (400 страниц), и дорогая, поскольку команда Клочкова издает свои книги на свои средства, а это всегда большой риск. Можно и прогореть. Но такое издание лучше иметь дома, чтобы возвращаться к нему не один раз. И для того, чтобы что-то уточнить, прочитав очередной краеведческий опус, и для того, чтобы что-то прочитать еще раз более внимательно. При всем своем умении читать толстые книги, я уже убедилась, что сразу не одолею, буду читать главами. А глав 12. Значит, 12 мест для прогулки по старой Казани. Они объединены в два раздела: «Верхний посад» и «Нижний посад и Заострожье».

Дело в том, что это, пожалуй, самая детализированная история древней Казани. При этом автор постоянно соотносит прошлое и настоящее, рассказывая об улицах и домах Казани 1565-1568 годов, при случае дает их сегодняшний адрес. При этом многие исторические факты того времени приходится пересматривать. Но об этом я скажу позже.

Цитата из авторского предисловия о книге: «С ее страниц перед нами предстает большой ремесленно-торговый город с мощными кре­постными и посадскими укреплениями, слож­ным социальным и этническим составом на­селения, несколькими монастырями, дюжиной православных храмов и двумя действующими мечетями, оставшимися от прежних времен.

При этом посадская территория хорошо ложи­лась на достаточно сложный рельеф местности и плавно перетекала в окружающую природу, а ее доминанты — комплекс Гостиного двора, башни, храмы, колокольни, минареты — рас­ставлялись свободно и царили над низкой жи­лой и общественной застройкой. Невероятно запутанная сеть улиц, переулков, заулков и ту­пиков, нашпигованная большими и малыми дворами казанцев - от князей и боярских детей до простых ремесленников и последнего бобы­ля — будто бы самим Всевышним была предна­значена для того, чтобы слиться в гармонич­ное и единое целое с живописными пейзажами нижнего течения реки Казанки».

Теперь слово тем, кто прочитал книгу еще в рукописи.

«Как и в прежних своих книгах, Алексей Ивано­вич описывает события далекого прошлого в не­обычном, но ставшим уже чертой его литера­турного стиля жанре - в виде прогулок и бесед с читателем. Вот и в этот раз благодаря автору у вас есть возможность не только представить себе, как выглядели старинные городские ули­цы, но даже и прогуляться по ним — виртуально, разумеется. И уже одна эта возможность вкупе с профессиональным авторским опытом карто­графической реконструкции топографии и об­лика города первых десятилетий после Казанско­го взятия (являющейся, на мой взгляд, наиболее ценной частью книги) сможет заинтересовать даже тех, кто никогда не был в нашем городе.

Приступая к чтению книги «Казань времен Ивана Грозного», приготовьтесь ко множеству больших и малых открытий, неожиданных и интересных поворотов сюжетов из далекого прошлого, удивительным, не поддающимся ни­каким теориям вероятности переплетениям су­деб известных и совершенно неизвестных нам людей», — это цитата из предисловия кандидата исторических наук Аскара Гатина.

«Даже если бы в книге не было никакой но­визны и открытий, сам ее формат как буд­то выверен оптимально под читателя первой четверти XXI века, избалованного возмож­ностью, с одной стороны, в два-три клика до­быть необходимую информацию, а с другой, в качестве бесплатного бонуса, получить вы­брос гормона удовольствия от непередаваемо­го ощущения своей сопричастности к истории родного города, к разрешению загадок и тайн, возможно, мучивших читателя с детства. Вме­сте с тем читатель в моменты неизбежных со­мнений и скепсиса хочет не легковесного выво­да, отвечающего на давно существующие в его голове вопросы, но подробной и убедительной доказательной базы — что называется, «мяса» из первоисточника, подтверждения кропотливой и системной работы автора с материалом, в общем, всего того, что позволит среднестати­стическому читателю без излишних колебаний склониться к логически обоснованной автор­ской версии с минимальным сопротивлением души и рассудка.

Все вышеперечисленное книга «Казань вре­мен Ивана Грозного» оптимально сочетает», — а это уже мнение Ильи Евлампиева, популяризатора краеведения Казани.

Они оба входят в ближний круг исследователя Алексея Клочкова. Настолько ближний, что могут давать ему советы. Именно так родилась книга о Казани времен Ивана Грозного. Когда он издал предыдущую книгу — «Казанский посад: стены и судьбы» с великолепной картой древнего города, прорисованными острожными стенами и воротами, многие советовали ему с такой же дотошностью воспроизвести уникальный исторический источник — Список с Писцовых книг по городу Казани окольничих Никиты Васильевича Борисова и Дмитрия Андреевича Кикина, опубликованный фрагментарно в 1877, а полностью в 1932 и 2006 годах.

Окольничим поручались те же дела по управлению, что и боярам, они занимали второе место после бояр: сидели в приказах, назначались наместниками и воеводами, бывали послами и членами государевой думы. Первоначально их служба заключалась в устройстве всего необходимого для путешествия князей и царей.   

Как предположил в своем выступлении Алексей Иванович, Иван Грозный, покорив Казань, хотел знать этот город в подробностях, и ему рассказали не только о достопримечательностях и всех улицах, о каждом доме, но и о том, кто в нем живет. Можно убедиться в этом — автор постоянно цитирует окольничих, переводя старинный текст на понятный современный язык.   

Илья Гатин подчеркивает, что нашей Казани несказанно повезло с этим исследованием —  в ар­хивах сохранились подробнейшие описания жизни и быта горожан с ценнейшей информа­цией о культуре и общественно-экономическом строе города третьей четверти XVI столетия: «Приступая к чтению книги «Казань времен Ивана Грозного», приготовьтесь ко множеству больших и малых открытий, неожиданных и интересных поворотов сюжетов из далекого прошлого, удивительным, не поддающимся ни­каким теориям вероятности переплетениям су­деб известных и совершенно неизвестных нам людей. Уверен, что это путешествие в «истори­ческое далеко» будет полезно абсолютно любому читателю независимо от его возраста, профес­сии, места проживания и личных убеждений. И конечно же, не забудьте при этом, что вы полу­чите не меньшее удовольствие и пользу от про­чтения других, ранее изданных краеведческих исследований автора».

По мнению Ильи Евлампиева, это именно та, которой в казанской исторической и крае­ведческой литературе очень не хватало. Он дает будущим читателя совет: «…отнеситесь с должным пиете­том и уважением к первоисточнику, не пропу­скайте имена жильцов и род их деятельности, а постарайтесь хотя бы пробежать их глаза­ми. Где-то к середине книги вы почувствуете, что ощутили то, как мыслил автор в процессе написания книги, и как мыслили наши с вами предки - составители первого в истории путе­водителя по городу Казани, царские окольни­чие Никита Борисов и Дмитрий Кикин. Подоб­ный подход подарит вам ни с чем не сравнимое ощущение сопричастности, а это — почти поло­вина удовольствия от книги».

После внимательного про­чтения книги, пишет он, может возникнуть «ощуще­ние понимания растянутых на века процессов освоения нашими предками территории горо­да: как, к примеру, в процессе развития города менялась траектория посадских стен, где в ста­рину находились у нас озера и древние урочища, почему к текущему моменту улицы и переулки располагаются именно так, а не иначе».

 

На презентацию пришли люди всех возрастов — и те, кто еще помнит Казань советского времени, и студенты, которые уже многого не увидели на ее улицах. Свободных мест в зале не было, хотя Клочков уже встречался с потенциальными читателями в другом месте. После его выступления было много вопросов, по которым можно было понять, что случайных людей тут не было.

Некоторые еще до начала купили книгу и имели возможность ее рассмотреть. Другие сделали это в конце встречи с автором — чтобы можно было попросить автограф. Для любого автора это очень приятная процедура — видеть такую искреннюю заинтересованность в твоем труде.

Назову всех, кто работал над книгой, а это в основном постоянная команда Клочкова: ответственные редакторы Ирина Гуреева и Диляра Ермакова, верстка и допечатная подготовка Андрея Останина, историческая визуализация Андрея Кононенко. Автор поблагодарил всех, кто помогал ему в процессе работы над книгой, особо консультантов Артура Гатина, Илью Евлампиева, Татьяну Преображенскую, Артура Тумакова. Книга напечатана в Казани, в издательстве «Печать-сервис XX века».

Как всё было непросто, Алексей Иванович рассказал.  Его задачей был не пересчет дворов (что сделать легче лег­кого, имея труд окольничих), а определение точных локаций хотя бы некоторых из них.  Автор использовал  наи­более полную (ленинградскую) версию Писцовой книги, в которой поименованы все посадские домовладельцы в привязке их земельных участ­ков к соответствующим казанским улицам, либо к иным  топографическим объектам — оврагам и «вымлям» (склонам), рекам и озерам, острож­ным и крепостным стенам, воротам и башням.  Надо было «вычис­лить» опорные точки, необходимые для рекон­струкции уличной сети Казани второй поло­вины XVI века. «В итоге по завершении этой до­статочно долгой, нудной и кропотливой работы подобных локаций разной степени значимости и разной степени достоверности у меня нако­пилось навскидку не меньше семидесяти, чего с лихвой хватило для их объединения в еди­ную пространственную картину».

Алексею Ивановичу очень помогла работа над картой, которая была сделана к книге «Казанский посад: стены и судьбы». Он уже неплохо ориентировался в древнем городе, объясняя, почему так, а не иначе складывались его улицы. Как-то не приходилось задумываться, что их направление диктовалось вполне утилитарными факторами того времени: на холмистой местности надо было учитываться возможности лошадей подниматься в гору.   

Клочков назвал несколько таких опорных точек, которыми руководствовались и окольничии, которые выделили известный казанским знатоками истории «Пролом» — место, где были подорваны стены татарского острога,  «Петр Святой» — «именно так писцы назы­вают раннюю деревянную церковь, являвшуюся прародительницей сегодняшнего Петропавлов­ского собора, и именно от нее ведут они свой отсчет топографии города». Стоит внимательно прочитать страницы, посвященные этим объектам, поскольку автор описывает связанные с ними событиями не так, как сообщают многие краеведческие источники.

«…было бы непозволительным и большим упрощением рассматривать Писцо­вую книгу только лишь как путеводитель, при­правленный подробным описанием городского хозяйства, вовсе нет — наши мудрые писцы смо­трят гораздо шире, изображая Казань второй половины XVI столетия как новый, возникший на месте прежней ханской столицы восточный форпост Московского царства, организован­ный и заточенный на дальнейшее развитие.

Не­случайно же в записях подспудно, будто между строк, присутствует непреходящее ощущение «движухи»: все там у них беспрерывно строит­ся, крутится, и картинка меняется буквально на глазах, как в калейдоскопе — где месяц назад жили стрельцы, ныне их пустые дворы отда­ны «на житие посадским людям»; где прошлым летом были «архиепископские огороды», уже выросли новые острожные стены; где чуть ли не вчера еще паслись коровы, размежеваны зе­мельные участки, намеченные к будущему за­селению и освоению.

При этом в ходе охватив­шей древний город массовой реконструкции русские проектировщики в целом сохранили исторически сложившуюся живописную про­странственную композицию ханской столи­цы, за исключением планировки прирезанных к посаду в 1553-1565 гг. новых стрелецких сло­бод — Субботы Чаадаева и Третьяка Мертвого, в структурном построении которых явственно проглядывают зачатки будущего регуляторства».

В книге нет баталий 1552 года, хотя факты, связанные со штурмом города войском Ивана Грозного, с переменами в его жизни, конечно же, вспоминаются. Мало того, автор вносит какие-то уточнения в традиционные описания. Например, мнение о том, что русское войско залило улицы города потоками крови, его источники не подтверждают. А вот факты массового переселения татар за Булак, уничтожения двух мечетей подтверждение находят.

Кстати, Клочков развенчивает еще несколько мифов, о которых любят рассказывать экскурсоводы и «знатоки» истории. Например, он опровергает версию о том, что Казань стоит на семи холмах, утверждает, что в Казани того времени воду брали из нескольких мест, а не из одного ключа  город был уже достаточно многолюдный. 

Вспоминая какие-то события того века, называя имена казанцев того времени, Клочков с улыбкой объявит, что все казанцы — по сути, татары, подтверждая известную фразу: поскреби русского — найдешь татарина. Так за многие века перемешались здесь люди... Некоторые знаменитые русские татарского происхождения в книге названы.

В книге много интересной информации, которую автор находил, как он пишет, попутно. Так, удалось определить первоначальные очертания двух проезжих улиц ханского периода и в качестве бонуса — устано­вить достаточно точное местоположение легендарных Кабацких ворот татарского острога.

Было делом трудным подобрать к новой книге «достойные иллюстрации, вос­создающими облик средневековой Казани». На первых порах задача вообще казалась не разрешимой. Фотографии тогда не было. Сохранившиеся иллюстрации в основном касаются  военных событий. Не было возможности рас­сматривать в качестве серьезных реконструк­ций полотна ряда казанских художников, «в ви­дении которых Казанская крепость середины XVI века из деревянной внезапно сделалась ка­менной, да вдобавок еще и увенчанной башней Сююмбике (возведенной, на минуточку, в нача­ле XVIII века) вкупе с мечетью Кул Шариф в со­временном ее исполнении, как вы сами понима­ете, никоим образом было нельзя. Оно, может, и красиво смотрится, но от исторической прав­ды ой как далеко: видать, художники в охватив­шем их творческом порыве чуток перестара­лись, выдав желаемое за действительное».

Из серьезных источников в распоряжении автора остались лишь рекон­струкции Н.Ф. Калинина, которые представлены в книге, но с из­вестными оговорками. Воссоз­давая в тридцатых годах прошлого столетия облик средневековой Казани, Николай Филип­пович не обладал всей полнотой информации по части топографии, истории и археологии, ка­кую мы имеем в настоящее время.

«Как бы то ни было, но мы оказались в тупике, выхода из которого не просматрива­лось, а помощи, как нам казалось, ждать было неоткуда.

Но помощь все же пришла, и с той сторо­ны, с какой я никак не предполагал. Оказалось, что мой давний товарищ, исследователь казан­ской старины Андрей Кононенко, помимо все­го прочего, еще и незаурядный, талантливый (не побоюсь этого слова) художник-график. Просто в силу своей природной скромности он до поры до времени предпочитал не афиширо­вать этот свой дар. Когда же я ему дал прочесть рукопись, он немедленно предложил свою по­мощь в качестве иллюстратора.

Когда же спустя короткое время явились на свет первые реконструкции Андрея Кононенко, мне стало совершенно ясно, что выход в свет нашей книги следует отложить, чтобы дать нашему художнику возможность для раскрытия всех граней его таланта и время для завершения начатой грандиозной работы.

Честно говоря, я не большой мастак по части живописи, а потому не буду ступать на тонкий лед и расписывать художественные достоинства работ Андрея, скажу лишь, что все они выполне­ны настолько мастерски, настолько филигранно, с таким вниманием к мелочам - что называется, до последнего бревнышка — что нам оставалось только удивляться и восхищаться».

Карта Казани времен Ивана Грозного, размещенная на обложке книги, несмотря на малый размер городских сооружений, тем не менее, дает представление о филигранности работы художника. Читатель будет встречаться с фрагментами карты на протяжении всего знакомства с книгой, и это удивительное занятий — пытаться определить, где жили на Спасской улице Сенька портной мастер, Жучка Иванов сын шапочник, молотчий (младший, бедный, нищий), Митя бусурманов Окулов сын, торговый человек, средний (среднего достатка), жалованный (находящийся на государственном содержании) толмач Иванка Овсянников, где был двор «князя Дмитрия княж Петрова Засекина».

Пожалуй, я на этом остановлюсь, предоставив возможность нашим читателям самим погулять по древним казанским улицам. Алексей Иванович расскажет и о тех из них, которые дожили до нашего времени. Как понимаете, их не так много. Позвонив по телефону 8917-272-87-16, вы сможете приобрести новую книгу, а также прежние издания: «Казань из окон трамвая», «Казань: логовища мокрых улиц», «Казанский посад: стены и судьбы».

Тем, у кого не получится купить книжную новинку, советую заглядывать на сайт «Казанских историй». Мы планируем опубликовать несколько фрагментов из нее.

 

Читайте в «Казанских историях»:

«Казанский посад: стены и судьбы»

Казанский посад глазами Алексея Клочкова: стены

 Система озер под Воскресенским увалом

Иван Михляев и император

Александровский пассаж Казани от Алексея Клочкова

Петр I – Дневник императора

Старинная Казань Алексея Клочкова с непарадной стороны

«Казань из окон трамвая» вместе с автором – Алексеем Клочковым

Алексей Клочков приглашает в казанский трамвай, из которого видна вся история города

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить