Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

XII фестиваль мусульманского кино в Казани: подводим итоги

Иранский фильм «Бессмертный» получил главную награду XII фестиваля мусульманского кино. Представителю Гостелерадио Ирана пришлось отправить в этот вечер два сообщения в Иран – сначала о первом месте в номинации за лучшую операторскую работу – Диплом получил Рузбех Райга, а потом режиссеру, автору сценария и продюсеру ленты «Бессмертный» Хади Мохагеху, признанной лучшей в главной номинации – «Лучший игровой фильм».

А Тунку Мона Риза из Малайзии выходила на  сцену трижды. Всего в этот вечер победителям было вручено 11 оригинальных статуэток.

У церемонии прохода участников и гостей фестиваля про красной дорожке тоже есть ведущие

XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино завершился торжественной церемонией вручения наград. Она прошла 11 сентября. Впервые местом подведения итогов стал Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Пока ждали гостей и участников фестиваля, публику развлекали актеры в костюмах сказочных персонажей. Успели посмотреть и зажигательный танец. И вот наконец к театру подошел первый автобус.

По ковровой дорожке прошли члены жюри во главе с Александром Прошкиным, создатели фильмов, представленных в конкурсной и внеконкурсной программах, гости фестиваля, а также казанские актеры  Елена Калаганова, Ренат Тазетдинов, Асгар Шакиров, Равили Шарафиев.

Особенно тепло зрители встречали тех, кого знают: популярных актрис Анну Каменкову, Людмилу Чурсину и Нонну Гришаеву, актера и режиссера Алексея Петренко, режиссера Алексея Учителя.

На красной дорожке актрисы Бадема и Тунку Мона Риза еще не знают, каким приятным будет для них этот вечер. А публика если  и обратила на них особое внимание, то только потому, что привлекли внимание их наряды. На других международных фестивалях удивляют нарядами от модных кутюрье, в Казани - народными костюмами.

Почетными гостями церемонии стали заместитель Премьер-министра РТ Василь Шайхразиев, министр культуры Республики Татарстан Айрат Сибагатуллин, заместитель Председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова.

Благодаря возможностям театра имени Джалиля вечер начался с оригинального видеоряда. На задник сцены проецировались фрагменты фильмов, в создании которых принимали участие знаменитые советские и российские режиссеры и актеры. Среди них были уроженцы Казани Станислав Говорухин и Чулпан Хаматова. По понятным причинам в этот ряд был включен и Марат Баширов.

Ведущими церемонии были заслуженная артистка России Нонна Гришаева и заслуженный артист Татарстана, певец Рузиль Гатин. Звучала русская, татарская и английская речь. А лауреаты фестиваля говорили на десятке языков мира.

«Признаюсь, я ехала сюда с особым трепетом, потому что Казань – это город моих предков: мой прапрадед Гордий Семенович Саблуков, известный русский востоковед, профессор Казанской духовной академии, исследователь ислама, был первым переводчиком Корана, а впоследствии царь пожаловал ему фамилию Казанский», – так начала церемонию Нонна Гришаева. Ее теперь тоже наверняка включат в большую семью кинематографистов, которые имеют казанские корни.

Благодаря выставке в Казанском Кремле «В кино из Татарстана» мы узнали, что с Казанью связаны многие звезды российского искусства первой величины. Некоторых казанцы хорошо знают: Федора Шаляпина, Василия Качалова, Софию Губайдуллину, Василия Аксенова,  Марину Разбежкину, Константина Лопушанского, Дениса Осокина, а вот включение в этот список Олега Вавилова, Владимира Ильина, Лики Нифонтовой, Лидии Смирновой, Леонида Филатова, Елены Шаниной, Евгения Шварца и других для многих оказалось приятной новостью.

Для приветственного слова первым на сцену поднялся заместитель Премьер-министра РТ Василь Шайхразиев. От имени Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и от себя лично он поприветствовал участников и гостей Международного фестиваля мусульманского кино.

 «В эти дни Казань стала центром притяжения профессионалов и любителей кинематографа. Мы смогли, посмотрев мусульманское кино, вспомнить нашу историю, увидеть сегодняшний день и заглянуть в будущее. Благодаря фестивалю, мы все получаем определенный опыт, а для наших кинематографистов – это возможность общения и выхода в профессиональную среду за пределы Российской Федерации»,  отметил Василь Шайхразиев.

Первым награждением стало торжественное вручение специального приза Президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве» фильму «Смирение» (Малайзия). Режиссер Тунку Мона Риза с нескрываемым волнением поблагодарила жюри фестиваля за такую высокую оценку ее работы.

Специальный приз Союза кинематографистов РТ «За вклад в развитие кинематографа Татарстана» председатель Союза, режиссер Ильдар Ягафаров вручил Роберту Копосову. Выпускник филологического факультета Казанского государственного университета, известный казанский журналист посвятил значительную часть своей творческой жизни кинематографу. И не только как критик, но и как сценарист и режиссер. С 1972 по 1986 год Роберт Иванович работал главным редактором на Казанской студии кинохроники, с 1991-го был директором Таткиноцентра, в 1993-1996 годах возглавлял правление Союз кинематографистов РТ.

Глава отборочной комиссии Сергей Лаврентьев, киноведы Сергей Анашкин и Наталья Боброва поднялись на сцену, чтобы объявить имена обладателей наград Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон». Призом Гильдии отмечен фильм «Смирение» (Малайзия).

«Герой этого фильма – мальчик-аутист – дает взрослым уроки сострадания, терпения, нежности», – отметила Наталья Боброва. Режиссер – Тунку Мона Риза, авторы сценария – Азрил Хамха и Тунку Мона Риза, оператор  Юди Татау.

Дипломы Гильдии киноведов и кинокритиков были вручены режиссерам: Альгису Арлаускаусу – за фильм «Заговор сумасшедших» («За творческую солидарность и внимание к судьбе художника-подвижника») и Альмоханнаду Кальфуму за фильм «Жасмин» («За поэтическое воплощение веры ребенка в мир без войны»).

Альмоханнад Кальфум поблагодарил гильдию, жюри, участников и зрителей за то, что во время фестиваля все они говорили на одном языке – языке кино. Еще до церемонии награждения, проходя по звездной дорожке фестиваля, режиссер отметил, что реакция зрителей на его фильм уже стала для него настоящей наградой, и он очень надеется вновь стать участником Казанского фестиваля мусульманского кино.

Число специальных призов пополнила награда Мэра города Казани. Начальник управления культуры Исполнительного комитета города Азат Абзалов объявил ее обладателем фильм «Мечеть Марджани. История воплощенных традиций» Рената Хабибуллина. Ренат – режиссер, сценарист, оператор и монтажер этой работы. Лента снята в 2016 году по заказу Исламского культурного центра «Аль Марджани».

Азат Абзалов от имени Мэра Казани Ильсура Метшина поздравил организаторов и участников фестиваля с праздником кино и пожелал всем творческих успехов.

Исполнительный директор XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, заслуженный деятель искусств Татарстана Миляуша Айтуганова со сцены поблагодарила жюри фестиваля:

«От имени Министерства культуры Татарстана и дирекции фестиваля низкий поклон Александру Прошкину и его команде».

Она вручила приз, который  называется «Специальное упоминание жюри». Им отмечен документальный фильм «Мой Дагестан. Исповедь»  режиссера Мурада Ибрагимбекова. Интересно, что автором сценария является известный государственный деятель СССР и России, ныне Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он же – главный герой картины, рассказывающий о о себе и о том, как жила и живет его родная республика.

Татарстанский режиссер Алексей Барыкин отметил сильную программу короткометражных документальных фильмов нынешнего фестиваля. Подтверждением высокого уровня конкурсных работ стало решение жюри присудить призы двум картинам: «Ата Бейит» (Кыргызстан) режиссера Алижана Насирова и «З/К» (Татарстан) Руслана Валеева.

В ходе фестиваля не раз отмечалось, что Татарстан слабо представлен в программе нынешнего фестиваля, но, судя по реакции наших  участников, никого это сильно не расстроило. В Казанском государственном институте культуры растет новая смена, и ей есть у кого учиться. На  показах и других мероприятиях фестиваля значительную часть публики всегда составляли студенты.

Руслан Валеев тоже вчера был студентом. Его фильм «З/К» (или ЗК) – дипломная работа.

Мехди Ганжи, иранский режиссер, автор фильма «Я хочу быть королем», победившего в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм»,  в ответном слове выразил благодарность жюри и почтение всем татарстанцам:

«Вы живете на земле, где несколько религий сосуществуют на протяжении веков, и показываете прекрасный пример всему миру».

Статуэтку победителя ему вручал член жюри Усман Сапаров из Туркменистана.

В 2016 году впервые был вручен приз в номинации «Россия молодая». Член жюри, сценарист, актер Юрий Быков отметил, что о призах, особенно когда их в послужном списке много, быстро забывают.

 «Самый главный приз в жизни любого режиссера – это самый первый, потому что человека надо заметить, дать ему путевку в жизнь. Решение жюри – это лишь попытка быть объективными, но не истина в последней инстанции».

Выбрать какой-то один фильм члены жюри не смогли. Они выбрали две работы. Награды в номинации «Россия молодая» получили ленты «Мама» (режиссер Кирилл Плетнев) и «Личное дело» (режиссер Андрей Носков).

В числе гостей церемонии закрытия фестиваля были легенды российского кино. Заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова прочитала стихотворение Анны Ахматовой. Кстати, на творческой встрече со зрителями в центре «Эрмитаж-Казань» она  уделили ее творчеству особое внимание.

Актриса награждала победителя в номинации «Лучший анимационный фильм» – ленту «Долесу» (режиссер Алена Ребезова). К сожалению, в презентационном буклете о фильме – только одно предложение: анимационный фильм о поисках выхода.

Это дипломная работа, сделанная на киностудии «СПбГИКиТ», но она уже имеет две фестивальные награды – в Санкт-Петербурге и Суздале. Алена закончила Санкт-Петербурский государственный институт кинематографии (мастерская В. Ефимова) в 2015 году.

Алены Ребезовой на церемонии награждения не было. Вообще на этот раз довольно много призов получали не победители.

Народная артистка СССР Людмила Чурсина со сцены поблагодарила за гостеприимство, щедрость, внимание:

 «От нашей праздничной Москвы вашей красавице Казани – поклон до земли!».

Вместе с членом жюри, известным казанским оператором, заслуженным деятелем искусств РТ Валерием Севастьяновым актриса  вручила награду в номинации «Лучшая операторская работа» оператору фильма «Бессмертный» (Иран) Рузбеху Райгае.

Валерий Севастьянов активно работает с московскими режиссерами, в частности, входил в творческие группы шести фильмов А. Учителя, в том числе последней картины с рабочим названием «Матильда». В центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка его фотографий, сделанных на съемках этой картины.

Вслед за строками Федора Тютчева, прочитанными Людмилой Чурсиной, со сцены прозвучал «Пророк» Александра Пушкина в исполнении народного артиста РСФСР Алексея Петренко. Зрители в этот вечер не скупились на аплодисменты, но Алексею Васильевичу устроили настоящую овацию.

Пожалуй, так же восторженно публика приняла только посланца Сирии Альмоханнада Кальфума.

В преддверии великого мусульманского праздника Курбан-байрам Алексей Петренко пожелал всем собравшимся мира, благодати, здравия и благополучия. Кстати, многие в этот вечер поздравляли жителей нашей республики, а большинство участников фестиваля – и себя тоже с этим праздником.

Алексей Петренко объявил победителя в номинации «Лучшая женская роль в полнометражном игровом фильме». Награды была удостоена актриса Бадема за роль в фильме «Норжмаа» (Китай). Актриса, будучи композитором и певицей, не только получила приз, но и спела. На сцену она вышла в национальном наряде.

Победителя в аналогичной мужской номинации назвали лауреат премии «Золотой орел», «Ника» и «Тэфи» Елена Лядова и заслуженный артист России Владимир Вдовиченков.

Лучшим жюри признало актерский ансамбль фильма «Смирение» (Хариц Хазиг, Иззи Риф, Намрон). Не припомню другого такого случая, когда в этой номинации награждались бы сразу несколько исполнителей одного фильма.

За лучший сценарий игрового фильма приз заслужил Вук Ршумович, сценарист и режиссер фильма «Ничье дитя» (Сербия). Эта непростая история напоминает судьбу мальчика Маугли. Он тоже воспитывался  среди волков в глуши бельгийских гор. Когда его нашли, отправили в детский дом. Но в отличие от драмы Киплинга здесь есть продолжение истории – молодого человека, которого назвали Зика, призвали в армию и послали воевать в Боснию. Кстати, фильм основан на реальных событиях.

Фестивальную статуэтку  вручал Сиддик Бармак, член жюри, один из самых известных персидских кинематографистов, ныне живущий во Франции. 

«Самой выстраданной» для победителя наградой член жюри Юсуп Разыков (Ташкент) назвал приз в номинации «Лучшая режиссура полнометражного игрового фильма». В составе жюри из семи человек – шесть режиссеров, но все они сошлись во мнении, что лучший режиссер – у фильма  «Божество Дьесегой». Приз получил Сергей Потапов (Россия). Как сказал Юсуп Разыков, эта лента поразила их единством стиля.

Сергей родом из Якутии. У него хорошее профессиональное образование  – он окончил актерское отделение Республиканского колледжа культуры и искусства и режиссерский факультет Российского университета театрального искусства (ГИТИС), мастерская М. Захарова. В его послужном списке актерская работа, режиссерские постановки, преподавательская работа. В 2007 году Потапов стал главным режиссером Саха академического театра имени П.А. Ойунского.

Прежде чем разрешилась главная интрига, ведущие напомнили, что побороться за призы XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино приехали кинематографисты со всех пяти континентов. На сцену для вручения главной награды пригласили председателя жюри, режиссера, сценариста, народного артиста России Александра Прошкина. Он выразил благодарность организаторам фестиваля, Министерству культуры РФ, Министерству культуры РТ и Правительству Татарстана. Особо Александр Прошкин отметил публику фестиваля:

 «На показах не было свободных мест даже на ступеньках! Я такого в жизни не видел. Благодарю свою команду, членов жюри, которые, будучи большими художниками, судили честно и очень сердечно. Мы смотрели фильмы вместе со зрителями, чтобы чувствовать дыхание зала и понимать, насколько мы с ним в своих чувствах сливаемся».

Председатель жюри поблагодарил Сергея Лаврентьева и его команду за «замечательный отбор фильмов»:

«Получилась очень сильная программа, думаю, многие фестивали позавидовали бы. Трудная была задача выявить самый главный фильм, это должен был быть абсолютный шедевр. И этот шедевр мы нашли».

В номинации «Лучший полнометражный игровой фильм» победа была присуждена картине «Бессмертный» (Иран, режиссер Хади Мохагех).

В завершение церемонии Александр Прошкин также поздравил мусульман с предстоящим праздником. Фестиваль был торжественно закрыт до следующего года, когда Казань вновь станет центром притяжения кинематографистов из разных стран мира.

Вручение наград перемежалось концертными номерами, и гости фестиваля могли ближе познакомиться с культурой нашей республики.

Концертную программу открыл оригинальный музыкальный номер: музыканты были везде: на сцене, в партере, в амфитеатре, в ложах. Прозвучал  «Танец огня» из балета  Фарида Яруллина «Шурале».

Участники церемонии закрытия тепло приветствовали  исполнителей – три творческих коллектива, занятых в этом номере: оркестр «Новая волна» под руководством Анны Гулишамбаровой, духовой оркестр Казанского высшего военного командного училища (художественный руководитель Ян Орехов), Государственный хор РТ (художественный руководитель Миляуша Таминдарова).

Как всегда на фестивалях мусульманского кино, в программу были включены номера с ярким национальным колоритом. На этот раз свое мастерство гостям показали Государственный ансамбль песни и танца РТ и Ансамбль танца «Казань».

Оригинальным получился вокальный номер, рожденный Годом российского кино. Несколько известных в Татарстане вокалистов спели попурри песен из советских фильмов, которые в нынешнем году отмечают юбилей. На экран в это время проецировались кадры из них.

Украшением церемонии стала демонстрация коллекции девичьих мусульманских нарядов дизайнера Зарины Бабаджановой. Музыкальным сопровождением  дефиле стало выступление музыкальной группы «Алма».

Кстати, в платье от Зарины Бабаджановой была в этот вечер и Нонна Гришаева, и она с большим удовольствием объявила об этом всему залу. Как журналистам  сообщили в пресс-центре, платье из этнической коллекции, созданной специально для фестиваля, будет подарено актрисе.

Финальный аккорд фестиваля 2016 года

Расходясь, и участники фестиваля, и зрители сожалели, что неделя пробежала так быстро, о том, что при всем желании не было возможности объять необъятное – столь много событий было объединено программой фестиваля.

В памяти остались пожелания гостей, высказанные со сцены. Пожалуй, самым оригинальным было такое: пусть всегда с вами будет милость всевышнего и покров Казанской Божией матери.

В одной фразе  наш гость выразил общее впечатление о Казани, которое увозят, пожалуй, все, кто приезжает в Казань. Много говорили о красоте нашего города, о фестивальной публике, о четкой работе организаторов, но особое восхищение уже 12-й раз вызывает мирное сосуществование татар и русских, мусульман и православных.

Приветствуя на церемонии открытия участников и гостей фестиваля, заместитель Председателя Государственного Совета Татарстана Римма Ратникова подметила, что отношения между представителями разных национальностей и конфессий (а их много в республике) не совсем верно определять привычным словом «терпимость». Терпимость – когда интеллигентно терпят друг друга. «А мы живет в любви», – сказала она. И зал поддержал ее бурными аплодисментами.   

В завершение назовем темы внеконкурсных показов: «Третий возраст», «До 16 и старше», «Легко ли быть молодым?», «Это все о ней», «Без комментариев»,  «Вне зоны доступа», «Кино о кино» ( в рамках этой программы было показано 3 татарстанских картины, в том числе лента Алии Хайрутдиновой «Калаганова» - об актрисе Качаловского театра Елене Калагановой), «Наши» (7 фильмов татарстанских кинематографистов: Ришата Нафикова, Рената Каримова, Влады Васильевой, Ренаты Казаковой, Айдара Габдрахманова, Тимура Садыкова), «Мой Муса» (фильмы Леонида Кванихидзе и Ильсияра Ибрагимбекова), «Тукаевская панормама» (фильмы Хариса Фахрутдинова и Салавата Юзеева), «Абсалямов. Огонь неугасимый» (фильмы Энвера Габдрахманова и Ляйсаны Садретдиновой), «Верить и знать» (в том числе ленты Зуфара Хайруллина,  Файзрахмана Камалова, Энвера Габдрахманова и Алексея Барыкина, Татарстан), «Человек. В мире людей» (в том числе лента Фаниса Камала).

В рубрике Ретроспектива» были фильмы по сценариям Дениса Осокина: «Одя» (режиссер Эдгар Бартенев), «Шошо (режиссер Алексей Федорченко), «Ю.Река. Яха» (режиссер Влад Воробьев) и «Ангелы революции» (режиссер Алексей Федорченко).

В рамках раздела Параллельные программы» была показана ретроспектива фильмов членов жюри: Александра Прошкина («Искупление», «Райские кущи» и «Охрана»), Усмана Сапарова («Ангелочек, сделай радость» и «Мужское воспитание»), Сиддика Бармака («Опиумная война», «Под звуки колокольчиков», «Усама» и «Чужой»), казанского режиссера Алексея Барыкина («Планета Блогосфера», «Семейные хлопоты», «Барклед Бодья», «Апостол Поволжья»).

На фестивале работала секция «Окно в Европу», в рамках которой были показаны линейки фильмов «Русский след», «Парижские сезоны», «Новые итальянцы». Раздел «Время кино» включал короткометражные и полнометражные фильмы российского производства.

При подготовке отчета использован пресс-релиз пресс-центра фестиваля

На закрытии фотосъемка Владимира Зотова

Читайте в «Казанских историях»:

В программе фестиваля мусульманского кино 60 фильмов из 33 стран мира

XII фестиваль мусульманского кино в Казани: начало

XII Международный фестиваль мусульманского кино в Казани: 5 сентября 2016 года

Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 6 сентября 2016 года

Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 7 сентября 2016 года

Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 8 сентября 2016 года

Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 9 сентября 2016 года

Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 10 сентября 2016 года

Алексей Учитель: «Кинофестиваль для нас – часть профессии, а не праздник»

Людмила Чурсина: «Все свои роли надо полюбить, чтобы хорошо сыграть»

Анна Каменкова: молодая жена уже 40 лет

Людмила Хитяева: «Это радость, что тебя любят, слушают. Тем моя душа и жива…»

 

Сайт кинофестиваля - http://kazan-mfmk.com/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить