Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 9 сентября 2016 года
- 09 сентября 2016 года
9 сентября в кинотеатре «Родина» были показаны киноленты в номинациях «Игровой фильм» и «Документальный фильм».
С утра зрители смотрели документальные картины: «Марокко» (Лиа Белтрами, Марокко, Италия) и «Мужской выбор» (Елена Демидова, Россия, Норвегия, Финляндия»). После обеда в программе были полнометражные игровые фильмы: «Ничье дитя» (Вук Ршумович, Сербия) и «Норжмаа» (Баянерул, Китай).
На этом показы конкурсной программы XII Казанского кинофестиваля завершились. В пятницу фестивальные фильмы посмотрели более 4000 человек.
В программе дня было две творческие встречи: с режиссером Сиддиком Бармаком, продюсером Рубеном Дишдишяном, презентация книги Елены Алексеевой «Татарстан». Кинематограф. Из века в век», которая прошла в лекционном зале центра «Эрмитаж-Казань». Мастер-класс «Импровизация в сценарном деле» провела сценарист Наталья Назарова. В рамках внеконкурсных показов зрители увидели два фильма о писателе Абдурахмане Абсалямове.
Режиссер Фарит Фарисов: «Фильмы Казанского кинофестиваля нужно специально показывать школьникам и студентам»
Режиссеры-участники XII Казанского кинофестиваля в номинации «Документальный фильм» 9 сентября встретились в кинокомплексе «Родина» с представителями прессы. В пресс-конференции приняли участие Лиа Белтрами (фильм «Марокко»), Елена Демидова («Мужской выбор»), Фарит Фарисов и Арслан Ганеев («Память сильнее времени»).
Режиссер из Италии Лиа Белтрами рассказала журналистам, что в 1997 году создала подобный казанскому фестиваль «Религия сегодня», который с 2009 года проходит без ее участия.
«В прошлом году два режиссера из Афганистана выиграли приз за свой фильм, снятый в Казани», – поделилась Белтрами.
Елена Демидова, режиссер картины «Мужской выбор», рассказала, что ее фильм снимался недалеко от Татарстана – в Вятских Полянах. Герой документальной картины – мужчина, который уезжает из Вятских Полян, оставив свою жену и детей, и отправляется на заработки в далекий северный город.
«Это фильм рассказывает о выборе, о мужском выборе, – говорит Демидова. – В картине нет ни слова о религии, сюжет скорее о семейных и человеческих ценностях – про жизнь, в которой мы живем независимо от религиозных взглядов».
Режиссер Фарит Фарисов, уже не впервые участвующий в Казанском кинофестивале, отметил особенно слаженную организацию фестиваля в нынешнем году.
Рассказывая о своей картине, посвященной подвигу татарского народа в борьбе с фашизмом, Фарисов отметил:
«Если мы едины, мы непобедимы. Наше поколение продолжает находиться в состоянии войны, поскольку памятники тех лет, тех событий перевозят на другие места, а то и вовсе ликвидируют. Фильм призван донести нашим детям нашу историю».
В конце встречи режиссеры оценили работы друг друга, а Фарит Фарисов высказал идею организовать показы фильмов конкурсной программы для школьников и студентов, чтобы они могли «узнать историю, почувствовать боль разных народов мира» и просто увидеть хорошее кино.
«Казань. Кинематограф. Из века в век»
В центре «Эрмитаж-Казань» прошла презентация книги «Казань. Кинематограф. Из века в век (1897-2014 гг.)». Ее автор – Елена Алексеева, доцент Казанского государственного института культуры, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза кинематографистов России, член Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. Книга издана Центром инновационных технологий при поддержке Министерства культуры РТ и Фонда поддержки развития культуры при Президента РТ.
Книга была готова в 2014 году. Елена Петровна работала над ней почти 20 лет, изучая по архивным документами и старинным газетам историю развития кинематографа в нашем крае, начиная с первых киносеансов до сегодняшнего дня. Ее единомышленником и литературным редактором был известный казанский журналист Сергей Федотов.
Исследования она начинала еще будучи научным сотрудником НИИ экспериментальной эстетики «Прометей», которым руководил профессор Булат Галеев, не помышляя тогда о диссертации и тем более о книгах. Интересовалась историей казанского кинематографа, что называется, по должности – в 1988 году окончила киноведческий факультет ВГИКа.
Как и предполагал Булат Галеев, исследование представляло большое научное значение, поскольку до этого никто еще так основательно не интересовался казанским кинематографом. Были публикации известных краеведов, но отдельные факты из истории кино не составляли общей картины.
В 2004 году Елена Петровна защитила диссертацию на соискание звания кандидата искусствоведения. В 2006 году издала сборник-справочник, посвященный 25-летию Татарстанского отделения Союза кинематографистов России, в 2007 году вышло сразу две книги, посвященные истории кино в дооктябрьский период: «Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897-1917 гг.)» и «Кинематограф в Казани. 1887-1717 гг.». Теперь все это объединено под одной обложкой.
Постепенно рамки ее научного интереса раздвигались. Рождались все новые и новые темы для исследования. В 2008 году в Казанском институте культуры появились кафедра киноискусства, и Елена Петровна стала педагогом, с 2010 по 2014 год была ее заведующей. Развитие кинематографа Татарстана, подготовка кадров стали проходить на ее глазах.
Когда-то кино снимала одна Казанская студия кинохроники, и Елена Петровна довольно подробно рассказала о ее истории. И в книге, и на презентации. Она вспомнила, как казанские кинематографисты открыли всей стране художника и скульптора Эрьзю. Документальный фильм о его жизни и творчества был куплен для проката несколькими странами.
С созданием Казанской студии телевидения появилось творческое объединение «Панорама». И о ней у автора книги нашлись теплые слова. В новое издание включены очерки о 13-ти творческих коллективах, которые снимают кино. Среди них Елена Алексеева особо выделила детскую мультипликационную студию «Феникс», предоставив слово ее бессменному руководителю Вадиму Дросину.
Еще одно направление татарстанского кино – ежегодный международный фестиваль мусульманского кино. Первый фестиваль (тогда он назывался «Золотой Минбар) состоялся в 2005 году. В книгу вошли 10 очерков о фестивалях 2005-2015 годов.
В нынешнем году кинофорум проводится уже в 12-й раз. В 2013 году Елена Петровна была членом отборочной комиссии.
Выход книги «Казань. Кинематограф. Из века в век» – это тот случай, когда история изучается как бы изнутри, ведь в последние десятилетия Елена Алексеева исследует то, в чем принимает активное участие.
В 2014 году рукопись книги была готова. Нашлось много ценного материала: документы, афиши, ценные свидетельства очевидцев, пленки со старыми съемками… Была сделана даже компьютерная верстка (на презентации Елена Петровна тепло отозвалась о Г. Миндубаевой, создателе оригинал-макета). Но денег на издание книги не нашлось.
Второе дыхание идея получила в связи с Годом российского кино. Вместе с руководством музея-заповедника «Казанский Кремль» Елена Алексеева реализовала в нынешнем году два проекта, основой которых стала ее книга. Сначала это была выставка «Казань. Кинематограф. Из века в век», которая работала в «Манеже» с 25 февраля по 12 августа, потом – экспозиция под открытым небом «В кино из Татарстана», открытая в апреле.
Теперь издана книга, объемная и по содержанию, и по размерам (428 страниц формата А4). Она богато иллюстрирована. Это и документы, и фотографии, и многочисленные афиши и рекламные сообщения. Современные информационные технологии позволяют распечатать киноленту по отдельным кадрам, и в книге можно найти много таких иллюстраций.
Генеральный директор музея-заповедника Зиля Валеева на церемонии открытия сказала много добрых слов о Елене Петровне.
К ней присоединился глава Союза кинематографистов Татарстана, режиссер Ильдар Ягофаров.
В свою очередь автор поблагодарила тех, кто ей помогал и в сборе материалов, и в выпуске книги. В частности, она выделила журналистку Татьяну Токареву, которая помогла рассказать о своем деде – Иване Трофимовиче Токареве, владельце кинотеатра «Мир чудес» (в советское время – «Смена») в Чистополе.
Участники презентации получили в подарок каталог выставки «В кино из Татарстана». Его автор – тоже Елена Алексеева.
В Казанском Кремле состоялся показ программы «Абсалямов. Неугасимый огонь»
9 сентября в центре «Эрмитаж-Казань» показом внеконкурсной программы «Абсалямов. Неугасимый огонь» завершился фестивальный блок, посвященный памяти выдающихся татарских поэтов и писателей.
Накануне в рамках данной секции зрители увидели фильмы о жизни и творчестве Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая. «Абсалямовскую» программу составили две картины — короткометражка «Неугасимый огонь Абдурахмана Абсалямова» режиссера Энвера Габдрахманова и документальная теленовелла журналистки ТНВ Ляйсаны Садретдиновой «Фильм о фильме. Белые цветы».
Биографическая картина режиссера Энвера Габдрахманова посвящена жизни и творчеству Абдурахмана Сафича Абсалямова. Видеоряд фильма включает архивные фотографии и записи, предоставленные родственниками Абдурахмана Сафича и полученные из телефонда.
Картина Ляйсаны Садретдиновой освещает рабочий процесс создания сериала «Белые цветы» по одноименному роману А.Абсалямова. Напомним, гала-премьера «Белых цветов» (в сокращенной версии) состоялась в рамках Казанского кинофестиваля 2015 года, позднее сериал с успехом был показан по телеканалу ТНВ.
После показа перед зрителями выступила внучка писателя, главный редактор журнала «Идель» Альбина Абсалямова.
«Большая часть материала была отснята в нашем доме, в комнате, которую мы не меняли после смерти дедушки. Нам очень жаль что-то выкидывать и перестраивать, поскольку для нас это очень дорого, это память. В его комнате сохранилась почти вся мебель, рабочий кабинет остался неизменен», – сказала она.
Фото Владимира Зотова
Читайте в «Казанских историях»:
История кино в Казани от Елены Алексеевой
Ранний период развития кинематографа в Казани
Предпосылки возникновения кинотеатров в Казани
Первые кинотеатры Казани и их топонимика
Режиссер Сиддик Бармак: «На Казанский фестиваль попадает очень много хороших фильмов»
Член жюри – известный режиссер Сиддик Бармак, член жюри XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, представил на форуме несколько своих работ в рамках внеконкурсной программы «Ретроспективы». 9 сентября в кинотеатре «Родина» был показан его фильм «Усама».
Это история девочки, которая после смерти отца, чтобы спасти семью от голода и получить возможность работать, переодевается мальчиком. Когда обман раскрывается, суд решает отдать ее в жены мулле.
О страданиях, постоянном страхе и безысходности положения женщин в Афганистане в этом пронзительном фильме рассказывается через судьбу юной героини, а о самом главном зрителю «говорят» ее глаза, почти всегда полные слез.
«Я долго искал исполнительницу главной роли и нашел ее на улице, – рассказал режиссер на встрече со зрителями в Казани. – Обернулся на голос девочки, просившей милостыню, и увидел ее глаза, которые уже рассказывали тысячу трагических историй. Ее личная история похожа на судьбу моей героини. Хотя эта девочка не переодевалась в мальчика, но она тоже жила в постоянном страхе, пряталась от талибов. Когда она произносила диалоги, она прекрасно понимала их и чувствовала: эти слова шли от ее сердца».
Картину «Усама» режиссер снимал сразу после свержения режима талибов в Афганистане, в 2002-2003 годах. Фильм основан на реальных событиях. Девушка, ставшая прототипом главной героини, по словам режиссера, так и осталась в жить в доме муллы, ставшем для нее настоящей тюрьмой.
«Сначала я придумал другой финал сценария: героине удалось сбежать и пройти под радугой – это стало символом достижения свободы. Но когда я смонтировал сцены, понял, что это ложь. Тогда я отрезал благополучный финал, и фильм завершается кадрами, где девочка прыгает через веревочку в тюрьме. Потому что, по моему мнению, ничего не изменилось. Люди по-прежнему живут под влиянием тоталитарной идеологии, похожей на фашизм. Недавно в Кабуле девушка протестовала против одного муллы. Он вызвал народ и прилюдно назвал ее язычницей. Девушку убили и сожгли прямо в центре города. Это произошло 18 марта 2015 года», – рассказал Сиддик Бармак.
Режиссер общался с залом без переводчика: выпускник ВГИКа, он уже 29 лет говорит на русском языке. В настоящее время Сиддик Бармак с семьей живет во Франции: по причине угроз в свой адрес он вынужден был эмигрировать.
Во Франции живет и исполнительница роли Усамы. С большой радостью зрители узнали, что Марина Голбахари стала актрисой, сейчас она уже очень известна, живет в Париже, в прошлом году вышла замуж.
Гости показа благодарили Сиддика Бармака не только за невероятно сильный фильм, но и за личное мужество режиссера, который решается рассказывать правду о жизни своего народа.
А сам Сиддик Бармак выразил благодарность организаторам Казанского фестиваля мусульманского кино:
«Здесь создана очень хорошая атмосфера. Самое главное, что члены отборочной комиссии великодушно смотрят на все заявки. Я слышал, что один из иранских режиссеров здесь посоветовал более содержательно думать об исламском кино. Я считаю самым важным как раз то, что организаторы широко смотрят на кинематограф стран мусульманского мира, не ограничиваются религиозными или идеологическими рамками. И благодаря такому широкому охвату сюда попадает очень много хороших фильмов».
Рубен Дишдишян: «Хорошее кино невозможно поставить на «конвейер»
Один из крупнейших российских продюсеров – Рубен Дишдишян в рамках образовательного форума «Время кино» XII Казанского кинофестиваля представил фильм «Норвег» и ответил на вопросы зрителей.
Сценаристом и режиссером фильма является Алена Званцова (известная также как автор сценария сериала «Оттепель» Валерия Тодоровского и других фильмов). Главный герой картины разрывается между любовью к бывшей жене и рациональным планом жениться на норвежской девушке с целью эмигрировать в Европу. Будучи владельцем клинингового агентства, он решает судьбу девушек азиатских национальностей, приехавших в Москву на заработки.
Как рассказал продюсер, идея фильма пришла в голову Алене Званцовой, когда она наблюдала за домработницей из Киргизии. Главную роль предложили Евгению Миронову, а он, услышав историю, сразу согласился, – так было решено писать сценарий.
«В этом фильме, если честно, актеры играли за минимальные гонорары, потому что денег было мало, но всем очень понравился сценарий», – отметил Рубен Дишдишян.
Отвечая на вопрос об окупаемости фильма в прокате, гость рассказал о хитрости, на которую пошли создатели. Полнометражный вариант при бюджете в 40 млн. рублей собрал около 2 млн. рублей. Но главное, что в рамках общего бюджета удалось снять еще четырехсерийную версию для телевидения, которую Первый канал приобрел за 50 млн. рублей. Благодаря этому удалось не только окупить фильм, но и получить прибыль.
Зрителям (зал кинотеатра «Мир» был полон) фильм очень понравился, а потому возник вопрос: можно ли подобный фильм, с интересным сценарием, талантливым режиссером, великолепным актерским составом (Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Дмитрий Марьянов, Роза Хайруллина), сделать коммерчески успешным?
Ответ продюсера был отрицательным: «Норвег» он назвал некоммерческим кино.
«Это фильм для продвинутого зрителя, для малых залов, потому что он не развлекательный. Даже если вложить большие средства в рекламу такого кино и заполнить зал, скорее всего, через 15 минут после начала значительная часть зрителей выйдет из зала, просто потому что люди не привыкли к такому темпоритму, не готовы смотреть вдумчиво», – пояснил Рубен Дишдишян.
Спросили зрители и про проект «Золотая Орда», съемки которого одно время планировалось проводить в Татарстане. Как рассказал продюсер, планы изменились: сейчас съемки идут в Подмосковье, а затем продолжатся в Крыму. Пока планируется телевизионная версия из шестнадцати серий, возможно, потом будет второй цикл. В случае большого успеха может появиться еще и полнометражный фильм.
В Кремле состоялся показ программы «Абсалямов. Неугасимый огонь»
9 сентября в центре «Эрмитаж-Казань» показом внеконкурсной программы «Абсалямов. Неугасимый огонь» завершился фестивальный блок, посвященный памяти выдающихся татарских поэтов и писателей. Накануне зрители увидели фильмы о жизни и творчестве Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая.
«Абсалямовскую» программу составили две картины – короткометражка «Неугасимый огонь Абдурахмана Абсалямова» режиссера Энвера Габдрахманова и документальная теленовелла журналистки ТНВ Ляйсаны Садретдиновой «Фильм о фильме. Белые цветы».
Биографическая картина режиссера Энвера Габдрахманова посвящена жизни и творчеству Абдурахмана Сафича Абсалямова. Видеоряд фильма включает архивные фотографии и записи, предоставленные родственниками Абдурахмана Сафича и полученные из телефонда.
Картина Ляйсаны Садретдиновой освещает рабочий процесс создания сериала «Белые цветы» по одноименному роману А.Абсалямова. Напомним, гала-премьера «Белых цветов» (в сокращенной версии) состоялась в рамках Казанского кинофестиваля 2015 года, позднее сериал с успехом был показан по телеканалу ТНВ.
После показа перед зрителями выступила внучка писателя, главный редактор журнала «Идель» Альбина Абсалямова.
«Большая часть материала была отсняла в нашем доме, в комнате, которую мы не меняли после смерти дедушки. Нам очень жаль что-то выкидывать и перестраивать, поскольку для нас это очень дорого, это память. В его комнате сохранилась почти вся мебель, рабочий кабинет остался неизменен», – сказала она.
Перед зрителями также выступили журналистка Ляйсана Садретдинова и актриса театра имени К. Тинчурина Резеда Саляхова, сыгравшая роль Гульшагиды в сериале «Белые цветы».
Фото Владимира Зотова
На фестивале аккредитованы Любовь Агеева, Роза Садриева и Владимир Зотов
Дневник написан по материалам пресс-центра кинофестиваля
Сайт кинофестиваля - http://kazan-mfmk.com/
Читайте в «Казанских историях»:
В программе фестиваля мусульманского кино 60 фильмов из 33 стран мира
XII фестиваль мусульманского кино в Казани: начало
XII Международный фестиваль мусульманского кино в Казани: 5 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 6 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 7 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 8 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 10 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: подводим итоги
Алексей Учитель: «Кинофестиваль для нас – часть профессии, а не праздник»
Людмила Чурсина: «Все свои роли надо полюбить, чтобы хорошо сыграть»
Анна Каменкова: молодая жена уже 40 лет
Людмила Хитяева: «Это радость, что тебя любят, слушают. Тем моя душа и жива…»