Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июнь 2024 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1911 – Появление в Казани первого таксофона. Разговор стоил 15 копеек

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Пока живет его музыка ― он живет в наших сердцах

2 июня, в день памяти композитора Назиба Жиганова, оркестр Татарского театра драмы и комедии имени К. Тинчурина (художественный руководитель и главный дирижер Ильяс Камал)  и оперная студия Казанской консерватории имени  Н.Г. Жиганова (художественный руководитель заслуженный деятель искусств РТ, профессор Альфия Заппарова) представили на сцене театра концертную программу «В лучах золотого солнца» («Алтын кояш нурларында»).

Концерт-посвящение Назибу Жиганову прошел в рамках цикла «Шедевры татарской классической музыки». В программе были сцены из опер Н. Жиганова в исполнении солистов оперной студии консерватории и театрального оркестра.

Особенность концерта в совместном исполнении фрагментов известных опер Назиба Гаязовича Жиганова профессиональными и молодыми исполнителями в сопровождении оркестра, пояснил Ильяс Камал. Это не обычный концертный формат, а театрализованное действие.

Цикл «Шедевры татарской классической музыки» возник в 2020 году, когда на праздничных концертах, проводимых в фойе театра имени К. Тинчурина, стали звучать сочинения татарских классиков. В рамках проекта состоялись премьеры четырех концертных программ. Главная его цель знакомство с творчеством как композиторов-классиков, так и современных авторов, конкретно с выдающимися образцами татарской музыки.

Проект был создан по инициативе художественного руководителя оркестра Ильяса Камала, директора театра Фаниса Мусагитова и ректора Казанской консерватории Вадима Дулат-Алеева.

Открыл концерт популярный романс Назиба Жиганова «Ожидание» («Зарыгу»). Его исполнила Гульнара Байназарова. После этого на сцену вышли Альфия Заппарова, Ильяс Камал и сын композитора Иван Назибович Жиганов.

Ведущие концерта Артем Пискунов и Резеда Салахова 

Мы очень рады таким совместным проектам. Пусть и в дальнейшем наше сотрудничество продолжается», – сказал Ильяс Камал.

На этой сцене вместе творили Сайдашев, Жиганов, Тинчурин, Файзи, сохранив старинные песни, переделав их на классический формат, они оставили нам музыкальное наследие – оперы, драмы, музыкальные комедии, напомнила зрителямАльфия Заппарова. Этим произведениям нужно особое внимание, необходимо сохранять их. Молодому поколению нельзя забывать их, ведь в этих мелодиях безграничное культурное наследие, музыкальные артефакты. Консерватория, созданная Жигановым, является золотым фондом российской музыкальной культуры.

К зрителям и участникам концерта обратился Иван Жиганов:

― Памятник композитору ― его музыка. У нас в стране много хороших композиторов. Их музыка звучит и после ухода из жизни. Есть люди, подобные Жиганову, который оставил не только музыку, но и нематериальное наследие: консерваторию, симфонический оркестр. При его участии открылся оперный театр, в республике появились музыкальные школы, десятки школ.

Сердца Жиганова хватало на всю огромную страну. Куда бы мы не приехали с театром «Домисолька», мы встречаем выпускников Казанской консерватории. Они поют в оркестрах, руководят вузами, ведут телепередачи. Имя Жиганова известно и в России, и в странах СНГ.

Низкий поклон театру, оркестру, консерватории, низкий поклон тем, кто помнит Назиба Гаязовича. Пока живет память живет музыка. Пока живет музыка он живет в наших сердцах, этот улыбающийся, очень добрый человек Назиб Жиганов.

Иван Назибович показал на большую фотографию отца на заднике сцены, одно из мало известных изображений композитора.

Затем зрители увидели сцены из шести опер: «Качкын», «Алтынчәч», «Туляк», «Ильдар» и «Джалиль» в исполнении солистов и хора оперной студии. Ведущие коротко представляли каждую оперу. Концерт шел на татарском языке, но моих малых знаний хватало, чтобы понимать, о чем речь. Ведь я хорошо знаю все подробности их создания. Могу добавить некоторые подробности.

Назиб Жиганов написал 8 опер. Не все из них известны сегодня даже музыкантам. Так, практически ушла в небытие опера «Ирек» («Свобода»), созданная Н. Жигановым по либретто З. Сафина. Она была написана еще во время учебы в Московской государственной консерватории.

 Редко вспоминают, в основном в исторических публикациях, об опере «Поэт» (Две оперы об одном человеке: Муса Джалиль и Назиб Жиганов). Но «Джалиль» в афише Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля до сих пор.

Начали с оперы «Алтынчәч» («Алтынчеч» – одна из лучших опер Назиба Жиганова), премьера которой состоялась в Казани 9 и 10 июля 1943 года.

В момент ее создания Назиб Гаязович  работал в оперном театре. Опера была написала на либретто Мусы Джалиля для московских гастролей театра в рамках декады татарского искусства.  Композитор представил ее руководству театра 10 сентября 1940 года.

Премьера спектакля состоялась в Казани незадолго до начала Великой Отечественной войны 9 июня 1941 года. А в Москве ее увидели уже после войны, в 1957 году, в рамках Декады татарского искусства и литературы, которая проходила с 24 мая по 4 июня.

За эту оперу композитор в апреле 1948 года был удостоен Сталинской премии II степени в области музыкального искусства (ныне Государственная)  с вручением серебряной медали.

Ведущие концерта напомнили, что 2 сентября 2011 года, к 100-летию Назиба Жиганова, премьера оперы «Алтынчәч» («Золотоволосая») прошла на территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Постановка стала результатом творческого содружества оперной студии Казанской консерватории и Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского. Оперу увидели более 5000 зрителей.

На сцене театра имени Тинчурина были показаны 4 фрагмента из этого спектакля: сцена в лесу с арией Алтынчәч (Айгуль Хайри, Марьям Заппарова и хор оперной студии), ария Джика в исполнении   Ильгиза Мухутдинова, ариозо Хана в исполнении Ильнура Байназаров и дуэт Джика и Алтынчәч (Ильгиз Мухутдинов и Сөмбел Киямова).

Опера «Туляк» одна из самых ярких и масштабных постановок оперной студии. Назиб Жиганов написал ее на либретто Наки Исанбета. Премьера состоялась 24 июня 1945 года.

После успешной премьеры на сцене ГБКЗ имени Сайдашева в апреле 2017 года опера «Туляк» была показана на площади у озера Кабан, в театре имени Карима Тинчурина в рамках Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», а также дважды в Москве: на новой сцене ГИТИСа и в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац в рамках IV фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку».

Эта опера была представлена тремя ариями (Аембикә лауреат международных конкурсов, солистка оперной студии КГК, преподаватель музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева Айгуль Гардисламова), Тюляка (Ильгиз Мухутдинов) и Су-Слу (Сөмбел Киямова), а также дуэтом Аембикә и Түләка в исполнении Айгуль Гардисламовой и Ильгиза Мухутдинова и хором девушек (женская группа хора оперной студии).

Опера «Качкын» («Беглец»)  первая опера в истории татарской профессиональной музыки. Композитор написал её в 1938 году как дипломную работу в Московской консерватории. 17 июня 1939 года этой оперой открылся Татарский государственный оперный театр.

 В Казанской консерватории «Качкын» была поставлена в 2014 году. Арию Булата  в концерте исполнил лауреат международных конкурсов, выпускник КМК имени И.В.Аухадеева, солист оперной студии КГК Инсаф Ганибаев, арию Райханы   солистка оперной студии, лауреат международных конкурсов Элина Сафина.

Опера «Ильдар» на либретто Мусы Джалиля — одна из первых советских опер о Великой Отечественной войне. Ее премьера состоялась на сцене Татарского государственного театра оперы и балета 7 ноября 1942 года. В 1948 году спектакль был возобновлен.

Через 70 лет эскиз этой оперы был поставлен молодым режиссёром Ильгизом Мухутдиновым в рамках театральной лаборатории TAT CULT LAB. В концертном варианте опера исполнялась в консерватории 2 июня 2021 года.

Первым фрагментом, выбранным для концерта, была сцена в яблоневом саду (хор оперной студии). Ария Саҗиды прозвучала в исполнении выпускницы консерватории, популярной телеведущей Алины Каримовой, арию Ильдара исполнил студент консерватории, лауреат международных конкурсов Айгиз Хайдаршин.

Оперу-поэму «Джалиль» композитор написал в 1950 году (либретто А. Файзи). Для него Джалиль был не просто сценическим персонажем, и опера не только и не столько дань уважения земляку, герою войны, сколько история о близком друге и его трагической судьбе. Назиб Гаязович вспоминал:

 «С Волховского фронта Джалиль прислал открытку, в которой сообщал, что написал либретто для одноактной оперы: «Жди, скоро пришлю. У меня много впечатлений. Вернусь с фронта, создадим оперу о героях Отечественной войны».

Это была последняя весть от него... Я не получил обещанного либретто... Но вернулись «Моабитские тетради», которые стали для нас с поэтом Ахмедом Файзи основным материалом при создании оперы «Джалиль» (Опера «Джалиль»: две судьбы, сплетенные воедино).

Первая премьера оперы состоялась 15 мая 1957 года. В 1958 году композитор стал лауреатом Республиканской премии имени Г. Тукая. В 1958, 1959 и 1960 годах опера номинировалась на Ленинскую премию, но Назиб Гаязович ее не получил могли помешать критические письма из Татарии, организованные его недоброжелателями.

 Опера была поставлена  в Большом театре Союза ССР (1959 и 1961), в Праге, на сцене Национального театра, и в городе Баньска-Быстрица, а также в Государственном театре оперы и балета имени Абая (Алма-Ата).  Нынешняя сценическая версия «Джалиля» в театре имени Джалиля пятая по счету.

Арию Джалиля «Ышанма» («Вера») исполнил студент магистратуры КГК Чжан Чжихао, арию «Сау бул, Казан» («Прощай, Казань»)  солисты оперной студии Ирек Хаммадиев и Евгений Шорников. В сцене у ёлки принял участие образцовый хор «Delizia» ДШИ №4 (художественный руководитель Альбина Маликова).

В завершение концерта прозвучал заключительный хор («Алтын кояш нурларында…») из оперы «Алтынчәч», который исполнили все его участники.

Напоследок назову тех, кто подготовил программу. Обычно они остаются зрителям не известными:

Оркестр Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина дирижер, композитор, автор оркестровок Ильяс Камал

Видеорежиссер  Юлия Ахметзянова

Техника речи Лия Загидуллина, Гаптрауф Нуриев

Концертмейстеры Луиза Загидуллина и Ира Каримова

Сценарист Элиза Насырова.

***

Не могу не рассказать о том, что видела на сцене после завершения концерта. Его участники выпускники, студенты консерватории, учащиеся школы-десятилетки тепло поздравили с юбилеем Альфию Ибрагимовну Заппарову. Ее засыпали цветами, ей надарили подарков. А потом, успокоившись от приятных эмоций, все приготовились к праздничной фотосессии. В центре памятного снимка, конечно, была именинница.

Профессор Казанской консерватории Альфия Ибрагимовна с 2004 года заведует кафедрой музыкального театра. Она выпускница хорового отделении Казанского музыкального училища и дирижерско-хорового факультета Казанской консерватории.  Работала в Казанском педагогическом училище, на кафедре хоровой подготовки музыкального факультета Казанского педагогического университета, преподавала хоровой ансамбль в детской музыкальной школе №1, в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля, была хормейстером Хоровой капеллы  Казанского энергетического университета. 

Начала преподавать в консерватории в 1990 году, но работала недолго, до 1991 года. В 1991-2012 годах была художественным руководителем и дирижером камерного хора «Хыял», лауреата международных конкурсов в Финляндии, России и Италии.

Вернулась в консерваторию в 2004 году и уже в 2005-м возглавила оперную студию, в которой студенты получают хорошую профессиональную практику. Под ее руководством подготовлено более 30 спектаклей. О некоторых из них «Казанские истории» писали («Хуҗа Насретдин» – прошлое глазами современного человека; В оперной студии консерватории – «Дон Жуан» Моцарта; Ромео и Джульетта: сюжет, актуальный на все времена; «Сильва» в память о Ниазе Даутове; Музыкальный портрет безумия; Жигановская «Алтынчеч» в Казанском Кремле; Оперная студия консерватории – кузница вокальных кадров).

С 2003 года Альфия Заппарова является художественным руководителем Фестиваля татарской хоровой музыки в рамках Казанской хоровой ассамблеи, в котором уже приняли участие свыше ста хоровых коллективов РТ и других регионов России.  

Занимаясь татарской культурой, Альфия Заппарова близко к сердцу принимает проблемы, связанные с сохранением и популяризации наследия классиков татарской музыки, и деятельно помогает их решению, о чем свидетельствует и концерт памяти Назиба Жиганова.

Конечно, плохо, когда человек в день рождения, и особенно в юбилей, работает. Но принимая многочисленные поздравления, Альфия Ибрагимовна наверняка об этом не жалела.

Жаль, снимки в театре у меня получились не очень качественные – я очень далеко сидела от сцены. Но, думаю, даже на них можно разглядеть, как трогательно это происходило.  

Примечание

Снимки в тексте расставлены произвольно

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить