Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Сентябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 |
-
1910 – В казанское небо с ипподрома на Газовой улице впервые поднялся настоящий самолет. Случилось это во время первой «Авиационной недели», организованной казанским Обществом поощрения коннозаводства и одним из первых профессиональных пилотов России, нашим земляком А.Васильевым
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Пока живет его музыка ― он живет в наших сердцах
- Любовь Агеева
- 02 июня 2024 года
2 июня, в день памяти композитора Назиба Жиганова, оркестр Татарского театра драмы и комедии имени К. Тинчурина (художественный руководитель и главный дирижер Ильяс Камал) и оперная студия Казанской консерватории имени Н.Г. Жиганова (художественный руководитель заслуженный деятель искусств РТ, профессор Альфия Заппарова) представили на сцене театра концертную программу «В лучах золотого солнца» («Алтын кояш нурларында»).
Концерт-посвящение Назибу Жиганову прошел в рамках цикла «Шедевры татарской классической музыки». В программе были сцены из опер Н. Жиганова в исполнении солистов оперной студии консерватории и театрального оркестра.
― Особенность концерта ― в совместном исполнении фрагментов известных опер Назиба Гаязовича Жиганова профессиональными и молодыми исполнителями в сопровождении оркестра, ― пояснил Ильяс Камал. ― Это не обычный концертный формат, а театрализованное действие.
Цикл «Шедевры татарской классической музыки» возник в 2020 году, когда на праздничных концертах, проводимых в фойе театра имени К. Тинчурина, стали звучать сочинения татарских классиков. В рамках проекта состоялись премьеры четырех концертных программ. Главная его цель ― знакомство с творчеством как композиторов-классиков, так и современных авторов, конкретно ― с выдающимися образцами татарской музыки.
Проект был создан по инициативе художественного руководителя оркестра Ильяса Камала, директора театра Фаниса Мусагитова и ректора Казанской консерватории Вадима Дулат-Алеева.
Открыл концерт популярный романс Назиба Жиганова «Ожидание» («Зарыгу»). Его исполнила Гульнара Байназарова. После этого на сцену вышли Альфия Заппарова, Ильяс Камал и сын композитора ― Иван Назибович Жиганов.
Ведущие концерта Артем Пискунов и Резеда Салахова
―Мы очень рады таким совместным проектам. Пусть и в дальнейшем наше сотрудничество продолжается», – сказал Ильяс Камал.
― На этой сцене вместе творили Сайдашев, Жиганов, Тинчурин, Файзи, сохранив старинные песни, переделав их на классический формат, они оставили нам музыкальное наследие – оперы, драмы, музыкальные комедии, ―напомнила зрителямАльфия Заппарова. ― Этим произведениям нужно особое внимание, необходимо сохранять их. Молодому поколению нельзя забывать их, ведь в этих мелодиях ― безграничное культурное наследие, музыкальные артефакты. Консерватория, созданная Жигановым, является золотым фондом российской музыкальной культуры.
К зрителям и участникам концерта обратился Иван Жиганов:
― Памятник композитору ― его музыка. У нас в стране много хороших композиторов. Их музыка звучит и после ухода из жизни. Есть люди, подобные Жиганову, который оставил не только музыку, но и нематериальное наследие: консерваторию, симфонический оркестр. При его участии открылся оперный театр, в республике появились музыкальные школы, десятки школ.
Сердца Жиганова хватало на всю огромную страну. Куда бы мы не приехали с театром «Домисолька», мы встречаем выпускников Казанской консерватории. Они поют в оркестрах, руководят вузами, ведут телепередачи. Имя Жиганова известно и в России, и в странах СНГ.
Низкий поклон театру, оркестру, консерватории, низкий поклон тем, кто помнит Назиба Гаязовича. Пока живет память ― живет музыка. Пока живет музыка ― он живет в наших сердцах, этот улыбающийся, очень добрый человек ― Назиб Жиганов.
Иван Назибович показал на большую фотографию отца на заднике сцены, одно из мало известных изображений композитора.
Затем зрители увидели сцены из шести опер: «Качкын», «Алтынчәч», «Туляк», «Ильдар» и «Джалиль» в исполнении солистов и хора оперной студии. Ведущие коротко представляли каждую оперу. Концерт шел на татарском языке, но моих малых знаний хватало, чтобы понимать, о чем речь. Ведь я хорошо знаю все подробности их создания. Могу добавить некоторые подробности.
Назиб Жиганов написал 8 опер. Не все из них известны сегодня даже музыкантам. Так, практически ушла в небытие опера «Ирек» («Свобода»), созданная Н. Жигановым по либретто З. Сафина. Она была написана еще во время учебы в Московской государственной консерватории.
Редко вспоминают, в основном в исторических публикациях, об опере «Поэт» (Две оперы об одном человеке: Муса Джалиль и Назиб Жиганов). Но «Джалиль» в афише Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля до сих пор.
Начали с оперы «Алтынчәч» («Алтынчеч» – одна из лучших опер Назиба Жиганова), премьера которой состоялась в Казани 9 и 10 июля 1943 года.
В момент ее создания Назиб Гаязович работал в оперном театре. Опера была написала на либретто Мусы Джалиля для московских гастролей театра в рамках декады татарского искусства. Композитор представил ее руководству театра 10 сентября 1940 года.
Премьера спектакля состоялась в Казани незадолго до начала Великой Отечественной войны ― 9 июня 1941 года. А в Москве ее увидели уже после войны, в 1957 году, в рамках Декады татарского искусства и литературы, которая проходила с 24 мая по 4 июня.
За эту оперу композитор в апреле 1948 года был удостоен Сталинской премии II степени в области музыкального искусства (ныне Государственная) с вручением серебряной медали.
Ведущие концерта напомнили, что 2 сентября 2011 года, к 100-летию Назиба Жиганова, премьера оперы «Алтынчәч» («Золотоволосая») прошла на территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Постановка стала результатом творческого содружества оперной студии Казанской консерватории и Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского. Оперу увидели более 5000 зрителей.
На сцене театра имени Тинчурина были показаны 4 фрагмента из этого спектакля: сцена в лесу с арией Алтынчәч (Айгуль Хайри, Марьям Заппарова и хор оперной студии), ария Джика в исполнении Ильгиза Мухутдинова, ариозо Хана в исполнении Ильнура Байназаров и дуэт Джика и Алтынчәч (Ильгиз Мухутдинов и Сөмбел Киямова).
Опера «Туляк» ― одна из самых ярких и масштабных постановок оперной студии. Назиб Жиганов написал ее на либретто Наки Исанбета. Премьера состоялась 24 июня 1945 года.
После успешной премьеры на сцене ГБКЗ имени Сайдашева в апреле 2017 года опера «Туляк» была показана на площади у озера Кабан, в театре имени Карима Тинчурина в рамках Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», а также дважды в Москве: на новой сцене ГИТИСа и в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац в рамках IV фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку».
Эта опера была представлена тремя ариями (Аембикә ― лауреат международных конкурсов, солистка оперной студии КГК, преподаватель музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева Айгуль Гардисламова), Тюляка (Ильгиз Мухутдинов) и Су-Слу (Сөмбел Киямова), а также дуэтом Аембикә и Түләка в исполнении Айгуль Гардисламовой и Ильгиза Мухутдинова и хором девушек (женская группа хора оперной студии).
Опера «Качкын» («Беглец») ― первая опера в истории татарской профессиональной музыки. Композитор написал её в 1938 году как дипломную работу в Московской консерватории. 17 июня 1939 года этой оперой открылся Татарский государственный оперный театр.
В Казанской консерватории «Качкын» была поставлена в 2014 году. Арию Булата в концерте исполнил лауреат международных конкурсов, выпускник КМК имени И.В.Аухадеева, солист оперной студии КГК Инсаф Ганибаев, арию Райханы ― солистка оперной студии, лауреат международных конкурсов Элина Сафина.
Опера «Ильдар» на либретто Мусы Джалиля — одна из первых советских опер о Великой Отечественной войне. Ее премьера состоялась на сцене Татарского государственного театра оперы и балета 7 ноября 1942 года. В 1948 году спектакль был возобновлен.
Через 70 лет эскиз этой оперы был поставлен молодым режиссёром Ильгизом Мухутдиновым в рамках театральной лаборатории TAT CULT LAB. В концертном варианте опера исполнялась в консерватории 2 июня 2021 года.
Первым фрагментом, выбранным для концерта, была сцена в яблоневом саду (хор оперной студии). Ария Саҗиды прозвучала в исполнении выпускницы консерватории, популярной телеведущей Алины Каримовой, арию Ильдара исполнил студент консерватории, лауреат международных конкурсов Айгиз Хайдаршин.
Оперу-поэму «Джалиль» композитор написал в 1950 году (либретто А. Файзи). Для него Джалиль был не просто сценическим персонажем, и опера ― не только и не столько дань уважения земляку, герою войны, сколько история о близком друге и его трагической судьбе. Назиб Гаязович вспоминал:
«С Волховского фронта Джалиль прислал открытку, в которой сообщал, что написал либретто для одноактной оперы: «Жди, скоро пришлю. У меня много впечатлений. Вернусь с фронта, создадим оперу о героях Отечественной войны».
Это была последняя весть от него... Я не получил обещанного либретто... Но вернулись «Моабитские тетради», которые стали для нас с поэтом Ахмедом Файзи основным материалом при создании оперы «Джалиль» (Опера «Джалиль»: две судьбы, сплетенные воедино).
Первая премьера оперы состоялась 15 мая 1957 года. В 1958 году композитор стал лауреатом Республиканской премии имени Г. Тукая. В 1958, 1959 и 1960 годах опера номинировалась на Ленинскую премию, но Назиб Гаязович ее не получил ― могли помешать критические письма из Татарии, организованные его недоброжелателями.
Опера была поставлена в Большом театре Союза ССР (1959 и 1961), в Праге, на сцене Национального театра, и в городе Баньска-Быстрица, а также в Государственном театре оперы и балета имени Абая (Алма-Ата). Нынешняя сценическая версия «Джалиля» в театре имени Джалиля пятая по счету.
Арию Джалиля «Ышанма» («Вера») исполнил студент магистратуры КГК Чжан Чжихао, арию «Сау бул, Казан» («Прощай, Казань») ― солисты оперной студии Ирек Хаммадиев и Евгений Шорников. В сцене у ёлки принял участие образцовый хор «Delizia» ДШИ №4 (художественный руководитель Альбина Маликова).
В завершение концерта прозвучал заключительный хор («Алтын кояш нурларында…») из оперы «Алтынчәч», который исполнили все его участники.
Напоследок назову тех, кто подготовил программу. Обычно они остаются зрителям не известными:
Оркестр Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина ― дирижер, композитор, автор оркестровок Ильяс Камал
Видеорежиссер ― Юлия Ахметзянова
Техника речи ― Лия Загидуллина, Гаптрауф Нуриев
Концертмейстеры ― Луиза Загидуллина и Ира Каримова
Сценарист ― Элиза Насырова.
***
Не могу не рассказать о том, что видела на сцене после завершения концерта. Его участники ― выпускники, студенты консерватории, учащиеся школы-десятилетки тепло поздравили с юбилеем Альфию Ибрагимовну Заппарову. Ее засыпали цветами, ей надарили подарков. А потом, успокоившись от приятных эмоций, все приготовились к праздничной фотосессии. В центре памятного снимка, конечно, была именинница.
Профессор Казанской консерватории Альфия Ибрагимовна с 2004 года заведует кафедрой музыкального театра. Она выпускница хорового отделении Казанского музыкального училища и дирижерско-хорового факультета Казанской консерватории. Работала в Казанском педагогическом училище, на кафедре хоровой подготовки музыкального факультета Казанского педагогического университета, преподавала хоровой ансамбль в детской музыкальной школе №1, в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля, была хормейстером Хоровой капеллы Казанского энергетического университета.
Начала преподавать в консерватории в 1990 году, но работала недолго, до 1991 года. В 1991-2012 годах была художественным руководителем и дирижером камерного хора «Хыял», лауреата международных конкурсов в Финляндии, России и Италии.
Вернулась в консерваторию в 2004 году и уже в 2005-м возглавила оперную студию, в которой студенты получают хорошую профессиональную практику. Под ее руководством подготовлено более 30 спектаклей. О некоторых из них «Казанские истории» писали («Хуҗа Насретдин» – прошлое глазами современного человека; В оперной студии консерватории – «Дон Жуан» Моцарта; Ромео и Джульетта: сюжет, актуальный на все времена; «Сильва» в память о Ниазе Даутове; Музыкальный портрет безумия; Жигановская «Алтынчеч» в Казанском Кремле; Оперная студия консерватории – кузница вокальных кадров).
С 2003 года Альфия Заппарова является художественным руководителем Фестиваля татарской хоровой музыки в рамках Казанской хоровой ассамблеи, в котором уже приняли участие свыше ста хоровых коллективов РТ и других регионов России.
Занимаясь татарской культурой, Альфия Заппарова близко к сердцу принимает проблемы, связанные с сохранением и популяризации наследия классиков татарской музыки, и деятельно помогает их решению, о чем свидетельствует и концерт памяти Назиба Жиганова.
Конечно, плохо, когда человек в день рождения, и особенно в юбилей, работает. Но принимая многочисленные поздравления, Альфия Ибрагимовна наверняка об этом не жалела.
Жаль, снимки в театре у меня получились не очень качественные – я очень далеко сидела от сцены. Но, думаю, даже на них можно разглядеть, как трогательно это происходило.
Примечание
Снимки в тексте расставлены произвольно