Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанский образ Богородицы – это главный образ России
- Любовь АГЕЕВА
- 02 июля 2016 года
2 июля 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Она ознаменовала первое событие в череде мероприятий, связанных с Казанской иконой Божией Матери.
Следующим событием станет международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации», которая будет работать в Казани 19-20 июля.
А 21 июля Патриарх Московский и всея Руси вместе с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым примут участие в закладке памятной капсулы в основание воссоздаваемого собора Богородицкого монастыря, где хранился чудотворный образ Богоматери, явленный в Казани в 1579 году.
На открытии выставки побывали Любовь Агеева и Владимир Зотов.
Не припомню, чтобы какую-то другую выставку в Музее изобразительных искусств открывали на улице, у парадного входа в бывший особняк генерала Сандецкого.
Это говорит и о важности события, и о том, что в здании вряд ли можно найти место, где бы вместились все желающие на нем присутствовать. Правда, у организаторов были опасения, что многие предпочтут в жаркий субботний день загородный отдых, но желающих посетить выставку в числе первых оказалось много.
Интересно было разглядывать людей, собравшихся возле музея. Резко выделялись священнослужители. Их было довольно много. Ничего удивительного в этом нет, поскольку иконы на выставке для них – не просто музейный экспонат. К тому же ожидали прибытия митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.
Миряне резко делились на две категории. Впрочем, часть женской аудитории в платках на голове трудно причислить к мирянам. В залах музея (выставка занимает весь второй этаж) эти женщины вели себя, как в храме: подойдя к иконам, крестились, подолгу молча стояли у священных образов и буквально застывали на месте рядом с уникальными экспонатами – иконой 11 века, образом Богородицы из коллекции ГМИИ РТ, написанной в последней четверти 16 века, серебряным иконостасом, в центре которой хранилась явленная девочке Матроне икона Божией Матери. Как оказалось, его совершенно случайно обнаружили в фондах Национального музея.
Вторая часть женской аудитории, к которой принадлежала и я, пришли просто в музей, на открытие вернисажа. И для нас многочисленные экспонаты были важны прежде всего как произведения искусства. И еще – как свидетельства особого мира, рядом с которым мы живем.
Владыка Феофан во время своего выступления говорил о том, что у этих двух миров много общего.
– Настало время собирать! – сказал он. – Целый век мы разбрасывали камни, рушили свой народ, культуру, историю и Веру. Оглянулись – дальше разбрасывать нечего. Что делать теперь? По крохам собирать и созидать. Воссоздание собора в Казани – это общероссийская задача. Ибо образ Казанской иконы Богородицы – это не один из – это главный, один образ, с которым связана история нашего Отечества.
Татарстан, великая честь тебе. Именно в Казани Пресвятая Богородица Мария явила свой чудотворный образ. Главная задача – возродить ее дом таким, каким он был.
Огромное количество людей прибывает в Казань, чтобы прикоснуться к образу Казанской Богоматери.
Владыка Феофан поблагодарил всех: собравшихся на церемонию, заместителя Премьер-министра Василя Шайхразиева – «за усердие», с которым он относится к поручению Президента РТ Р. Минниханова и руководителя Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ М. Шаймиева, Музей изобразительных искусств – «за трепетность» в организации выставки, посвященной чудотворному образу. А потом, пользуясь присутствием журналистов, обратился ко всем жителям республики, не только православным:
– Торопитесь внести лепту в воссоздание собора. Торопитесь! Можете не успеть… Запомните, Бог в долгу никогда не бывает, а тем более – Богородица.
Митрополит Казанский и Татарстанский подчеркнул, что для всех Казанский образ Божией Матери достояние, для кого-то духовное, для кого-то – культурное, для кого-то – историческое.
Заместитель Премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев отметил, что особенностью выставки является разнообразие и уникальность экспонатов.
– Это, безусловно, очень значимый проект для республики, мы приложим все усилия для его реализации. Я убежден, что строящиеся по указу Президента Рустама Минниханова Болгарская исламская академия и Казанский Борогодицкий монастырь станут жемчужинами нашей республики, символами мира и дружбы народов, – подчеркнул он.
Начиная церемонию открытия, директор ГМИИ Розалия Нургалеева напомнила, что выставка готовилась силами многих музеев Татарстана – хранителей православных святынь. Это плод совместного творчества Государственного музея изобразительных искусств, Национального музея, музеев Казанского федерального университета. Это не просто выставка, а научно-выставочный проект.
Три месяца в главном здании Музея изобразительных искусств можно будет видеть редчайшие произведения древнерусской иконописи, художественной фотографии рубежа XIX-XX веков, предметы декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков, археологический материал, обнаруженный при раскопках на территории Богородицкого монастыря, а также документы из архивов Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского (КФУ). В нескольких залах представлены иконы, написанные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря, которая существовала в 1867-1928 годах. На выставке представлены минералы, из которых делают иконописные краски. Всего экспозиция включает более 600 предметов. Как мы уже сообщали, многие реликвии показываются широкой общественности впервые.
Подробнее в «Казанских историях» – Выставка, объединившая верующих и мирян
Церемония открытия не затянулась, и всех пригласили в музей. Первыми посетителями новой экспозиции музея стали владыка Феофан и высшее духовенство митрополии, вице-премьер Василь Шайхразиев, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и другие официальные лица.
В залах, где рассказывается об истории Казанского Богородицкого монастыря, экскурсию для них провел известный казанский краевед Сергей Саначин, который, готовясь к выставке как один из соавторов этого проекта, работал в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, где оказалось очень много ценных документов о Казани.
Сергей Павлович хронологически воссоздал в документах и чертежах архитектурную историю Казанского собора – от момента его проектирования до разрушения в начале ХХ века, включая фотографии и фототипии, связанные с этапами строительства и жизни самого монастыря. Эта часть экспозиции содержит также публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
После осмотра экспозиции архиерей оставил в музейной Книге отзывов следующую запись:
«Восхищен и благодарен. Только любовь к Богу и Его пречистой Матери способны вдохновить иконописцев к созданию шедевров иконописи. Дай Бог сотрудникам музея мудрости и силу через организацию подобных выставок открывать людям путь от земли к небу. От повседневного и временного к вечности в Боге.
Экскурсию по остальным залам провела Вера Немтинова, хранитель фонда древнерусского искусства, старший научный сотрудник ГМИИ РТ, старший преподаватель кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии.
Вера Викторовна сначала рассказала первым посетителям музея о постоянной экспозиции на первом этаже, где собраны церковные реликвии из Свияжска, а потом – о выставке на втором этаже.
В роли экскурсоводов в этот день выступали и другие знатоки чудотворной иконы, например, Валерий Сорокин. Почти три зала занимают иконы из его частного собрания. На предыдущей выставке в Благовещенском соборе, посвященной Казанскому образу Богородицы, ему удалось остаться неузнанным, на этот раз его представил публике митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Подробнее в «Казанских историях» – Явление Казанской Богородицы в 2015 году
Так что после официальной церемонии он был у журналистов нарасхват. Мне удалось присоединиться к экскурсии, которую он провел по своей коллекции для представителей СМИ. Началась она с вопросов Ольги Юхновской, но коллега не возражала, когда ответы слушали другие.
Собрание основано еще его отцом и продолжено сыном. В экспозиции иконы для богатых и бедных, иконы походные, написанные высокими профессионалами и начинающими летописцами.
Очень интересно владелец раритетов рассказывал об особенностях Казанской иконописной школы Богородицкого монастыря. Это был крупный и широко известный во всей России центр иконописи, через который за шесть десятков лет школу прошли 100 мастеров. Поскольку монастырь был женский, то и иконы писали исключительно монахини. Всех их впоследствии расстреляли, о чем можно узнать здесь же, на специальном стенде с фотографиями последних монахинь и документы из архивов НКВД.
Кстати, ФСБ впервые представил публично некоторые документы о национализации имущества храмов и монастырей Татарской республики.
Потом я присоединилась к такой же локальной экскурсии известного казанского краеведа Анатолия Елдашева. От него мы с Ольгой узнали, что списки с Казанской иконы Богоматери, сделанные в иконописной мастерской, были такого высокого качества, что их дарили членам императорского дома и светилам православного духовенства. В декабре 1894 года одна из таких икон была подарена на день бракосочетания Николая II, и он принял ее с благодарностью, о чем потом по просьбе императора сообщил в обитель Константин Победоносцев.
Анатолий Михайлович обратил наше внимание на самую старую икону на выставке. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная», или «Памакариста», была прислана в Казань в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение граду Казани после святотатственного похищения из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года.
Эта икона – точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери «Всеблаженной», единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме во имя святого великомученика Георгия, после многочисленных разграблений. Святой образ был написан на деревянной доске в традициях древне-греческой иконописи.
Икона Божией Матери Паммакаристы находилась в Казанско-Богородицком монастыре вплоть до его закрытия, а затем была перенесена в Петропавловский собор. Но после закрытия этого храма следы чудотворного образа считались утраченными. По каким-то причинам ее не перенесли в церковь Ярославских чудотворцев, как многие другие святыни Казани, и с 30-х годов прошлого столетия о судьбе Паммакаристы православные верующие ничего не знали. В Никольском соборе Казани сохранился лишь список с чудотворного образа.
На протяжении многих лет исследователи церковной истории Казани не оставляли попыток найти ее в российских и зарубежных музеях или в частных коллекциях. И лишь недавно им улыбнулась удача – икона была найдена совсем недалеко от того места, откуда она пропала в годы богоборчества. Ларчик просто открывался – все это время чудотворная икона Божией Матери «Всеблаженная» находилась в фондах Национального музея Республики Татарстан и хранилась там, что называется, под грифом «секретно». Она не только не выставлялась в рамках постоянной экспозиции, но даже никогда не была представлена на выставках, на которых демонстрировались многие предметы церковного искусства, хранящиеся в запасниках музея.
Подробнее – http://www.tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?ID=48436
Интересно, что в одном из залов есть еще одна «Паммакариста». Как удалось выяснить, это список со старинной иконы, который принадлежит одному из владельцев казанского банка «Заречье».
Икона демонстрируется в зале с самой надежной охраной, там, где сосредоточены самые ценные раритеты. Здесь же серебряный оклад с украденной из собора Казанского Богородицкого монастыря иконы Богоматери.
Теперь можно воочию представить, какого небольшого размера был святой образ, который нашла в земле девочка Матрона. Как известно, воры взяли украшения, а их было великое множество, но оклад не тронули. Он оказался в фондах Национального музея.
Впечатление от этого экспоната не передать…
Знатоки казанской чудотворной иконы опять заговорили о чуде, о том, что, возможно, воры украли не оригинал, а список с него. Отсюда – огромное внимание к иконе, найденной в фондах Музея изобразительных искусств. Это случилось в 2004 году.
Ровно через сто лет в коллекции музея обратили внимание на старинную икону, происхождение которой было не известно. Она поступила в музей в 1989 году из Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского (тогда Троице-Сергиева) монастыря Свияжска.
При более тщательном изучении оказалось, что образ Богородицы датирован последней четвертью XVI века (!). Получается, что сегодня в Казани это самый древний образ почитаемой всеми православными святыни. По сути, икона – ровесница той, что была украдена из собора Богородицкого монастыря. Скорее всего, это список, но один их первых, если вообще не первый.
А, может, и оригинал? Очень хочется надеяться на чудо.
Одновременно появилась информация о том, что злодей Федор Чайкин, якобы, устроил это ограбление по заказу, как раз именно из-за иконы, и его словам на суде о том, что он сжег святой образ в печи, доверять не стоит. Он, конечно, был вором, но в те времена люди были богобоязненны… Так что поиск оригинала продолжается…
В восьми залах Музея изобразительных искусств размещено 200 образов Казанской иконы Богоматери. По представленным иконам можно понять разницу между техниками иконописных школ: чем Московская школа отличается от Петербургской, Тульская – от Архангельской.
Работы, написанные в Богородицком монастыре, особенно сильно отличаются от других, заметила директор ГМИИ РТ Р. Нургалеева.
Многие иконы перед выставкой были восстановлены благодаря усилиям реставраторов. По нашей просьбе пресс-служба ГИИ сообщила их фамилии: Музей изобразительных искусств: Н.Е. Михайлина, Р.А. Мухаметшин, Н.М. Савельева, Р.Р. Садыков, В.П. Хорьков, С.В. Яковлев; Национальный музей: М.А. Галиев, Е.Ю. Губайдуллина, Л.В. Фролова.
Здесь самое время назвать тех, кто в рекордно короткое время подготовил эту выставку.
Общее руководство проектом: Р.М. Нургалеева, директор ГМИИ РТ, заслуженный архитектор РТ, почетный член РАХ
Концепция выставки: Р.М. Нургалеева, В.Ю. Сорокин, С.П. Саначин, В.В. Немтинова, А.А. Калина, А.М. Елдашев.
Организационная группа: М.Н. Кутнова, Д.Д. Хисамова, А.Р. Нургалеева, Д.З. Махмутова, А.М. Абдуллин, А.Ю. Злобин
Кураторы проекта: В.В. Немтинова, С.П. Саначин при участии А.А. Калиной, С.Е. Новиковой, Е.Е. Сибатровой
Научный редактор текстов: Д.Д. Хисамова; авторы текстов: Э.И. Амерханова, С.Ю. Измайлова, А.М. Елдашев, Г.Ф. Мельникова, В.В. Немтинова, В.Ю. Сорокин, А.Ф. Степанов, С.А. Фролова, Н.А. Чубакова
Оформление экспозиции: С.А. Мартынова, А.И. Чихирев
Разработка и дизайн информационной полиграфической продукции: А.Б. Шляпкин, А.И. Камалова, С.А. Блинова, Д.М. Шайхутдинова
Учет музейных фондов: О.В. Желовицкая, Л.В. Шабалина
Заведующая экспозиционными залами: А.Ф. Мингалеева
Монтаж выставки: Ф.Ф. Ахатов, З.Т. Зинатуллин
Секретарь проекта: И.Ф. Зайнуллина.
Ближе к завершению открытия выставки, после концерта во дворе музея, все, кто принимал участие в работе над проектом, сфотографировались на память.
Пользуясь случаем, руководство музея еще раз выразило через наше издание слова признательности всем, кто участвовал в этом большом деле:
– Татарстанской митрополии Русской православной церкви
– Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви
– Казанской старообрядческой общине Старопоморского согласия
– Национальному музею Республики Татарстан
– Национальному архиву Республики Татарстан
– Отделу рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского и музею Казанской химической школы Казанского (Приволжского) федерального университета
– Архиву Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан
– Частным коллекционерам
– Российскому государственному историческому архиву (Санкт-Петербург)
– Научно-исследовательскому музею Российской академии художеств (Санкт-Петербург)
– Библиотеке Российской академии наук (Санкт-Петербург)
– Государственному Русскому музею (Санкт-Петербург)
– Государственному научно-исследовательскому музею архитектуры имени А.В. Щусева (Москва)
– Московскому архитектурному институту (Москва)
– Управлению архитектуры и градостроительства Исполкома Казани.
Еще долго во дворе музея было оживленно. Где-то пили шампанское, кто-то обсуждал какие-то важные вопросы, кто-то просто сидел на лавочки, умиротворенный тем, что увидел. Вера Викторовна Немтинова наконец-то могла перевести дыхание, и мы договорились об интервью.
Владыка Феофан прав: нам довелось участвовать в большом и важном деле. Пусть всего лишь в роли свидетелей.
Выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь работает в главном здании (Казань, ул. Карла Маркса, 64).
Читайте в «Казанских историях»
Хроника визита
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 21 июля
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 20 июля
«Богородице Дево, радуйcя…» – репортаж Л. Агеевой о церемонии закладки памятной капсулы в основание воссоздаваемого собора Богородицкого монастыря, где хранился чудотворный образ Богоматери, явленный в Казани в 1579 году.
«Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» - так называется Международная научно-практическая конференция, которая работала 19 и 20 июля
Владыка Феофан: «Приходите все на крестный ход – всем места хватит под солнцем» - пресс-конференция в преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери
Другие публикации по теме в «Казанских историях»:
Казанская икона Божией Матери – очерк Л. Агеевой
1. Казанская икона Божией Матери: загадка, которую так и не разгадали
2. Явление Богородицы казанской девочке Матроне
3. Казанское святотатство 1904 года
5. Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского
Хорошая весть на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы
В одном указе Президента РТ – забота о православных и мусульманах. Так в Татарстане принято
Явление Казанской Богородицы в 2015 году
«Казанская в судьбах России» – выставка в Кремле
Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории
Книга о заступнице усердная рода христианского
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген