Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 10 сентября 2016 года
- 10 сентября 2016 года
10 сентября был днем пресс-конференций, творческих встреч и премьер фильмов кинематографистов Татарстана.
В пресс-центре фестиваля прошла пресс-конференция с режиссерами-участниками новой для фестиваля номинации «Россия молодая».
На встрече с журналистами пришли Фирюза Зинатуллина («Яблоко любви»), Олег Хамоков («Антигона»), Светлана Калина («Шишел-мышел»), Мария Рашова («Цой жив») и Айдар Шарипов («Земля одиночества»).
Фильм «Гашыйк алмасы» («Яблоко любви»), созданный в Татарстане, стал творческим экспериментом. В режиссуре впервые попробовала свои силы актриса Фирюза Зинатуллина. Сценарий написал известный режиссер Фарид Давлетшин, в качестве оператора выступил профессиональный фотограф Михаил Соколов, как продюсер дебютировала казанская журналистка Наталья Топал.
«В нашем фильме участвовало много дебютантов, – рассказала Фирюза Зинатуллина. – И для меня это был дебют. Я много лет работаю в театре, и мне захотелось попробовать что-то новое. Мы даже не ожидали, что попадем на Казанский кинофестиваль. Мне приятно, что нашу работу заметили».
Фильм «Гашыйк алмасы» посвящен событиям военных лет.
«Нам очень хотелось, что бы молодежь не забывала о войне, о том, что военное время – это страх. Горе, которое приносит война, затрагивает души всех людей», – добавила Фирюза Зинатуллина.
Для двух участников пресс-конференции представленные на фестивале фильмы – это выпускные работы в вузах.
«Мой фильм – это итог пятилетнего обучения в мастерской Александра Николаевича Сокурова, – рассказал Олег Хамоков («Антигона»). – Фильм снят по мотивам одноименных пьес Софокла и Жана Ануйя. Мы переработали сюжет и перенесли место действия на Кавказ».
«Я, как и Олег, представила на фестивале выпускную работу, созданную под руководством Владимира Фенченко и Владимира Хотиненко. Работа была снята очень быстро – буквально за несколько смен. Я случайно нашла этот светлый сценарий, – поделилась Мария Рашова («Цой жив»). – Наш фильм не только о Викторе Цое, но и об отсутствии толерантности в нашем обществе. Москва – многонациональный мегаполис, здесь сталкиваются интересы представителей различных культур. Поэтому в фильме определенно присутствует двойное дно».
Айдар Шарипов («Земля одиночества») на пресс-конференции присутствовал вместе с продюсером Равилем Снегом и исполнительницей главной роли Кариной Росс. Вместе они рассказали о процессе съемок, который Айдар «подсмотрел» во время пребывания в Голливуде.
«Мы готовились к съемкам полгода, выезжали на остров Свияжск, а актриса Карина Росс все это время жила там, чтобы прочувствовать атмосферу одиночества», – рассказал Шарипов. – У нас был четкий рабочий график 12/12, который нужно было обязательно соблюдать. Даже если съемки не заканчивались в течение 12 часов, то мы все равно сворачиваюсь, отдыхали 12 часов и только после этого продолжали работу», – добавил Равиль Снег.
«Остров Свияжск, на котором велись съемки, есть основной символ всего фильма», – заявил Айдар Шарипов, объясняя название картины.
Проблема одиночества стала ведущей темой еще одного фильма из Татарстана – «Шишел-мышел».
«Наша история – о жизни, о перевороте в системе ценностей, когда человеческая жизнь становится винтиком в большом механизме, – отметила режиссер Светлана Калина. – Я хотела донести до зрителей основную мысль – нужно быть добрее друг к другу».
Фото с сайта фестиваля
Режиссер Дастан Жапар: «Фестиваль призывает людей к мирному существованию, и конкурсные фильмы тому подтверждение»
10 сентября в кинотеатре Родина состоялась пресс-конференция с участниками XII КМФМК в номинации «Полнометражный игровой фильм».
На встрече выступили режиссер Петр Карсагов и кинокритик Сергей Анашкин, представляющие якутский фильм «Божество Дьесегой»; один из режиссеров кыргызстанского фильма «Завещание отца» Дастан Жапар и актриса Badema, сыгравшая главную роль в фильме «Норжмаа» (Китай-Монголия).
Дастан Жапар рассказал, что при съемках его картины было довольно много финансовых трудностей: худсовет государственной киностудии «Кыргызфильм» не давал окончательного разрешения приступить к съемкам, т. к. никто из предполагаемых авторов не имел профессионального режиссерского образования.
«После встречи с министром культуры мы добились самостоятельности и приступили к съемкам. Работа началась в декабре, и зимняя, мрачная погода поддержала нашу историю в отличие от светлого лета или осени», – отметил Дастан Жапар.
Петр Карсагов, который является вторым режиссером фильма «Божество Дьесегой», ответил на вопрос, почему картина снята не «в цвете»:
«С одной стороны, режиссер фильма Сергей Потапов хотел, чтобы визуально фильм был приближен к эпохе черно-белого кино. А с другой, сказался чисто технический момент – у нас в работе было 5 камер, которые отличались по цветокоррекции».
«Сергей Потапов прежде всего театральный режиссер, который делает эпатажные работы. Он ученик Марка Захарова, и в его работах это отчетливо видно – он часто балансирует на грани комедии, трагедии, фарса, драмы. Он постоянно пытается экспериментировать», – дополнил Карсагова кинокритик Сергей Анашкин.
Актриса Бадема рассказала, что на создание фильма «Норжмаа» ушло пять лет.
«При съемках были проблемы с финансированием. Мы долго искали место для съемки, которое выражало бы всю энергию и образ фильма. Этот фильм очень близок моему сердцу, так как в нем передана моя жизнь и жизнь моего народа», – сказала она.
Участники пресс-конференции поделились с журналистами впечатлениями от города и фестиваля.
«Для меня Казань – один из лучших городов России, – сказал Дастан Жапар. – В Кыргызстане многие режиссеры знают о существовании Казанского кинофестиваля и активно принимают в нем участие. Фестиваль призывает людей к мирному существованию, и конкурсные фильмы тому подтверждение».
«Для меня нет деления на религии и страны, – добавила Бадема. – Мне важно, чтобы все жили вместе, любили ближнего и природу. Фестиваль показывает, что все религии могут существовать в мире, чего и следует добиваться человечеству».
Людмила Чурсина в Казани рассказала о любимой роли
В Центре «Эрмитаж-Казань» музея-заповедника «Казанский Кремль» в рамках Международного фестиваля мусульманского кино состоялась творческая встреча с народной артисткой СССР Людмилой Чурсиной.
Зал был полон, и зрители буквально замерли еще до появления главной героини встречи, потому что на экране шли кадры из фильмов, ставших не только классикой кинематографа, но страницами истории жизни нескольких поколений: «Олеся», «Любовь Яровая», «Журавушка».
Людмила Чурсина попала, как говорится, «с корабля на бал»: в Казань она приехала незадолго до начала встречи, но по дороге успела вдохновиться впечатлениями от нашего города и выразила восхищение новой, изменившейся Казанью. Гостья передала зрителям поклон от москвичей и лично от великого актера Владимира Михайловича Зельдина, который в свои 102 года продолжает играть в спектаклях театра Российской армии (ЦАТРА), где служит и Людмила Чурсина.
Дорогим подарком для поклонников таланта актрисы стали стихи: в ее исполнении неповторимо звучали строки Уильяма Шекспира, Бэллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и других.
За плечами актрисы множество ролей в театре, 140 фильмов, в которых она снялась. И этот список продолжает пополняться. «Сняться плохо – значит плюнуть в вечность», – вспомнила Людмила Чурсина слова Фаины Раневской и произнесла с чуть грустной улыбкой: «Наверное, и я… Господи прости. Сейчас ведь много сериалов и фильмов, и среди них разные встречаются…».
Зрители не дали продолжить, зал загудел, стремясь заверить актрису: каждая ее роль стала шедевром, полюбилась и запомнилась. А Людмила Ивановна рассказала, что есть великолепный сценарий, написанный специально для нее. Сейчас идет поиск источников финансирования проекта.
На встречу в Казанском Кремле пришли и совсем юные гости – учащиеся детской художественной школы. Они спросили актрису про ее любимую роль. Людмила Чурсина сначала ответила по-взрослому, что все свои роли надо полюбить. А потом призналась: как первая любовь, самой дорогой ее сердцу является роль Дарьи в фильме «Донская повесть». Она рассказала, как долго ее не утверждали и, даже когда приехала на съемки, режиссер сказал, что дает ей 10 дней испытательного срока. Необходимо было полностью погрузиться в атмосферу жизни деревенской девушки: «никаких городских костюмов, причесок и маникюра, только костюм Дарьи, чернозем под ногтями».
Людмила Чурсина умеет преодолевать трудности. Гостья рассказала, что многие роли давались ей не с первой пробы, училась она в Щукинском училище одно время с тройкой по актерскому мастерству, но окончила с красным дипломом, а ее образы вошли в золотой фонд кинематографа.
В этом году актриса отметила 75-летний юбилей. До сих пор она принимает поздравления и шутит: «Я повзрослела». Признается, что иногда чувствует усталость, но уже на следующий день вновь готова петь и танцевать.
Директор XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова тоже поздравила гостью, отметила, что встреча со зрителями в Казани больше была похожа на моноспектакль, и пообещала, что в ближайшем будущем Людмилу Чурсину обязательно пригласят в Казань с большим театральным спектаклем.
Фото Розы Садриевой и Владимира Зотова
Встреча с актрисой Анной Каменковой
10 сентября в центре «Эрмитаж-Казань» прошла творческая встреча с актрисой театра и кино, гостьей XII Казанского международного мусульманского фестиваля кино Анной Каменковой.
Свою встречу Анна Каменкова начала со знаменитого высказывания Элизабет Тейлор:
– Вы не волнуйтесь, я вас надолго не задержу! Я вижу здесь такой теплый зал, мне хочется сказать что-то искреннее, поэтому я прочитаю вам стихи. Но стихи у меня все печальные, поскольку тоскую я по драматическим ролям, а вынуждена играть противоречащие моей душе комедийные образы.
Актриса прекрасно прочитала несколько стихотворений Анны Ахматовой.
«У Анны Андреевны есть довольно короткие стихи, но они все – как полноценные книги, как полнометражное кино», – считает Каменкова.
Далее встреча продолжилась в формате беседы со зрителями. В адрес актрисы прозвучали вопросы о ее карьере, образовании и личной жизни.
– Мне кажется, не очень прилично расспрашивать и рассказывать другим о личном, но я все же отвечу. Вся моя жизнь – это случай, хотя он меня порой заводит и в темные углы. Так случилось, что во время прогулки с мамой на улице к нам подошел помощник режиссера и попросил прочитать стихотворение. Позже у моей мамы спросили номер телефона и пригласили на съемки. Так и начался мой актерский путь. Все было предрешено, – вспоминает актриса.
На вопрос о самых запоминающихся ролях Анна ответила следующее:
– Моя главная удача в жизни – это работа у Анатолия Васильевича Эфроса. Он великий режиссер, тончайший! На мой взгляд, он лучший из режиссеров середины XX столетия, потому что такой щемящей ноты как после просмотра его картин и спектаклей у меня никогда и нигде больше не возникало.
На встречу с актрисой пришло большое количество зрителей, поэтому многим пришлось слушать героиню стоя. Встреча закончилась автограф-сессией.
Фото Розы Садриевой и Владимира Зотова
«День казанских премьер» прошел в кинотеатре «Мир»
Он состоялся в рамках образовательного форума «Время кино» XII КМФМК. 10 сентября в кинотеатре «Мир» прошли показы фильмов молодых режиссеров – как выпускников факультета кинематографии и телевидения КАЗГиК, так и любителей.
Были показаны незавершенные проекты, а также дипломные работы и фильмы, готовые к выходу на экран.
Режиссер Ильшат Рахимбай идеей снять фильм о мулле и священнике вдохновился на церемонии закрытия прошлогоднего фестиваля мусульманского кино.
Пока снято 15 минут будущего фильма, рассказал режиссер, но это только начало истории. Автор поделился планами после завершения съемок отправить фильм на международные фестивали.
Павел Москвин представил фрагмент пока не завершенного фильма «Пустота».
«Это притча об искуплении грехов. История о молодом ветеране, вернувшемся с войны с «дырой» в душе. Заполнение внутренней пустоты и является основой содержания фильма», – рассказал автор.
Режиссер обратился к присутствующим с предложением о финансовом участии в съемках фильма, так как пока средств на продолжение работы не хватает.
Стоит отметить, что все игровые фильмы, представленные на «Дне казанских премьер», снимались отчасти на личные деньги режиссеров. Многие часть бюджета собирали на краудфандинговых платформах.
О своем фильме рассказал режиссер Тимур Романов. Он работал в соавторстве с Алиной Галимуллиной, выполнявшей функции второго режиссера и сценариста.
Жанр картины «Virion» авторы определили как постапокалипсис: по сюжету главные герои пытаются выбраться из зараженного вирусом города и по дороге к лагерю спасения сражаются с зомби. Результатом трех с половиной месяцев работы стал готовый фильм продолжительностью 1 час 48 минут. Создатели намерены в середине осени показать его широкой публике.
Режиссер Тимур Садыков показал короткометражку «Как вызвать дьявола в домашних условиях» с Михаилом Меркушиным (актер Казанского ТЮЗа) и Ярославом Хорошковым в главных ролях.
В меру нравоучительный и ироничный фильм уже заявлен на несколько фестивалей.
Элина Касимова, выпускница Казанского института культуры, показала документальный фильм «Волчьи месяцы. Русское Бурнашево». Этнографическая зарисовка о песенной культуре русской деревни подкупила зрителей самобытностью материала и искренностью автора, с теплотой передающего в кадре красоту и жизнелюбие русской души.
Присутствовавший на показах кинокритик и киновед Сергей Анашкин признался, что наделся увидеть в работах молодых режиссеров «татарстанскую экзотику», но пока так и не увидел. Эксперт констатировал деление кинематографа на региональный, воспроизводящий московские схемы только с местной спецификой, и этнический, работающий с архетипами национальной культуры. Он высказал надежду, что в Татарстане начнет развиваться именно такое этническое кино, а также поддержал намерение участников представлять фильмы на фестивалях.
«Важно понимать, что фестивали ценны не призами, а возможностью общения профессионалов. Я не знаю, получат ли призы авторы короткометражек, за которых я здесь, в Казани, болею. Но вижу, что ребята очень активно общаются между собой, уже обсуждают совместные проекты. И это самое важное, что может дать фестиваль», – отметил Сергей Анашкин.
Фото с сайта фестиваля
Денис Осокин: «Кино сослужило хорошую службу моей литературе»
Известный казанский писатель и сценарист Денис Осокин, обладатель премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» за лучший сценарий (фильмы «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари») и премии «Ника» за лучшую сценарную работу (фильм «Овсянки»), провел творческую встречу со зрителями и участниками XII Казанского фестиваля мусульманского кино.
Денис Осокин подчеркнул, что сам себя считает в первую очередь писателем.
«Кино сослужило хорошую службу моей литературе: люди стали больше читать мои произведения, издательства чаще обращать на них внимание. Но мои книги никто за меня не напишет, а сценарии по моим произведениям в принципе может писать кто угодно», – отметил он.
Творческая встреча по инициативе автора прошла в формате сценарного мастер-класса. Денис особое внимание уделил специфике языка киносценария, отличного от языка литературного произведения. И рассказал, что подготовка сценария по собственному произведению состоит как раз в преодолении литературности:
«Убираешь максимум слов, как ни были они тебе дороги, ведь в кино главное – пластика, так что текст приходится сокращать и переводить на язык кинематографа, оставляя только генеральные смыслы».
Зашла речь и о человеческих взаимоотношениях в процессе создания фильма. На этапе знакомства сценарий, считает Осокин, должен буквально «ранить режиссера и продюсера, чтобы они уже не могли не снять по нему фильм». По мнению Дениса Осокина, автор сценария должен понимать, что в кино, в отличие от литературы, он будет делать не один: «Сценарист – лишь сеятель, а растит сад режиссер». И если автор сценария дорожит своим текстом, тем более важно быть открытым и готовым к тому, что сценарий будет подвергаться доработке. В ответ за эту коллективную работу автор получает известность, гораздо большую, чем в случае с литературой.
По убеждению Осокина, в основе произведения всегда лежат поэзия и способность к особому восприятию мира, вдумчивость, умение всматриваться в природу.
«Без поэзии и честности никак. Иначе будет фальшь, скука или повторение. При этом в произведениях обращаться надо не к родным или друзьям, а только ко всему человечеству. Художественное произведение стремится к тому, чтобы улучшать мир и удлинять человеческую жизнь», – уверен писатель.
После встречи были показаны фильмы по сценариям Дениса Осокина: самый первый опыт Осокина как сценариста – «Одя» режиссера Эдгара Бартенева, две работы, созданные режиссером Алексеем Федорченко – «Шошо» и «Ангелы революции», документальный фильм «Ю. Река. Яха» Влада Воробьева.
Фото с сайта фестиваля
Дневник написан по материалам пресс-центра кинофестиваля
На кинофестивале от «Казанских историй» аккредитованы Любовь Агеева, фоторепортеры Роза Садриева и Владимир Зотов
Читайте в «Казанских историях»:
В программе фестиваля мусульманского кино 60 фильмов из 33 стран мира
XII фестиваль мусульманского кино в Казани: начало
XII Международный фестиваль мусульманского кино в Казани: 5 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 6 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 7 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 8 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: 9 сентября 2016 года
Дневник XII фестиваля мусульманского кино в Казани: подводим итоги
Алексей Учитель: «Кинофестиваль для нас – часть профессии, а не праздник»
Людмила Чурсина: «Все свои роли надо полюбить, чтобы хорошо сыграть»
Анна Каменкова: молодая жена уже 40 лет
Людмила Хитяева: «Это радость, что тебя любят, слушают. Тем моя душа и жива…»