Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
В чудеса порой верят и ученые
- Любовь АГЕЕВА
- 22 июля 2016 года
В рамках торжественной церемонии закладки памятной капсулы в основание исторического фундамента воссоздаваемого собора в Богородицком монастыре 19 и 20 июля работала международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации».
В качестве журналиста его участником была главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь АГЕЕВА, автор очерка о судьбе Казанского образа Пресвятой Богородицы.
1. Казанская икона Божией Матери: загадка, которую так и не разгадали
2. Явление Богородицы казанской девочке Матроне
3. Казанское святотатство 1904 года
5. Казанская икона Божией Матери из покоев Папы Римского
Духовное наследие Казанского края
Прежде всего хотелось бы отметить, что участники конференции, размышляя о судьбах России, о проблемах современного мира, опирались на опыт наших предков, особенно в трудные времена. Пожалуй, чаще всего вспоминали борьбу с польским нашествием, и в связи с этим называли имя нашего земляка – Патриарха Гермогена (Патриарх Московский и всея Руси Гермоген). Именно он в сане казанского священника первым взял в руки образ Богородицы, найденный в 1579 году.
Существует немало неопровержимых фактов, подтверждающих чудотворные качества не только первоявленной иконы, но и ее списков, есть серьезные исторические исследования участия Казанской иконы в борьбе с угрозами, которые могли уничтожить Российское государство. В своем очерке об иконе я писала об этом подробно. Много ценной информации можно найти в книге «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (Книга о заступнице усердная рода христианского).
В этой связи на конференции не раз поминали добрым словом не только Пречистую Деву Марию, с которой христиане всего мира связывают весть о спасении, но и Матрону, которой приснился Пресвятой образ; Ивана Грозного, которого в Казани, как правило, ругают, ведь именно он получил первый список чудотворной иконы, а после этого повелел открыть в нашем городе девичий монастырь в ее честь.
Вспоминали представителей Дома Романовых – практически все они поклонялись Казанскому образу на месте его обретения, а император Павел присутствовал 30 мая 1798 года на церемонии закладки нового собора во имя иконы Пресвятой Богородицы. Например, Анатолий Елдашев, известный казанский краевед и знаток истории православия в нашем крае, сделал доклад на тему «О пребывании членов Дома Романовых и высоких должностных лиц в Казанском Богородицком женском монастыре».
Во многих докладах назывались имена архитекторов, оставивших след в истории Казанско-Богородицкого девичьего монастыря, а также его настоятельниц, усилиями которых монастырь стал известен во всем православном мире.
Пленарное заседание в Ратуше
Икона была в центре внимания практически всех докладов, только смотрели на нее с разных сторон. Традиционный взгляд – с религиозной, исторической, иконописной точки зрения – представляли исследователи из разных городов страны: Москва, Санкт-Петербург, Сергиев-Посад, Муром, Брянск, Чебоксары, Киев и, естественно, Казань. Были и зарубежные гости. Опасаюсь называть фамилии, поскольку, насколько мне известно, часть заявленных докладчиков не приехала. По словам Р. Нургалеевой, директора ГМИИ РТ, при этом число участников конференции не уменьшилось – приехали другие.
Я пожалела, что не смогла быть на третьей подсекции, где речь шла о Казанском образе Пресвятой Богородицы в литературе, музыке и кино. Здесь не только говорили, но и пели. Акафест Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной иконы, именуемой «Казанская» в рамках выступления Елены Фуфеевой, заведующей регентско-катехизаторским отделением Казанской духовной семинарии, исполнил женский хор под управлением доцента Л. Есиной.
Зато я узнала много интересного на заседании второй подсекции, которая работала в Музее изобразительных искусств РТ. Там выступали авторитетные казанские исследователи Сергей Саначин, который познакомил с архитектурно-строительной историей монастыря, и Фаяз Хузин, рассказавший об археологических исследованиях на месте алтарной части его главного собора. Доктор геолого-минералогических наук Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Захар Слепак сообщил о том, как с помощью новейших технологий можно «видеть» под землей, что позволило археологам четче определить, где проводить раскопки.
Выступления были разные – от аналитических докладов, подводящих итоги многолетних экспериментов (в качестве примера можно привести доклад Алексея Лидова на тему «Чудотворная икона как феномен византийской и русской культуры») до информационных справок, которые тоже представляли немалый интерес. Например, Ольга Пехтелева, говоря об общности духовных и исторических традиций Богородицкого монастыря и Благовещенского собора, познакомила участников подсекции с музеем истории собора.
Всех заинтересовало сообщение епископа Казанско-Вятского Евфимия на тему «Старообрядчество и русская культура», который сообщил немало ценной информации о том, как русские старообрядцы сохраняли культурное наследие Русской православной церкви, причем не только в первые годы советской власти.
Несколько докладов касались списков Казанской иконы, других икон Пресвятой Богородицы.
Рассказать о конференции в полном объеме просто невозможно – два дня были насыщены активной интеллектуальной работой в рамках трех секций, на которых были заслушаны десятки оригинальных сообщений. С удивлением прочитала в Интернете, что конференция не удалась. Суждение без каких-либо доказательств…
Прошел круглый стол на тему «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира – прошлое, настоящее и будущее».
Даже на итоговом пленарном заседании, которое прошло 20 июля в Ратуше, не стали ограничиваться формальным подведением итогов, а заслушали два полноценных доклада. Несмотря на их разнонаправленность, в целом они прозвучали как доказательства одного и того же утверждения: только объединив усилия всего общества, всех общественных институтов, и прежде всего религиозного сообщества, которое, по мнению первого проректора Казанской духовной семинарии, игумена Евфимия является самым пассионарным, мы можем защитить духовные ценности, которые не раз спасали нашу страну в годину испытаний.
Поскольку митрополит Казанский и Татарстанский Феофан сопровождал Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (высокого гостя ждали в Ратуше, но в программе произошли изменения, и делегация священнослужителей в сопровождении официальных лиц Татарстана выехала в Раифу), игумен Евфимий посвятил свое выступление не организационным вопросам, как планировалось, а программной теме – «Казанский собор Казанско-Богородицкого монастыря – ковчег Всероссийской святыни: от воссоздания собора к возрождению веры и нравственности».
Ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, заявив общую тему – «Духовный вектор университетского образования: традиции и современность», остановил внимание на традициях взаимодействия старейшего в России университета с религиозными деятелями Казанской епархии, рассказал много интересного о формах, в которых оно продолжается сегодня. Так, он сообщил о том, что в КФУ теперь есть все три ступени высшего образования в области теологии и регионоведения: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Религиозный компонент есть в других образовательных программах.
Сгруппирую впечатления о том, что видела и слышала, по нескольким тезисам.
Мы живем в общем доме
Участниками конференции были две аудитории – ученые, и не только теологи, но и историки, социологи, политологи, а также духовные лица – священнослужители, педагоги религиозных учебных заведений, в том числе Московской духовной академии и Казанской духовной семинарии. И это очень сильно отражалось на ходе дискуссии. В выступлениях по-разному интерпретировались одни и те же события, что заставило доктора философии Владимира Курашова заметить на круглом столе, что в качестве доказательств надо предъявлять не предания и мифы, как бы не хотелось в них верить, а результаты научного поиска в виде документов и научных аргументов. Конференция ведь научно-практическая.
Ему возразили, подчеркнув, что религиозное сознание базируется на вере, и порой религиозные мифы и легенды живут дольше научных. С чем трудно было не согласиться.
Профессор Курашов, в частности, не согласился с утверждениями о том, что явление Казанской иконы знаменовало начало движения нашей страны на Восток, что именно после этого впервые обозначился евразийский вектор развития, который «стал судьбой России». Профессор Курашов призвал не выдавать исторические совпадения за закономерности.
Тем не менее, с утверждением Ирины Бабич (КФУ) о том, что история Казанской иконы теснейшим образом переплетена с историей страны, никто не спорил.
«Жанр иконы – «Одигитрия» по-гречески означает «указующая путь». В каком-то смысле икона действительно символизирует путь России, трудный, противоречивый, часто болезненный и драматический, но вместе с тем исполненный высоких и благородных целей, силы человеческого духа и непревзойденного художественного мастерства» (И. Бабич).
Не раз на конференции и вообще в эти дни в Казани звучали утверждения о том, что Казанская икона Пресвятой Богородицы – символ российской цивилизации, что она самая главная, самая почитаемая в стране, что ее значение велико даже в геополитическом масштабе… Вечерние выпуски новостей московских телеканалов убедительно их опровергли, уделив внимание событиям в Казани только в связи с визитом Патриарха Кирилла.
Впрочем, московские коллеги, судя по всему, не очень осведомлены в истории православия, если на государственном канале «Россия-1» сообщили о том, что в Казани находится первоявленная икона.
С чем, несомненно, нельзя не согласиться, так это с утверждением о том, что Казанская икона может быть символом консолидации общества в годину испытаний. И тут вряд ли важно, была ли, действительно, икона на самолете, который облетел Москву, защищая ее покровом Пресвятой Богородицы. Точных данных об этом факте нет, только предание. Зато достоверно известно, что Сталин, который всего один раз был на месте боев в Ржеве, ночевал в сельском доме с Казанской иконой. И ее не убрали к приезду Главнокомандующего…
Все участники конференции были едины во мнении о том, что есть цели, равно важные для всех: верующих и атеистов, христиан и мусульман, для представителей других конфессий. С подачи Президента В. Путина появилось понятие, которое выражает их в целом. Речь идет не только о культурном коде, но и о коде национального самосознания. Все согласны с тем, что это ценности, которые надо защищать всем миром. Правда, есть разночтения, что считать главным.
Игумен Евфимий в своем выступлении на пленарном заседании назвал некоторые из базовых ценностей: уважение и любовь к Отечеству, права личности и ее ответственность перед другими, понимание традиционной семьи как союз мужчины и женщины… Он подчеркнул, что упование на экономику как на панацею от всех бед глубоко ошибочно. В России ищут национальную идею, а она уже давно есть – жить по законам добра и справедливости, добровольно и сознательно ограничивая свои желания во благо других. Это понимали и при советской власти, если в Кодексе строителя коммунизма были заложены основные нормы Нагорной проповеди. Если человек не защищает честь Родины – значит, он не защищает собственную честь и достоинство.
Первый проректор Казанской духовной семинарии с сожалением говорил о том, что далеко не все разделяют это утверждение. У современной жизни много соблазнов, а в последние годы появилось много желающих способствовать эрозии нравственных ценностей. Как он выразился, мы сдали без боя все завоевания православного наследия, и не на полях сражений, а в душах людей, напомнив знаменитую фразу Достоевского: если Бога нет, то всё дозволено.
Место, где Восток встречается с Западом
О том, что явление образа Пресвятой Богородицы в 1579 году произошло именно в Казани – факт не случайный. С этим утверждением, кажется, были согласны все участники конференции. Хотя вряд ли на небесах программировали это событие.
Правда, приходилось читать, что все-таки было в этом нечто мистическое – икона появилась как раз тогда, когда миссионерская политика духовенства новой Казанской епархии начала давать сбои: татары не хотели принимать православие, мало того, за счет русских стала увеличиваться мусульманская часть населения края. С появлением чудотворной иконы всё кардинальным образом изменилось.
Приходилось читать и о том, что не было в факте схрона православной иконы недалеко от кремля ничего мистического: дом Онучина, на пепелище которого нашли икону, находился в Стрелецкой слободе, где православные жили и во времена Казанского ханства. Возможно, кто-то просто хотел обезопасить себя и близких…
Но кого же устроит такое прозаическое объяснение?
Это общеизвестный факт – мусульмане и православные жили в нашем крае при всех правителях. Менялись названия территории: Булгарское государство, Казанское ханство, Казанская губерния… Могла меняться государственная политика, менялось место православия и ислама в обществе, но не менялись традиции добрососедских отношений. Как сказал, выступая в Казани, Патриарх Кирилл, только в Казани уже много веков мирно живут люди разных национальностей и конфессий, только в Казани, в самом ее сердце – Кремле – находятся Благовещенский собор и мечеть Кул Шариф.
Праздник Казанской иконы Божией Матери в июле 2016 года стал событием для всей республики. В торжественной церемонии закладки памятной капсулы в исторический фундамент разрушенного в 1932 году главного собора Казанско-Богородицкого женского монастыря участвовали не только православные, но и мусульмане. В одном ряду с Его Святейшеством Кириллом и митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном стояли глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин и председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Камиль Самигуллин.
Гостей, которые приехали к нам в первый раз, приводил в восторг опыт, если можно так сказать, симметричного уважения и почитания двух основных конфессий республики со стороны государства: возрождение Благовещенского собора и строительство мечети Кул Шариф, воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери и создание Булгарской исламской академии…
Если прежде эти факты не представляли собой особого, цивилизационного значения, то в наше время противостояния двух могущественных религий – ислама и христианства – народы мира, все человеческое сообщество мучительно ищут надежное противоядие против терроризма, национального и религиозного антагонизма.
Одним из направлений научного форума стала история Казанско-Богородицкого монастыря. На разных секциях о прошлом, настоящем и будущем обители говорили с разных позиций. Разные страницы его истории представали как опыт тесного взаимодействия светской и религиозной власти, как эпоха чудовищного поругания православных святынь, как пример возрождения духовных ценностей в наше время. Сегодня это не только архитектурный объект культурного наследия, но и возрождающийся духовный центр Русской православной церкви.
Кажется, мы так много знаем о монастыре, о Казанской иконе Пресвятой Богородицы, но в нескольких докладах есть факты, мало известные или совсем не известные. Должна признаться, что я не знала о существовании в 1924-1929 годах музея в Казанском Богородицком монастыре. Ирина Сидорова и Рамиль Хайрутдинов напомнили нам имена председателя отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Б.В. Адлера, профессоров Казанского университета А.И. Миронова, К.В. Харламповича, М.Г. Худякова, Н.И. Воробьева, специалистов с профессиональным художественным образованием П.В. Дульского, В.П. Соколова, П.А. Родимова, инженера-архитектора В.В. Егерева, благодаря которым была сохранена значительная часть церковного имущества, и какое-то время верующие могли видеть «Парадные покои Казанского женского монастыря».
Так хочется верить в чудо
И последнее. Любая научно-практическая конференция хороша тем, что здесь сталкиваются разные интерпретации и сведения. Последнее очень важно. Особенно интересно слышать о новых прочтениях ранее существующих версий, знакомиться с фактами, на которые ранее не обращали внимание. Например, вызвал интерес доклад Павла Гайденко (Казанский государственный архитектурно-строительный университет), который задался целью понять, почему не поверили девочке Матроне, когда она рассказала о вещем сне. Показался интересным доклад Наталии Комар (КФУ, Казанская духовная семинария) на тему «Образ Казанской иконы Божией матери в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Как мне показалось, важное уточнение сделал в своем выступлении на третьей секции Сергей Саначин. По его мнению, необходимо использовать историческое название возрождаемого собора Казанско-Богородицкого монастыря. Его построили в память об ИКОНЕ Казанской Божией Матери, поэтому правомерно называть храм не собором Казанской Божией Матери, а собором Казанской иконы Божией Матери. Сергей Павлович в последнее время много работал с архивными материалами и знает, о чем говорит… Кстати, именно так написано и в указе Президента РТ.
Несмотря на многолетние исторические исследования, как выяснилось, существует немало фактических ошибок и необоснованных суждений (С. Саначин зовет их вирусами). Мой блокнот сохранил несколько таких примеров, и мы вернемся к ним в рубрике «Работа над ошибками».
Хочу обратить внимание на одну из ошибок, рожденную недостатком информации. В краеведческой литературе можно прочитать, что колокольня главного собора Казанско-Богородицкого монастыря была взорвана вместе с храмом в 1932 году.
Одно из старинных изображений Казанско-Богородицкого монастыря
Так получилось, что в экспозиции выставки, которая работает сейчас в Государственном музее изобразительных искусств, есть фото более позднего времени, причем с точной датировкой, и это позволяет сделать вывод о том, что ее уничтожили позднее, возможно, в 1935 году.
Как оказалось, до сих пор живет ошибочное понимание Ватиканского списка как первоявленного образа Богородицы. Ведь довольно долгое время эта точка зрения исходила от людей авторитетных. Хорошо, что помимо чьих-то амбиций и желаний есть способ научного обоснования возраста иконы, и еще в 2003 году было доказано, что Ватиканский список датирован началом XVIII века.
Этот экспонат на выставке в ГМИИ РТ включает серебряный оклад с первоявленной иконы Божией Материё Фото Владимира Зотова
Наталия Чугреева (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) напомнила в своем выступлении о том, что список в церкви на Арском кладбище датирован второй половиной этого же века (тема доклада – «О Явленном в 1579 году в Казани образе Богородицы, ранних списках с него и позднейших воспроизведениях»).
А в 2004 году в фондах Музея изобразительных искусств был обнаружен образ, который в ходе тщательного исследования и реставрации датирован последней четвертью XVI века. Сегодня эту древнюю икону можно видеть на выставке в Государственном музее изобразительных искусств РТ «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь».
Она экспонируется в уникальной иконе-раме «Богоматерь Казанская» с праздниками конца XVI - начала XVII века из Троицкой церкви Свияжска, в ковчеге которой не сохранился оригинал средника.
Во время конференции не один раз довелось слышать, что первоявленная Казанская икона Божией Матери не уничтожена и к завершению воссоздания собора в Богородицком (ныне мужском) монастыре – будем уповать на чудо! – может быть явлена во второй раз. В том, что она не была уничтожена ворами, сомнений нет у Дмитрия Хафизова, советника мэра Казани по вопросам культуры и религии. Ему было предоставлено слово на круглом столе, и он рассказал, где в последнее время ищет оригинальный образ. Искал в Новосибирске, побывал в США, Ватикане, Испании… На очереди – Аляска, возможно, она там у старообрядцев, появился китайский след...
Наталия Чугреева, с которой мы общались в кулуарах конференции, относится к этим утверждениям достаточно скептически, однако не утверждает, что этого не может быть в принципе.
Пожалуй, это единственный факт, в который хочется верить всем, даже тем, кто верит только в научные доказательства.
Фото с сайта Татарстанской митрополии
Постскриптум от автора:
У редакции есть намерение позднее познакомить читателей «Казанских историй» с некоторыми докладами научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации».
Читайте в «Казанских историях»:
Хроника визита
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 21 июля
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 20 июля
«Богородице Дево, радуйcя…» – репортаж Л. Агеевой о крестном ходе и церемонии закладки памятной капсулы в исторический фундамент воссоздаваемого собора Богородицкого монастыря
«Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» – так называлась Международная научно-практическая конференция, которая работала 19 и 20 июля
Владыка Феофан: «Приходите все на крестный ход – всем места хватит под солнцем» –
пресс-конференция в преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери
Казанский образ Богородицы – это главный образ России – 2 июля в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь»
Другие публикации по теме
Хорошая весть на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы
В одном указе Президента РТ – забота о православных и мусульманах. Так в Татарстане принято
Явление Казанской Богородицы в 2015 году
«Казанская в судьбах России» – выставка в Кремле