Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1918 – Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Эдуард Трескин: «В моём отношении к газете «Вечерняя Казань» присутствует некая метафизика...»
- Любовь АГЕЕВА
- 01 апреля 2021 года
1 апреля Эдуарду Трескину исполнилось 75 лет. Не буду поздравлять знаменитого певца, режиссера, педагога, замечательного ведущего Шаляпинского фестиваля. Поздравлю как друга, с которым знакома много-много лет. И по работе, и по жизни.
Говорила и писала о нем много лестных слов. И всегда заслуженно. Прочитайте по ссылкам – убедитесь.
По себе знаю, какой у Эдика важный юбилей. Главный подарок в этот день – сама жизнь. Как говорит Владимир Зотов, после пенсии надо каждый новый день рождения благодарить Бога за столь щедрый подарок. Сколько, мой друг, подарков мы получили до 2021 года? Да не иссякнет подарочный мешок у Всевышнего, да не поскупится он и в следующем году!
Сегодня опубликую то, что никто еще не читал. Это воспоминания о «Вечерней Казани», которые Эдуард написал по моей просьбе для альманаха о газете времен Андрея Гаврилова.
Кстати, альманах скоро выйдет из печати и на него еще не поздно подписаться.
Я много раз обращалась с просьбами к Эдуарду и не припомню случая, чтобы он отказался. Выступал по моей просьбе в одной из казанских библиотек, воспоминал вместе с женой Казанский университет перед его 200-летнем юбилеем. О своем любимом учителе - Ниязе Даутове писал и по просьбе, и по душевному порыву.
Эдуард Трескин:
«В те времена мы жили одновременно оптимизмом и какими-то иллюзиями»
«Вечерняя Казань» – от этих слов до сих пор замирает сердце, и по спине бежит сладкий холодок свободы. Да, в Казани свободой повеяло задолго до перестройки и объявленной Горбачёвым гласности. Потому что появилась вечерняя газета, с помощью которой город осознал сам себя. Словно порыв свежего океанского ветра сдул с города налёт провинциальности.
Вечерняя газета – что в этом особенного? – скажет кто-то. О, нет! В этом издании прозвучали нотки всемирности. Наверное, оттого, что работали в газете люди с «расширенным» сознанием, настоящие энтузиасты и профессионалы.
Моя связь с этой газетой – сугубо личная. Во-первых, «Вечёрка» – ровесница моей дочери Полины. Во-вторых, юбилей газеты всегда совпадает и с юбилеем Казанского университета, отличаясь от его возраста разницей в 175 лет.
В этой газете я впервые опубликовал свою прозу – маленькую повесть «Как стать кинозвездой», в которой я вспомнил, как в незабвенном 1983 году участвовал в съемках фильма, режиссером которого был Евгений Александрович Евтушенко. Я исполнил тогда крохотную роль милиционера, но впечатлений осталось много. Рукопись я принес к Володе Рощектаеву, который заведовал рубрикой «Литературные вечера». Она вышла в двух номерах газеты, и эти потертые экземпляры хранятся у меня в архиве. Я тогда не предполагал, что в собрание сочинений Евгения Евтушенко будут включены несколько страниц из моей повести «Как стать кинозвездой».
В «Вечерке» в годы перестройки было опубликовано интервью с Евгением Евтушенко «Ненавижу очереди и границы» – аж в двух номерах. Я взял это интервью в Переделкино, куда меня командировал Андрей Гаврилов – главный редактор газеты, уникальный человек, истинный прораб перестройки. Евгений Евтушенко по приглашению Гаврилова однажды участвовал в традиционной встрече в Молодежном центре «В гостях у «Вечерки».
Снимок сделан в Переделкино во время беседы с Евгением Евтушенко
В те времена, времена перестройки, мы жили одновременно оптимизмом и какими-то иллюзиями. Редактор «Вечерней Казани» Андрей Петрович Гаврилов всегда ощущался как человек, который знает что-то, что еще не всем дано знать. Но это «что-то» заряжало всех, кто соприкасался с ним, оптимизмом и верой. Он олицетворял надежность, порядочность и то, что сегодня именуют политкорректностью, по сути, просто максимальную корректность по отношению к личности любого человека. Он жил работой. Эта расхожая фраза к нему подходила без малейшего преувеличения.
Есть еще одна расхожая фраза, оставшаяся с военных времен: «С ним бы я пошел в разведку». Гаврилов относился именно к таким людям. Причем с ним можно было идти в разведку, на него надеясь и веря.
Может быть, в раннем уходе таких, как Андрей Гаврилов, причина того, что все получилось в стране не так, как хотелось, как представлялось.
Вечеринка в гостях у Эдуарда Трескина и Галины Свинцовой
В моём отношении к газете присутствует некая метафизика, подобная той, которая делает любовь явлением, не поддающимся точному описанию. Просто люблю.
Когда-то к пятилетнему юбилею «Вечёрки» я написал шутливое поздравление и спел его на мотив песенки Фредди из мюзикла Ф.Лоу «Моя прекрасная леди»:
Здесь в вечерний час
Я стоял не раз
И с киоска не спускал своих
Влюбленных глаз…
Вот уже пять лет
Среди всех газет
Нет любимей «Вечерки» у нас.
Петь в столице я
Мог давно, друзья!
Да милей столицы мне
Казанская семья!
Но важней всего,
Что дороже вы
Мне какой-то «Вечерней Москвы»!
Сейчас я живу в Москве, так уж сложилось.
Но «Вечерняя Казань» остаётся той самой «Моей прекрасной леди», которую невозможно поверить алгеброй рассудка, а можно только любить.
Эдуард Трескин, народный артист РТ
Читайте в «Казанских историях»:
Поющий интеллектуал Эдуард Трескин
«Легенда Казанского университета» Эдуард Трескин
Шекспир всегда современен – народный артист Татарстана Эдуард Трескин о премьере оперы «Ромео и Джульетта» в Казанской государственной консерватории.
Музыкальный портрет безумия – рецензия на спектакль, поставленный Эдуардом Трескиным в оперной студии КГК (опера Гаммы Скупинского «Апостол»)
Эдуард Трескин: «Музыка – это язык ангелов»
Высоким слогом русского романса
Евгений Евтушенко: «Я пришел в XXI век»
«Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет»
Нияз Даутов обладал особым даром духовной столичности
«Сильва» в память о Ниазе Даутове
Наша справка
Народный артист Татарстана (1987) Эдуард Германович Трескин родился 1 апреля 1946 г. в Казани. Артист оперы, концертно-камерный певец (баритон), режиссер, писатель, автор книг прозы. Окончил физический факультет Казанского университета (1971) и Казанскую консерваторию по классу вокала (1973).
Оперную биографию Эдуарда вряд ли можно назвать обычной. Он поступил в Казанский университет на физический факультет, окончив перед этим специальную математическую школу. Учеба шла успешно, все казалось бы, говорило о том, что Эдуарда Трескина ожидает карьера научного работника. Но после третьего курса он неожиданно для всех поступает на вокальный факультет Казанской государственной консерватории и учится в двух вузах одновременно, как бы пытаясь таким образом сочетать в себе «физика» и «лирика».
В 1974-1976 – солист Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая
В 1976-1992 – солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля
С 1992 – солист Государственной оперы Праги и Национального театра Чехии.
С 2005 работал как оперный режиссер в России и Чехии. С 2007 – руководитель и педагог вокальной студии в Праге. С 2009 – художественный руководитель и режиссер Пражского музыкального театра «Антреприза». Пел на европейских сценах Великобритании, Германии, Австрии, Венгрии, Румынии, Швейцарии, Хорватии, Норвегии, Польши, Голландии, Италии. Объехал с гастролями 93 страны.
С 2010 – режиссер-постановщик театра им. М. Джалиля и главный режиссер оперной студии Казанской государственной консерватории. Бессменный ведущий Шаляпинского фестиваля.
С 2015 года живет и работает в Москве. Он был приглашен в Московский театр «Новая Опера» им. Евгения Колобова. В настоящее время имеет частную практику как вокальный педагог. Он уже не раз привозил в Казань своих учеников.
Пишет стихи и прозу, издал несколько книг, занимался стихотворными переводами с польского, белорусского, татарского, венгерского, чешского, французского языков авторов Союза русскоязычных писателей в Чешской республике.