Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ренат Бикбулатов: сохранить память в душах людей

Среди авторов «Казанской истории» Ренат Бикбулатов, пожалуй, самый плодовитый. Его перу принадлежат около 30 публикаций на различные темы, написанные специально для нашей газеты или заимствованные из его книг.

Надо отметить, что с краеведами Казани повезло. В том числе и с любителями, к которым относится Ренат Бикбулатов. Он начал писать об истории Казани, выйдя на пенсию. Первую книгу – «Казань и ее слободы – издал вместе с писателем Рафаэлем Мустафиным. Книга написана так, что представляет интерес как для человека, искушенного в истории города (так много в ней не известных ранее сведений), так и для новичка, только начинающего увлекательное путешествие в историю родного края.

Следующая, на этот раз самостоятельная работа Рената Хайрулловича в известном смысле стала продолжением прежней. Поскольку уже в очерках о казанских слободах читатель мог прочитать небольшие истории о знаменитых людях. Скажем, о Горьком или Шаляпине, Иване Алафузове и Николае Агафонове. Однако основное внимание там было обращено на историю улиц и отдельных сооружений, на события, связанные с той или иной слободой. Так что сам Бог велел после этого обратиться к биографиям людей, чьи имена связаны с историей Казани.

Главную идею новой книги Бикбулатов дал в предисловии словами немецкого писателя Георга Эберса:

«Кто жил так, что память о нем свято сохраняется в душах людей, которых он любил, тот, я думаю, сделал свое дело для продолжения своего существования».

Заметим, что эстафета памяти продлится неизмеримо дольше, если между поколениями будут такие посредники, как казанский краевед.

Изучая оглавление новой книги, нетрудно заметить, что в подборе персоналий нет какой-либо системы. Здесь хан Махмуд-хан, царь Петр I, первый студент Казанского университета Сергей Аксаков, востоковед и богослов, отец Иакинф, волжский богатырь Николай Жеребцов, великий химик Николай Зинин и не менее великий психиатр Владимир Бехтерев… В этом списке нет фигур более или менее значимых – все знамениты. Причем не только в нашем крае. Так что выбор скорее всего отражает личные симпатии автора. А, может, то, что ему посчастливилось собрать интересные казанские факты о жизни именно этих людей. 43 очерка – 43 незаурядных судьбы.

Стоит сказать, что многие очерки были опубликованы в «Казанских историях», так что наши постоянные читатели с ними знакомы. Большая их часть посвящена тем, кто жил в Казани много лет, получал здесь образование, начинал карьеру.

Сергей Костриков (Киров) приехал учиться в Казанское механико-техническое училище из небольшого городка Уржум Вятской губернии. Степан Нефедов-Эрьзя проходил здесь иконописные «университеты». Известный советский актер Михаил Жаров выступал на казанской сцене всего один сезон – в 1928 году, но сохранил память об этом на всю жизнь. А вот классик татарского музыкального искусства Назиб Жиганов, приехав в Казань семнадцатилетним пареньком, остался здесь навсегда. Как и Петр Дульский, известный искусствовед, первый председатель правления Союза художников Татарии, автор книги «Искусство казанских татар», который также жил в Казани с 1911 года до последних своих дней.

Когда Бикбулатов писал о таких крупных фигурах, как поэт Габдулла Тукай или композитор Салих Сайдашев, наверняка испытывал серьезные затруднения, поскольку сложно в небольшом по размеру очерке добавить что-то новое. Но читатели не поняли бы автора, если бы в списке «…Знаменитых людей» этих фамилий не было.

Читатели найдут много новой информации. Например, о том, что «опальный Орфей» – кумир советской эстрады пятидесятых годов Вадим Козин, оказывается, выступал и в Казани.

Один из очерков посвящен Владимиру Высоцкому. Он похож на восторженный зрительский отклик – Бикбулатов слушал барда в концертном зале Молодежного центра.

Несомненный плюс к краеведческому повествованию – такие вот субъективные авторские картинки. Однако это не тот случай, когда за субъективностью просматривается желание навязать свою точку зрения, быть с гениями, что называется, на короткой ноге. Бикбулатов не скрывает своего пристрастного отношения к некоторым своим героям, и для читателей это становится еще одним фактом в постижении истории. Автор книги не злоупотребляет их доверием. Ведь в основе всех очерков – объективные исторические сведения.

Не все герои очерков одинаково известны читателям. Так, до последнего времени мы почти ничего не знали о легендарной Гале, музе всемирно известного художника Сальвадора Дали. Не будет преувеличением сказать, что гравюра с видом на Казань 1636 года (Cazan Tartarorum) известна почти всем казанцам – так часто она в последние годы воспроизводится. Бикбулатов рассказывает о ее авторе – Олеарии. Так звали в России Адама Эльшлегера, секретаря голштинского посольства, которое посетило Казань по дороге в Персию. По результатам путешествия в Россию Олеарий написал книгу, которую иллюстрировал своими рисунками.

Не однажды упоминается в книге Казанский университет, что еще раз доказывает: в разные исторические эпохи это был центр притяжения умов российского, а может, и мирового масштаба. Если о Карле Фуксе, приехавшем в наш город из Германии, казанцы наслышаны, то о философе, докторе богословия Викторе Несмелове, выпускнике и преподавателе Казанской духовной академии (была такая в Казани до революции). Знакомая фамилия – подумает любознательный читатель. И не ошибется. Поскольку так называется одна из улиц в Кировском районе. Но улица Несмелова – не в честь Виктора Ивановича. Она названа по имени его старшего сына – Валентина, бравого красноармейца, погибшего в 1917 году у стен Раифского монастыря.

Автор книги не проявляет политических симпатий или антипатий. Он ровно и беспристрастно рассказывает о российских самодержцах Екатерине II, Павле I, Александрах – I и II, о Николае I, которые удостоили Казань своим вниманием; о профессоре истории Казанской духовной академии и Казанского университета Афанасии Шапове, не побоявшемся возвысить свой голос против убийства крестьян в селе Бездна и арестованного за это; о Вячеславе Скрябине (Молотове), одном из организаторов нелегальных кружков в учебных заведениях Казани во время первой русской революции, крупнейшем партийном и государственном деятеле Советского Союза.

Трудно не поддаться искушению рассказать хотя бы коротко обо всех очерках книги «Казань. Знаменитые люди». Но, как указывает автор в предисловии, «книга – не цветастый букет разнообразных сообщений. Каждый рассказ – повод для того, чтобы помочь читателю взрыхлить новые пласты знаний о знаменитых людях, чья судьба так или иначе связана с Казанью».

Стоит особо похвалить издательство «Заман», которое, кстати, выпустило и книгу «Казань и ее слободы». Было это в 2003 году. Представляя книжную новинку, мы сообщили, что готовится к выходу из печати второй том книги о знаменитых людях. Но издать ее известный краевед смог только в 2014 году.

Книга под названием «Казанская летопись. Знаменитые люди» вышла в издательстве «Новое знание». Среди героев новых очерков – первый правитель Казанского ханства Махмуд-хан и покоритель Казани Иван Грозный, студент Володя Ульянов и великий грешник и святой Григорий Распутин, певец Федор Шаляпин и композитор Назиб Жиганов, чемпион Олимпийских игр Александр Курынов и гений шахмат Александр Алехин, писатель Дюма и танцовщик Рудольф Нуриев. Всех не перечислишь. Всего 64 персоны.

Ренат Хайруллович почти не работает в архивах, хотя при необходимости знакомится с первоисточниками, как это было при написании очерка о жене Сальвадоре Дали Елене Дьяконовой, которая вошла в историю мирового искусства как Гала.

У Бикбулатова богатый личный архив. Например, рубрика «Диалог путеводителей» появилась благодаря тому, что книги, о которых он писал, есть в его библиотеке. В ней 9 000 томов. Он собирал ее всю жизнь, искал казанские раритеты по букинистическим магазинам Москвы и Санкт-Петербурга.

Краевед использует самые разнообразные источники, включая интернет-публикации, рискуя повторить ошибки или заблуждения, высказанные другими авторами. В этой связи можно вспомнить полемику вокруг его очерка о пребывании в Казани Петра I. Алла Гарзавина обвинила Бикбулатова в непрофессионализме. Что скрывать, Ренат Хайруллович – действительно, не историк, это его хобби, по профессии он инженер, всю жизнь работал на заводе ЭВМ)? Но написав о том, что русский царь праздновал в Казани свое 50-летие, он ничего не выдумал – всего лишь воспользовался старинным путеводителем по Казани М. Рыбушкина (Сколько же дней Петр I пробыл в Казани?)

Ценность книг Бикбулатова о знаменитых людях, которые имели отношение к Казани, в том, что о них рассказывается под одной обложкой. Его очерки, как правило, невелики по размеру, и в них чаще всего сообщается об известных фактах, правда, они мало знакомы широкой аудитории, которой адресуются его книги. Но иногда Ренат Хайруллович находит редкие источники или опирается в своих суждениях на личные впечатления.

На сегодня он издал уже 6 книг. Последняя отличается от других. Поскольку автор предстает не как краевед.

Книга о туризме, спорте и здоровом образе жизни, пишет он в предисловии от автора. А вообще-то книга о нем самом. Ренат Хайруллович еще недавно проплывал дистанцию в два километра за сорок пять минут, участвуя во всероссийских соревнованиях ветеранов, имеет два рекорда России по плаванию. Он не без гордости рассказывает, что увлекался десятками видами спорта и почти по каждому у него был спортивный разряд.

У Бикбулатова, кроме краеведения, есть еще одно хобби – путешествия и спорт. По тем местам, которые он посетил, можно изучать географию. За серию фотографий, привезенных из своих поездок, Ренат Хайруллович получил первый приз конкурса «Мастер золотые руки».

В книге «Радость открытий» он опубликовал эти снимки, рассказав о своих путешествиях, с восторгом вспоминая места, которые он посетил – Индигарка, Тянь-Шань, Памир, Карпаты, Телецкое и Онежское озера, реки Лена, Енисей, Обь, а также Соловки, Курильские острова, остров Беринга…

Книга «Радость открытий» также издана в 2014 году.

Выход обеих книжных новинок 2014 года финансировал сам Ренат Бикбулатов. Потому тираж минимальный – 500 экземпляров.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Чтобы жить после смерти

Продолжение памяти в книгах Рената Бикбулатова

Дистанция длиной в жизнь

Щапов Афанасий Прокопьевич, профессор Казанского университета (1831-1876)

Завойский Евгений Константинович, физик (1907-1976)

Путешествие в историю Заречья

Волжский богатырь Николай Жеребцов

Сальвадор Дали: «Гала – мой двойник, это – я»

Чем глубже и крепче корни, тем прекрасней листва  (о брате – летчике Гусмане Бикбулатове, погибшем в одном из воздушных боев)

Почему «Казань»? – можно делать разные предположения

Казань – средневековый город

Григорий Распутин – святой, который грешил

От Института благородных девиц до Суворовского училища

В зале витал дух Айседоры Дункан – «царицы жеста»

Безумству храбрых поем мы песню…

Петр Великий и Казань (Юсеф Древницкий был первым, кто совершил в Казани прыжок с парашютом с воздушного шара)

Сергей Курашов – директор Казанского медицинского института в 31 год

Мессинг – психолог божьей милостью

Она нашла себя в огне и крови революции (Лариса Рейснер)

Старые татарские названия в топонимике юга Заречья

Память о Сююмбике

 

Диалог казанских путеводителей:

Память о них – в их книгах (путеводитель Н.К.Баженова и С.М.Шпилевского)

«Будем оберегать то, что еще уцелело» (книга Петра Дульского «Памятники казанской старины»)

Начало «теряется в древности» (путеводители по Волге)

Казань глазами врача («Путеводитель по Казани» М.В.Казанского)

Город «бесспорно первый в России после Москвы» («Спутник по Казани» Н. Загоскина)

Казань «чужда всяких научных претензий» («Волга от Твери до Астрахани» Н.П.Боголюбова)

Память о них – в их книгах (Н.К.Баженов, С.М.Шпилевский и Н.Я.Агафонов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить