Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Февраль 2024 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      
  • 1996 – Произведена закладка памятного камня на месте возведения мечети Кул Шариф в Казанском кремле. Решение о воссоздании древнего храма было принято в 1995 году

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Два великих волжанина: их подружила Казань

Всероссийский научный форум в Казани, посвященный Максиму Горькому и Федору Шаляпину, был сознательно запланирован на мартовские дни, как раз в середине между двумя юбилеями.

13 февраля исполнилось бы 150 лет Шаляпину, 28 марта будет отмечаться 155-летие со дня рождения Горького. К тому же 12 марта 1940 года было принято решение о создании в Казани музея А.М. Горького. Так что у музея скоро 85-летний юбилей.

Форум – это продолжение традиции проведения научных сессий, заложенной более восьмидесяти лет назад Литературно-мемориальным музеем А.М. Горького. С 1942 года проводились Горьковские чтения, с 1973-го ― Шаляпинские. Ковид прервал эту традицию, но она возобновлена, причем 11 марта горьковеды и шаляпиноведы собрались вместе.

Конференция подготовлена и проведена Национальным музеем РТ и его филиалом ― Музеем А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина в партнерстве с Институтом мировой литературы имени А.М. Горького РАН и его Музеем А.М. Горького, нижегородским Государственным музеем А.М. Горького при поддержке Министерства культуры РТ, Межрегионального  Шаляпинского центра и Ассоциации литературных музеев Союза музеев России.

Поскольку «Казанские истории» уже вкратце рассказали об этом событии и его участниках (Научный форум собрал в Казани исследователей творчества Горького и Шаляпина), сосредоточу внимание на личных впечатлениях.

Не могу не заметить, что на таких конференциях всегда узнаешь много новой информации о том, о чем, казалось бы, хорошо знаешь. Поскольку удается послушать не просто исторические зарисовки о жизни и творчестве двух русских гениев, но и серьезные доклады о научных исследованиях признанных горьковедов и шаляпиноведов. Обычно они приезжали порознь, на этот раз речь шла и о Горьком, и о Шаляпине. И тема была выбрана соответствующая - «Горький и Шаляпин: современная культурная парадигма через призму творческого наследия гениев отечественной культуры».

Забегая вперед, скажу, что, пожалуй, никогда прежде о прошлом не говорили с таким явным прицелом на настоящее.  Конечно, и раньше обсуждались актуальные проблемы современности, но больше в рамках дискуссии о необходимости пропаганды творческого наследия двух всемирно известных деятелей русской культуры. Но сегодня, в условиях серьезных раздумий о будущем страны, невозможно было не касаться более широких проблем, мировоззренческих, философских, если хотите.

Но начну рассказывать о форуме все-таки с его официального открытия, с пленарного заседания 13 марта.

 

Форум собрал более 50 исследователей из Москвы, Нижнего Новгорода, Курска, Орла, Ижевска, Казани, Елабуги. Приехали представители Института мировой литературы имени М. Горького РАН и его музея, Государственного музея А.М. Горького из Нижнего Новгорода, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственного музея имени Л.Н. Толстого, Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева, МГУ имени М.В. Ломоносова, Юго-Западного, Удмуртского, Курского  государственных университетов, а также научно-исследовательских центров, театральных, писательских и музыкальных союзов. Татарстан был представлен научными сотрудниками музеев, краеведами, вузовскими педагогами.

Значительную часть пленарного заседания заняли приветствия. Гостей приветствовали представители администрации главы республики и Министерства культуры РТ.  

«Мы и сегодня, спустя многие десятилетия исследований и творческих работ продолжаем вместе с вами изучать этот бесценный вклад в отечественную культуру, которые внесли Федор Иванович Шаляпин и Максим Горький, ― отметил в своем выступлении заместитель начальника Управления по реализации национальной политики Департамента раиса РТ по вопросам внутренней политики Евгений Ефимов.  При этом общими усилиями нам удается открывать новые страницы из их жизни и творчества, которые впоследствии становятся основой для реализации новых историко-культурных проектов, предметом изучения и популяризации в обществе. Уверен, что и сегодняшний представительный форум позволит нам выработать новые интересные совместные инициативы».

Среди таких историко-культурных проектов, задуманных на Шаляпинских чтениях, он назвал преобразования в музее Горького в селе Красновидово Камско-Устьинского района, единственного сельского музея писателя в России. Музей включает крестьянскую усадьбу конца XIX века и мемориальную лавку М.А. Ромася. Создание на их основе музейного комплекса поможет воссоздавать условия жизни будущего писателя в селе, что даст посетителям возможность погрузиться в атмосферу того времени. Проект модернизации музея был разработан давно, но в нынешнем году, наконец, на это выделены средства.

Реализация проекта поможет рассказывать о кратком эпизоде из жизни Алексея Пешкова, будущего великого писателя, на фоне многовековой истории села. В экспозициях музея будут представлены как свидетельства развития села в разные исторические эпохи, так и этнографические материалы, свидетельства местных традиций. Есть возможность рассказать на примере одного села о народническом движении XIX века.

Проект реализуется по инициативе Русского национально-культурного объединения РТ и казанского Культурного центра имени А.С. Пушкина. В работе над ним принимают участие не только музейщики, историки и краеведы, но и этнологи, фольклористы и культурологи республики, а также горьковеды из других регионов России.

Известно, что этот период жизни Максима Горького сыграл значительную роль в формировании его мировоззрения. В 1888 году Алеша Пешков, завершив лечение после попытки самоубийства, провел в Красновидово несколько месяцев, работая подсобным рабочим в лавке народника М.А. Ромася. Писатель описал этот период жизни в повести «Мои университеты», в статьях, примечаниях к некоторым публикациям, в эпистолярном наследии. 

«Эта конференция уникальна тем, что здесь собраны исследователи не только Горького, но и Шаляпина в русле идеи синтеза искусств. Сегодня речь будет идти не только об их точках взаимодействия, но и отдельно о творческом пути каждого классика. Форум дает возможность ученым из разных городов поучаствовать в живой дискуссии. Такие встречи проходят нечасто, этим они и ценны для всего научного сообщества», — заметила заведующая кафедрой словесных искусств МГУ имени Ломоносова Ольга Крюкова.

От имени Межрегионального Шаляпинского центра участников конференции приветствовал его президент Юрий Тимофеев. Он напомнил, что казанский Музей Горького в 1992 году был среди инициаторов создания центра. Выступая потом на заседании второй секции, Юрий Иванович сделал что-то вроде небольшого отчета о деятельности общественной организации, объединяющей  ученых, музейных работников и любителей творчества великого певца, и итоги, надо сказать, впечатляющие. Многое сделано, чтобы увековечить память знаменитого казанца, и не только в России, но и за рубежом. Юрий Тимофеев назвал имена авторов книг  о Шаляпине, и среди них бывший журналист-международник Николай Горбунов, написавший 10 книг, и серб Бранислав Ятич, книга которого называется «Шаляпин против Эйфелевой башни».

На второй секции сообщили несколько подробностей о перезахоронении праха Шаляпина в Москве в октябре 1984 года. В частности, Юрий Иванович вспомнил барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, близкого друга Федора Шаляпина, взявшего на себя хлопоты во Франции (он подарил ему фотоальбом о похоронах в Париже), и Юлиана Семенова, уладившего все вопросы в России. Как известно, инициатором перезахоронения был сын Шаляпина Федор, как и отец, ставший артистом. 

Не в одном источнике приходилось читать, что сам Федор Иванович хотел, чтобы его похоронили на высоком волжском берегу. Но тогда он еще не знал, как сложится его судьба.

Приятным моментом на пленарном заседании стали взаимные приветствия, пожелания и обмен подарками. Федор Шаляпин и Максим Горький тесно связали историков и музейщиков двух городов ― Казани и Нижнего Новгорода. Малую родину великого писателя представляли сразу двое: директор Департамента культуры администрации Нижнего Новгорода Светлана Гуляева и директор Государственного музея А.М. Горького Лариса Моторина.

 

Подарок от Музея Горького

«Шаляпин и Горький неотрывно связаны с нашим любимым городом, мы гордимся, что они часто бывали и многое сделали для Нижнего Новгорода. Сегодня наш город расцвел, и мы видим новые возможности, чтобы показать уникальные исторические места, где бывали известные личности.

 Этот год объявлен в России Годом педагога и наставника, поэтому сегодня мы будем говорить о Горьком как об учителе, который внес очень многое во все сферы жизни. Многому мы учимся у него и сегодня», — сказала в своем выступлении Светлана Гуляева.

Выступает Светлана Гуляева

Участников форума приветствовали заместитель директора Национального музея РТ по научно-исследовательской работе Светлана Измайлова и заведующая Музеем Горького и Шаляпина Марианна Гаврилова. Они обратили внимание на большие возможности совместной созидательной деятельности музеев.

В том, что при этом могут возникать интересные проекты, участники форума могли убедиться 12 марта, на презентации выставки «Андреев и Горький. Живая классика» и 13 февраля, когда в Казани открылась выставка о Шаляпине двух музеев ― казанского и московского. В первую экспозицию вошли стендовые материалы, рассказывающие о писателе Серебряного века Леониде Андрееве, из Орловского объединенного государственного литературного музея имени Тургенева и раритеты из коллекции Музея Горького и Шаляпина.

На фото: казанский скульптор Тимофей Тюрин, автор мемориальной доски на доме №10 по улице Пушкина, подарил Музею Горького и Шаляпина медаль, которую разработал к юбилею. Подарок получила директор музея Марианна Гаврилова

Вторую экспозицию в основном составили раритеты из фондов Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина (Федор Шаляпин в гриме и без грима). На начало июня в Казани запланирована выставка Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника «Граммофонные истории. Шаляпин».

Нельзя не заметить, что в эти дни в Казани работают две юбилейные выставки: одна в музее, вторая в Ратуше, подготовленная Казанским музейным комплексом. Стоит посетить и ту, и другую, поскольку они разные. На второй секции был показан фильм, снятый студией «Аярис» по заказу дирекции Казанского музейного комплекса. Иннеса Эделева, которая стала в нем гидом по родному городу, назвала свое сообщение на конференции так: «Документальный фильм «С Шаляпиным на конке по улицам старой Казани» как форма дополненной реальности к музейной выставке «Казанский мир Ф.И. Шаляпина». 

Экскурсия по Бахрушинской выставке

Небольшое отступление от темы конференции, тесно связанное, однако, с «героями дня» - Горьким и Шаляпиным.  Особый культурный код нашего народа, сложившийся за многовековую историю страны, сформирован под влиянием многих гениев отечественной культуры. Великий оперный певец и артист Федор Шаляпин и классик советской литературы Максим Горький по праву занимают среди них особое место. Оба ― волжане, жили в нашем городе в одно и то же время. Казань породнила их. Именно в нашем городе они прошли свои первые «университеты», горьковеды и шаляпиноведы ищут здесь истоки их творчества и характеров. Для Шаляпина Казань – это малая родина, уроженец Нижнего Новгорода Горький считал, что родился здесь духовно (Максим Горький в Казани).

Удивительно, но Алеша Пешков и Федя Шаляпин жили на одной и той же Рыбнорядской улице, можно сказать, рядом, правда, в разные годы, как потом они выяснили, могли видеть друг друга. Но знакомство не состоялось. Они подружились много лет спустя.

Самому провидению было угодно, чтобы важным местом сохранения памяти о Максиме Горьком и Федоре Шаляпине стал один казанский музей. Правда, не обошлось без вполне земных усилий великих энтузиастов: Екатерины Павловны Пешковой, жены Алексея Максимовича, Ирины Федоровны Шаляпиной-Бакшеевой, старшей дочери певца, и Марии Николаевны Елизаровой, легендарного директора музея в 1941-1979 годах («Шаляпинские реликвии в Казани»).

Как известно, будущий всемирно известный певец родился 13 февраля 1873 года в одном из трех деревянных флигелей во дворе дома купца-старообрядца Лисицына (Шаляпинские места Казани. Публикация первая). До нас он не дошел. Зато к 150-летнему юбилею великого земляка восстановлен хозяйский дом, построенный на красной линии Рыбнорядской улицы (нынешний адрес ― улица Пушкина, 10). 13 февраля на нем появилась новая мемориальная доска с барельефом знаменитого баса.

155-й юбилей Максима Горького, к сожалению, не оставит в Казани такого значимого следа. Правда, ближе к его дню рождения, 28 марта, вернется на прежнее место обновленный бюст писателя на улице его имени. Между тем, еще в 2018 году, когда праздновали его 150-летие, было очевидно, что требует срочной реставрации двухэтажный дом, в котором Алеша Пешков жил с октября 1884 по май 1885 года.

Почему-то этот важный «горьковский» адрес не попал в каталог-справочник памятников истории и культуры республики, изданный в 1993 году, и это в немалой степени определило его незавидную судьбу. Уже многие годы здание разрушается. Вход во двор, где стоят два заброшенных дома бывшей Марусовки, стыдливо прикрыт воротами небольшой гостиницы, расположенной по соседству.

 

На таких конференциях всегда жалко, что аудитория собирается небольшая ― только специалисты. Возможно, в какой-то степени ее можно будет увеличить с помощью моих заметок о ней.

Судя по программе научного форума, его организаторы предполагали, что выступления участников затронут самую широкую проблематику, касающуюся сохранения и интерпретации историко-культурного наследия страны. Так и получилось. Хотя, конечно, в центре внимания собравшихся в музее были Горький и Шаляпин.

Для пленарного заседания были отобраны два доклада, которые были интересны не только мне, но, как мне показалось, даже специалистам, которые знают о Горьком и Шаляпине много больше, чем я. Лия Бушканец (Казань), рассказывая о прототипе образа Луки в пьесе Горького «На дне» (оказывается, это был Антон Павлович Чехов), говорила не только о довольно сложных взаимоотношениях двух писателей, но и о поисках национального культурного кода в начале XX века.

Говоря о воссоздании оперного спектакля «Борис Годунов» на примере актуализации театральной традиции, Светлана Семиколенова (Москва) рассказала не только об опере и Шаляпине в заглавной роли, но и о Дягилевских сезонах в Париже, воспоминания о которых сегодня, в пору отмены русской культуры, особенно актуальны.

Тема сообщения Инны Андреевой «Роль русских сезонов Сергея Дягилева в мировом триумфе Федора Шаляпина» на шаляпинской секции в какой-то степени повторяла выступление Светланы Семиколеновой, и она на ходу перестроилась, сообщив немало интересного о шаляпинской коллекции своего музея (оказывается, есть такая в Музее-квартире А.Н. Толстого - отделе Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля). Алексей Толстой был свидетелем триумфа Шаляпина в Париже.

В перерыве Инна Георгиевна перекидывала на телефоны всех желающих редкий рисунок последних часов пребывания Федора Ивановича на земле, который им удалось заполучить. Многие присутствующие даже не знали о его существовании.  

После пленарного заседания работали две секции: «А.М. Горький и актуальность сохранения литературного наследия в современном мире» и «Ф.И. Шаляпин и музыкальное наследие России», на которых были заслушаны 34 доклада. Думаю, разговор о творческом наследии двух бесспорных гениев в одной аудитории, на одной музейной площадке был вызван не только соседством двух юбилейных дат и желанием, наконец, встретиться после долгого перерыва. Это наследие ― хорошая площадка для осмысления того, какую роль играют в обществе выдающиеся деятели и искусство в целом. Организаторы конференции исходили из всё более возрастающего значения искусства в современной России, где в очередной раз идет поиск культурных парадигм, которые могут помочь определить общую стратегию развития государства.

Секции работали в разных аудиториях, но китайской стены между ними не получилось. На первой порой говорили о Шаляпине (Анастасия Плотникова. М. Горький и Ф. Шаляпин в зеркалах кинематографа»), на второй секции ― о Горьком (Юлия Егорова. «М. Горький и Ф. Шаляпин: параллели и пересечения в контексте эпохи»; Вера Федорченко. «Шаляпин – Горький. Маска и душа»).  Изредка участники форума меняли место дислокации – когда горьковед хотел послушать шаляпиноведа и наоборот.

Мне пришлось особенно трудно, поскольку я хотела объять необъятное. Естественно, полного впечатления о научном форуме у меня не получилось. Могу лишь поделиться отдельными суждениями, рожденными мозаикой услышанного и увиденного. Диапазон новой для меня информации был поразительный.  Что-то не знала вовсе, что-то дополнила новыми сведениями.

Удивительно, но до сих пор выясняются новые факты о жизни и творческой деятельности Горького и Шаляпина. Например, казанский краевед Анатолий Елдашев рассказал о крещении Феди Шаляпина в Богоявленской церкви на улице Проломной (ныне Баумана). Но не о самом событии ― тут вроде всё известно до мелочей, а о священнике, который совершил этот акт. Оказывается, крестил будущего певца Евфимий Александрович Малов, профессор Казанской духовной академии, тюрколог-миссионер. В 1869 году он был рукоположен в священники Богоявленской церкви с сохранением должности профессора.

С большим интересом я послушала выступление Лидии Сыченковой, доктора исторических наук из Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, о поездке Горького в США. Этот факт известен, но она подошла к нему с неизвестной стороны. Изучая казанскую  печать 1906 года, докладчик нашла в газете октябристов «Обновление» не только сообщение о ней с подробностями, но и эмоциональное стихотворение, посвященное этому событию. Известно, что в поездке писателя сопровождала актриса Мария Андреева, и американцам, в то время большим пуританам, не понравилось, что их поселили в одном номере. Алексей Максимович в это время был женат, хотя в семье уже не жил. В результате получился большой скандал, и он плохо сказался на результатах заокеанской миссии писателя, которую ему поручил В.И. Ленин. 

«М. Горький и Ф. Шаляпин в зеркалах кинематографа» ― так назвала свое сообщение Анастасия Плотникова из Москвы. Не знаю, как другие, но я факты, о которых она говорила, не знала. Не приходилось, например, читать о том, что Горький создал собственное предприятие, чтобы снять своего друга в образе Ивана Грозного. Про фильм, снятый по мотивам оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка», читала, но про то, что в роли продюсера, говоря сегодняшним языком, был Горький, не слышала. Кстати, картина была немая, и успеха не имела. Она не понравилась ни Горькому, ни Шаляпину. Федор Иванович убедился в том, что кино ― это самостоятельное искусство, и простой перенос оперного спектакля на экран хорошего результата не даст.

На конференции говорили и о фильме Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот» с Шаляпиным в заглавной роли, снятый в 1933 году, и про фильм Сергея Колосова, снятый в 2002 году по книге «Маска и душа». Мы имели возможность посмотреть фрагмент из фильма Пабста, в котором уже была звуковая дорожка. Фильм интересен тем, что снимался сразу на трех языках: английском, французском и немецком. К настоящему времени сохранились только английская и французская версии.

Анастасии Плотниковой не могли не задать вопрос о сериале «Шаляпин», который начался на канале «Россия-1» 13 февраля. Как она призналась, ждала такого вопроса. Рассказала, что смотрела фильм вместе с сыном-школьником, и он по ходу действия не раз заглядывал в телефон, в справочные ресурсы интернета. Отсюда ее вывод ― пусть молодежь узнает великого соотечественника хотя бы в таком виде.

Кстати, она не была одинока в таком суждении ― в кулуарных разговорах об этом мне говорили еще несколько человек. Но это не заставило меня изменить свое мнение о сериале (Федор Шаляпин в жизни и на экране).

Не могу не отметить особо выступления казанцев. Людмила Белова рассказала о работе музея Горького и Шаляпина по поиску материалов о Деренковых, Диляра Хайрутдинова представила коллекцию фотооткрыток с портретами Горького и его окружения (ее подарили всем участникам конференции), Ирина Вавиличева ― мемориальные предметы из шаляпинской коллекции, которые теперь можно видеть в каталоге, изданном в преддверии юбилея Федора Ивановича («Шаляпинские реликвии в Казани»). Не могу не назвать два доклада первой секции: Рамзии Абзалиной и Флоры Мирзиной, которые были посвящены роли Горького в становлении татарских писателей. А на второй секции с большим интересом было выслушано выступление Алексея Липовецкого о фонографическом наследии Шаляпина.

Отмечу еще раз: абсолютное большинство научных сообщений было посвящено Максиму Горькому и Федору Шаляпину. И только одно выступление, которое я прослушала на первой секции, не имело к теме конференции прямого отношения. Но я очень рада, что была в тот момент именно на этой секции. В программе доклад Людмилы Тимофеевой был обозначен так: «Инновационные подходы к презентации литературного наследия: музеи литературных героев».  Она рассказала о музеях, экспозиции которые если и касаются творческих портретов писателей, то косвенно. Это музеи литературных персонажей, например, Шерлока Холмса в Лондоне, Вильгельма Телля в Швейцарии, Снегурочки в Костроме, музеи героев одного автора, например, стокгольмский музей-квартира Астрид Линдгрен, в котором «живут» не только Карлсон и Пеппи Длинныйчулок, но и герои других шведских детских писателей, например, Мумми-тролли Туве Янссон, или музеи отдельных литературных произведений как музей романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» в Старой Руссе. После выступления Людмилы Тимофеевой случилась оживленная дискуссия о том, можно ли эти интересные экспозиции именовать музеями.

Остается еще раз выразить сожаление, что не было возможности послушать все выступления, и выразить надежду, что руководство Музея Горького и Шаляпина  поможет опубликовать некоторые из них в «Казанских историях».

  

Читайте в «Казанских историях»:

Максим Горький в Казани

Максим Горький: духовно родился в Казани

Подручный пекаря, ставший великим писателем

«Казанские университеты» Максима Горького в новой экспозиции мемориального музея

Mузей А.М. Горького: новая экспозиция

Мария Николаевна Елизарова, первый директор Музея А.М. Горького в Казани

У казанского Музея Горького – юбилей (2005 год)

 

Шаляпин Федор Иванович, великий оперный певец (1873-1938)

Гордость Казани ― Федор Шаляпин

Два великих хозяина в одном доме

Памятник Федору Шаляпину в Казани

О Шаляпине ― с трепетом и любовью

Шаляпинские места Казани. Публикация первая

Шаляпинские места Казани. Публикация вторая

Федор Шаляпин: ослепительно-яркий и радостный крик на весь мир: вот она — Русь!

История одной любви: Федор Шаляпин и Иола Торнаги

Эдуард Петцольд. Или Артур Петцольд?  ― о первом муже Марии Петцольд.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить