Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1979 – В Казани официально зарегистрирован миллионный житель. Столица Татарии стала двадцатым в СССР и десятым в РСФСР городом-миллионником
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Казанский феномен», который с нами до сих пор
- Любовь Агеева
- 26 октября 2024 года
Моя книга «Стенка на стенку. Казанский феномен подростковых группировок», что называется, пошла в народ. 25 сентября в Доме-музее В. Аксенова состоялась ее презентация, которая прошла в необычной форме.
Аудитория собралась очень заинтересованная. Никто никого не приглашал специально. Это была моя принципиальная позиция. Пришли те, кому интересна тема, которой я посвятила свою новую книгу.
Отмечу, разговор в Доме-музее В. Аксенова мне понравился. Атмосфера была благожелательная. Возможно, потому, что со многими в зале я знакома лично. Не увидела любителей «клубнички» и детективов. Вопросы в большинстве задавались по существу обозначенных проблем, а не о книге, что понятно. Пока ее мало кто читал. Но если такие появятся, с удовольствием на них отвечу в «Казанских историях». Планирую, разместить на нашем сайте какие-то тексты из нее. Что-то уже есть.
Так получилось, что я не смогла сразу написать о презентации. Были разные обстоятельства, в том числе болезнь. Может, это и к лучшему. Послушала диктофонную запись, восстановила подробности своего выступления и обмена мнениями – и убедилась, что есть необходимость вернуться к этому событию, чтобы сделать несколько уточнений.
Какие-то подробности о презентации казанцы могли узнать из публикаций в «Вечерней Казани» (Павел Наумов) и «Реальном времени» (Екатерина Петрова), из сюжета на канале «Эфир». В программе «Город» вышло два видеосюжета. Но они скорее не о книге, а о подростковых проблемах, которые до сих пор будоражат горожан.
Другие СМИ книгой не заинтересовались. Даже сетевые ресурсы «БИЗНЕС Online» и «116.ru, которые многие месяцы писали о «казанском феномене» в связи с сериалом Жоры Крыжовникова. Могу привести фрагмент одной из своих статей в новой книге, где речь идет о том, как и о чем тогда писали казанские журналисты:
«Надо ли говорить о том, что в Казани сериал ждали с особым нетерпением. Не было СМИ, где бы о нем не писали. Больше всего публикаций был в двух интернет-изданиях: в деловой газете «БИЗНЕС Online», которая развивает тему «казанского феномена» уже давно и сериал для ее журналистов — лишь один из оперативных поводов, и на сетевом ресурсе «116.ru» (местное издание медиахолдинга Shkulev Media Holding), у которого в топ-меню «Тема дня» долгое время была рубрика «Казань и «Слово пацана». Если авторы «БИЗНЕС Online», рассказывая о сериале, чаще ставили, так сказать, просветительские задачи, соотнося фильм с Казанью и казанцами, как в статьях о реальных прототипах киношных «универсамовских», то у «116.ru» было откровенно маркетинговое направление — «клубничка» в стиле «пластиковой» журналистики. Темами для публикаций здесь были скандалы вокруг сериала, личная жизнь артистов, занятых в нем».
Удивило отсутствие журналистов из официальных СМИ, финансируемых из республиканского бюджета, которые должны руководствоваться в выборе тем и событий, так сказать, общественным интересом. Разве выход очередной книги о «казанском феномене» — не тема для их аудиторий?
Конечно, оценивать этот факт через призму своей персоны – неблагодарное дело, но дело ведь не в том, кто написал книгу. Речь идет о проблеме, которая терзала город многие годы, и нет никакой гарантии, что мы опять не будем переживать нечто подобное. Как известно, история ничему не учит, но сурово наказывает за невыученные уроки.
В новой книге представлена в достаточно полном объеме вся историография «казанского феномена», которая четко делится на два периода: оперативное осмысление 80-х годов и взгляд на важную социальную проблему через многие годы. Среди источников второго периода – книга Роберта Гараева «Слово пацана» и художественный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», который вернул огромное число зрителей в то трудное время, когда огромная страна стояла на распутье, меняя ценности прежней жизни на новые. По мнению политического философа Павла Щелина, живущего в США, который тоже посмотрел сериал, потеря больших смыслов сыграла губительную роль в судьбе подрастающего поколения. Естественно, нашлись желающие предложить подросткам альтернативу.
Многим казанцам довелось прожить две жизни, между которыми межа конца 1991 года. Эта межа отпечаталась не только в нашей личной памяти ― она и сегодня определяет какие-то важные вешки в массовом сознании. Однако и мы, и тем более наши дети и внуки, сегодня уже другие.
Общеизвестна истина: в прошлом мы находим ответы на вопросы настоящего. Я тоже решилась вернуться назад. Но не за тем, чтобы разбередить зажившие раны, и уж тем более не затем, чтобы включиться в мощный хор голосов по нашумевшей теме. Хотела понять, что упустила тогда, в 1990 году, когда писала книгу «Казанский феномен: миф и реальность». Поскольку забывать ту историю не следует. Если не хотим, чтобы этот страшный сон вернулся.
Дмитрий Пивоваров из «Эфира» брал у меня интервью до начала презентации. Пока мы беседовали, небольшой зал Дома-музея имени Василия Аксенова заполнился. Камера еще работала, когда прозвучали первый вопрос к автору из зала и первое мнение. Это было мнение писателя Александра Аввакумова, ветерана правоохранительной системы. Так что еще до официального начала случилось нечто похожее на дискуссию, которая не могла меня не насторожить.
Разговор чуть было не пошел по накатанному сценарию, когда в одну кучу сваливаются криминальные сообщества 70-х годов, рожденные теневой экономикой (яркий представитель — банда «Тяп-ляп», очерк о которой существенно переработан), подростковые группировки 80-х и преступные банды 90-х годов, которые не были предметом моего анализа. Именно такой подход к оценке вражды подростковых группировок, который вошел в историю страны как «казанский феномен», во многом объясняет мое желание написать новую книгу о подростковых войнах, чтобы уточнить некоторые ошибочные представления об известных фактах.
Естественно, явления 70, 80 и 90-х годов взаимосвязаны, одно вытекает из другого. Но большая ошибка – называть всех мотальщиков гопниками и тем более бандитами, все группировки 80-х годов — бандитскими, как это делается в десятках источниках.
Вопрос тут не в терминологии. Если рассматривать «казанский феномен» только как явление преступного мира, то, во-первых, многого не понять, во-вторых, о криминале мы обычно говорим как о чем-то отвлеченном, стороннем, нас лично не касающемся.
«Казанский феномен» — это история не про криминал. Это история о том, что бывает с мальчишками, когда у них нет ничего в жизни, кроме «улицы», «конторы», группировки. И она не только про мальчишек, но и про всех нас. Где бы мы не жили, в Казани или каком другом городе. Только, по-моему, не все зрители сериала это поняли.
К сожалению, сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» многие восприняли как сугубо криминальную историю. Современный зритель это любит. Кинематографисты всего мира, в том числе и российские, подсадили людей на криминал. И это удручает. Ведь в таком случае, посмотрев фильм, легко от него отмахнуться — мол, это не про меня и меня не касается. Именно так мы реагирует на преступников, предпочитая встречаться с ними лишь на экране.
Однако и криминальная драма может заставить думать и сопереживать героям. Если в ней есть что-то более важное, чем «кровь на асфальте». И потому сериал зрителям понравился, заставил сопереживать. А вот заставил ли он думать? — это большой вопрос.
Когда после меня начал выступать Александр Аввакумов, прошедший путь от простого оперативника до заместителя начальника управления уголовного розыска МВД республики, я обратила внимание аудитории на то, что у него огромные заслуги в поимке опасных преступников, многие реальные сюжеты стали темами его художественных произведений (Романы о жизни без выходных и отпусков). Молодежным группировкам посвящены два его романа, но преступления, о которых он в них рассказывает, лишь косвенно связаны с «казанским феноменом», поскольку это были уже бандитские войны за передел сфер влияния и собственности в 90-х годах. На презентации он вспомнил некоторые эпизоды этих войн.
В 80-е годы, когда «Жилка», «Перваки», «Хади Такташ» и другие подростковые группировки еще учились в школе криминального мастерства, Александр Леонидович занимался другим, не менее важным делом – искал без вести пропавших, в том числе скрывавшихся от следствия преступников, был начальником отдела по борьбе с имущественными преступлениями. В качества заместителя начальника Управления уголовного розыска МВД республики в 90-х годах ему пришлось встретиться и с группировками, но это были уже откровенно преступные сообщества.
Пришлось на презентации уточнить, что моя книга рассказывает о подростковых группировках 80-х годов, причем в центре внимания — не криминальные подробности их столкновений, а социальная проблема, имевшая большие последствия и для судеб конкректных людей, и для города в целом. Как мне показалось, многим присутствующим на презентации это уточнение было полезным. С годами давние события воспринимаются как единое целое, даже если они происходили в разное время.
Не могу не привести цитату из книги, где я говорю об этом:
«Интересно было наблюдать по отзывам и комментам, каким стало восприятие «казанского феномена» через 35 лет, что думают о казанских группировщиках молодые зрители, которые узнают об их существовании только из фильма.
Если даже допустить, что сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» вызывает ощущение романтизации преступности, как утверждали те, кто возражал против его показа, то это не вопрос к его создателям, а сигнал для тех, кто изучает массовое сознание. Конечно, могли быть среди зрителей молодые люди, которым показалась прикольной «подвальная» жизнь «универсамовских», но, как мне кажется, даже они после пятой серии понимали, что добром такая «романтика» не кончится. И не ошиблись, посмотрев последнюю, восьмую серию.
Сериал я принципиально смотрела уже после того, как написала практически всю книгу. А отзывы зрителей изучала параллельно показам отдельных серий. И меня сильно удивляло то, что значительная часть взрослой аудитории (а отзывы оставляли в основном они), глядя на экран, воспроизводила в памяти совсем другой период истории нашей страны — 90-е годы. Кто-то написал, что сериал снова вверг в состояние ужаса, которое было тогда, кто-то добавил черных красок из личного опыта, вспомнив задержки с зарплатами, пустые полки в магазинах. А кому-то фильм дал еще один аргумент для критики Советского Союза и советской власти, что вызвало ответные обвинения в антисоветизме.
«Погибающая страна» — так определил увиденное на экране один из рецензентов. Но в 1989 году еще не было погибающей страны, при всех недостатках того времени. Еще существовал огромный Советский Союз, и власть была крепка, хотя и прогибалась под напором общественного мнения, разбуженного «прорабами перестройки». Все мы были устремлены в новое светлое будущее, куда нас звали сторонники рыночных реформ. И не сразу заметили, что идем к нему одни, без детей…
Когда посмотрела фильм, поняла, почему практически все зрители попутали время. Они увидели на экране то, что забыть не могут. Лихие 90-е оставили о себе недобрую память по всей стране. К сожалению, в последнее время понятие «казанский феномен» все чаще стали соотносить именно с этим временем. Увы, сериал закрепил эту тенденцию».
Мою книгу до презентации в Казани мало кто видел и, тем более, читал, а потому я намеренно сравнила два издания на одну и ту же тему, написанные в разное время, чтобы легче было рассказать о том, почему так долго город не мог справиться с подростковыми группировками. Книга «Казанский феномен: миф и реальность» создавалась, что называется, по горячим следам, когда еще не могло быть адекватного осмысления проблем. Сегодня появилась возможность рассказать о причинах произошедшего, и не только на основе личного опыта, шире – по следам многочисленных публикаций о трудных подростках и «дрянных мальчишках» в СМИ, казанских и московских, в том числе в «Вечерней Казани», но и с учетом многочисленных исследований ученых, прежде всего из НИИ профтехпедагогики Академии педагогических наук СССР, Александра Салагаева и его коллег по социологической лаборатории КГУ.
С большим удивлением прочитала в одном из комментов к публикации о презентации, что автор книги не называет причин возникновения вражды подростковых группировок. Как можно сделать такой вывод, не читая саму книгу? Ведь те, кто узнал о моем исследовании из репортажей, могут судить о нем только по интерпретациям их авторов. Молодых журналистов подвело поверхностное знакомство с явлением, которое называется «казанский феномен». Они уловили в моем выступлении много частных подробностей, но не заметили некоторых важных обобщений, которые я сделала, сравнивая две книги и наши представления о подростковых проблемах вчера и сегодня.
Впрочем, нельзя требовать анализа от репортерского сообщения. Задача репортера — сообщить о факте, в данном случае о презентации. Хотите знать о причинах «казанского феномена» — читайте книгу.
Еще одна цитата из нее:
«Казанский феномен» оставил отметины и в памяти, и в судьбе тысяч казанцев. Для многих это до сих пор ужас — виртуальный, если не довелось узнать, что это такое на личном опыте, или реальный, если такой опыт был. Воспоминания об этом и сегодня у некоторых вызывают слезы. Поэтому многие знакомые решили сериал не смотреть. Значит, «казанский феномен» мы еще не пережили. Может, поэтому и возникло такое сильное неприятие фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Наш город до сих пор не определился, что такое «казанский феномен» в нашей истории и как к нему относиться. То ли это страшное проклятие последних десятилетий XX века, и лучше забыть, закрыть эту страницу ― и жить дальше. То ли это один из брендов, с помощью которого можно заработать, привлекая в Казань больше туристов.
К сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте» казанцы отнеслись так же: одних пугала такая известность, другие расценили фильм как бесплатную рекламную кампанию. Поскольку, согласно американской теории PR, неважно, как о тебе говорят, лишь бы говорили».
В последней, седьмой, главе моей новой книги собраны мои беседы с очевидцами событий 1970-1990 годов, в том числе: Александром Авдеевым, Владимиром Менделевичем, Рамилем Гарифуллиным. Рамиль Рамзиевич принял участие в презентации, и собравшиеся с большим вниманием выслушали его выступление.
Эти интервью ― это взгляд в прошлое с позиций сегодняшнего дня, когда есть опыт пережитого и есть непонятные вопросы к будущему. А на непонятные вопросы надо отвечать вовремя.
Для меня это главный урок «казанского феномена».
Фото Розы Садриевой и Олега Маковского
ПОСТСКРИПТУМ
Книгу можно прочитать во многих электронных библиотеках, в том числе «ЛитМир» — https://litmir.club/br/?b=902049, chitat-online — https://chitat-online.org/str/stenka-na-stenku-kazanskiy-fenomen-podrostkovyh-gruppirovok.
На сайте https://bookzip.club/b/100753-stenka-na-stenku-kazanskiy-fenomen-podrostkovyih-gruppirovok/ ее можно скачать бесплатно.
Читайте в «Казанских историях»:
Книга не о подростках, а о нас, взрослых — интервью автора книги Любови Агеевой
Еще одна «страшилка» про Казань. Зачем? — документальный фильм на телеканале ТВЦ
От «дрянных» мальчишек до героев сериала
От «казанского феномена» до «эпохи пацанов»
Что случилось со школой?— интервью педагога Тамары Алясовой, 3 глава
Убийства не было? Тогда что это было? — 5 глава
Казанские подростки глазами зарубежных журналистов — 6 глава
Что-то с людьми неладно, если они считают героями тех, кто не хочет жить по закону — 6 глава
Первое слово о пацанах. Неоднозначный юбилей одного риторического вопроса — Артур Гафаров, автор первой публикации о подростковых группировках, 7 глава
80-е годы: милиция всё знала, но не всем об этом могла говорить — интервью полковника милиции в отставке Александра Авдеева, 7 глава
Книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» — фрагменты