Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
22.10.2018

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Погода в Казани
+3° / +9°
Ночь / День
.
<< < Октябрь 2018 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1904В Казани состоялось торжественное открытие речного училища (ныне речной техникум). Начальником назначен М.В. Черепанов.

    Подробнее...

Старообрядцы: традиции благотворительности

3  октября  2018 года в  Казани  началась двухдневная республиканская  научно-практическая  конференция  на  тему  «Традиции  старообрядческой  благотворительности»,  посвященная  памяти  Якова  Шамова,  к  110-й  годовщине  смерти  которого  она  приурочена.

В  историю  казанского  старообрядчества  имя  купца  и  промышленника,  потомственного  почётного  гражданина  города  Якова  Шамова  вписано  не  потому,  что  это  был  успешный  предприниматель  (Яков  Филиппович  занимался  хлеботорговлей).  Среди  старообрядцев  успешных  было  много.  Он  был  известен  прежде  всего  как  активный  общественный  деятель,  председатель  совета  купеческого  банка  и  Общества  взаимного  кредита.  С  1879  года  избирался  гласным  городской  Думы.  В  1907  году  Шамов  выступил  одним  из  инициаторов  создания  общины  христиан  древле-православно-кафолического  вероисповедания  и  благочестия  старопоморского  согласия  и  возглавил  её  Совет.

Однако  место  Шамова  в  истории  Казани  определяется  более  всего  его  благотворительными  делами.  Он  был  попечителем  Александровской  больницы.  В  1908-1910  годах  на  его  средства  по  проекту  архитектора  К.С.  Олешкевича  было  построено  трёхэтажное  здание  больницы,  которое  казанцы  до  сих  пор  называют  Шамовской.  Здание  сохранилось,  к  сожалению,  подарок  купца  городу  в  наше  время  стал  просто  объектом  недвижимости.  Бывшая  больница  после  многих  лет  разрушения  продана  иностранным  инвесторам,  которые  собираются  открыть  здесь  после  реставрации  отель. 

Так  что  совсем  не  случайно  темой  конференции  стала  благотворительность  купцов-староверов.  Она  объяснялась  не  столько  особым  складом  характера  старообрядцев,  сколько  их  религиозными  чувствами.  Они  не  особо  стремились  к  богатству,  но  если  были  удачливы  в  делах,  то  считали  себя  обязанными  делиться  с  другими.  Иначе  богатство  будет  во  зло. Крупные  пожертвования  и  акции  частных  лиц  поощрялись  правительством  орденами  и  медалями,  что  поднимало  престиж  как  благотворителей,  так  и  официальных  властей,  поощрявших  добрые  инициативы.

Судя  по  программе,  докладчиков  интересовала  не  только  история,  но  и  события  сегодняшней  жизни. 

В  первый  день  работы  конференции  ее  участники  побывали  у  дома  Шамова  на  улице  Островского  и  на  старообрядческом  участке  Арского  кладбища,  у  склепа  купца,  возложили  цветы  к  мемориальной  доске  и  саркофагу.

Надо  сказать,  что  старообрядцы  России  собираются  в  Казани  уже  не  в  первый  раз.  Начало  было  положено  в  2002  году,  когда  в  Казани  на  международной  научно-практической  конференции  «Христианство  в  Волго-Уральском  регионе:  история  и  культура»  была  представлена  большая  делегация  старообрядцев.  Конференция  проводилась  под  эгидой  Международного  союза  антропологических  и  этнологических  наук  при  ЮНЕСКО  и  Московской  патриархии  в  рамках  Федеральной  программы  подготовки  к  празднованию  1000-летия  основания  г.Казани.  Ее  организаторами  выступили  два  федеральных  министерства  –  культуры  и  иностранных  дел,  а  также  Российская  академия  наук,  Церковно-научный  центр  «Православная  энциклопедия»,  Российская  академия  госслужбы  при  Президенте  РФ,  Академия  наук  РТ,  Казанский  государственный  университет,  Казанский  Совет  народных  депутатов  и  администрация  Казани.  Одним  из  докладчиков  был  епископ  Казанско-Вятской  епархии  Русской  православной  старообрядческой  церкви  о.Андриан  (А.Г.  Четвергов).  «Казанские  истории»  публиковали  фрагменты  его  выступления.

24  и  25  июля  прошлого  года  в Казани проходила  Всероссийская  научно-практическая  и  богословская  конференция  «Старообрядчество  и  революция»,  первая  в  современной  России.

Нельзя  не  отметить,  что  за  последние  годы  в  общественном  сознании  значительно  возрос  интерес  к  староверию.  Мы  очень  мало  знаем  об  историческом  расколе  XVII  века,  поделившем  православных  на  две  части.  Официально  раскольниками  считали  тех,  кто  не  принял  церковную  реформу  патриарха  Тихона  и  сохранял  веру  в  неизменном  виде,  несмотря  на  гонения.  Староверы  (верующие  называют  себя  именно  так)  считают,  что  греческая  церковь,  пойдя  на  унию  с  Папой  Римским,  отказалась  от  веры  предков,  а  потому  называют  раскольниками  тех,  кто  принял  реформы  патриарха  Никона. 

В  дореволюционной  Казани  были практически  все  старообрядческие  согласия:  часовенные,  спасовцы,  поморцы-брачники,  федосеевцы,  белокриницкие,  единоверцы.  Сегодня  здесь  представлены  в  основном  две  церковные  общины:  Русская  православная  старообрядческая  церковь,  имеющая  полную  трехчинную  иерархию,  и  беспоповцы  старопоморского  согласия.  Ранее  они существовали  в  основном  замкнуто,  но  в  последнее  время  у  общин  появились  заботы,  которые  они  пытаются  решить  вместе.  В  частности,  общины  инициировали  предложение  официально  закрепить  за  старообрядцами  бывшие  Часовенное  и  Поморское  участки  Арского  кладбища,  создать  здесь  вероисповедальное  кладбище.

По  словам  митрополита  Московского  и  всея  Руси  Корнелия,  несмотря  на  то,  что  канонические  противоречия  между  различными  старообрядческими  согласиями  вряд  ли  будут  преодолены  в  обозримом  будущем,  у  них  есть  много  точек  соприкосновения:

«У  нас  есть  новые  возможности  подойти  к  нашему  взаимодействию,  посмотреть,  что  может  объединить  старообрядцев  всех  церквей  и  согласий.  У  нас  идентичность  в  церковной  культуре».

Пленарное заседание проходило в Кафедральном соборе Казанско-вятской  епархии РПСЦ. Фото Валерия Панова

Организаторов  у  конференции 2018 года много,  но  этот  тот  случай,  когда  надо  назвать  всех:  Русская  православная  старообрядческая  церковь  (Казанско-вятская  епархия),  Казанская  и  Чистопольская  общины  христиан  древлеправославно-кафолического  вероисповедания  и  благочестия  старо-поморского  согласия,  Национальный  музей  РТ,  Чистопольский  государственный  историко-архитектурный  и  литературный  музей-заповедник,  некоммерческий  фонд  культурного  и  исторического  наследия  по  объединению  научного  и  духовного  потенциала  в  социальном  оздоровлении  населения  «Русская  старина».

 

На  конференцию  прибыли  не  только  жители  Татарстана,  но  и  гости  из  других  регионов,  в  частности,  Нижегородской  области,  Петербурга,  Ржева,  Чебоксар,  Ижевска.  Международная  старообрядческая  церковь  представлена  гостями  из  Литвы  и  Молдовы.  Многие приехали  из  Москвы,  где  только  что  завершила  свою  работу  первая  международная  конференция  «Всемирный  старообрядческий  форум».

До  начала  конференции  были  возложены  цветы  к  памятнику  митрополиту  Андриану  в сквере рядом с Кафедральным собором  Казанско-Вятской  епархии  Русской  православной  старообрядческой  церкви  (РПСЦ),  установленного  6  декабря  1916  года (сквер теперь  называют  Андриановским). 

На пленарном заседании к  участникам  конференции с  приветствием  обратились  митрополит  Московский  и  всея  Руси  РПСЦ  Корнилий  (Титов),  министр  культуры  РТ  Ирада  Аюпова,  старший  наставник,  настоятель  соборной  моленной  РДКЦ  в  имя  Казанских  чудотворцев  Гурия,  Варсонофия  и  Германа  в  Казани  о.  Александр Хрычёв,  глава  фонда  «Русская  старина»  Василий  Кириллов  и  другие  официальные  лица. 

Среди  участников  конференции  были  не  только  старообрядцы  (мужчин  легко  узнать  по  характерной  бороде),  но  и  представители  других  конфессий,  интересующиеся  историей  религии, конкретно - старообрядцев.  Организаторы  конференции  пригласили известных  казанских  краеведов,  выступления  которых  наверняка  интересны  не  только  верующим:  Анатолия  Елдашева,  Льва  Жаржевского,  Сергея  Саначина.  Со  временем  в  «Казанских  историях»  будут  опубликованы  некоторые  из  докладов.  Планируется  издать  по  итогам  конференции  сборник  со  всеми  выступлениями. 

В  рамках  конференции  были  организованы  две  секции.  Секция  «Старообрядческая  благотворительность:  духовные  и  светские  аспекты»  работала  в  Кафедральном  соборе  Казанско-Вятской  епархии  РПСЦ,  секция  «Исторические  судьбы  старообрядчества»  –  в  Музее  истории  КФУ.  В  работе  второй  секции  принимала  участие  Любовь  Агеева.  Ее  сообщение  читайте  в  отдельной  публикации.

Участникам  конференции  была  предложена небольшая культурная  программа. Перед  ними  выступил  Московский  старообрядческий  хор  Покровского  кафедрального  собора. 

На  4  октября  запланирована  поездка  участников  конференции  в  Чистополь.  Становление  и  развитие  этого  города  во  многом  определялось  старообрядческими  семьями.  Как  выяснилось,  одной  из  острых  проблем  старообрядцев  этого  города  является  возвращение  общине  принадлежащего  государству  здания  бывшей  богадельни  на  Нариманова,  56.

Гости  посетят  краеведческий  музей,  совершат  экскурсию  по  старообрядческим  местам  Чистопольского  района.  Заключительное  пленарное  заседание  конференции  пройдет  в  Чистополе,  в  Усадьбе  Чукашева. Планируется принятие резолюции.

 

Читайте  в  «Казанских  историях»:

Жизнь  дана  на  добрые  дела  –  купец  Шамов 

Склеп  Якова  Шамова  после  реставрации 

На  бывшем  Часовенном  погосте  Арского  кладбища  начались  богослужения

По  плодам  их  узнаете  их:  памятник  митрополиту  Андриану  в  Казани

Старообрядчество  как  часть  общенациональной  культуры  (из  доклада  о.  Андриана)

Старообрядческие  храмы  в  Казани 

Ольга  Малышева.  «Еретические  догматы  принять  не  можем»

История  благотворительности  в  дореволюционной  Казани.  Алсу  Хайруллина:

  «Человеколюбивое  общество»  –  завещание  потомкам

Первая  мировая  война:  в  Казани  ожидали  прибытия  ста  тысяч  беженцев

Всегда  приходить  на  помощь  нуждающимся

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов