Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

XVIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино на старте

С 7 по 11 сентября 2022 года в Казани будет работать XVIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино.

Фестиваль проходит в столице Татарстана с 2005 года. Его учредителями в настоящее время являются Министерство культуры РТ, Мэрия Казани, Совет муфтиев РФ. Поддерживают кинофорум Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Министерство культуры России. Его партнер – Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир».

 Журналисты к фестивалю готовы давно

По традиции первыми о программе фестиваля узнали журналисты. Пресс-конференция состоялась еще 15 августа. На вопросы журналистов отвечали Миляуша Айтуганова, исполнительный директор фестиваля, и Нина Кочеляева, председатель отборочной комиссии фестиваля, известный российский кинокритик, кандидат исторических наук, директор Нового института культурологи и научный сотрудник ВГИК, которая общалась с представителями СМИ в онлайн-режиме.

Отборочная комиссия включила  в шорт-лист 50 работ – по 10 в каждой номинации: полнометражные и короткометражные игровые фильмы, полные и короткие документальные метры, а также национальный конкурс. Всего поступило 625 заявок из 44-х стран мира.

Жюри фестиваля в разные годы возглавляли именитые кинодеятели:  Владимир Меньшов, Александр Прошкин, Карен Шахназаров, Николай Досталь… Как отметила газета «БИЗНЕС Online», в последние годы итоговые протоколы подписывали  туркменская актриса,  азербайджанский документалист… И зрители имен председателей жюри не знали.

Председатель жюри нынешнего фестиваля – заслуженный деятель искусств,  народный артист России Владимир Хотиненко – хорошо всем известен. В нашей республике особо ценят его фильм «Мусульманин», снятый в 1995 году, с известным ныне актером Евгением Мироновым в главной роли.

Напомним, что дебютом Хотиненко как режиссера-постановщика стала приключенческая картина «Один и без оружия», снятая в 1984 году. Уже через три года фильмом «Зеркало для героя» Хотиненко заявил о себе как о многообещающем режиссере. Последующие его работы установили за ним звание одного из ведущих российских мастеров кино.

Отреставрированная версия фильма «Мусульманин» будет представлена в рамках внеконкурсной программы казанского фестиваля. Владимир Хотиненко готов пообщаться со зрителями в кинотеатре «Синема 5» (зал 5) после просмотра фильма, который начнется в 12:10.

В жюри вошли писатель, кинорежиссер, кинокритик Хамид Бенамра (Алжир, Франция), режиссер и продюсер Анара Кашаганова (Казахстан), режиссер и продюсер Амер Салмин Аль Мурри (ОАЭ), режиссер документальных фильмов, призер международных кинофестивалей Наргес Абьяр (Иран), режиссер, обладатель множества призов на фестивалях Индии и других стран Хаобам Пабан Кумар (Индия), известный кинокритик, киновед, член жюри множества кинофестивалей Ихсан Кабиль (Турция) и режиссер, актриса и продюсер Ильхам Шахейн (Египет).

Россию в жюри представляет известный киновед, историк кино, доктор искусствоведения, режиссер документальных фильмов Валерий Фомин. От Республики Татарстан – ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин.

Вот уже 18 лет казанский фестиваль является точкой притяжения кинематографистов со всего мира, разделяющих его девиз «Через диалог культур – к культуре диалога».

Нина Кочеляева отметила, что в рамках конкурсных программ зрителям будут представлены мировые премьеры: семейный фильм «Приключения маленького Бахи» режиссера Александра Галибина, казахская работа «Мукагали», иранская кинолента «Тихая слава», фильм «Тарлан» – копродукционный продукт Татарстана и Казахстана,  документальная лента из Ирана «Никто тебя не ждет».

В программу фестиваля отбираются фильмы отечественного и мирового кинематографа, призывающие к толерантности, миру и справедливости. Нина Кочеляева рассказала на пресс-конференции, как это делается. Оказывается, поиск будущих участников идет практически весь год. Раньше особых проблем с этим не было – фильмы можно было найти на известных кинофестивалях. Сейчас с этим большие проблемы, поскольку политики разделили кинематографический мир. Много заявок от создателей фильмов приходит в оргкомитет фестиваля самотеком. Ведь за эти годы Казань стала известным центром мусульманского кино.

В первые годы фестиваль точно соответствовал заявленному названию – в его программу в основном включали картины о мусульманском мире, правда, среди их создателей было много европейцев. Ныне фестиваль объединяют общечеловеческие ценности, а они, как оказалось, не имеют национальности и вероисповедания.

Это отражает реалии современного мира. Во-первых, в немусульманских странах сильно увеличилась мусульманская часть населения, что привнесло в кинематограф новые темы и проблемы, во-вторых, мусульмане все активнее проявляют себя в мировом пространстве, что обуславливает появление фильмов на межэтнические и межконфессиональные темы, наконец, в третьих, проблемы современного человека стирают грани между разными этносами и религиозными конфессиями. В связи с этим в программе фестиваля мы все чаще видим фильмы, к которым  имеют отношение две или несколько стран Запада и Востока. Примером может быть картина «Ялда – ночь прощения» (режиссер Масуд Бахши), созданная при участии кинематографистов  Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Люксембурга, Ирана, Ливана. Такие темы, как любовь, дружба, семья, измена, предательство, объединяют людей в планетарном масштабе.

Мы уже привыкли к тому, что на фестивале мусульманского кино (КМФМК) казанцы встречают гостей не только из стран Востока, но и кинематографистов Европы и Америки. На этот раз из-за обострившейся геополитической ситуации география стран-участниц сильно сужена. Как узнали журналисты, европейские кинопроизводители отозвали ряд картин, созданных в тандеме с другими государствами. Хотя некоторые фильмы, снятые в копродукции со странами, нынче нам не дружественными, в программе все же остались.

В нынешнем году как конкурсные, так и внеконкурсные программы вобрали в себя работы режиссеров из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Азербайджана, Египта, Ирана, Турции. Кроме того, зрителям будет предложена копродукционная работа Ирана и Афганистана. Естественно, довольно широко представлен на фестивале российский кинематограф, в значительной степени региональный.

Традиционно в программе фестиваля заявлены программы «Россия – Исламский мир» и «Тюркский мир». Первая ставит целью представить многообразие культур стран, входящих в Группу стратегического видения «Россия – Исламский мир» (премия «За диалог культур в исламском мире» на КМФМК-2022 традиционна),  вторая  объединяет выдающиеся образцы кинематографии тюркоязычных народов. Примета нынешнего года – программа, приуроченная к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией.

«Мы запросили фильм «Мусульманин» Владимира Хотиненко, так как в этой картине, пожалуй, впервые в истории российского кинематографа были затронуты темы ислама и веротерпимости, – сказала на пресс-конференции исполнительный директор фестиваля Миляуша Айтуганова. – Мы уверены, что Владимир Хотиненко хорошо понимает идеологию Казанского кинофестиваля».  

Что есть «мусульманское кино»

Поскольку фестиваль в последнее время постоянно расширяет свои границы, и географические,  и творческие, на пресс-конференции зашел разговор об этой самой идеологии, то есть о системе ценностей, которые положены в основу отбора фильмов-участников и формирования всей программы фестиваля. Он начался после вопроса коллеги из газеты «БИЗНЕС Online». Нурия Фатхуллина и Айрат Нигматуллин в своем материале «Понятия «мусульманское кино», я уже много раз объясняла, нет» напомнили казанцам прошлогоднее решение жюри, которое отдало главный приз казахстанскому фильму «18 килогерц», вызвав большое недоумение у казанцев и многочисленные публикации в СМИ, поскольку он «не вписывался ни в какие, даже самые размытые представления о мусульманском кино» (То, что победу отдали фильму «18 килогерц», поднимает фестиваль на более высокий уровень).

18 килогерц — это частота звука, которую не слышат взрослые. Фильм рассказывает о жизни подростков в Казахстане, в Алма-Ате, в конце девяностых годов, во время героинового бума. Одни зрители увидели в картине историю о том, как происходит отчуждение ребенка от семьи, другие заметили только натуралистические сцены половой распущенности, употребления спиртных напитков и наркотиков.

Меня этот спор, далеко не творческий, но очень важный в рамках разговора о концепции фестиваля мусульманского кино, тоже заинтересовал. И хотя, как считает Нина Кочеляева, победителей не судят, без анализа ситуации хотя бы на пресс-конференции мы не обошлись: 

 «Жюри подтвердило квалификацию отборочной комиссии, наградив фильм главным призом кинофестиваля. Иногда картины идут вразрез с тем пониманием, которое складывается в среде зрительской, журналистской, тем не менее художественное достоинство этого фильма было очевидно…».

Замечу, Гран-при ХVII Казанского фестиваля и приз за лучшую операторскую работу Александра Плотникова – не  единственные награды режиссера  Фархата Шарипова. В 2020 году его фильм получил Гран-при XXXVI Варшавского международного кинофестиваля и был признан лучшим на XXX Международном кинофестивале в Котбусе (Германия).

Кстати, в сентябре мы увидим еще один фильм Фархата Шарипова – «Схема». На это раз во внеконкурсной программе фильмов Казахстана. Это вторая часть трилогии. Новая кинокартина также посвящена проблеме наркомании среди подростков, но на этот раз события разворачиваются уже в современных реалиях. Эта картина завоевала Гран-при Берлинского кинофестиваля в программе Generation14Plus (фильмы о взрослении и тех сложных вопросах бытия, с которыми сталкиваются люди в 14, 16, 18 лет).

Как оказалось, в числе отборщиков картин появился представитель уммы – заведующий кафедрой филологии и страноведения РИИ Тимур Шайхуллин, который может помочь членам жюри в случае, если какой-то фильм вызовет вопросы. Как заметила газета «БИЗНЕС Online», ранее в отборочную комиссию обязательно входил  знаток мусульманского мира, но несколько лет назад организаторы КМФМК решили, что можно обойтись и без него. После конфуза с фильмом «18 килогерц» вернулись к этой практике.

Судя по всему, в нынешнем году таких провокативных фильмов в заявках не было, а значит – не будет и дискуссий о том, что на казанском фестивале первично – идеология или художественные достоинства.

На пресс-конференции не мог не возникнуть разговор о постоянном для казанского форума вопросе: что такое мусульманское кино и по каким критериям его определять? Процитирую «БИЗНЕС Online»:

«Председатель отборочной комиссии заявила, что прежде всего руководствовалась страной происхождения, но поскольку фестиваль открытый, то в программу включены и картины из немусульманских стран, которые преследуют ценности, близкие для всех людей, — семейные, духовные, связанные с желанием мира и добрососедства.

«Категорически не принимали картины, в которых насаждается идеология войны или рассказывается подробно о войне, –  сказала Кочеляева и привела пример.

Было обсуждение по поводу картины из Молдавии про афганскую девочку, которая была уничтожена талибами (члены запрещенной в России террористической организации «Талибан»). Мы как раз встали в единую позицию о том, что эту картину нельзя показывать. Эта картина открывается сценами, где талибы расстреливают и уничтожают мирных жителей».

«Понятия «мусульманское кино», я уже много раз объясняла, нет, — пошла дальше Айтуганова. — Почему оно в принципе появилось в РТ? Татарстан — центр традиционного ислама в России. Я для себя определила, что казанский международный фестиваль мусульманского кино — это окно в Россию для исламского мира, а для России и Казани является окном на международную арену».

Нина Кочеляева подчеркнула, что задача фестиваля – показать разнообразие тем, которые волнуют современных режиссеров. «Конечно, в основном – это темы, касающиеся этнических и религиозных, а также общемировых ценностей, таких как семья, дружба, сосуществование людей в мире и согласии, добрососедства разных народов»,  – подчеркнула она.

Что мы увидим

Казанский фестиваль мусульманского кино в 2022 году пройдет на девяти площадках города. Основная программа будет демонстрироваться в кинотеатре «Синема 5» (ул. Петербургская, 9, торговый центр «Республика»). Именно здесь зрителям представят конкурсную, а также большую часть внеконкурсной программы. Фестивальные показы пройдут в 4-м, 5-м и 6-м залах кинотеатра.

Конкурсная программа XVIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино была опубликована на сайте фестиваля уже 1 июля. Нина Кочеляева отметила несколько конкурсных проектов. Например, в  номинации «Игровое полнометражное кино» она назвала ливано-германскую картину «Гнев» (режиссер Мария Иванова Сурае), которая посвящена проблеме терроризма, которая рассматривается с необычного ракурса, рассказывая о присутствии европейского терроризма на территории Ливана.

Дебютная работа индийского режиссера Натеша Хегде «Педро» погружает зрителей  в историю сельского электрика, который ненароком убивает священное животное – корову, и это обстоятельство делает его изгоем не только в общине, но и в семье.

Иранская картина «Тихая слава» Нахида Хассанзаде представляет собой тонкое исследование психологии человека, который связан тесными узами с духовной жизнью и традициями ислама.

Казахстанская картина Болата Калымбетова «Мукагали» рассказывает о непростом периоде для казахстанской интеллигенции, который пришелся на годы застоя, когда Казахстан еще был частью Советского Союза.

Дебют Шабнам Фердоуси «Песнь души» (Бангладеш) рассказывает историю успешного рок-музыканта, которого приглашают принять участие в телевизионной программе, посвященной народным музыкальным традициям Бангладеш. На протяжении этого увлекательного роуд-муви в душе главного героя происходят радикальные изменения.

В конкурсе представлена мировая премьера фильма российского режиссера Александра Галибина «Приключения маленького Бахи», который увлекательно и ярко рассказывает историю мальчика из далекого дагестанского аула.

Египетская картина «Улица Талаата Харба, 2» представляет нам полувековую панораму истории Египта, которая сосредоточена вокруг одного дома и одной квартиры, расположенной на этой улице.

Фильм «Газета» двух режиссеров из Шри-Ланки Сарата Коталавала и Кумара Тхиримадура рассказывает непростую историю семьи, которая ошибочно оказалась обвиненной в терроризме и в своем селе стала изгоем. Единственный путь опровержения этого мнения среди односельчан – поехать в столицу Шри-Ланки, найти газету, в которой опубликована эта заметка, и попросить написать опровержение. Ради этого герои картины проходят очень нелегкий путь и в конце концов добиваются поставленной задачи.

Следует отметить и первый опыт совместного производства кинематографистов из Татарстана и Казахстана, который представлен в основном конкурсе картиной «Тарлан», повествующей о взаимоотношениях подростка и лошади, о традициях предков и современности.

Все картины конкурсной программы обнаруживают глубокую связь с этническими, национальными, религиозными и культурными традициями, которые приняты на территории разных стран. В них прослеживаются перемены в судьбах главных героев, которые вступают во взаимоотношения с принятыми этическими и моральными нормами, которые тоже оказывают влияние на характер каждого персонажа.

Приведу публикацию на сайте фестиваля, посвященную тематическим акцентам конкурсной программы:

По словам члена отборочной комиссии Светланы Слапке, представленная палитра фильмов отличилась географическим, религиозным и культурным разнообразием. Учитывая направленность фестиваля на диалог культур, комиссия внесла в конкурсную программу фильмы, представляющие собой художественную ценность и отвечающие критериям качественного кинематографа. Отбор этого года отличился тем, что киноленты разные по форме и содержанию, тем не менее в той или иной степени взаимодействуют между собой. Таким образом, фильмы конкурсной программы XVIII Казанского кинофестиваля тематически соответствуют духу проекта и воплощают принципы гуманизма и толерантности.

К примеру, в номинации «Документальные полнометражные фильмы», картины прежде всего выстраиваются вокруг человека и его поиска собственного места в мире. «При этом положение человека рассматривается с разных подходов и с разных позиций», –  подчеркнула председатель отборочной комиссии Нина Кочеляева.

Так, глубокую преданность традициям рассматривает израильская картина «Салон Тату семьи Раззук» о семье коптов, христиан по вероисповеданию, этнического меньшинства, проживающего в Иерусалиме. «Иванова Лествица» рассказывает о культуре старообрядцев Забайкалья, которая передается из поколения в поколение. Кинокартина «Яшмаг» явилась полноценным исследованием туркменской общины в Иране и положения женщины в традиционных сообществах. Фильм «Я не Лакит» Марии Сурае повествует о молодом человеке без гражданства, который не может претендовать на гражданские права в Ливане. Картина индийского режиссера Крипала Калиты «Друзья слонов» посвящена защите животных.

Искусству, различным художественным практикам и процессам посвящены три картины — «Монир, портрет художника» бангладешского режиссера Ашикье Мостафы, лента из Индонезии «Звукоусилитель» режиссера Юды Курниаван и «Габдрахман» татарстанского режиссера Марселя Махмутова.

Еще одна тема, которая объединяет исследования человека в разных обстоятельствах, — это жизни людей, которые находятся на грани смерти. В конкурсе этой теме посвящены две картины — «Забытые мечты» Марвы Эль Шаркави из Египта, которая рассказывает о человеке с тяжелым диагнозом и его борьбе с недугом, и «Кодокуши» Энсара Алтая – тончайшее исследование, которое представляет редкий взгляд турецкого режиссера на один из феноменов социальной жизни в Японии.

В конкурсной программе документального короткометражного кино также представлено большое разнообразие тем. Среди них можно выделить блок, посвященный женской проблематике, которая звучит в нескольких картинах – «Рахма» Мохамеда Аль Хамиди (Египет), «Кочевница» Рохоллы Акбари (Иран), «Жизнь» Мухаммеда Эмина Демирала (Турция) и «Хозяйки Удоры» Анны Коряковцевой (Россия).

Тема одиночества и неприкаянности визуализируется в картинах «Жизнь без весны» Шокира Холикова (Узбекистан) и «Сосновый ключ» Булата Минкина (Татарстан).

«В целом документальные картины исследуют мир человека, мир его духовных традиций и исканий», – резюмировала Нина Кочеляева.

Основной темой номинации «Игровое короткометражное кино» этого года можно назвать ислам и его интеграцию в жизнь и быт мусульман через законы шариата и народные традиции. «Этому напрямую или косвенно посвящена половина отобранных фильмов», – отметила Светлана Слапке. Так, кинокартина «Кабаны» (Иран) повествует о применении законов шариата и их непредсказуемых последствиях в условиях патриархальной жизни в иранской деревне. В фильме «Прелестное фото» (Египет) прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость чести девушки и семьи у мусульман. Короткий метр «Любовь придет завтра» (Палестина, Ливан, Франция, Бельгия) рассказывает о ранних браках по сговору, все еще принятых во многих мусульманских странах, а татарский фильм «Галиябану» Рифата Миндубаева перекликается с последним: девушку пытаются выдать замуж против ее желания. Теме этнической идентичности и сохранения духовных традиций, преемственности и верности памяти предков уйгуров посвящена картина «Дух» (Казахстан, Россия).

Несколько особняком стоит картина «Младший брат ангелов» (Республика Таджикистан). Она выделяется неожиданной темой, своей аутентичностью, органичной и завораживающей игрой исполнителя главной роли.

По словам Светланы Слапке, фильмы конкурса игрового короткометражного кино представляют собой мозаику повседневной жизни людей, в которой отражаются духовные ценности, социальные и религиозные противоречия различных обществ.

Член отборочной комиссии Тимур Шайхуллин заметил и культурный потенциал фильмов, отражающих традиции и обычаи различных народов. «Фильмы не только раскрывают социальные проблемы общества, но в какой-то степени пытаются найти пути их решения», – уверен он.

Казанский фестиваль мусульманского кино обратил на себя внимание престижной сети продвижения азиатского кино NETPAC. Премия этой сети вручается на избранных международных кинофестивалях с целью популяризации азиатского кино за счет привлечения интереса к исключительным фильмам и открытия новых талантов. NETPAC объединяет кинокритиков, кинематографистов, организаторов и кураторов кинофестивалей, кинопрокатчиков и преподавателей, считается ведущим авторитетом по азиатскому кинематографу.

На Казанском международном фестивале мусульманского кино NETPAC будет представлен тремя членами: Энн Деми-Джероу (Австралия), Шарофат Арабова (Таджикистан), Радиф Кашапов (Россия, Татарстан).

Доктор Энн Деми-Джероу является вице-президентом NETPAC  и директором Азиатско-Тихоокеанской лаборатории экрана. Кинорежиссер Шарофат Арабова, кандидат исторических наук, киновед, культуролог, состоит в NETPAC и Союзе кинематографистов Таджикистана. Этот визит в Татарстан уже второй для Шарофат Арабовой – в 2017 году она принимала участие в качестве кинокритика международного жюри.  Кинодокументалист, драматург,  музыкант, организатор фестивалей, гид и активист татарской городской культуры Радиф Кашапов - заместитель главного редактора сетевой газеты «Реальное время», эксперт Музея чак-чака, креативный директор лейбла Yummy Music. Экран и сцена в жизни Радифа занимают немаловажную роль. Совместно с Ильясом Гафаровым он создал фильм «Туңган як» – о татарских эмигрантах в Европе и «Туңган як: Суоми» – о финских татарах, снимался в фильме «Шихаб хазрат» Салавата Юзеева, был сценаристом веб-сериала «Ехали татары», играл в театральных постановках «Сәрләүхәсез» и «Ишек» на сцене театра Камала. 

Старт – в 10 часов 7 сентября

Торжественная церемония открытия фестиваля начнется в 19 часов в Ратуше. На Звездную дорожку зрителей приглашают к 18 часам. Тем¸ кто не попадет в Ратушу, советуем не огорчаться и к 19 часам прийти в кинотеатр «Синема 5», где в 19:00 в зале  5 начнется показ  фильма-открытия фестиваля «Ибн Фадлан». После этого состоится творческая встреча с его создателями.

А вообще-то фестиваль начнется уже в 10 часов утра. В зале 4 с презентации фильма «Тарлан» режиссера Юлии Захаровой стартуют Дни казахстанского кино (7 и 8 сентября). Эта картина является совместным проектом «Татаркино» и Almapictures. Она снята по повести Галимджана Ибрагимова «Алмачуар».

Газета «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала, как эта картина из авторского проекта известного казанского режиссера Ильшата Рахимбая, участника многих фестивалей мусульманского кино, превратилась в первый опыт сотрудничества кинематографистов из Татарстана и Казахстана, но без Рахимбая.

Ожидается, что этнотриллер «Микулай», снятый Ильшатом Рахимбаем с участием Виктора Сухорукова и Варвары Шмыковой, –  самая ожидаемая татарстанская картина на фестивале. «Микулая» на КМФМК не покажут, но состоится встреча с его творческой группой. Нина Кочеляева напомнила на пресс-конференции, что фильм показали в программе «Русские премьеры» Московского международного кинофестиваля, который проходил в августе, и это, как она заявила, считается большой честью. Трудно с этим не согласиться. Честь не только для Рахимбая и всей творческой группы, но и для нашей республики в целом. Не припомню, чтобы в рамках российского фестиваля подобное случалось раньше.

Вечером 7 сентября в этом же зале – внеконкурсная программа «Россия - Исламский мир».  В зале 6 с утра до вечера – фильмы внеконкурсной программы «Этническое кино: точки роста».

XVIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино подготовил для своих зрителей обширную внеконкурсную кинопрограмму, в которую включено 50 картин со всей России,  стран ближнего и дальнего зарубежья. Вы найдете ее на сайте по ссылке https://kazan-mfmk.com/news/news/vnekonkursnaya-programma-xviii-kmfmk/.

В рамках фестиваля выделены несколько подпрограмм:

Этническое кино: точки роста –  10 фильмов

Дни казахстанского кино – 4 фильма

Дни иранского кино – 3 фильма

1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией – 10 фильмов

Дебюты –  4 фильма

Особое событие – 3 фильма и 3 картины  от «Татармультфильм»

Факультет анимации и мультимедиа ВГИК представляет – 11 фильмов

Казанские премьеры – 6 картин и 3 ленты в программе «Альманах «Казанский государственный институт культуры» представляет»

В гостях у детства –  4 ленты и 4 фильма Вячеслава Котеночкина

Зрители особо выделят на фестивале фильмы, которые стоят особняком от его основной тематики. Обычно они включаются во внеконкурсную  программу в связи с юбилеем выдающихся деятелей советского и современного кинематографа или по случаю приезда на фестиваль известных персон в мире кино, которые согласились на творческие встречи со зрителями. В «Казанских историях» вы найдете немало публикаций о таких встречах:

Светлана Немоляева: в мире кино – с детства

Арво Ихо: «Моя мечта — снять фильм в Казани»

Андрей Мерзликин: к военному кино нужно относиться, как к черной икре: есть редко

 «Я не бывал в Туркмении, но посмотрел этот фильм – и полюбил этот народ, эту природу…» - о творческой встрече с Давлатназаром Худоназаровым,  режиссером, оператором и сценаристом, народным артистом Таджикской ССР

«Я полечу в далекие миры» – на кинофестивале возможно все – о встрече с внуком великого литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлёниса

Лариса Удовиченко открыла ретроспективу фильмов Станислава Говорухина

«Великолепный век»: звездный час Селима Байрактара

Не только о любви, но и о долге... – Владимир Конкин презентовал картину «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского и рассказал о себе

Шумим! О чем шумим? О фильме «Матильда» – о встрече с режиссером АлексеемУчителем

Светлана Светличная в Казани – с любовью к зрителям

Есть такие фильмы и на этот раз. К юбилеям режиссеров Андрея Тарковского (90 лет) и Владимира Мотыля (95 лет) в рамках фестиваля представлены ретроспективы их фильмов. Ретропоказ фильмов Тарковского в кинотеатре «Синема 5» запланирован как «Особое событие». Можно будет посмотреть его фильмы  «Иваново детство», «Зеркало». С творчеством Мотыля можно будет познакомиться 11 сентября в зале 4, где будут показаны его фильмы «Звезда пленительного счастья», «Лес», «Женя, Женечка и Катюша»

Внимание родителей, которые бы хотели прийти в кинотеатр со своими детьми, привлечет специальная детская программа, которая будет показываться в Детском центре «Экият». К круглой дате (95 лет) известного аниматора Вячеслава Котеночкина в нее включено несколько его работ: «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Старая пластинка».

В первый день в зале 5 с утра рамках конкурсной программы покажут короткометражные документальные фильмы, после обеда – полнометражные документальные ленты. Практически на каждом показе зрители смогут встретиться с создателями фильма.

Каждый день – фильмы, встречи, общение, фотосессии, деловые дискуссии, мастер-классы на «Деловой площадке»… И так до 11 сентября.

Официальное закрытие фестиваля пройдет в КРК «Пирамида».В 17:00у входа развернется Звездная дорожка.

Кого увидим

XVIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино посетят более 100 гостей из регионов России и других стран. «Не хочется заранее говорить о звездах, так как не все подтвердили свое участие. Подтверждение мы получим ближе к фестивалю. Но хочу отметить, что мы приглашаем гостей не просто красиво пройтись по ковровой дорожке, но все-таки поработать», – сказала на пресс-конференции Миляуша Айтуганова.

По размещенной на сайте программе видно, что не приедет на фестиваль обещанный Валдис Пельш, что не помешает казанцам увидеть картину «Татарстан. Дорогами открытий» (режиссер Кристина Козлова), снятую кинокомпанией, которой он руководит. Она будет показана 7 сентября в зале 4. Фильм уже видели зрители Первого канала.

Большинство конкурсных работ будет сопровождаться блиц-общением с их создателями.  Так, например, на фестиваль приедет известный египетский режиссер Магди Ахмед Али, который после показа киноленты «Это произошло на улице Талаата Харба, 2» пообщается со зрителями. Фильм «Олимпия» зрителям представит режиссер из Азербайджана Али-Саттар Гулиев.  В интервью пресс-службе кинофестиваля он сказал, что с нетерпением ждет начала масштабного кинофорума в Казани, сообщил, что в 2020 году его фильм «Прощай, Шмидт» был представлен на Казанском фестивале в секции «Россия – Исламский мир», но тогда из-за пандемии посетить столицу Татарстана ему не удалось. Поэтому с удовольствием примет участие в фестивале 2022 года.

«Казанский международный фестиваль мусульманского кино, на мой взгляд, одна из выдающихся площадок международного смотра, которая связывает в себе диалог культур, как региональной, так и мировой значимости. Безусловно, осуществление показа для автора его фильма на таком фестивале – это в первую очередь, открытый, интеллектуальный и порою импульсивный диалог со зрителем», – отметил Али-Саттар Гулиев.

Во время фестивальных дней в кинотеатре «Синема 5» со зрителями пообщаются известные актеры Тимур Гарафутдинов, Асланбек Жанбалаев, Фархад Махмудов и другие. Встреча с Олесей Судзиловской, которая будет ведущей на церемонии открытия, и Данилем Зинатуллиным, которого Википедия представляет как поэта, актера и продюсера,  режиссера Уральского государственного театра эстрады, пройдет после показа фильма «Яна+Янко». Творческая встреча с актрисой Натальей Варлей состоится после показа военной драмы «Золото» (Дамир Вятич-Бережных), снятой в 1970 году.

На премьере своего фильма к зрителям выйдет актер и режиссер Александр Галибин, известный по таким работам, как «Мастер и Маргарита» и «Сестренка». Открытие фестиваля  посетит популярный актер театра и кино Максим Лагашкин. Он представит фильм Егора Кончаловского «Мой папа – вождь» со своим участием.

Ожидается встреча с актером сериала «Великолепный век. Империя Кёсем» Нуманом Чакыром, который расскажет о своей работе в фильме «Toprak».  

Встреча состоится и с создателями первого татарстанского триллера «Микулай», а также с главным режиссером Камаловского театра Фаридом Бикчантаевым – в рамках внеконкурсной программы состоится показ документальной ленты «Фарид Бикчантаев. В поисках свободы».

В Детский центр «Экият»можно прийти натворческие встречи с директором киностудии «Союзмультфильм» Борисом Машковцевым, директором Республиканского кинофонда при Национальном агентстве «Узбеккино» Эльджоном Аббасовым и режиссером Фархатом Махмутовым, который расскажет о своем художественном фильме «Подарок феи».

На закрытии фестиваля ожидаются актеры Иван Колесников Александр Панкратов-Черный, который обещался принять участие в вечере памяти Рената Ибрагимова в большом зале Национальной библиотеки РТ.

Кстати, в рамках фестивалей на этот раз есть событие, которой будет интересно и  любителям кино, и тем, кто интересуется джазом. На пресс-конференции его назвали джазовой вечеринкой. Шоу-программа «Кино + джаз» пройдет в Национальном музее РТ. Эти две площадки используются на фестивале впервые, также как и Детский центр «Экият».

Ожидается, что почетными гостями Дней казахстанского кино станут генеральный консул Казахстана в Казани Ерлан Искаков; кинопродюсер, советник председателя правления Государственного центра поддержки национального кино Казахстана Канат Торебай; директор по кинопрокату Capella Film Елена Фисенко; казахстанский продюсер, проживающий в США Еркен Ялгашев; режиссер-аниматор, член Союза кинематографистов Казахстана Адай Абельдинов и другие.

Номинация «Национальный конкурс»

О номинации «Национальный конкурс» стоит сказать особо. После долгих и бурных обсуждений отборочная комиссия составила список из 10-ти фильмов. Большинство  короткометражные: «Посланник» Зуфара Хайруллина, «Одна в горах» Азата Давлетшина, «Настала ночь» Амира Сальянова, «Татарский край. Троицк» Александра Далматова, «Коридор воспоминаний» Чыонга Тхе Тхиен, «Таш» Елизаветы Елисеевой, «Дядя Миша» Ахмаджона Оева, «Параллели» Сергея Батаева.

Зрители увидят также премьеры прошлого года: фильмы Амира Галиаскарова «Мы – дети 41го года» и Юлии Захаровой, Аделя Таккезе и Софьи Силкиной «Республика 99».

По словам члена отборочной комиссии Тимура Шайхуллина, в нынешнем году были представлены очень достойные работы. «Отрадно, что татарстанский кинематограф в последние годы представляет весьма прорывные творческие проекты», –  заметил он.

Примечательно, что в конкурс этого года включены картины, созданные Татарстаном в копродукции: с Таджикистаном («Дядя Миша») и Вьетнамом («Коридор воспоминаний»).

По мнению председателя отборочной комиссии Нины Кочеляевой, тем самым республиканским кинематографом «нащупана» новая тенденция развития. Работа в копродукции с другими странами позволяет татарстанскому кинематографу выходить на международную арену.

 Татарстанские фильмы представлены во всех номинациях конкурса нынешнего  года. Игровые короткометражные фильмы дополнила работа «Галиябану» Рифата Миндубаева. Среди документальных полных и коротких метров оказались татарстанские фильмы «Габдрахман» Марселя Махмутова и «Сосновый ключ» Булата Минкина.

За призы в главном конкурсе — полнометражных игровых фильмов — поборется фильм «Тарлан».

Кино – это еще и бизнес

В рамках кинофестиваля будет проходить много мероприятий, интересных для ограниченной аудитории. Это так называемая деловая программа. Мастер-классы, работа демонстрационной площадки Казанского регионального кинорынка, Международный питчинг кинопроектов, Форум киношкол будут проходить на площадке Казанского государственного института культуры.

В шорт-лист Международного питчинга кинопроектов КМФМК вошло 16 проектов. Шорт-лист уже объявлен. На этот раз список расширили – вместо обещанных 10 проектов в программу вошло 16 работ. Из 56 заявок были отобраны предложения о сотрудничестве из Египта, Турции, Индии, Испании, Германии, Ливана, Узбекистана, Ирана, Казахстана, а также регионов России.

Напомним, что основная задача Международного питчинга кинопроектов – стимулирование развития совместного с Республикой Татарстан производства кино в регионах России, в том числе с участием зарубежных стран. Также он призван открывать новые имена в кинематографическом мире.

«При выборе проектов мы ориентировались на те, которые содержат идеи миротворчества, веротерпимости, толерантности, а также пропагандирующие общечеловеческие ценности, такие как семья, любовь, дружба, преданность, трудолюбие. Поскольку мы заявляем, что Татарстан готов снимать фильмы в копродукции, чтобы в дальнейшем расширить зону проката продукта, в приоритете были проекты, которые ориентируются на совместное производство», – сказала на пресс-конференции Миляуша Айтуганова.

В шорт-лист питчинга вошли проекты на разные темы и разных жанров. К примеру, Египет предложил спортивную драму о женщинах-футболистках, которые борются за право участия в чемпионатах. Турция сделала акцент на мировосприятии людей разного поколения. Сценарий из Индии предлагает показать зрителю поведение четырех разных людей, которые узнали о надвигающемся апокалипсисе.

Были предложены истории, посвященные жизни выдающихся людей. К примеру, Узбекистан заявил о желании совместно с Татарстаном снять фильм о татарском богослове, философе и историке Шигабутдине Марджани. К теме веротерпимости обратился автор из Ливана.

Интересный проект разработан кинематографистами Казахстана и России о противостоянии тоталитарного режима и непокоренного человека. Главной героине, рожденной в гармонии с природой и воспитавшей в себе высшие духовные ценности, предстоит пережить тяжкие удары судьбы – голод, изгнание и ссылку, смерть дорогих и близких людей… Но дух ее не будет сломлен, и она еще скажет свое последнее слово.

По итогам первого питчинга, прошедшего в 2019 году, созданы два фильма: в копродукции с Казахстаном — «Тарлан», снятый по повести Галимджана Ибрагимова «Алмачуар», и фильм татаро-узбекского производства «Сумбуль» по мотивам произведения Зифы Кадыровой «Сагынырсын – мин булмам».

Во время работы питчинга состоится знакомство кинопроизводителей с продюсерами и режиссерами, заинтересованными в совместных кинопроектах. Питчинг становится возможностью для талантливых кинематографистов реализовать свои творческие замыслы, так как в его работе обычно принимают  участие эксперты со всего мира, которые могут поддержать понравившийся проект.

По итогам Международного питчинга будет выбран победитель, который получит денежный приз в размере 500 тысяч рублей от Министерством культуры РТ.

Защита проектов Международного питчинга кинопроектов состоится в Казанском институте культуры 9 сентября.  

8 сентября в рамках деловой площадки КМФМК начнет работать кинорынок, цель которого – установить связи между разными «игроками» киноиндустрии, что позволит популяризировать региональное кино в Российской Федерации.

На региональное кино сегодня смотрят с надеждой. Когда «сдулся» прокат фильмов Голливуда и появились затруднения в показе продукции кинокомпаний других стран, кинотеатры оказались в затруднительном положении. Как оказалось, Россия – не Китай, который способен закрыть все свои кинотеатры отечественными фильмами.

В этой связи вспомнили, что есть такое понятие, как региональное кино.

– Сейчас российский прокат в срочном порядке ищет замену, и мы пригласили несколько зарубежных стран со своими презентациями», – сообщила Миляуша Айтуганова.

По ее мнению, России могут быть интересны последние новинки иранского и турецкого кинематографа. Свою продукцию активно представят и страны СНГ, в которых кинематограф сегодня испытывает что-то похожее на ренессанс. Также к участию приглашены продюсеры индийского Болливуда.

«Зритель не привык к региональному продукту. Но я надеюсь, что через 2-3 года российский кинопрокат насытится, в том числе, качественным региональным кинематографом. И не забывайте об интернет-платформах, которые сегодня уже охотно берут региональную продукцию», –  добавила Нина Кочеляева.

Если мы будем говорить о тех тенденция, которые сейчас возникают  на кинематографическом поле действия, это прежде всего усиление регионального кино. И здесь Татарстан задает свой хороший тон, начиная взаимодействие с разными странами. Татарстанское кино набирает силу и обороты и становится полноправным участником не только национального конкурса, но и международных конкурсных программ.

По мнению Миляуши Айтугановой, как у регионального кино, так и кино, созданного в копродукции, появились шансы: «Если уж Московский международный кинофестиваль сделал отдельную программу с региональными премьерами, значит, эта тенденция есть».

На 6 сентября запланирована панельная дискуссия «Региональное кино России в современных реалиях».

Отвечая на вопрос, почему в программе фестиваля нет фильмов из Якутии, которые сегодня представляются в СМИ чуть ли не новым словом в кинематографе,  Нина Кочеляева пояснила, что заявки из Республики Саха Якутия были, но не того качества, чтобы можно было включить их в программу. Она объяснила это тем, что успешные кинодеятели из Якутска, уверовав, что они поймали за хвост Синюю птицу, мечтают вовсе не о Казани, а о Каннах, Берлине, хотят побороться за Оскара.

Что ж, пусть у них всё получится. Только сдается мне, что сейчас их фильмы будут оценивать за границей вовсе не по творческим достоинствам, а по политическим соображениям.

Где получить профессию гримера?

8 и 9 сентября в рамках деловой площадки состоится форум киношкол.  В его рамках планируется круглый стол, где участники обсудят проблемы образования в области кино, современных стандартов учебных программ и принципов подготовки специалистов. Основной темой обсуждения станет подготовка мастеров среднего звена.

Миляуша Айтуганова напомнила, что в 2017 году впервые на круглый стол «Кино и образование» были приглашены представители киношкол, и гости тогда поделились опытом кинообразования в разных странах.

«В этом году мы прощупали очень актуальную проблему для сферы кино – это отсутствие специалистов среднего звена. Поэтому обратились ко всем киношколам обсудить эту тему и посмотреть, как можно готовить профессионалов этой области.

Мы готовим режиссеров, сценаристов, продюсеров, но у нас нет таких специальностей подготовки, как художник-постановщик, гример для кино, художник по костюмам». По словам Айтугановой, этим летом она как продюсер снимала сразу две картины и столкнулась с огромным кадровым голодом: «Нет ни хлопушек, ни художника по костюмам, не хватает специалистов!».   

Она обратила внимание, что география участников форума киношкол не ограничена – здесь будут и крупные российские кинематографические центры, так и зарубежные.

«Казанские истории» после небольшого перерыва снова аккредитованы на фестивале мусульманского кино, и эта публикация первая, но не единственная. Мы попытаемся помочь своим читателям лучше сориентироваться в  большой и разнообразной программе, чтобы не пропустить самое интересное.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить