Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2021 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1985 – Скончался Салих Гилимхановч Батыев, Председатель Президиума Верховного Совета Татарской АССР с 1960 по 1983, заместитель Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Марина Абрамова, которую я не знала

Интересное занятие – узнавать что-то новое. Это может происходить не только в детстве и юности, но даже в довольно солидном возрасте. Если сохранить в себе способность удивляться.

Вот так, на философской волне, я завершила день 12 июня. А провела его в Аракчино, во Вселенском Храме Ильдара Ханова, куда выбралась, несмотря на строгие запреты врачей, которые испортили жизнь людей моего возраста капитально.

Храм всех религий в Казани

Конечно, бродя по залам Вселенского храма, увидела много нового, ведь не была здесь после пожара и гибели Мансура Зиннатова, который был для меня своего рода домовым, оставленным известным художником, который создал это чудо человеческих рук, после своей смерти. Теперь храм по факту можно называть творением братьев Хановых – Ильдара и Ильгиза. Младший брат продолжил дело старшего, превратив Храм всех религий в популярный культурный центр. Я убедилась в его популярности, когда встречала во время своего путешествия по его залам массу народа.

Братья Хановы 

«Казанские истории» не раз писали об Ильдаре Ханове и его храме. О том, что сделано Ильгизом Хановым, стоит рассказать в отдельной публикации. И мы сделаем это в будущем. А на этот раз я приехала по другому поводу. Здесь с конца мая работает персональная выставка моей коллеги Марины Абрамовой.

Как оказалось, в храме она свой человек. Здесь многое делается по ее проектам. Прямо на входе – две работы из морской гальки, ракушек и полудрагоценных камней. Одна из них – Лада, богиня весны и женского начала, выполнена Мариной совместно с её подругой –  художником Аллой Сурковой.

Мозаика из морской гальки – это древнейшая техника изобразительного искусства. Она придумана греками ещё задолго до нашей эры. В храме смотрится очень органично, так как создана из натуральных материалов.

В храм Марина приводит слушателей своих курсов «Дизайн интерьера» и многочисленных семинаров по дизайну.

Коллеги мы с Мариной только по тому времени, когда вместе работали в редакции «Вечерней Казани». Мы все тогда были молодыми, но она была вообще девочка-подросток.

Стоит вспомнить это время цитатой из воспоминаний Марины, которые будут опубликованы в новом альманахе «Казанских историй». Совсем скоро он выйдет из печати

«В газету я попала удивительно легко, не имея ни образования, ни опыта. Только через несколько месяцев поняла, какое это уникальное место и содружество разных людей. Мы там не работали, мы там жили. Уходить домой далеко за полночь было делом вполне привычным. «Вечерка» могла себе позволить писать о том, что интересно, злободневно, важно; о том, что правдиво, страшно, весело... Сегодня это может и смешно звучит. Но в конце 70-х – начале 80-х это было необычайной смелостью. Каждый номер газеты расхватывали, как бестселлер.

Из-за моей юности и исключительного окружения (концентрированного сгустка ума, характера, порядочности) – для меня «Вечерка» стала краеугольным камнем в становлении мировоззрения и жизненных установок. В редакцию я пришла в 17 лет, и здесь во многом сформировалось мое отношение к жизни. Воспринимали меня почти как ребенка, но в вопросах профессии уважали как вполне взрослого коллегу».

Оказывается, я тогда мало что знала о Марине, кроме того, что у нее есть еще фамилия БЕСПРОЗВАНОВА, которой она подписывала свои материалы после замужества. В начале 2000-х годов она вместе  взяли фамилию деда мужа Виктора по матери - АБРАМОВА.

Готовя альманах о «Вечерке», я познакомилась с историей ее семьи. Узнала еще одну фамилию Марины – СКОПЦЕВА. Это была фамилия деда, который, чтобы избежать ареста и оградить членов семьи от внимательного взгляда всесильных чекистов, укоротил её на одну букву.

Настоящим открытием Марины, которое я сделала по ее страничкам в Интернете, стало знакомство с Мариной-супругой, Мариной-мамой и Мариной-бабушкой. В журналистской среде не так много женщин, которые готовы вырвать годы из творческой карьеры, чтобы родить и воспитать сына или дочку. Нет, одну-то еще могут, но чтобы больше…

В альманахе о «Вечерке» будет опубликована фотография большой семьи Марины. Поскольку в этом деле в нашей редакции времен Андрея Гаврилова ей нет равных. У Марины четверо детей и восемь внуков, которых она считает «самыми важными творческими достижениями».

Не думаю, что объяснение этому в том, что Марина не стала журналистом. Она успешная бизнес-вумен, талантливый дизайнер, успешный педагог. Тоже, наверное, было непросто на время декретного отпуска оторваться от привычного образа жизни. Как мне кажется, коллега нашла выход из положения – создав вместе с мужем дружную семью, она сумела объединить всех не только общей крышей над головой и родственными обязанностями. По ходу нашего путешествия по храму Марина не раз замечала, что вместе с ней тут часто работают члены ее семьи. Они и выставку, а также церемонию ее открытия готовили вместе, всей семьей.

Вот что она написала в ФБ:

«Самая большая сила – это СЕМЬЯ и поддержка близких. Конечно, я ощутила это и при подготовке к своей выставке. Вы – моя опора, моя радость, мой смысл... На открытии я много рассказывала о своей семье, истоках, о бабушках/дедушках и родителях».

К сожалению, я не смогла попасть на открытие, поэтому мы договорились с Мариной об интервью.

Как выяснилось, свой первый дизайнерский проект Марина выполнила, еще работая в «Вечерке». И рисовать она начала давно. Андрей Петрович Гаврилов об этом знал:

«Предводитель нашей разношерстной стаи. Настоящий патриот нашего города. По-отечески опекавший, снисходительный к моим потрясающим промашка и ошибкам, «крестный отец» моего дизайнерского пути. Именно он был первым человеком, кому я «оформила» квартиру, кто нашел мне первых клиентов и даже курировал мои самонадеянные проекты...».

Художником, иконописцем и преподавателем был ее дед. Так что это у нее наследственное. Ради этого отказалась от журналистики, хотя ей очень нравилось работать в «Вечерке». Конечно, не совсем отказалась – пишет  статьи о дизайне, а также о бизнесе в журналы Издательского дома Гребенниковых и на портал http://treko.ru/, делится своими впечатлениями об увиденном в соцсетях.

Она рассказала мне, каким будет новый мусульманский зал (сейчас он строится, работы художников Хановых для него демонстрируются в выставочном зале), что можно будет увидеть в иудейском зале  (он пока в проекте, хотя посетители уже могут видеть оригинальный светильник в виде звезды Давида).

В строящемся здании будет мусульманский зал. А там, где сейчас стройматериалы, будет восточный сад

В новом буддийском зале, очень ярком и эффектном, Марина вспомнила пожар 2013 года. Очаг возгорания был в этой части храма. Последствия пожара  оказались много серьезнее, чем сообщалось в СМИ. Пострадали многие картины Ильдара Ханова, практически ничего не осталось от его большой библиотеки. Экскурсантам показывают восстановленные Ильгизом полотна, но в запасниках еще много обгоревших. Есть мнение, что их надо показывать именно в таком виде. Ведь у картин тоже есть своя судьба.

Мы увидели в буддийском зале, как работают художницы. Кстати, в храме можно побывать даже в рабочей мастерской. А иногда на экскурсии посетителям даже предлагают попробовать свои творческие способности.

За восемь лет после пожара во Вселенском храме многое построено, много еще в планах. Похоже, что экспозиции в отдельных залах тоже меняются, появляются новые. Например, в одном из залов можно видеть ранние работы художников Хановых, преимущественно портреты, которых ранее не было. Интересно, что даже по ранним работам можно легко определить особенности их творческого стиля.

Старший Ильдар тяготел к монументальному искусству (несколько работ из Набережных Челнов представлены в фотографиях, памятная стела на мемориальном кладбище рядом с Центральным парком имени М. Горького – в двух эскизах). Это чувствуется даже в его живописных полотнах. И не только по их огромным размерам.

Младший Ильгиз нашел себя в иконописи. Во Вселенском храме теперь есть необычная комната, куда можно попасть, только склонив голову.  Это комната строго кубической формы, по сторонам которой изображения православных святых. Экскурсоводы рекомендуют встать в центр, помолиться и загадать желание. А выйти из этого минихрама можно через привычную дверь.

Кстати, загадать  желание вам предложат и  в буддийском зале, под красочным панно на потолке с изображением знаков зодиака. Я последовала совету и нашла свой Скорпион...

Вселенский храм мы осматривали вместе со старшей внучкой Марины – Никой. Оказалось, что на выставке бабушки есть и ее работы. Это тот случай, когда талант передается по наследству, что в семье Скопцевых – Копцевых не редкость.

Марина с внучкой Никой

Когда Марина пригласила меня на выставку, я немало удивилась. То, что она известна как дизайнер интерьера, я, конечно, знала. Она закончила Академию Конто в Москве по специальности «дизайн», занимается дизайном интерьера и ландшафта по сути всю жизнь, преподаванием – с начала 2000-х годов. Преподает «Дизайн интерьера» и «Ландшафтный дизайн», а также компьютерные графические программы. У нее есть своя школа и свой сайт: www.Art-Abramova.ru, где она ведет открытие уроки.

Марина записывает видео для ФБ из будущего иудейского зала. Оригинальный потолок скрывает следы пожара

Можно сказать, что Марина живет в Интернете, рассказывая всем друзьям по Фейсбуку, чем занимается. Во время нашего путешествия она записала два медиафайла для ФБ. Можете посмотреть. Снимки все-таки не передадут красоту нового буддийского зала.

А занимается Марина многим: участвует в организации интересных проектов, в том числе международных, преподает, в том числе в прямом эфире в instagram, старается бывать на выставках, концертах. Не пропускает встреч бывших вечеркинцев.

В экспозицию Марина включила три своих работы, которые она написала по впечатлениям книги «Язык, музыка, математика», которую подарил ей Андрей Петрович. Так была впечатлена…

Марина пояснила, что не первый раз показывает свои работы, но это бывает в рамках других проектов. А тут – персональная выставка. В экспозиции работы разного времени. Из новых – портрет писателя Федора Достоевского («Мой Достоевский». 2021. Графика: картон, тушь. 30х42).

«Достоевский прям с детских лет для меня особенный писатель. Перечитываю его в дни особых эмоциональных волнений, в дни тревог, в дни безнадёжности... А, с другой стороны, в дни особого вдохновения и подъёма!», – так написала она на своей страничке в ФБ.

Рядом еще один портрет – популярного актера Качаловского театра, народного артиста РФ Вадима Кешнера. Ее любимого актера. Марина увидела Вадима Кешнера впервые в первом классе и потом ходила на все спектакли с его участием. 

Марина рядом с портретом Вадима Кешнера

Портрет появился в рамках проекта «Судьбы российских немцев в Татарстане» (группа «Книга художника»). Она показывала эту работу весной на выставке «DADA. Германия» в музее Горького и Шаляпина и в Доме дружбы народов.

 Портрет Кешнера, прямо скажем, необычный. Это своего рода воспоминание о его ролях, прежде всего о роли Пушкина в спектакле «Двенадцать месяцев». Пояснила, что с Кешнером не знакома и о портрете он может не знать. Вадим Валентинович был очень тронут известием о его портрете, попросил прислать фоторепродукцию.  Портрет на выставке в Храме всех религий он уже не увидит – выставка будет работать только до 15 июня.

Марина показывает не только результаты своей дизайнерской работы, хотя есть и они – это фотографии интерьерных работ: барельефы, росписи стен и потолков, мозаика, предметы интерьера, скульптуры, оформление мебельных фасадов), но и результаты своего художественного творчества. Оно удивительно разностороннее – рисунки и картины, скульптурные работы, произведения прикладного характера.

Иногда это зов души – когда она возвращается домой из командировок и путешествий по другим странам или видит что-то прекрасное, что просится на холст. А часто это работа на заказ. Те, кто просят ее найти интересное дизайнерское решение их дома, чаще всего коттеджного типа, заказывают ей и авторские элементы интерьера.

Марина показала на выставке скульптурного ангела, который сделан для протестантской общины «Вознесение». Она рассказала, что многое в ее творчестве посвящено Библейским событиям, Ангелам, церковной истории...

В экспозицию Марина включила несколько небольших иконописных работ. В этом деле она профессионал: закончила школу иконописи и золочения. Благословил ее отец Всеволод, настоятель Раифского монастыря.

В экспозиции есть две книги, оформленные ее рисунками. В жанре «Книга художника» она представила 5 работ: «Волшебник изумрудного города», «Чёрный человек» Есенина, «Ангелы в Псалмах», «Коварство и любовь» Шиллера, книга о Флюре Кальмурзиной. Кстати, несколько иллюстраций из книги «Черный человек» купила у нее одна из американских галерей.

Иллюстрации к книге «Чёрный человек» Сергея Есенина

Что такое «Книга художника», Марина рассказала в ФБ, напомнив, что американский искусствовед Джоанн Дрэкер называл это направление (Artist’s book) «квинтэссенцией художественных форм ХХ века». Казанцы имели возможность увидеть в прошлом году на выставке «Матисс. Пикассо. Шагал…. Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа» в Центре «Эрмитаж-Казань» работы знаменитого Марка Шагала.

Оказывается, в Казани есть группа «Книга художника».

Так получилось, что 12 июня у меня было много открытий. А значит, я стала еще богаче на знания, на впечатления. Что в наше ковидное время ценно вдвойне.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Храм всех религий – удобства для туристов – 2018

Храм всех религий Ильдара Ханова: символ единения всех со всеми или просто наследство? – 2017

Приглашает Вселенский храм Ильдара Ханова – 2014

Завещание Ильдара Ханова – 2013

Трудное прощание с Ильдаром Хановым – 2013

Один Бог на всех, или Беседа с Ильдаром Хановым – 2010

Храм всех религий в Старом Аракчино – 2010

Целитель душ, врачеватель тел Ильдар Ханов  – 2001

Ильдар Ханов – зодчий нашего завтра – 2001

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского