Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Театр юного зрителя в 90 лет: вечно молодой

Казанский государственный театр юного зрителя в ноябре отмечает 90 лет со дня основания. С 22 по 30 ноября запланирована серия мероприятий, приуроченных к юбилею. 

Это необычное приглашение зрителей к диалогу, а не привычная декада спектаклей. Причем вход на большинство мероприятий свободный, правда, по предварительной регистрации. Поскольку зеркальный зал, где проходят юбилейные мероприятия, не рассчитан на массового зрителя.

Впрочем, основной зал в ТЮЗе тоже небольшой. Представляю, как тяжело было распределить пригласительные на основное торжество, которое состоится 30 ноября.

Всё посвящается юбилею

Семь премьер, два фестиваля и одна лаборатория - таким был предъюбилейный сезон театра. ТЮЗ  провел Всероссийский детский фестиваль «ПоколениеNext», который начинался в 2019 году как республиканский фестиваль, но в прошлом году к нему присоединились 30 регионов России. Директор театра Айгуль Горнышева справедливо считает, что ТЮЗ становится методическо-образовательной фестивальной детской площадкой. 

А еще была творческая лаборатория, посвященная памяти нашего земляка - великого сказочника Евгения Шварца, после которой в репертуар вошли два спектакля.

В нынешнем сезоне еще будут премьеры, в том числе «Книга силы» по сказкам Тукая, семейный спектакль по произведению Александра Пушкина «Руслан и Людмила», спектакль по  произведениям Василия Шукшина. Большие планы у театра не только на свой юбилей, но и на 200-летие драматурга Александра Островского. Вместе с урбанистики и дизайнерами Казанский ТЮЗ превратит улицу, названную в честь писателя, в место для знакомства с его произведениями. Проект начнут разрабатывать уже осенью.

В дни юбилея в театр пришла радостная весть  –  25 ноября в Москве состоялась церемония награждения победителей Большого Детского фестиваля. Спектакль «Иваново детство» Казанского ТЮЗа стал лауреатом приза от художественного руководителя фестиваля - народного артиста РФ Сергея Безрукова.

Диплом из рук Сергея Безрукова получила директор театра Айгуль Горнышева

На юбилейном вечере «Я – Казанский ТЮЗ» театр вспомнит свое прошлое и заглянет в будущее. Это будет трагикомедия – и смешная, и немного грустная история об этапах развития детского театра в Казани. Драматургом вечера выступила артистка Анна Иванова, режиссером – Лилия Ахметзянова. Вход на вечер по пригласительным, но в дальнейшем планируется показ спектакля для зрителей. 

В фойе для зрителей будет организована продажа комплекта открыток с изображением афиш театра. Здесь можно будет познакомиться с обновленными стендами с исторической информацией. Художники – Надежда Иванова и Артур Миннуллин. 

Кстати, н​​​оябрьский выпуск журнала «Казань» приурочен к 90-летию Казанского ТЮЗа и 100-летию Казанского театрального училища и объединит под одной обложкой интервью, статьи и рассказы артистов театра, а также директора и главного режиссера.

Начнет юбилейную декаду питчинг проектов от зрителей «Я - Казанский ТЮЗ» - пять лучших проектов, отобранных по итогам открытого конкурса заявок от жителей Казани, 22 ноября будут представлены художественному совету театра, партнерам и представителям Министерства культуры РТ. По итогам питчинга они выберут один проект, который будет реализован в Казанском ТЮЗе режиссерами, художниками и актерами театра. Автор идеи тоже примет участие в реализации проекта. Начало в 14:00 в зеркальном зале. 

25 ноября театр пригласил зрителей на «Ночь пожирателей спектаклей». Это вечерне-ночной просмотр легендарных спектаклей в постановке Георгия Цхвиравы и Бориса Цейтлина: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Буря» и «Погром» в видеозаписи.

27 ноября в 18:00 состоится вечер «О любви». Организаторы и участники знаменитых квартирников ТЮЗа - поколение артистов, пришедших в театр с 1996 по 2005 год, поделятся со зрителями воспоминаниями о театре конца 90-х — начала 2000-х годов, вспомнят свои первые шаги на профессиональной сцене. Это своеобразное признание в любви к своему Театру. У зрителей будет возможность увидеть редкие кадры спектаклей и репетиций тех лет, а также услышать песни в исполнении артистов.

26 ноября в 18:30 начнется показ спектакля «Первый тайм» в постановке Радиона Букаева. Это продолжение спектакля-воспоминания народной артистки РТ Нины Ивановны Калагановой. Теперь к ней в первом отделении присоединится заслуженный работник культуры РТ, заведующая труппой, артистка Любовь Николаевна Лукина, чтобы вспомнить 1960-е годы в истории театра. Главные режиссеры, народные артисты и знаменитые спектакли тех лет ярким калейдоскопом пронесутся в воспоминаниях артисток и на глазах зрителей словно оживут на родной сцене Казанского театра юного зрителя. Вход по билетам.

29 ноября весь день - с 13:00 до 21:00 - будет проходить показ премьерного аудиоспектакля «До и после Бури» об эпохе Бориса Цейтлина.

Пьесу написал молодой казанский драматург Камиль Гимаздтинов, который взял интервью у артистов театра, работавших с режиссером, и самого Бориса Ильича – всего 30 часов аудиозаписей. Спектакль будет представлять собой аудиоэкскурсию по фойе театра, в котором расположатся инсталляции и артефакты времен Казанского Молодежного театра. Зрители смогут подслушать, что происходило на репетициях, потрогать реквизит некоторых  спектаклей и увидеть 90-е годы глазами артистов Казанского Молодежного театра.

В этот же день в 18:30 в Казанском ТЮЗе пройдет воркшоп известного театроведа и театрального критика Милы Деневой (Москва). Его тема – «Как писать о современном театре». Она даст зрителям понятную инструкцию, как смотреть спектакль и писать о нем, как настоящий театральный обозреватель.

Воркшоп адресован широкой аудитории – не только журналистам, театральным и культурным блогерам, которых в Казани, оказывается, довольно много, но и тем, кто хочет научиться смотреть и оценивать увиденное в театре, чтобы потом поделится впечатлением в соцсетях или СМИ.

ТЮЗ в истории и памяти

Когда я готовила к печати пресс-релиз театра о юбилейной декаде, не могла не вспомнить про свой ТЮЗ. С 1979 по 1995 год он был в зоне моих профессиональных интересов. До 1990 года я работала в отделе культуры «Вечерней Казани», позднее – главным редактором «Казанских ведомостей». Честно признаюсь, театр юного зрителя не был в центре моего внимания. Мы больше писали о Камаловском, Качаловском, оперном театрах. Театр юного зрителя считали своего рода их предшколой, поскольку артистов ТЮЗа видели потом на их сценах. Наверное, что-то писали и о ТЮЗе. Не могли не писать. Газетные подшивки наверняка что-то сохранили. Больше впечатлений у меня  о театре Бориса Цейтлина, поскольку в это время завлитом ТЮЗа работал мой коллега Вадим Шамсулин, до этого заведующий отделом культуры «Казанских ведомостей».

Память сохранила слишком мало событий, чтобы восстановить историю театра на личных впечатлениях. Поэтому пришлось воспользоваться публикациями «Казанских историй» и другими источниками.

Театр юного зрителя начинался в 1932 году. 30 ноября в стенах Центрального клуба пионеров состоялась премьера пьесы «Ровесники». Первым художественным руководителем театра стал Александр Бродецкий, который параллельно руководил Театром рабочей молодежи.

Деньги на содержание театра собирал весь город, все учреждения и предприятия. Но в 1934 году с деньгами стало худо - и театр был закрыт. Общественность Казани подняла тревогу, в дело вмешался Совет Народных Комиссаров. И в 1935 году театр был восстановлен как государственный, в 1940-м получил часть здания Дома учителя, который тогда размещался в бывшем купеческом особняке на улице Островского.

С 19 сентября 1942 года в истории театра начинается новый этап: в этот день в Казань прибыли артисты и работники Сталинградского ТЮЗа, которые были зачислены в его штат (Сталинградцы: Театр юного зрителя в годы войны).

В 1960-е годы режиссеры Казанского ТЮЗа изменили творческие принципы детского театра – они отказались от навязанной театру роли приложения к школе. Рецензенты отмечали убедительность образного режиссерского решения, оригинальное оформление, глубоко волнующую лиричность спектаклей для молодежи. Летом 1959 и зимой 1962 года Казанский ТЮЗ показал на сцене Кремлевского театра Москвы свои лучшие спектакли, которые были записаны Центральным телевидением. Труппа неоднократно принимала участие в различных театральных фестивалях и конкурсах, занимая призовые места. Так, в 1946-м на первом Всесоюзном смотре детских театров театр из Казани был назван в числе лучших.

Мало кто знает, что в 1962 году в Казанский ТЮЗ пришел молодой Марсель Салимжанов, будущий великий татарский режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России и Татарстана, который с 1964 по 1966 год занимал пост главного режиссера. 

С 1968 по 1973 год главным режиссером был Феликс Григорьевич Григорьян. С 1974 по 1986 год творческий коллектив театра возглавлял Леонид Исаакович Верзуб. Его спектакль «Оборотень» (А. Кицберг) участвовал в нескольких фестивалях, получил премию Министерства культуры СССР. Театральным событием стал спектакль «Остановите Малахова!», поставленный по очерку Валерия Аграновского, опубликованному в нескольких номерах газеты «Комсомольская правда». Над спектаклями «С любимыми не расставайтесь» и «Сон в летнюю ночь» работал художник Рашит Сафиуллин, который сегодня известен как художник-постановщик фильма Андрея Тарковского «Сталкер».

С 1977 года в театре проводились «Пушкинские вечера», которые подтолкнули городские власти к проведению праздника поэзии у памятника А.С. Пушкину, ныне традиционного. В октябре 1982 года «За большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи» театру присудили премию комсомола Татарии имени М.Джалиля.

В 1992 году театр получил Государственную премию России за спектакль «Погром» по роману Бориса Васильева «И был вечер, и было утро» (награждены режиссер Борис Цейтлин, артистка Роза Хайруллина, художник Мария Рыбасова). 

Борис Цейтлин, который стал главным режиссером ТЮЗа в 1987 году, занимает в истории театра особое место. ТЮЗ стал называться Казанским Молодежным театром и приобрел новое творческое лицо. В репертуаре почти не было детских спектаклей. Это было сложное время для соседнего, Качаловского, театра. Конкуренция между труппами была сильная. И это было трудный период жизни театрального коллектива.

С одной стороны, необычный творческий взлет. В 1996 году за спектакль «Буря» в постановке главного режиссера был удостоен высшей театральной награды страны – премии «Золотая маска» – в номинации «Лучший спектакль года». Казанский театр стал одним из первых в России, получившим эту престижную награду.

С другой стороны, пожар 1995 года, который на многие годы прервал поступательное движение театрального коллектива к успеху. В ночь с 30 на 31 января выгорела треть бывшего купеческого особняка, костюмы и декорации почти всех спектаклей. Полностью сгорели сцена, балкон, первые ряды партера, несколько цехов и подсобок. Была уничтожена старинная лепнина стен и потолка. К счастью, два уникальных по убранству зала — Дубовый и Мавританский — не пострадали.

Около двух часов на пульте у дежурного вахтера загорелась сигнальная лампочка «Пожар на сцене». Прибежавший в зал дежурный увидел, что огонь охватил занавес и декорации спектакля «Добрый человек из Сезуана». После неудачной попытки самостоятельно справиться с огнем вахтер вызвал пожарных. Они приехали буквально через несколько минут, однако оказалось, что тушить пожар нечем: несколько дней в микрорайоне, где расположен театр, не было воды. Пока отыскали гидрант в соседнем квартале, огонь набрал силу и перебросился на зрительный зал. Только к утру пожарным удалось погасить пламя. Всего в тушении огня участвовали 58 пожарных экипажей.

Причиной пожара назвали короткое замыкание, но знатоки закулисной театральной жизни были уверены, что к возгоранию привела непотушенная кем-то сигарета. В тот вечер главный режиссер назначил ночную репетицию, что было грубейшим нарушением противопожарной безопасности. 

Еще одним ударом для театра стал уход Бориса Цейтлина с поста главного режиссера. Трудно бросать камень вслед уходящему, если он точно знает, что впереди полный беспросвет – ни своей сцены, ни реквизита, ни перспектив близкой реконструкции здания. Тогда все работники театра думали об уходе, поскольку будущие выступления во дворцах культуры города и гастроли по республике мало кого устраивали.

Театр тогда лишился многих замечательных актеров. Кто-то потом в театр вернулся, как, например, Елена Ненашева и Михаил Меркушин. А вот  Роза Хайруллина, выпускница Казанского театрального училища, которая начинала свой творческий путь на сцене ТЮЗа, уехала сначала в Москву, потом в Самару. В 1997 году  Адольф Шапиро пригласил ее в Самарский театр юного зрителя (нынешний «СамАрт»). Ныне заслуженная артистка РФ и РТ, лауреат Государственной премии РФ за роль в спектакле «Погром» и премии имени К.С. Станиславского  – известная российская актриса, она востребована во многих оригинальных проектах российского уровня. 

Я отчетливо помню лицо актрисы. Скорее всего, благодаря многочисленным фильмам, где она снимается. А вот в казанских спектаклях помню ее плохо. Ее роли в те годы: Красный Ариэль в «Буре», Роза Треф, хозяйка борделя в «Погроме», Мария в спектакле «Мать Иисуса» (А. Володин).  Розу Хайруллину называют уникальной актрисой, «грустным клоуном». Режиссеры находят в ней удивительные сочетания: детский голосок и черные «потусторонние» глаза, хрупкая фигурка и трагическая, воспаленная душа (источник: газета Республика Татарстан»).

Цейтлин тогда увел с собой в другой театр, по-моему, 9 ведущих актеров ТЮЗа, что оставшиеся расценили как предательство. Но, как я помню, особо сильное возмущение вызвало то, что Борис Ильич забрал с собой «Золотую маску», хотя это не была его личная награда, а также декорации спектакля «Буря» - всё, что осталось от декораций театра после пожара.

Насколько я знаю, долгие годы в театре Цейтлина не вспоминали, ни по плохому, ни по хорошему. С годами острота эмоций спала, в театр пришли новые люди, и в 2012 году ТЮЗ по инициативе нового директора – Айгуль Горнышевой – отметил 20-летие получения «Золотой маски».  Для этого случая изготовили точную копию «Золотой маски». Вспомнили Бориса Цейтлина и даже пообщались с ним по скайпу. Связались и с Еленой Крайней, игравшей Миранду. Они сейчас живут в Санкт-Петербурге. 

В «Буре» были заняты: Александр Купцов (Алонзо), Михаил Меркушин (Фердинанд), Галина Юрченко (Тринкуло), Василий Фалалеев (Стефано), Надежда Кочнева (Золотой Ариэль), Гульнара Мухтарова (Голубой Ариэль), Роза Хайруллина (Красный Ариэль), Роман Ерыгин (Просперо).

Как мне сказали, существовала идея новой встречи с бывшим главным режиссером, и вроде он даже приезжал на репетиции – но что-то не срослось.   

В программе юбилейной декады сразу несколько событий связано с Борисом Цейтлиным. Но, к сожалению, я не прочитала в анонсах еще одну фамилию, которую было бы справедливо вспомнить в юбилей. Неизвестно, сохранила бы Казань Театр юного зрителя, если бы не Владимир Фейгин.

Народный артист РТ Владимир Фейгин (5 января 1947- 3 сентября 2002) 

Я нашла в интернете только этот портрет. Скорее всего газетная вырезка

Актеры после пожара попросили его возглавить театр в качестве художественного руководителя. И прекрасный актер не дал коллективу пропасть. Спектаклей он не ставил – приглашал других режиссеров. В это время попробовал себя в этой роли и Роман Ерыгин, игравший в ТЮЗе с 1989 года. В ноябре 1996 года театр показал его спектакль по пьесе «Продавец дождя» Ричарда Нэша.

Лишь в 2001 году труппа смогла вернуться в обновленный театр. Этот надлом на долгие годы определил творческий кризис театра, у которого будто сломали крылья. ТЮЗ долго жил со стойким ощущением провинциального театра, задача которого – насыщать театральными постановками школьную программу по литературе.

Вернувшись в родной дом после завершения первой части ремонта, ТЮЗ выпустил несколько спектаклей с новым главрежем Григорием Цхвиравой. Он возглавлял труппу с 2000 по 2005 год. После истечения контракта ему пришлось из Казани уехать. Причины мне не известны. Георгий Цхвирава запомнился казанским театралам не столько постановками в своем театре, сколько «Ханумой» в Камаловском.

В 2002-м Георгий Зурабович поставил спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», который в 2003-м стал номинантом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера». Насколько я помню, постановку в Казани оценили более критично – с публикой был напряг.

За ним театр возглавил Владимир  Чигишев, который был главным режиссером 8 лет. Он поставил несколько десятков спектаклей, в том числе: «Череп мой любимый» (МакДонах), «Отелло» и «Ромео и Джульетту» (Шекспир), «Свадьбу с генералом» (по Чехову), «Пигмалиона, или историю одного пари» (Бернард Шоу). Его последней постановкой стала комедия Островского «Женитьба Бальзаминова». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Владимир Чигишев скончался 17 июня 2013 года.

Приход в театр в 2014 году Туфана Имамутдинова, позвавшего актеров штурмовать высоты профессионализма и экспериментального театра, конечно, взбодрил труппу. В репертуаре появились спектакли, которые привлекли в ТЮЗ тех, кто ранее тут замечен не был.

Сцена из спектакля «Любовь людей»

Его первой постановкой был спектакль «Любовь людей». Потом были «Война глазами детей» (Р. Винекен), «Джельсомино в Стране лжецов» (Дж. Родари), «Маленький принц» (по А. де Сент-Экзюпери), «Страсти по Семену Семеновичу» (по пьесе «Самоубийца» Н. Эрдмана), «Нос» (по Н. Гоголю), «Выстрел» (по А. Пушкину), «Бал. Бесы» (по Ф. Достоевскому), вербатим «Мне нужен капитан дальнего плаванья». Спектакль «Зимняя сказка для взрослых» по сценарию актера ТЮЗа М. Меркушина он поставил уже будучи экс-главрежем.

Туфан Имамутдинов на репетиции спектакля «Страсти по Семену Семеновичу» 

Спектакль «Из глубины…» по письмам Ван Гога в 2017 году был номинирован на «Золотую маску» сразу в четырех номинациях.  Но «Маска» появилась у Имамутдинова за спектакль другого творческого коллектива - в апреле 2018-го ею был удостоен спектакль «Әлиф» Творческого объединения «Алиф». 

Поставив несколько заметных спектаклей, Имамутдинов предпочел не выяснять отношений с творческими оппонентами - и театр покинул. Впрочем, возможно дело было совсем в другом. Он не захотел ходить по официальным кабинетам с протянутой рукой, чтобы сделать хотя бы то, что обещано. Хорошо, что не уехал из Казани. Сегодня Туфан Имамутдинов возглавляет Театр имени Тинчурина, у него много задумок по развитию татарского национального театра. С этим наверняка проблем будем меньше, чем с русским ТЮЗом.

Его уход наконец-то заставил руководителей республики и города обратить на ТЮЗ внимание. Увы, этот театр всегда находился на периферии их интересов. Потому и его здание после пожара ремонтировали так долго. Этим же можно объяснить то, что до сих пор не предпринято серьезных мер для укрепления материальной базы театра. Если смотреть здание с улицы или фойе и зрительный зал театра - вроде бы всё нормально. Во время реконструкции после пожара театру даже чуть-чуть увеличили площадь – для гримерок. Но если зайти со двора, то увидишь стены, давно не знавшие ремонта. Разве что нет подпалин после пожара. Театр был вынужден построить во дворе какие-то сараюшки, чтобы хранить декорации.

Не чувствовал поддержки и Имамутдинов. Не о реконструкции здания речь - не было денег на постановки. Театр из-за безденежья долго не мог выпустить ни одной из запланированных больших премьер («Маленький принц» и спектакль по пьесе Эрдмана «Самоубийца»). Удалось в срок выпустить пластический спектакль «В ожидании…» по картинам Ван Гога, но он был создан за счет фонда Михаила Прохорова. Выигрыш гранта был исключительно заслугой главного режиссера.

Решение, принятое Президентом Рустамом Миннихановым по ТЮЗу, по мнению многих в театральном мире Казани, изрядно запоздало. Но выбор нового директора оказался очень точным. Должность, которую предложили Айгуль Горнышевой, не была подарком. Она получила предложение возглавить театр, работающий в аварийном здании, с устаревшей материально-технической базой, а также непростыми отношениями внутри творческого коллектива. Но Айгуль Алмасовна за довольно короткое время показала себя настоящей хозяйкой театрального дома. С 2020 года она работает в паре с Радионом Бакаевым, новым главным режиссером. По-моему, у них сложился хороший тандем.

Министр культуры Ирада Аюпова представила Радиона Букаева коллективу в июле 2020 года. К работе он приступил в ноябре 

Однако что-то меня настораживает. Радион Тимурович в разговоре со мной не поддержал моих радужных надежд по поводу «театрального квартала», обещанного театру. Да, несколько старинных зданий рядом с театром ТЮЗ получил, но где взять денег на их реконструкцию, на ее проект? Как он сказал мне в интервью, никаких обещаний ему не дали. Был запланирован лишь капитальный ремонт основного здания к юбилею. Но, как мне кажется, ремонт не был капитальным. Так сказать, навели марафет перед встречей с высокими гостями...

Впрочем, хватит о грустном.

Радион Бакаев не стал поражать казанских театралов своими спектаклями, Пока в этом плане своих возможностей он еще не показал. Он пошел по другому пути: Так как «Золотая маска» является на сегодняшний день главным мерилом качества, он стал приглашать режиссеров, отмеченных этой премией, или тех, чей потенциал близок к этому качеству. Есть такие и в Казани. Например, в афише ТЮЗа два спектакля Ильгиза Зайниева: «Господин Ибрагим» и «Капитанская дочка» (сейчас известный режиссер, а также актер и драматург руководит Татарским государственным театром кукол «Экият»). 

Пробует себя в режиссуре тюзовская актриса Лилия Ахзметзянова («Удивительный чердак» и «Северное сияние»). Артист театра Ильнур Гарифуллин в 2019 году поставил спектакль-притчу по рассказам М. Горького «Бывшие люди». Следующая премьера начинающего режиссера - спектакль «Приглашение на кАЗнь»  в жанре «classic performance» по роману Владимира Набокова.

Сцена из спектакля «Приглашение на кАЗнь»

«Спектакль  «Иваново детство», поставленный  Антоном Федоровым, стал событием в театральной жизни Казани, а, может, и не только Казани (Спектакль «Иваново детство» как «попытка тихонечко вспомнить» войну).   Он был номинантом «Золотой маски» 2021 года и Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин».

Сцена из спектакля "Иваново детство"

Номинирован на премию и включен в конкурсную программу XX фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» спектакль «Здесь был Кай». Его премьера состоялась в Казанском ТЮЗе 24 июня нынешнего года. Автором пьесы выступила Екатерина Тимофеева, режиссер - Артем Устинов. Спектакль поставлен в рамках федерального партийного проекта единороссов «Культура малой Родины». Экспертный совет просмотрел 183 спектакля 149 российских театров. Фестиваль проводится при поддержке Союза театральных деятелей РФ, Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин». XX фестиваль пройдет 17-26 апреля 2023 года в Санкт-Петербурге, на базе Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье».

Театралы оценили «Юбилей ювелира», спектакль, который Бакаев посвятил юбилеям трех ветеранов ТЮЗа: народных артистов РТ Вячеслава Казанцева и Надежды Кочневой и заслуженного работника культуры РТ Любови Лукиной, и «Папамамалогию» по Григорию Остеру (его жанр режиссер определил как «музыкальный урок»), а также три оригинальных спектакля, которые играются не на сцене театра. Бакаев ищет новые сценические площадки – его спектакли можно смотреть в трамвае («Ночной трамвай»), на улицах города («Пешеходы»: спектакль, у которого нет сцены), в кафе (Свидание со «Счастливой Шарлоттой». Спектакли играются везде, где только можно. В репетиционном пространстве теперь Зеркальный зал, где я смотрела спектакль «Шварц, человек, тень». Спектакль  «Тень» можно видеть в фойе. Теперь там же изобразительный ряд аудиоспектакля  «До и после Бури».

Новый художественный руководитель труппы прежде всего заявил о себе, как эффективный менеджер. Не в том смысле, что умеет сделать театр прибыльным. Поиск потенциальной аудитории он не рассматривает с точки зрения денег. У Радиона Тимуровича другое видение роли детского театра в городе. Он всерьез занялся укреплением связи театра с аудиторией. С самой разной аудиторией – детской, молодежной, взрослой.

27 апреля 2019 году в Казанском ТЮЗе состоялся первый в Казани показ детского спектакля «Дикий» с тифлокомментированием и сурдопереводом. Эта постановка Владимира Чигишева по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» – рассказ об умении остаться самим собой при любых жизненных обстоятельствах, даже в одиночестве.

Сцена из спектакля "Дикий"

Сегодня в репертуаре Казанского ТЮЗа есть спектакли, четко направленные на конкретный возраст – куда без них в ТЮЗе? Но больше таких, которые полезно смотреть всей семьей. Например, историю про Гену Стратофонтова или коллизии «Капитанской дочка» полезно после спектакля обсудить дома, в кругу семьи. 

При Бакаеве в театре появился новый главный художник - молодая выпускница Академии художеств имени Сурикова, уроженка Казани Надежда Иванова. Молодой художник круто изменила визуальную концепцию всего театра, а не только сценографию. Это и фасад здания, и его внутренний образ, и афиши – всё, что видит глаз. Кстати, к юбилею выпущен комплект открыток тюзовских афиш, оформленных Н. Ивановой, а также Н. Сазоновым и Е. Горшковой.

О сегодняшнем Театре юного зрителя я знаю много больше, поскольку стараюсь не пропускать ни одной премьеры. К сожалению, не всегда это удается.  У такого интереса есть конкретное объяснение: во-первых, приглашают, во-вторых, в театре работает Павел Густов, один из лучших моих студентов, за творчеством которого я наблюдаю с большим интересом.

В труппе много молодых актеров. Еще не всех могу выделить по именам на сцене. Но есть и хорошо знакомые - так называемые ветераны, которые еще заняты в репертуаре. Не могу не отметить Михаила Меркушина, который подарил мне встречу с прекрасным спектаклем - «Зимняя сказка для взрослых», в хорошей творческой форме Роман Ерыгин, Нина Калаганова, Надежда Кочнева, Галина Юрченко, Евгений Царьков, Василий Фалалеев, Вячеслав Казанцев.  В памяти спектакли с участием Александра Калаганова, рано ушедшего от нас (он работал в ТЮЗе с 1970 по 1981 год), Александра Купцова, которого мы не так давно потеряли, Елены Ненашевой, к сожалению, покинувшей Казань и театр по семейным обстоятельствам. Есть большое желание понаблюдать за Еленой Калагановой, Алсу Густовой, Алексеем Зильбером, Полиной Малых, Сергеем Мосейко,.. Собственно, за всеми, кто живет в этом красивом особняке на улице Островского, кто каждый вечер выходит на сцену, чтобы дарить зрителям радость встречи с искусством театра. 

О ТЮЗе стали больше говорить и писать. С большим удовлетворением нахожу в зрительном зале знакомые лица людей взрослых, уже не боюсь ходить на «детские» спектакли, поскольку сегодня это не «культпоходы» по принуждению.

Если бы этому театру немного заботы от города, от республики… Совсем другое было бы дело. Может, 90-летний юбилей этому поможет.

 

Читайте  в «Казанских историях»:

 «Я лично всегда радуюсь, когда в зале сидят «мама, папа, я»  – интервью Радиона Бакаева

Путешествие, которого не было: Василий Аксенов в ТЮЗе

Взрослые, посмотрите на себя со стороны – спектакль  «Папамамалогия»

В Казанском ТЮЗе – «Бал. Бесы»

Уроки классики: всегда ли они удачны? –  комедия «Лиса и виноград» и «хип-хоп music комикс» «Nедоросль»

Казанский ТЮЗ – первая премьера 87-го сезона – о спектакле «Капитанская дочка»

«Не может быть такой долгой эта проклятая зима»: премьера в Казанском ТЮЗе – о спектакле «Любовь людей»

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»о спектакле  «Из глубины… (Художник Винсент Ван Гог)»

Наши тени – это мы с вами, просто ставшие взрослыми – о трех спектаклях, рожденных в ТЮЗе в рамках театральной лаборатории памяти нашего земляка Евгения Шварца (2021)

«У него ж глаза добрые, как он будет играть злодея?» – об Александре Купцове

 Роман Ерыгин: «Нужно понимать, что все, что с тобой происходит – это испытание на прочность»

В наше время у сказок нет счастливого конца – интервью Павла Густова

Арсений Курченков: «Хочется верить, что все еще сбудется...»

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить