Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1961 – Генеральная репетиция полета Гагарина в космос: на беспилотном космическом корабле «Восток» благополучно сделали виток и приземлились в трех километрах от села Большой Токмак (Заинский район РТ) собака Чернушка и космонавт-манекен
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Опять Казань криминальная… Но учим ли мы уроки прошлого?
- Любовь Агеева
- 24 февраля 2025 года
В эти дни казанцам снова напоминают о казанских молодежно-подростковых группировках 70-80-х годов прошлого столетия.
Стало известно, что в Казани начинаются съемки восьмисерийного фильма «Айда». Уже завтра, то есть 25 февраля, движение в центре города, где будут идти съемки, частично перекроют. Как выяснили репортеры электронной газеты «БИЗНЕС Online», согласно проекту постановления исполкома города, с 00:00 до 18:00 частично будут закрыты улицы Кремлевская, Чернышевского, Мусы Джалиля, Кави Наджми, Астрономическая, Лобачевского, Университетская и Профессора Нужина. Съемки сериала будут проходить преимущественно в Москве, где воссоздадут локации Казани 70-х годов.
Вы готовы смотреть еще один сериал?
Газета «БИЗНЕС Online» сообщала о планах создать такой сериал уже в январе 2023 года. Сериал, как сообщалось, снимет московский режиссер Олег Асадулин, известный по проекту «Закрытая школа» на СТС. Актеры на главные роли утверждены — всего 5-7 основных героев, имена которых держатся в секрете. Проект продюсерский, имена инвесторов в то время еще были не известны.
Бывший министр по делам молодежи РТ, а ныне помощник президента РТ, руководитель регионального движения детей и молодежи «Движение первых» Тимур Сулейманов так отреагировал на планы съемки сериала о банде «Тяп-ляп»:
«Отношение однозначное. Негативное. В чем ценность для общества популяризации и романтизации ОПГ? Зачем и кому это надо? К сожалению, в данном случае движущей силой являются рейтинги. Когда материальное преобладает над духовно-ценностным, к сожалению, происходят такие перекосы. Это безответственно по отношению к обществу. Наоборот, необходимо формировать положительные образы и модели поведения, к которым захочет стремиться человек. Тогда это будет повышать культуру общества».
Новость тогда не подтвердилась, возможно, потому, что начались съемки сериала «Слово пацана» (Что-то с людьми неладно, если они считают героями тех, кто не хочет жить по закону). Было мнение и о том, что против могло высказаться руководство республики, что оно сделало, выступив против сериала Жоры Крыжовникова.
Приходилось много слышать о том, что Казань изображается криминальной столицей России намеренно в каких-то политических или иных целях. Я вижу здесь прежде всего коммерческий интерес — кинематографисты снимают то, что «пипл хавает». А «пипл» подсадили на криминальные детективы, заполонившие экраны.
На этот раз, как вижу по новому, оперативному, сообщению «БИЗНЕС Online», заказ к коммерции отношения не имеет, во всяком случае, прямого отношения. Газета называет фамилию, мне хорошо известную, и выдвигает версию о том, что фильм задуман как «милицейский ответ на «пропацанский» сериал «Слово пацана». Как сообщает газета, Яков Тесис, один из главных продюсеров фильма — сын бывшего заместителя министра внутренних дел России Савелия Тесиса, который был руководителем первого в республике подразделения по борьбе с организованной преступностью. В те времена, когда развивались события, связанные с бандой «Тяп-ляп», он входил в большую оперативно-следственную группу, созданную для расследования уголовного дела против нее.
Замечу, Тесис-младший известен как учредитель ООО «ТФ Контент» и московского издательства «Искусство». Съемками сериала будет заниматься ТФ Контент». Приведу цитату из этой публикации:
«Как «БИЗНЕС Online» и писал на этой неделе, главную роль в сериале сыграет Владимир Вдовиченков. При этом его герой будет представителем органов внутренних дел с вымышленным именем. Сценарий доверили написать Михаилу Зубко, который несколько лет работал в связке с Федором Бондарчуком над сериалом «Филатов». При этом, в отличии от «Слова пацана», у сценария нет какой-то конкретной литературной основы: вымышленный сюжет будет переплетаться с реальными известными событиями, связанными с группировкой и ее разгромом. Вопрос, какую из версий создания и жизни ОПГ примут за реальную, остается открытым.
Сериал должен выйти на экраны в конце этого года, запланировано 8 серий. И другое главное отличие от «Слова пацана» — в центре фильма будет не сама группировка, а ее разгром. И это неспроста. Наши собеседники утверждают, что фильм «Айда» (а именно с таким криком активисты «Тяп-Ляпа» совершали набег на Ново-Татарскую слободу) станет «милицейским» ответом на «пропацанский» сериал «Слово пацана». Однако стоит помнить, что реальный показательный разгром ОПГ «Тяп-Ляп» со смертными казнями не решил проблему: в Казани по примеру «тепловских» появилась сотня группировок, зародив эпоху, известную как «казанский феномен».
Михаил Зубко – довольно известный сценарист и продюсер. Его лучший фильм — «Кентавр», где он был генеральным продюсером. Я смотрела его «Непослушника» и «Непослушника-2». Сериалы в основном «ментовские» — «Мосгаз. Дело № 10. Метроном; «Мосгаз. Катран»; «Мосгаз. Последнее дело Черкасова»… Наверное, именно этот опыт принят во внимание теми, кто нашел средства для создания сериала. Насколько ему знаком преступный мир 70-х годов, не известно. Что он читал о банде «Тяп-ляп», какую точку зрения из существующих на ее «преступный» опыт выберет, тоже. Могу только предположить, что самой запоминающейся сценой станет знаменитая пробежка «тяп-ляповцев» в последний августовский день 1978 года. Щекотать нервы наши кинематографисты умеют. А в художественном кино и трупов можно добавить, и беременную женщину, придуманную кем-то в сети, оживить…
Пока вызывает оптимизм только присутствие в творческой команде Якова Тесиса, сына генерал-лейтенанта милиции Савелия Тесиса, который имел непосредственное отношение и к расследованию уголовного дела о банде «Тяп-ляп», и подростковым группировкам 80-х годов, и к «криминальной революции» 90-х. Правда, насколько мне известно, Савелий Овшиевич не был заместителем министра России, но должности у него в этом ведомстве были не менее важные — помощник министра у В. Ерина, начальник Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России при С. Степашине.
Только у меня нет уверенности, что отец будет у сына и его единомышленников по команде консультантом. У сына могут быть другие мнения и на то, о чем будет сериал, и о том, как совмещать в одной плоскости резонансные события из реальности и придуманный сюжет с придуманными героями. Вспоминаю многочисленные критические комменты в сети о фактических нестыковках в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», хотя режиссер-постановщик тоже говорил о его праве на вымысел.
Фрагмент экспозиции Музея МВД
Могу предположить два мотива, которые могут двигать теми, кто инициировал сериал, нашел на него деньги.
Первое предположение — возможно, коллега из «БИЗНЕС Online» прав: сын хочет восстановить справедливость и показать банду «Тяп-ляп» через работу правоохранительных органов республики того времени, Савелия Тесиса, в частности. Почему нет? Во всех киноработах и многочисленных интервью, которые я читала в сети после сериала Жоры Крыжовникова, казанская милиция воспринималась как скопище бездарей, в 70-е годы не сумевших справиться с молодой порослью преступного мира, а в 80-е спасовавших в борьбе с подростковыми группировками.
Пожалуй, впервые попытка сказать добрые слова в адрес милиции наблюдалась в документальной ленте «На грани», которая была показана 2 января нынешнего года на канале «Россия-24». Творческая команда работала под идейным руководством известного юриста Александра Григорьевича Звягинцева, и всё, что связано с «казанским феноменом», рассматривалось ею с точки зрения противостояния криминала и правоохранительных органов. Это, пожалуй, первый фильм, который не вызвал сильных раздражений передержками и фактическими ошибками. Думаю, что он понравился всем, кто тогда работал в милиции. О них впервые вспоминали с таким уважением.
Мне в фильме более всего понравилось то, что три исторических периода в жизни казанских подростков и молодежи четко разъединены — есть «Тяп-ляп», есть «казанский феномен» и есть банды 90-х годов, с которыми удалось справиться быстрее, чем в других регионах страны, благодаря опыту предыдущих лет. Правда, эти периоды не всегда взаимосвязаны в авторском тексте — автора сценария на записи интервью в Казани не было. Но интервью, которые тогда были записаны, объективную картину все-таки составили.
К сожалению, фильм не выложен в интернет, чтобы посмотреть его еще раз и написать о своих впечатлениях подробнее.
Фрагмент экспозиции Музея МВД
Второе предположение. Даже при критическом отношении к казанской милиции, видя ее промахи в работе с подростками, замечу — без какого-либо опыта такой деятельности, нельзя отказать правоохранителям республики в компетентности и профессионализме. Но их кропотливую работу сложнее показать на экране, чем эффектную драку на крышах гаражей. О каких-то вещах даже нам, журналистам того времени, не рассказывали.
Не получится ли очередной боевик с трупами и драками, эффектными погонями и «стрелялками», на этот раз по реальным событиям? Как выяснилось по фильму «Слово пацана. Кровь на асфальте», и банда «Тяп-ляп», и «казанский феномен» — хорошая приманка для зрителей.
Еще одна книга для вашей библиотеки
Вышла из печати еще одна книга о казанских подростковых группировках. Ее написал мой коллега по «Вечерней Казани» Артур Гафаров. Книга называется «Пацаны в городе. Война казанских улиц». Ее можно купить в книжном магазине «Читай – Город» (торговый центр «Кольцо»).
Когда начался ажиотаж в связи с фильмом Жоры Крыжовникова, на меня вышли сразу два московских издательства — АСТ и ЭКСМО. Я заключила договор с первым, порекомендовав представителю второго издательства обратиться к коллегам, которые также занимались темой подростковых группировок. Людмила Колесникова отказалась, а Артур Гафаров, кому принадлежит первая публикация о вражде дворовых «контор», предложение принял.
В это время он уже ответил на мои вопросы и был достаточно вовлечен в прошлое, чтобы понять, что у него есть что сказать своим читателям (Первое слово о пацанах. Неоднозначный юбилей одного риторического вопроса).
«Это жесткая и беспощадная документальная хроника войны подростковых группировок за «асфальт». Артур вовсе не высосал фактуру из пальца - и он, и я – сами прошли в свое время ГОРНИЛО казанских группировок, испытали на себе весь ад дедовщины в Советской армии», — так представляет книгу Игорь Дурманов, еще один вечеркинец, в своей газете «Честное слово».
Книгу я не читала, могу сказать лишь то, что знаю от самого Артура. В нее вошли пять его материалов из республиканской молодежной газеты «Комсомолец Татарии», написанные в то время, когда осмысление того, что потом назовут «казанским феноменом», только началось, и глава воспоминаний Людмилы Колесниковой. Он говорил мне, что книга – это не исследование человека со стороны, а его личные впечатления.
Процитирую предисловие к его книге, которое размешено в электронной библиотеке «ЛитРес»:
«Когда я писал эту книгу, то вернулся в Город провисших дверей и исписанных стен подъездов – на свою «улицу разбитых фонарей». Где дети играли на заброшенных «стройках века», а в школах верили, что сбор металлолома и макулатуры изменит жизнь. Где за каждым забором с надписью «Вперед к коммунизму!» возникала своя куча мусора, а центр мегаполиса превратился в огромную коммунальную клоаку, утопающую в собственных нечистотах. Где мало кто после восьми вечера выходил на улицу, а в новых кинотеатрах все сиденья из дерматина были изрезаны ножом…
На фоне этих мрачных декораций пацаны начали свою безжалостную «войну», поставив на кон свое будущее и свои жизни. Но они проиграли – время прошлось по ним катком. Построить «дворовый рай» на ненависти и насилии оказалось невозможным.
Когда я начал писать этот «портрет времени», то сразу отказался от двух красок – от белой и черной: я не пытаюсь объяснить, почему это случилось с нами. Мы прошли через это и стали сильнее, а Город переродился. В те годы мы были слишком молоды, чтобы жить страхом, – первая боль и первый удар в лицо запоминаются надолго, но не навсегда: мы дружили, влюблялись, били рекорды на стадионах, читали Стругацких, слушали Genesis и смотрели «Сталкера» – как все нормальные молодые люди того времени. Сочиняли песни и писали стихи, посвященные нашим девушкам, и даже… сжигали стихи – помню, как однажды, от отчаяния, в 16 лет я сжег все свои стихи в костре на пустыре. А друг сидел рядом и причитал: «Что же ты, дурак, делаешь?..»
Но жить в Городе громадных торговых центров, универсиад и чемпионатов – это еще не значит «убить дракона»: еще вчера в окошке автобуса я видел, как четверо били одного на остановке общественного транспорта – прохожие, как и 40 лет назад, равнодушно проходили мимо…
Время бежит не по прямой, а по спирали – мы так или иначе возвращаемся в исходную точку, чтобы понять, с чего все началось, и прошлое наше – это милостивая гавань, где мы прячемся от безжалостного настоящего. Все, что мы испытываем сейчас, – это лишь послевкусие от эмоций нашей молодости: времени первых поцелуев и первых пощечин. И даже боль прошлого, кажется, уже не так нас беспокоит – мы к ней давно привыкли…
Листая страницы этой книги, вы еще раз пройдете с нами наш путь – прочувствуете противостояние каждого дня. Этот Город и мы вместе с ним стояли на линии Добра и Зла, а цена выбора подчас была ценой жизни…».
Артур Гафаров к книжном магазине
Теперь у казанцев и всех, кого интересует вражда казанских подростков, есть на выбор и статьи в газетах и журналах, которые можно поискать в интернете, и кино, документальное и художественное, и многочисленные материалы в сети; есть разные точки зрения и разные по содержанию и стилю книги о событиях того времени от очевидцев. Кого-то заинтересуют воспоминания бесстрастного исследователя, кого-то — следы тревожного явления в конкретных судьбах, кого-то — личный опыт.
Главное — извлечь из всего этого уроки, не повторить того, что уже было.
Читайте в «Казанских историях»:
«Казанский феномен», который с нами до сих пор
Книга не о подростках, а о нас, взрослых — интервью Любови Агеевой о книге «Стенка на стенку…»
Что случилось со школой?— интервью педагога Тамары Алясовой, 3 глава
Убийства не было? Тогда что это было? — 5 глава новой книги
Банда «Тяп-ляп»: быль и легенда
От «дрянных» мальчишек до героев сериала
От «казанского феномена» до «эпохи пацанов»
Еще одна «страшилка» про Казань. Зачем? — о фильме компании «Центральное телевидение (ТВ Центр»)
Казанский феномен: миф и реальность» — публикации из «Вечерней Казани»
Обвиняются в убийстве – публикация из «Вечерней Казани»
Казанские подростки глазами зарубежных журналистов —публикация из «Вечерней Казани»
Книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» — фрагменты книги