Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1961 – Генеральная репетиция полета Гагарина в космос: на беспилотном космическом корабле «Восток» благополучно сделали виток и приземлились в трех километрах от села Большой Токмак (Заинский район РТ) собака Чернушка и космонавт-манекен
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
«Король меня слыхал!»
- Любовь Агеева
- 05 марта 2025 года
Среди постоянных зрителей спектаклей Шаляпинского фестиваля часто бывает известный петербургский театральный критик Людмила Лаврова. Не стал исключением и 43-й фестиваль.
Своим мнением о Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля, его постановках и их восприятии она поделилась в беседе с Любовью Агеевой.
— Людмила Леонидовна, как долго вы наблюдаете за театром имени Джалиля и можете ли дать ему оценку в обобщенном виде? Что вы оцениваете как достижение, на какие слабые места можете указать?
— Я приезжаю в театр имени Джалиля уже, наверное, лет 15. Но были и перерывы в моих визитах, вызванные разными причинами. Театр приглашал меня и на фестивали, и на премьеры, и на другие значимые спектакли. Поскольку я бываю во многих театрах оперы и балета нашей страны, а до известных событий многократно бывала и в театрах США и Европы, то мне, конечно, есть с чем сравнивать.
На мой взгляд, театр имени Джалиля – один из лучших в нашей стране, если не сказать один из самых лучших. Огромное достижение театра, а точнее, его директора Рауфаля Сабировича Мухаметзянова, в том, что он не поддался разрушительной моде на так называемую режоперу (режиссерский беспредел), начавшейся в начале 1990-х годов, и благодаря его стойкости и высокому художественному вкусу несколько поколений казанцев знают, что такое классическая опера.
К сожалению, такую стойкость и преданность искусству, а не моде, проявили не все руководители оперных театров страны, в результате чего мы получили и Онегина с Татьяной в электричке, и разные варианты бомжей и помоек, показывавшихся под названиями великих произведений.
При таком высоком уровне спектаклей трудно найти слабые места, но на мой субъективный взгляд, имеются некоторые искажения сюжета в отдельных постановках (режиссерское видение) и более скромная сценография, чем должна быть в таком роскошном театре, как театр имени Джалиля. Но, подчеркиваю, это редкие, единичные случаи.
А вот, действительно слабое место – это низкие зрительские кресла в партере. Высокому человеку, как я, например, на них сидеть неудобно.
— Традиционные постановки многие критики называют музейными экспонатами, нафталином.
— Знаете, нафталин — такое замечательное вещество, благодаря которому миллионы жителей Советского Союза на протяжении десятков лет сохраняли свою шерстяную и меховую одежду. Это же относится и к постановкам.
— Не могу не спросить о спектакле «Пиковая дама». Режиссер Юрий Исаакович Александров уже давно работает с нашим театром и в своих постановках показал себя человеком, уважительно относящимся к классическим операм. Однако в «Пиковой даме», допустив фривольную сцену между Графиней и Германом, он отошел и от Пушкина, и от Чайковского. Я не была 16 февраля на «Пиковой даме», но мне сказали, что эта мизансцена из спектакля исчезла. Значит, не одна я заметила ее неуместность.
Может, такое вольное обращение с классическими сюжетами — нормальное явление для сегодняшнего театра? Как вы вообще оцениваете возвращение к классике в современных оперных театрах страны и мира?
— Конечно, Юрий Александров – очень талантливый и знаменитый режиссёр, но и у выдающихся мастеров искусства бывает желание что-то переиначить по-своему. Мне не близка трактовка Александровым сцены в спальне Графини, одной из ключевых в опере. Более того, я считаю её невозможной с исторической позиции: разница между сословиями в екатерининские времена была очень существенной. Графиня принадлежит к петербургской аристократии, а Герман – младший офицер. Графиня поёт в опере: «Король меня слыхал!», Герман же для неё — почти никто. Поэтому ни о каком влечении к Герману в данной ситуации речи быть не может. Это человек не её круга. Тем более, что он нагло проник в её спальню, чем вызвал сильное негодование и гнев Графини.
Да, сейчас появилась тенденция возвращения к традиционным постановкам. Я это очень приветствую.
Кстати, могу похвалиться, что меня тоже король слыхал! Кембридж и Оксфорд считаются национальным достоянием Великобритании и находятся под особым вниманием королевы (короля). Когда я училась в Кембриджском университете, к нам в течение учебного года приезжали с визитами члены королевской семьи: принц Филипп, муж королевы Елизаветы, и принц Чарльз, её сын, который сейчас король Великобритании. Университет организовывал встречи студентов с ними, и на одной из встреч мне выпала честь побеседовать с принцем Чарльзом, нынешним королем Чарльзом III.
Не исключаю, что короли и королевы сегодняшних королевств, во всяком случае, некоторые из них, смотрели и слушали спектакли казанского театра имени Джалиля, потому что они транслируются по каналу MEZZO. Так что спектакли этого театра, скорее всего, король слыхал!
— Рауфаля Сабировича Мухаметзянова некоторые критики считают консерватором, традиционалистом, ругают Шаляпинские фестивали за то, что в них нет чего-то нового. Эта критика справедлива не всегда. Я бы хотела услышать ваше мнение о таких обвинениях.
— Шаляпинский фестиваль прошел уже в 43-й раз при аншлагах. Насколько мне известно, в России нет другого оперного фестиваля с такой продолжительной историей. На всех спектаклях фестивальной программы не было свободных мест, и каждый раз — стоячие овации. Главный критерий деятельности любого театра — ходит в него публика или нет. В театр имени Джалиля билеты трудно купить даже на рядовые спектакли, а уж на фестивальные — тем более.
И на каждом Шаляпинском фестивале есть новое: премьера или премьеры (в этом году – целых три: «Кармен» Бизе, «Реквием» Верди и полусценичекое исполнение «Манон Леско» Пуччини), новые солисты, новые программы гала-концертов. Так что критики, которые высказывают такое мнение, видимо, плохо осведомлены о программах и участниках фестивалей.
А о том, что благодаря Рауфалю Сабировичу уже несколько поколений казанцев знают, что такое классическая опера, я уже говорила.
Людмила Лаврова и Рауфаль Мухаметзянов. Фото Марии Барабановой
Вы бываете на репертуарных спектаклях театра или приезжаете только во время фестиваля? Как оцениваете то, что теперь у нас гастролеры практически на всех спектаклях? Не ухудшает ли это качество постановок, не влияет ли на кадровую политику руководства, которое не стремится воспитать своих Германов и Татьян, как это делал Нияз Даутов?
Петербуржец Ахмед Агади стал по сути артистом нашего театра. Рецензент электронной газеты «БИЗНЕС Online» не очень прилично для такой ситуации сделала акцент на его возрасте — кстати, Ахмеду Эльтифатовичу 30 марта исполнится 60 лет. Слышала его на гала-концерте. Всем бы певцам такой голос в этом возрасте!
— Всегда очень ценю возможность побывать и на репертуарных спектаклях, особенно, если удается приехать на спектакли, которые не идут в других театрах: «Золотая Орда», «Сююмбике», «Любовь поэта», «Иакинф», «Джалиль», «Пер Гюнт».
Не считаю, что участие гастролеров в большинстве спектаклей ухудшает их качество. Это очень распространенная практика в мире. Театр приглашает именитых солистов, поэтому они очень легко вписываются в постановки, что не только не ухудшает качество спектакля, а, наоборот, делает его очень высоким. Воспитывать своих Германов и Татьян или не воспитывать, а приглашать известных исполнителей — это художественная политика руководства любого оперного театра. Если Рауфаль Мухаметзянов считает, что предпочтительнее приглашать, — это его право.
У Ахмеда Агади – очень красивый и сильный тенор, и сам певец очень красивый, высокий и чувственный. Последнее качество важно для актерской убедительности его партий. Он в прекрасной вокальной и физической форме, а его безграничное обаяние и прекрасные внешние данные щедро дополняют его сценические образы. Сергей Лемешев пел Ленского в возрасте за 70, и очевидцы того спектакля многие годы спустя говорили, что лучшего Ленского они не слышали.
Это большая удача казанских любителей оперы — что им часто удается слышать замечательный голос Ахмеда Агади. Не все зрители оперных театров страны имеют такую привилегию.
— Не могу не спросить о многолетнем критическом отношении электронной газеты «БИЗНЕС Online» к Татарскому оперному театру. Редко какие спектакли нравятся его авторам — приглашенным рецензентам и штатным сотрудникам. Если вы читаете их материалы о Шаляпинском фестивале, то лучше меня можете знать, чем вызвана такая критичность. Может, действительными проблемами театра, которые обычные зрители, раскупающие билеты на спектакли, как горячие пирожки, видеть не могут?
— Думаю, что такая зашкаливающе агрессивная манера письма авторов «БИЗНЕС Online» вызвана их недостаточной воспитанностью и недостаточным профессионализмом. Чтобы изложить свое несогласие с чем-то вежливо и убедительно, требуется бОльшая степень того и другого.
— Насколько мне известно, театр на публикации «БИЗНЕС Online» внимания не обращает. Продуктивна ли такая позиция?
— На мой взгляд, здесь нельзя ставить вопрос о продуктивности или непродуктивности позиции театра. Просто для театра не имеет значения мнение авторов этой газеты. Театр делает своё дело, и делает прекрасно. Если «БИЗНЕС Online»знает, как надо делать лучше, что мешает им организовать свой оперный или балетный фестиваль и сказать всему миру: «Вот, смотрите, это образец!»? А пока получается по басне Ивана Андреевича Крылова о слоне и моське.
— Как вы вообще оцениваете взаимоотношения театров с критиками? Какова их роль сегодня? Способны ли журналисты выступать в роли рецензентов, как это часто сейчас случается?
— Все оперные театры страны приглашают критиков на свои премьеры и фестивали. Прежде всего, для того, чтобы об их спектаклях или фестивалях узнало как можно большее количество людей, интересующихся оперой и балетом. И каждый театр старается поставить свои спектакли или организовать фестивали как можно лучше. Получается у всех по-разному, но приятно отметить, что многие театры страны создают постановки и проводят фестивали на высоком уровне. Особенный рывок в этом отношении сделал, например, Красноярский театр оперы и балета, о котором лет 10 назад мало кто знал.
Роль критиков мне представляется важной — через их публикации о спектаклях, в том числе, в самых отдаленных театрах, узнаёт большое количество интересующихся театром людей. На редкие постановки, такие, например, как казанские «Золотая Орда», «Сююмбике» и «Иакинф», или красноярские спектакли «Катарина», «Лакме» и «Кавказский пленник», приезжают не только зрители из других городов, но и представители других театров. Многие узнают об этих спектаклях и фестивалях именно из СМИ. Для критика важно не только умение смотреть и видеть спектакль и его описать, но и объективность взгляда.
Журналист может выступать в роли критика, если он имеет большую насмотренность, хорошо знает оперную или балетную музыку, разбирается в вокале (балете) и владеет жанром рецензии.
— Замечу на своем опыте, что даже в таком случае довольно трудно давать оценки артистам, режиссерам, художникам… Я, например, всегда уточняю в своих публикациях, что смотрю оперные и балетные спектакли как обычный зритель.
Большое спасибо вам за беседу. Рада, что наши мнения по принципиальным позициям совпадают.
Фото из архива Людмилы Лавровой
НАША СПРАВКА
Людмила Лаврова, журналист, оперный и балетный критик. Окончила Ленинградский государственный университет (сейчас – СПбГУ) и аспирантуры в Американском университете в США (American University in Washington, D.C., USA) и Кембриджском университете в Англии (University of Cambridge, Great Britain). Имеет степени Master и Ph.D. Автор более 1000 публикаций о музыкальном театре (обзоры, рецензии, интервью с оперными и балетными знаменитостями) и книги «Зара Долуханова в ХХ и ХХI веках».
Публиковалась во многих российских изданиях, среди которых порталы www.classicalmusicnews.ru, www.belcanto.ru, www.musicalseasons.org, www.cultvitamin.ru, www.proza.ru, журналы «Музыкальная жизнь», «Музыкальный журнал», Musicum, «Интеллигент», «Казань», «Театральный Петербург», «Деловые люди», «Драмтеатр», «Наш современник», «Сахнэ» («Сцена»); газеты «МК» в Питере», «Литературная газета», «Музыкальный клондайк», «Российская газета», «Известия», «Труд», «Играем с начала», «Вечерний Петербург», «Смена», «Петербургский музыкальный вестник», «Мариинский театр», «Новый Петербург» и другие, а также в изданиях США, Великобритании, Эстонии и Финляндии. Член жюри нескольких региональных театральных фестивалей.