Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1961 – Генеральная репетиция полета Гагарина в космос: на беспилотном космическом корабле «Восток» благополучно сделали виток и приземлились в трех километрах от села Большой Токмак (Заинский район РТ) собака Чернушка и космонавт-манекен
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Театральный хор — нечасто в главной роли
- Любовь Агеева
- 18 февраля 2025 года
В рамках образовательной программы XLIII Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина в Национальной библиотеке РТ прошли лекции о двух самых крупных коллективах Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Об истории театрального оркестра, его главных дирижерах и артистах сегодняшнего дня рассказали Марина Беговатова и Жанна Мельникова, о хоре, его истории и современности — Юрий Карпов и Рамиль Мурадымов.
Среди зрителей лекции о хоре театра имени Джалиля, которая проходила 18 февраля, была Любовь Агеева.
Для начала скажу несколько слов об образовательной программе нынешнего Шаляпинского фестиваля. Она рассчитана как на любителей оперной музыки, так сказать, со стажем, которым не надо объяснять, какова роль театрального хора, так и для тех, кто только начинает знакомство с оперным искусством.
Опера, хотя ее когда-то называли массовым зрелищем (в истории казанского театра есть такие периоды, когда она пользовалась большей популярностью, чем драма), — сегодня все-таки элитарное искусство. Я наблюдаю за историей Шаляпинского фестиваля с момента его зарождения в 1982 году, и видела на спектаклях в эти годы самую разную публику.
Среди зрителей первых фестивалей были в основном истинные ценители оперного пения и музыкального театра. Затем, по мере популярности февральских вечеров в театре имени Джалиля, в зале появлялось всё больше новичков, привлеченных популярностью и даже престижностью фестиваля. Думаю, что большинство таких зрителей теперь — меломаны со стажем. Хотя во время концертного исполнения «Реквиема» Верди можно было заметить, что новички есть и сегодня. Пришлось итальянцу Марко Боэми дирижировать не только музыкантами, но и зрителями, которые, видимо, в первый раз узнали, что между частями крупного музыкального сочинения аплодировать не принято.
Тем не менее, смею утверждать, что театр за более чем сорок фестивальных лет сформировал свою публику. Хотя из-за трудностей приобретения билетов на Шаляпинский фестиваль и сильно подорожавших билетов не все ценители оперного искусства могут оказаться в зрительном зале.
Но театр должен жить не только сегодняшним днем, когда нет проблем со зрителями, а есть проблемы с билетами. Уже сегодня надо думать о молодых зрителях, а, может, вообще о старшеклассниках. Как мне кажется, именно этим вызвана столь интересная по содержанию образовательная программа нынешнего Шаляпинского фестиваля, который завершает череду событий по случаю 150-летия казанской оперы.
И эта программа оказалась востребованной. Могу судить по аудитории лекции о театральном хоре. Рядом со мной оказались люди разных возрастов, но более всего — молодые люди.
Музыковед Наталья Кожевникова из Санкт-Петербурга посвятила свое выступление истории создания оперы «Кармен» Жоржа Бизе, что оказалось очень кстати и по случаю 150-летию ее премьеры в парижском театре «Опера-Комик», и в связи с новой постановкой в Казани. Две лекции были посвящены великому русскому басу, нашему земляку Федору Шаляпину: 7 февраля музыкальный журналист Ольга Русанова (Москва) рассказала о его отношениях с композиторами, а 16 февраля вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра Анастасия Баранова (Москва) представила казанцам недавно созданный музей-театр Шаляпина в Уфе.
2 февраля в библиотеке состоялась встреча с музыкальным критиком и искусствоведом Александром Матусевичем (Москва), членом жюри театральных фестивалей, лектором семинаров по музыкальному театру в разных городах России и зарубежья. Он презентовал в Казани свои книги «Беседы об опере и не только» и «Постсоветский оперный дневник».
Еще один москвич — Эдуард Трескин, в прошлом ведущий солист оперной труппы театра имени Джалиля, а ныне постоянный ведущий спектаклей Шаляпинского фестиваля, рассказал о своем коллеге — народном артисте СССР Азате Аббасове (1925-2006). В одном из постоянных фестивальных спектаклей – «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского, который традиционно показывается 13 февраля, в день рождения Федора Ивановича, у Азата Зиннатовича была партия Самозванца.
Кстати, место для лекций образовательной программы было выбрано соответствующее — дорога к Национальной библиотеке РТ хорошо известна казанским студентам, которые приходят сюда и по делу — почитать, посмотреть книгу, журнал, и просто так — пообщаться, как говорит молодежь, потусить.
Конечно, аудиторию, собиравшуюся на лекции в выставочном зале библиотеки, многочисленной не назовешь. Но все приготовленные стулья бывали заняты. Во всяком случае именно так было на лекции о театральном хоре.
Поскольку планирую рассказать об этом коллективе отдельно, в другой публикации, с учетом новой информации, которую услышала на лекции, здесь ограничусь общими суждениями о самой встрече.
Само по себе здорово, что театр решил познакомить зрителей с хором поближе. Давно хотелось обратить на него особое внимание. О том, что хор у нас замечательный, говорят и приглашенные солисты, и дирижеры, и музыкальные критики, приезжающие на Шаляпинский фестиваль.
Стоит заметить, что о хоре в рецензиях на спектакли обычно говорится мало. В лучшем случае один абзац, даже если он хвалебный. Всё внимание — солистам. И в самом деле — как выделить кого-то из большого коллектива — в каждой из четырех групп: сопрано, альты — женщины, тенора и басы — мужчины, не менее двадцати певцов. В книгах о казанском музыкальном театре музыковеда Георгия Кантора, которые цитировались артистом хора Рамилем Мурадымовым, автором научного исследования о театральном хоре, та же самая пропорция: много о солистах, немного о хоре. Лекция существенным образом расширила даже мои познания о нем, а для большинства стала интересным путешествием в незнакомый мир закулисья.
На встрече в библиотеке мы узнали, как из коллектива художественной самодеятельности (в 1939 году, когда открылся оперный театр в Казани, профессиональных певцов практически не было) хор постепенно превращался в высокопрофессиональный коллектив, способный не только петь. Спикеры напомнили некоторые исторические факты из жизни театра в годы его становления, рассказали о том, как складывается биография хора в наше время. Например, о гастролях артистов за границей.
В "послужном списке" хора - мюзикл Эльмира Низамова "Алтын казан" (2020)
В каждом спектакле у артистов хора, кроме певческих, есть еще одна важная задача, требующая от каждого певца создать пусть маленькую, но роль. Как заметил профессор Казанской консерватории Юрий Семенович Карпов, сегодня главный хормейстер театра, порой им приходится даже танцевать и быть эквилибристами, как в спектакле «Жизнь за царя» Михаила Глинки, где артисты вынуждены петь на наклонной плоскости. Причем во время спектакля у них могут быть самые разные роли, как, например, в опере «Сююмбике» Резеды Ахияровой — в одной сцене ты воин Казанского ханства, в другой — войска Ивана Грозного.
Юрий Семенович Карпов
Рамиль Мурадымов рассказал некоторые подробности об участии коллектива в нескольких оперных постановках, в частности, о репетиционном процессе, взаимоотношениях с режиссерами-постановщиками и дирижерами. Всего этого зрители знать не могут, они видят хор только при свете софитов. Нам показали несколько видеофрагментов из современных спектаклей и концертного выступления хора советского времени (сохранилась фондовая запись). Лекция иллюстрировалась многочисленными фотографиями разных лет, афишей оперы Назиба Жиганова «Качкын», которой открылся театр в 1939 году.
Что порадовало, оба спикера не забыли упомянуть о том, кто работал с хором на протяжении 96-летней истории театра в Татарской АССР. Расположу имена в исторической перспективе: Галина Гаймерль, Гляра Хамзина, Вячеслав Макаров, Тамара Гудкова, Нурия Джураева, Ирнис Рахимуллин, Любовь Дразнина. Замыкает список Юрий Карпов, который пришел в театр в 2022 году.
Продолжает работать с коллективом Нурия Гарифовна Джураева, главный хормейстер театра в 1981-1982 и 1985-2005 годах. Думала встретить ее в библиотеке, но увидела только Ирниса Ахмадулловича Рахимуллина, который работал с хором с 1975 по 2002 год (в 1982-1985 годах – главный хормейстер). Его выступление не планировалось, но он взял слово сам.
Начал с факта не очень приятного. Вспомнил, как попал на концерт хора в декабре 2023 года. Тогда в ГБКЗ прозвучало «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Ирнис Ахмадуллович был на том концерте как обычный зритель – поскольку места для него не нашлось, купил билет. Это не могло его не огорчить, но слово он взял все-таки для другого. Отметил высокое мастерство коллектива, поблагодарив за это тех, кто сегодня работает с хором.
Государственный концертный зал имени С. Сайдашева. «Всенощное бдение»
Оба спикера были единодушны в том, что стоит назвать имена тех, кто развивал хоровую культуру в Казани в разные годы: до революции — хоровых дирижеров Степана Васильевича Смоленского (1848-1909) и Ивана Семёновича Морева(1862-1933), в советское время — легендарного Семена Абрамовича Казачкова (1909-2005), в 1948-1989 годах заведующего кафедрой хорового дирижирования Казанской консерватории, в 1947-1997 годах — руководителя хора студентов Казанской консерватории. Его ученики создавали самодеятельные хоры, звучащие не хуже профессиональных. И наверняка есть примеры, когда артист театрального хора начинал творческий путь в таком самодеятельном хоре.
Все, кто поют сегодня в хоре театра имени Джалиля, имеют музыкальное образование. Им под силу любые вокальные задачи, будь то участие в оперных и балетных спектаклях или исполнение больших концертных сочинений. Я уже назвала «Всенощное бдение», которое исполнялось в рамках фестиваля в честь Сергея Рахманинова. Можно добавить два спектакли, поставленные в Казани народным артистом СССР, выдающимся танцовщиком и хореографом Владимиром Васильевым: «Даруй нам мир» на музыку мессы си минор Баха, а также «И воссияет вечный свет»» на музыку Реквиема Моцарта (2020).
После премьеры спектакля "И воссияет вечный свет". Фото с Владимиром Васильевым на память
На моей памяти — оратория «Мессия» Генделя, прозвучавшая в Казани 17 и 18 февраля 1992 года. В нынешнем году хор принимал участие в исполнении «Реквиема» Верди.
Вряд ли бы руководство решилось на такие постановки, если бы не было в театре такого высококлассного хора. Жаль, не могу оценить его звучание профессионально, но уже много лет на любом спектакле коллектив вызывает у меня как у зрителя только восхищение.
"Мессия" Г.Ф. Генделя. 17 февраля 1992 года
К сожалению, хор театра имени Джалиля редко выступает с концертными программами. Раньше это случалось чаще. Конечно, хоровую музыку мы слушаем и без него. В Казани есть как русские, так и татарские хоры. Музыка для хора в советское время органично вошла в культурное пространство татарского народа, где у нее не было исторических корней. Сегодня есть замечательный Государственный камерный хор, которым руководит Миляуша Таминдарова. Но, думается, музыкальная палитра Казани была бы с хором театра имени Мусы Джалиля еще богаче.