Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Февраль | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
-
1996 – В Казани побывал Премьер-министр Франции Ален Жюпе
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Театр имени Джалиля: опера «Кармен» в исторической ретроспекции
- Любовь Агеева
- 25 января 2025 года
По традиции Шаляпинский фестиваль 2025 года начнет премьерный спектакль. На этой раз это опера Жоржа Бизе «Кармен».
Как известно, ее сюжет, впервые поставленный на сцене 150 лет назад, в 1875 году, в парижском театре «Опера-Комик», разворачивается в Испании в XIX веке. Опера исполняется на французском языке, ведь композитор Жорж Бизе, либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви были французами.
Как помнят люди моего поколения, в советское время все зарубежные оперы исполнялись на русском языке. Сегодня «Кармен», как и другие оперы, идет на языке оригинала. Русский перевод зрители театра имени Джалиля видят на информационном табло над сценой.
Благодаря успеху оперы Бизе из всех произведений французского писателя Проспера Мериме, новелла «Кармен», взятая за основу ее сюжета, наиболее известна из всего его творческого наследия. Ее замысел возник у него во время путешествия в Испанию в 1830 году. Француза восхитили драматические страсти, бурлящие в сердцах горячих южан.
Казанцы увидели оперу «Кармен» через 10 лет после первой премьеры, в 1885 году, во время антрепризы Петра Михайловича Медведева. Затем был огромный временной провал, когда спектакль или не обновлялся, или вообще не шел, а потому в исследованиях известного казанского музыковеда Георгия Кантора об истории музыкального театра в Казани упоминаний о нем нет. Хотя в дореволюционной Казани опера была и пользовалась у горожан большой популярностью. И во время работы знаменитого российского антрепренера Михаила Матвеевича Бородая — 1895-1900 годы (Бородай Михаил Матвеевич, русский антрепренер), и в годы предпринимательства на ниве театра актера и режиссера Николая Ивановича Собольщикова-Самарина (1901-1907). Скорее всего, тогда в оперных труппах, выступавших в Казани, не было солисток, способных воплотить на сцене этот очень непростой для исполнительницы образ.
Однако в «Татарской энциклопедии», в статье о знаменитой певице Екатерине Ковельковой, нашей землячке (родилась в Казани 21 декабря 1876 года), я нашла в ряду ее сценических образов Кармен. Екатерина Георгиевна дебютировала в казанской опере в 1896 году и пела до 1930-х годов. Значит, такой спектакль в репертуаре какой-то оперной труппы был.
К сожалению, нет уже с нами ни Георгия Кантора, ни Рамзии Такташ, которая, казалось, знала о театре имени Джалиля всё. И нет у меня такого хроникального источника, где бы указывались казанские премьеры всех театров. Теперь об этом можно узнать только по подшивкам казанских газет.
Георгий Михайлович в своей книге «Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля» (Казань, 1984) впервые называет оперу Бизе «Кармен» в главе о советском театре оперы и балета. Как он пишет, эта опера стала этапным спектаклем для театра военных лет. Премьера «Кармен» состоялась 2 сентября 1942 года (режиссер — В. Бебутов, дирижер — П. Резников, балетмейстер — Г. Тагиров, хормейстер — В. Гаврилов).
«Эта постановка была признана удачной, хотя критика упрекнула В. Бебутова (не первый раз) в стремлении к излишней театральности, надуманности, неоправданным эффектам. В музыкальном отношении спектакль шел слаженно и четко под руководством дирижера П. Резникова. Нарядные декорации к спектаклю выполнил П. Сперанский.
Постановка «Кармен» дала новые исполнительские удачи, ставшие вершиной творчества ряда певцов. Особенно своеобразные, яркие образы создали в роли Кармен М. Булатова и М. Рахманкулова. Каждая из них представила на суд публики свою оригинальную трактовку бессмертного образа, создала живой характер, отразив такие его черты, как смелость, жизнелюбие, темперамент, любовь к свободе».
Хабанера из «Кармен» Муниры Булатовой стала легендой. Ее долгий сценический путь помог сохранить записи и съемки оперной певицы, и их можно найти в сети. В фондах ГТРК «Татарстан» сохранялось более 160 ее записей, в том числе Хабанера на татарском языке.
Кстати, в книге Гузель Сайфуллиной «Счастье сцены Личность и судьба Муниры Булатовой» (Казань, 1995) я нашла два фото этой замечательной певицы в роли Кармен: портретный снимок и сцена из спектакля в оперном театре имени Абая в январе 1954 года.
В газете «Республика Татарстан» (2001) были опубликованы воспоминания о Марьям Рахманкуловой ее дочери — заслуженного деятеля искусств РТ Л. Шигабутдиновой, написанные по случаю столетия певицы. Приведу цитату о том, как певица работала над образом Кармен:
«Иногда дома передо мной вдруг возникала молодая цыганка. Гордо и красиво подбоченившись, она начинала петь и плясать настоящий испанский танец под собственный аккомпанемент кастаньет. Обычно партию кастаньет исполняют музыканты оркестра. Но мама все делала сама – пела, танцевала и сама сопровождала свой танец игрой на кастаньетах. Поэтому на сцене она была, как никто, естественна и правдоподобна».
Прекрасно исполнял в том спектакле роль Хозе, и в вокальном, и в сценическом отношениях, тенор Л. Маев. Баритон Т. Ростовцев (Эскамильо) подчеркнул в своем образе силу и отвагу.
Судя по некоторым источникам, вторая постановка оперы «Кармен» состоялась в 60-70-е годы. В очерке, посвященном Татарскому театру оперы и балета, Георгий Кантор впервые упоминает «Кармен», рассказывая об Ольге Логиновой, выпускнице Свердловской консерватории, заслуженной артистке Татарской АССР (1954) и РСФСР (1957): «Она была предельно музыкальна, и всегда создавала цельные и многогранные оперные образы. Ей более всего удавалось выявлять любовь и ревность, обожание и месть» (книга «Казань Музыка. ХХ век»).
К сожалению, я не нашла дополнительной информации об Ольге Андреевне. На РУТУБе посмотрела концерт 2014 года в Доме ветеранов сцены имени Яблочкиной, где она была в зрительном зале. Оказывается, Ольга Логинова была там руководителем вокального коллектива.
Г. Кантор писал также о другой солистке оперной труппы — Нине Зайцевой, выпускнице Гнесинки, проработавшей в театре имени Джалиля почти 30 лет, начиная с 1956 года. В ее репертуаре тоже была Кармен.
Партию Хозе в том спектакле исполнял П. Марков, «артист редкой трудоспособности и необычайно творческого долголетия» (цитаты из книги Г. Кантора»), партию Эскамильо — Б. Аполлонов, певец с «громадным голосом», которому был подвластен весь классический репертуар, и С. Бабешко, «певец с гибким, красивым голосом».
К сожалению, Георгий Михайлович в хронике постановок театра не указал дату премьеры этого спектакля. Теперь знаю точно, поскольку на выставке в театре, которая по традиции организуется к Шаляпинскому фестивалю, размешена афиша именно этого спектакля. Премьера состоялась 4, 5, 9 и 11 октября 1958 года. Теперь могу назвать и постановочную группу: режиссер К. Тихонов, в ту пору главный режиссер театра, режиссер-постановщик - Н. Даутов, главный режиссер театра, художник - Э. Гельмс, балетмейстеры - Р. Гербек и А. Янкин, хормейстеры - Г. Гаймерль и Г. Хамзина.
Кармен, кроме Нины Зайцевой и Ольги Логиновой, пела Мунира Булатова. В роли Хозе выступали Х. Ижболдин, П. Марков и Нияз Даутов. Судя по афише, на каждую роль были четыре состава.
Постановку «Кармен» 1982 года я видела. Это был уже второй приход Нияза Даутова в театр имени Джалиля - он с 1975 года был художественным руководителем. Вот что пишет о новой даутовской постановке «Кармен» Г. Кантор:
«… были у Нияза Курамшевича … любимые оперы, к которым он обращался на протяжении всей своей творческой жизни, ставил в разных театрах страны. Все эти спектакли были, как правило, заново выстраданы, заново поняты. Одним из таких спектаклей стала «Кармен» Ж. Бизе, поставленный Даутовым в 1982 году.
Совместно с дирижером В. Васильевым и художником Э. Нагаевым Даутов взял за основу оригинальную редакцию Бизе. Всегда следуя совету К. Станиславского искать природу действия в музыке, Даутов освободил спектакль от штампов, редакторских наслоений, опираясь, как всегда, прежде всего на музыкальную драматургию.
Жанровость музыкального языка раскрывала тесную связь судеб главных героев с народной жизнью. Народ был не просто фоном, на котором развивался конфликт героев, но одной из главных линий музыкальной драматургии, определяющей сценическую многоплановость и полифоничность. В связи с этим в спектакле заметно возросло значение хора и миманса, которые при скромных в то время возможностях должны были передать атмосферу кипучей уличной жизни Севильи. Это удалось только благодаря удачному режиссерскому решению. Даутов ограничил пространство сцены, сконцентрировав действие, динамизировал его, предоставив хору благоприятную возможность прозвучать цельно и слитно.
Как всегда, незначительные на первый взгляд детали выполняли в спектакле важную смысловую нагрузку. Например, работницы фабрики, да и главные герои, выходили в первом действии на сцену из-за боковых решеток, словно вырывались на свободу, навстречу своим страстям. Романтический, построенный на контрасте зримый образ спектакля нашел великолепное сочетание с испанским колоритом музыки, где также противопоставляются две сферы: радостное упоение жизнью и неизмеримая глубина человеческих страданий.
Интересной Кармен предстала в том спектакле А. Фадеичева. Неожиданно отказавшись от возможности сыграть властную, страстную Кармен-искусительницу, казалось бы, близкую ее творческой индивидуальности, актриса укрупнила в своей героине другие черты. В результате получилась женственная, красивая, гордая и в то же время земная и страдающая Кармен.
Партия Кармен всегда сложна для актрисы тем, что должна решаться как бы в трех измерениях: актерском, вокальном и пластическом. Помнится, актриса мучительно искала пластический образ своей героини, и примечательно, что не балетмейстер, а Нияз Курамшевич подсказал ей те скупые, но яркие, характерные жесты, которые были столь необходимы».
Меня сильно удивило, что в «Хронике Шаляпинского фестиваля», изданной к его юбилею в 2022 году, Нияз Даутов как режиссер-постановщик «Кармен» не указан.
Эта опера была включена в программу второго оперного фестиваля имени Федора Шаляпина, который проходил в Казани с 8 по 17 февраля 1983 года. Партию Кармен в том спектакле исполняла Фадеичева. Заслуженная артистка России и Татарстана Алевтина Фадеичева была принята в группу Татарского театра оперы и балета имени Джалиля в 1977 году, была ведущей солисткой, исполнив более 30 партий.
Алла Фадеичева и Хамидулла Ижболдин
Почему уже с 1984 года на роль Кармен в фестивальных спектаклях стали приглашать солисток из других театров, мы могли бы узнать только у нее. Но она сегодня живет в Москве. С 1979 года заведовала кафедрой академического пения и оперной подготовки Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, была профессором Центра оперной подготовки Галины Вишневской.
Знатоки истории оперной труппы подсказали мне, что партию Кармен пела также Галина Ластовка, которая начала работать в театре в 1980 году.
В роли Хозе был Хамидулла Ижболдин, в роли Микаэлы — Лариса Башкирова. На роль Эскамильо в фестивальном спектакле пригласили гостя из Москвы — заслуженного артиста РСФСР Юрия Григорьева. Он пел эту партию и на третьем Шаляпинском фестивале.
На фестивале 1984 года было две «Кармен». Для Хайдара Бигичева, который исполнял партию Дона Хозе, сержанта драгунского полка, это было серьезное испытание. Ведь в заглавной роли были две народные артистки СССР — Тамара Синявская и Людмила Филатова. И если актерски он им уступал, и очень заметно, особенно Синявской, то по вокальным данным его оценили не только зрители, но и партнерши.
Хайдар Бигичев и Тамара Синявская
С годами одаренный певец вырос в хорошего драматического артиста. Как отмечает Г. Юнусова в очерке о Хайдаре Бигичеве в книге «Народные артисты», его Хозе — «человек глубоко переживающий все события, не уступающий Кармен по силе любви, страстности и горячности».
Между фестивалями Хайдар Бигичев, с 1980 года — народный артист ТАССР, с 1984-го — лауреат Тукаевской премии, был занят во всех репертуарных спектаклях «Кармен», и только на фестивальном мог быть зрителем. В роли Хозе казанцы видели Александра Сибирцева из Перми (1986) и Алексея Стеблянко из Ленинграда (1986).
На память о спектакле с Тамарой Синявской
1984 год. После спектакля. Слева - Тамара Синявская, справа Нияз Даутов, в середине - Владимир Васильев
На четвертом фестивале, в 1985 году, казанские любители оперы увидели в роли Эскамильо Николая Путилина, певца из Сыктывкара. Как выяснилось, он заменял заболевшего гастролера. Театр сильно рисковал, доверившись совершенно незнакомому артисту из оперетты, ведь Николай не скрыл, что эту партию он подготовил самостоятельно. Публика певца заметила. И порадовалась за свой театр, когда вскоре Путилин приехал жить в Казань.
Следующая премьера «Кармен» состоялась через 13 лет, в 1998 году. В постановочную группу входили главный дирижер театра И. Лацанич и режиссер из Мариинки А. Степанюк. Художественное оформление по эскизам Н. Головина было сделано художниками В. Окуневым и Е. Рапай.
На Шаляпинском фестивале 1999 года на опере «Кармен» оркестром дирижировал заслуженный деятель РФ В. Васильев. Во всех ролях, за исключением одной, были заняты гастролеры: Кармен — Юлия Герцева из Санкт-Петербурга, Эскамильо — Петр Раковица из Молдовы, Хозе — Ахмед Агади, который в то время работал в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Кстати, роль Хозе была для него в этом театре первой. Венеру Ганееву, теперь народную артистку России и Татарстана, зрители увидели в роли Микаэлы.
Кстати, в 1984 году в фестивальном спектакле партию Микаэлы пела Зиля Сунгатуллина, в ту пору уже заслуженная артистка ТАССР.
Певиц такого же уровня дарования, как Тамара Синявская, в роли Кармен на фестивале больше не появлялось, но и заслуженные артистки оставляли хорошее впечатление. Например, музыковед Г. Синева, дежурная по фестивалю от «Вечерней Казани» в 1988 году, высоко отозвалась о солистке Малого ленинградского оперного театра, заслуженной артистке Молдавской ССР Нине Романовой. Ее пригласили только на один спектакль — «Снегурочка», но попросили заменить народную артисту СССР Ирину Богачеву, которая не смогла приехать в Казань. Она согласилась, хотя к тому времени уже лет восемь не пела партию Кармен. Казанскую публику певица не разочаровала, сумев раскрыть свои яркие вокальные и актерские данные.
Кармен - Нина Романова, Хозе - Алексей Стебленко. 1988 год. Фото В. Зотова
С 2011 года «Кармен» в театре имени Джалиля шла в постановке главного дирижера театра Рената Салаватова (музыкальный руководитель) и Георгия Ковтуна (режиссер-постановщик). Художники — Анатолий Нежный и Анна Нежная. Ковтун предложил насыщенное хореографией действие. Это была попытка нового видения классической оперы: сюжет разворачивался на съемочной площадке, где снимался фильм-опера.
Спектакль сохранялся в репертуаре до 2023 года, хотя специалисты удачным его не считали. Видимо, по этой причине с 2015 года «Кармен» в афишу Шаляпинского фестиваля не включали. Известному балетмейстеру Г. Ковтуну в театре имени Джалиля больше удавались балеты.
Подробнее об этом спектакле можете прочитать по ссылке внизу.
Премьерный спектакль 2025 года поставил итальянец Марко Гандини, которого рекомендуют в Казани как бывшего ассистента такого мастера, как Франко Дзеффирелли. Казанцам наверняка будет интересно познакомиться с этой постановкой «Кармен», поскольку это будет ее, можно сказать, итальянский вариант. Художник-постановщик — Итало Грасси, художник по костюмам – Анна Биаджотти. Партию сержанта Хозе в один из премьерных вечеров исполнит итальянский тенор Рагаа Эльдин, уже известный казанцам по спектаклям двух фестивалей.
31 января в роли Кармен любители оперы увидят Екатерину Сергееву, с недавних пор солистку двух театров: имени Джалиля и Мариинского, во втором спектакле, 1 февраля, — Анастасию Лепешинскую из московского театра «Новая опера».
Партию Микаэлы исполнят солистки нашего театра: Гульнора Гатина и Венера Протасова, партию Эскамильо — Александр Краснов (Большой театр России) и Владимир Целебровский («Санкт-Петербургъ Опера»). Дирижировать оркестром на премьерных спектаклях будет музыкальный руководитель постановки — уже знакомый казанцам Антон Гришанин из Большого театра России.
Среди других исполнителей — Айсылу Нуруллина, Любовь Добрынина, Эльза и Артур Исламовы, Олег Мачин, Динар Шарафетдинов, Юрий Ившин. Отметим, что Айсылу Нуруллина и Динар Шарафетдинов — дебютанты оперной труппы, но их в Казани уже хорошо знают по концертным выступлениям и участию в постановках камерных опер.
Как отмечает газета «БИЗНЕС Online», послужной список режиссера Гандини гораздо скромнее, чем у великого Дзеффирелли — «это типичный европейский режиссер третьего ряда со скромными амбициями». В его творческом багаже классические спектакли в провинциальных театрах Италии и Франции, а также в Национальной опере Эстонии. В 2012 году он поставил «Трубадура» Верди в московской «Новой опере».
Впрочем, пока мы не увидели его «Кармен», вряд ли стоит оценивать и спектакль, и творческие возможности режиссера. Но поговорить есть о чем. Трудно не согласиться с мнением музыкального критика Юлии Бедеровой, приведенным в газете:
«Партия Кармен требует огромного вокального и актерского напряжения, тесного взаимодействия музыкального руководителя спектакля, режиссера и солистов. Если оно случается, то «Кармен» получится. Порой замечательный результат приносит процесс выращивания солиста в собственном театре. Например, в Перми выросла яркая, неординарная Кармен Наталия Ляскова. Когда в труппе растет свой солист, это зачастую интереснее, чем приглашение готового артиста, который на постоянной основе поет партию в другом спектакле с другим дирижером, в этом случае кубик Рубика не всегда сходится».
Если смотреть по хронике Шаляпинского фестиваля, начиная с 1982 года, свою Кармен, которая стала бы событием в музыкальном мире, не сумел вырастить даже Нияз Даутов, который пестовал артистов, как отец родное дитя. После его ухода из жизни театр оперы и балета сильно изменил репертуарную политику, ориентируясь на гастролеров. Это было органично в спектаклях Шаляпинского фестиваля, но потом гастролеров стали занимать и в репертуарных спектаклях. Мало того, на них сегодня ориентируются в новых постановах.
Вместо терпеливого и долговременного воспитания молодого певца был избран путь приглашения уже известного артиста известного театра, гарантирующего внимание публики. Для публики это в любом случае, даже при неудаче, это интересно, а вот полезно ли для театра? Этот вопрос вовсе не риторический.
Будем надеяться, что с приходом в труппу Екатерины Сергеевой из Мариинского театра мы все-таки увидим в Казани казанскую Кармен, которая станет событием.
Фото с Шаляпинского фестиваля 1984 года Владимира Зотова
Читайте в «Казанских историях»: