Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
26.03.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
-2° / +2°
Ночь / День
.
<< < Март 2017 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1917  – Состоялось первое общее собрание социал-демократов города. На собрании избран Казанский комитет РСДРП(б) в составе 16 человек во главе с Виктором Александровичем Тихомирновым.

    Подробнее...

Конкурс «Литературный Татарстан»: ответы на вопросы. Публикация 3

С октября 2015 по март 2016 года по инициативе редакции культурно-просветительского альманаха «Казанские истории» проводился краеведческий конкурс «Литературный Татарстан».

Его участникам, среди которых большинство – учащиеся и педагоги общеобразовательных учреждений, были заданы 75 вопросов, которые касались фактов истории; современного состояния культуры нашего края; биографий писателей, поэтов, драматургов, которые жили, работали в Казани разных лет, в Казанской губернии, Татарской АССР, Республике Татарстан.

Публикуем ответы на вопросы 51-75.

Вопрос 51

Ее перу принадлежат более 10 романов, повестей и рассказов, но миллионы читателей знают ее только по одной автобиографической повести, в которой она рассказала о своей необычной жизни. Как ее фамилия и как называется эта повесть?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Её фамилия – Дурова. Полное имя – Наде́жда Андре́евна Ду́рова (известна также под именем Алекса́ндра Андре́евича Алекса́ндрова; 17 сентября 1783 – 21 марта (2 апреля) 1866) – первая в Русской армии женщина-офицер (известна как кавалерист-девица); писатель. Эта повесть называется – «Записки кавалерист–девицы».

Родилась в Киеве 17 сентября 1783 (а не в 1789 или 1790 г., который обыкновенно указывают её биографы, основываясь на её же «Записках». Возраст она себе уменьшила, так как казакам, где она служила, полагалось носить бороду и ей пришлось выдать себя за 14-летнего юношу. 

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Надежда,_Андреевна_Дурова

В судьбе и памяти любого народа всегда существовали и существуют незабываемые яркие личности, деяния которых оставляют глубокий след в истории. Среди них Надежда Андреевна Дурова – женщина удивительной судьбы, герой Отечественной войны 1812 года, ординарец фельдмаршала М.И. Кутузова, первая русская женщина–офицер и одна из талантливейших писательниц своего времени.

С древней и красивой Елабугой Дурову связывают более 30 лет жизни. В 1831 году легендарная кавалерист–девица приехала в Елабугу вместе с братом Василием, назначенным сюда городничим. Спокойная и размеренная жизнь небольшого городка совсем не соответствовала живому характеру штаб-ротмистра Александрова. «От нечего делать» она взялась за перо. Провинциальная Елабуга стала литературной родиной Дуровой. Здесь были созданы знаменитые «Записки кавалерист–девицы», получившие высокую оценку А.С. Пушкина: «…прелесть, живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен».

Надежда Дурова сдержала бы слово, данное императору, и до конца дней оставалась бы корнетом Александровым, если бы не Александр Сергеевич Пушкин…

Поэт познакомился с братом кавалерист-девицы на Кавказе в 1835 году, когда она, отслужив царю и отечеству, 10 лет уже проживала в Елабуге на императорскую пенсию и писала свои «Записки» о делах давно минувших дней. Василий рассказал про необычную судьбу своей сестры и предложил издать ее оригинальные мемуары.

Дурова отправила Пушкину из Елабуги фрагменты своих будущих знаменитых «Записок». Когда Александр Сергеевич прочел рукопись, то увидел, что написаны они прекрасным литературным языком и не нуждаются в редакторской правке. Он издал их во втором номере своего журнала

А.С. Пушкин в предисловии к этим запискам писал:

«С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным» (Полн. собр. соч., т. 7, М., 1958, с. 397). Затем Пушкин опубликовал в «Современнике» заметку по поводу вышедшей 1 части книги «Кавалерист-девица».

«Современник» сообщил обществу настоящую фамилию автора. Надежда Андреевна сильно разгневалась на именитого поэта за то, что он раскрыл ее подлинное имя и заставил невольно нарушить клятву, но вскоре простила Александра Сергеевича и в 1836 году даже переехала в Петербург. Прожив в столице пять лет, она издала еще 12 романов, но потом оставила все и вернулась в свою любимую Елабугу.  Ее произведения печатались в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» и др. Мемуарные сочинения «Год жизни в Петербурге…» (1838), «Записки Александрова (Дуровой). Добавление к Девице-кавалерист» (1839), рассказывающие о пережитом, а также роман в 4 частях «Гудишки» (1839), написаны просто и выразительно. Сочинения романтического характера («Повести и рассказы», 1839, «Клад», 1840, «Угол», 1840, «Ярчук собака-духовидец», 1840), отличавшиеся запутанным сюжетом, обилием таинственных приключений, имели некоторый успех, но потом были забыты. После 1841 года прекратила литературную деятельность.

Несмотря на то, что ее творчество высоко оценили такие корифеи русской литературы, как Жуковский, Белинский, Пушкин и Гоголь, больше она к литературной деятельности никогда не возвращалась.

В 1841 году Надежда Андреевна вновь возвращается в тихую Елабугу. Небольшой дом в три окна по фасаду на окраинной улице Московской стал последним её пристанищем.

В 1993 году здесь был открыт Музей-усадьба Н.А. Дуровой. Адрес музея: 423630, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Московская, 123. Проезд: Из Казани автобусом до Елабуги. Внутри города до остановки «10 лет Татарстана». Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца

По приглашению Александра Пушкина в 1836 году Дурова уезжает в Петербург, где занимается изданием своих книг. Её литературный талант покорил сердца многих известных критиков и писателей.

Источники: http://www.elabuga.com/durov/durova_02.html; http://ria.ru/1812_places/20120607/632902210.html

 Вопрос 52

Почему Александр Пушкин, приехав в Казань для сбора материалов о Пугачевском бунте, искал Горлов кабак? С кем он там встретился?

 Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Здесь его собеседником оказался В.П.Бабин, рабочий суконной фабрики.

В кабаке поэт записал важнейшие сведения о Пугачеве и пугачевцах, сообщенные ему Бабиным. Родители того были очевидцами событий, и он передал Пушкину их рассказ. Рассказал Бабин Пушкину и о сочувственном отношении рабочих суконной фабрики к Пугачеву, о штурме Казани

 «В этот же день поэт занялся опросом старожилов, отправившись для этого в Суконную слободу. Пушкин посетил Горлов кабак, который упоминается в Истории Пугачева (некоторые краеведы утверждают, что здание на улице Петербургской сохранилось до сих пор), и здесь его собеседником оказался В.П.Бабин, рабочий суконной фабрики.

В кабаке поэт записал важнейшие сведения о Пугачеве и пугачевцах, сообщенные ему Бабиным. Родители того были очевидцами событий, и он передал Пушкину их рассказ. Рассказал Бабин Пушкину и о сочувственном отношении рабочих суконной фабрики к Пугачеву, о штурме Казани, растерянности и панике среди хозяев города, наскоро укрывшихся в кремле, об умерщвлении на паперти Богородицкого женского монастыря почти 100-летнего отставного генерал-майора М.Н.Кудрявцева, о жестокой расправе карателей с пугачевцами после их поражения и многом другом.»

Материалы подготовлены по книге Ю.Л.Славянского «Поездка А.С.Пушкина в Поволжье и на Урал» (Таткнигоиздат, 1980).

Источник: http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/gosti-kazani/2652-526

Ответ от Дины Бикмухаметовой: Сделанную на двух с половиной страницах мелкого почерка запись рассказа Бабина (в обработанном виде) поэт использовал потом (по вычислениям Н.Ф.Калинина, на 40%) в VII главе «Истории Пугачева» – при описании осады Казани пугачевцами 12-15 июля 1774 года.

В той же Суконной слободе поэт осмотрел старое одноэтажное каменное здание суконной фабрики (долгое время в здании на углу Свердлова и Луковского находился  Татвоенкомата, сегодня это офисы), а  также Шарную, или Третью Гору (теперь улица Калинина) и расположенное напротив нее немецкое (старое армянское) кладбище. Отсюда Пугачев, расставив свои пушки, начал наступление на Казань.

Вопрос 53

Могло так случиться, что он не стал бы великим писателем, если бы однажды в Казани ему своевременно не оказали медицинскую помощь при огнестрельном ранении? О каком писателе идет речь и что тогда с ним случилось?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Алексей Пешков (в будущем великий писатель Максим Горький (1868-1936), инициатор создания и первый председатель правления Союза писателей СССР, приехал в Казань из Нижнего Новгорода в 1884 году с намерением поступить в Казанский университет…

12 декабря 1887 года он пытался покончить жизнь самоубийством. Купив на базаре старый револьвер, в восьмом часу вечера на берегу Казанки вблизи Федоровского монастыря (ныне улица Федосеевская, здесь построен НКЦ «Казань») Алексей выстрелил себе в грудь. Пуля прошла мимо сердца, лишь слегка задев легкое. Раненого нашел дворник, его привезли вначале в полицейскую часть, а затем – в земскую больницу (ныне д. 17 по ул. К. Маркса).

В марте 1888 года Алексей покинул Казань…

 Источник: http://www.kznportal.ru/o_gorode/nazvaniya_ulits/g/id4732/

 Вопрос 54

В этой татарской семье родились два знаменитых сына. Один стал известным шахматистом, другой – писателем. Назовите их имена.

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Их имена: Кави и Рашид. Кави Наджми, знаменитый татарский писатель, поэт, переводчик, обладатель главной литературной премии СССР, чьим именем названа одна из центральных улиц столицы Татарстана, – старший брат выдающегося шахматиста Рашида Нежметдинова.

Не все знают, что писатель Кави Наджми и известный шахматист Рашид Нежметдинов – родные братья.

В самом центре Казани, где мраморные лестницы поднимают нас на открытую площадку возле памятника Муллануру Вахитову, возвышается красивое здание. Это Дворец шахмат имени Рашида Нежметдинова – основателя казанского шахматно-шашечного движения. До Нежметдинова шахматисты Казани не поднимались выше кандидата в мастера. Он же, став первым по-настоящему сильным игроком нашего города, доказал личным примером, что даже в очень трудных условиях выдающаяся личность способна добиться значительного успеха.

Кави Наджми, знаменитый татарский писатель, поэт, переводчик, обладатель главной литературной премии СССР, чьим именем названа одна из центральных улиц столицы Татарстана, – старший брат выдающегося шахматиста Рашида Нежметдинова. Он всегда был ему поддержкой и опорой в жизни, особенно после ранней смерти родителей, когда на плечи старшего Кави легла забота о троих младших, оставшихся сиротами…

Источник: http://history-kazan.ru/zanimatelnaya-istoriya/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/13163-1513

 Вопрос 55

Муса Джалиль писал стихи и прозу. Что в его творчестве определило его появление в новом музыкальном театре, открытом в Казани в 1939 году?  

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Творческая работа с композитором Н. Жигановым и дружба с ним.

Ответ на этот вопрос находим в статье Любови Агеевой и Марии Волковой («Казанские истории», №7-8, 2005 год).

«Жиганов и Джалиль долго не шли навстречу друг к другу. Вот как вспоминал это время Назиб Гаязович в одной из своих статей:

«Джалиль присматривался ко мне, вслушивался в то, что я пишу как композитор, а я, со своей стороны, начал больше узнавать его как поэта. Нас объединяло общее отношение к судьбам татарской профессиональной музыкальной культуры. В лице Джалиля я увидел человека, лично заинтересованного в рождении татарской оперы. Я также увидел в нем человека принципиального, бескомпромиссного, не только в поэзии, но и вообще в литературе, искусстве».

Они сблизились во время работы над оперой «Алтынчач».

«В 1938 году М.Джалиль обратился ко мне с предложением написать оперу «Алтынчач», – писал Н.Жиганов. – На предложение Мусы я дал положительный ответ, но предупредил, что законы музыкальной драматургии оперы потребуют сокращения поэмы. Муса ответил категорическим отказом, заметив при этом: «Ты хочешь, чтобы я вычеркнул те строки, которые писал кровью сердца?.. Нет, нет, нет! Ни за что!»

В годы учебы в Московской консерватории Н. Жиганов (он стал студентом в 1935 году) общался со студийцами. Особо дружеские отношения у него сложились с А. Файзи, М. Джалилем и Б. Урманче. Среди студийцев был родной брат Н. Жиганова – дирижер Дж. Садрижиганов.

Последний учебный год в Татарской студии при Московской государственной консерватории закончился в декабре 1938 года. С декабря 1938 года Н. Жиганов и М. Джалиль – в Казани. Первый – в роли композитора при оперном театре, второй – в роли заведующего литературной частью театра.

Источник: http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/2027-417

До этого он был литературным руководителем Татарской оперной студии при Московской консерватории. Он занимался формированием оригинального оперного репертуара, написал за это время четыре оперных либретто.

Источник: http://history-kazan.ru/14802-teatr-s-imenem-musy-dzhalilya

Вопрос 56

Как имя поэта, который создал в Казанском государственном университете литературное объединение «Ars Poetica», больше известное как «АРС»? Когда это было?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Имя поэта, который создал в Казанском государственном университете литературное объединение «Ars Poetica», больше известное как «АРС» – Николай Беляев. Это было в 1969 году.

Интересно, что объединение это работало по принципу «Вход и выход свободны». Однако мало кто из тех, кто пришел, ушли. Начало вечера в 18:00»

http://history-kazan.ru/afisha-kulturnykh-sobytij/15278-nikolaj-belyaev-vspominaya-ob-edinenie-ars-poetika

В данный момент ЛИТО «ARS» руководят два поэта: Алексей Кириллов и Тимур Алдошин.

http://www.stihi.ru/2015/02/09/9629

Вопрос 57

Этот роман стал самой издаваемой книгой, когда-либо написанной татарским прозаиком. Совокупный тираж превысил 5 миллионов экземпляров. Назовите эту книгу.

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Эта книга называется – «Белые цветы» – «Ак чәчәкләр». Этот роман Абдурахмана Сафиевич Абсалямова стал самой издаваемой книгой.

«Белые цветы» Абдурахмана Абсалямова – самый издаваемый из татарских романов. Совокупный тираж превысил 5 млн экземпляров. Роман выдержал более 20 переизданий на татарском, русском и других языках (половина из которых – в издательствах «Советский писатель» и «Современник»). В 1970 г. роман напечатали в «Роман-газете» тиражом 2,2 млн экземпляров. Долгие годы кондитерская фабрика «Заря» выпускала торт «Белые цветы». В 2008 г. Минздрав РТ учредило премию «Врач года – Ак чәчәкләр».

Источник: http://www.kazan.aif.ru/culture/cinema/1341983

Абдурахман Сафиевич вспоминал, как работал над своими произведениями:

«Я увлёкся «Огнём неугасимым», который дорого мне достался: я попал в больницу. Чувствовал там себя вроде как в «творческой командировке»... Когда я выписывался, со мной была объёмистая тетрадь, куда было уже записано всё интересное, что мне удалось увидеть в больнице. Спустя год сердце вновь стало беспокоить, опять больничная койка, ещё одна тетрадь. Теперь уже будущие герои отчётливо предстали перед глазами. Когда ложился в больницу третий раз, «Белые цветы» уже были написаны…»…

«Когда Абдурахмана Абсалямова выдвинули на Госпремию СССР, многие писатели были против этого, – рассказывает внучка писателя поэт Альбина Абсалямова. – Завидовали, что его романы выходили большими тиражами. Он был очень популярным писателем не только в ТАССР. Например, на Украине его признали самым читаемым автором. Его книги перевели на 20 языков, в том числе норвежский, китайский, турецкий, болгарский. Не всем это нравилось. «Доброжелатели» направляли письма против выдвижения его на Госпремию. Он очень тяжело переживал это, перенёс инсульт, за ним ещё один. То, что запись популярного татарского сериала исчезла, тоже стало делом рук этих людей...».

Вопрос 58

Творчество какого писателя, учившегося в Казанском университете на физико-математическом и естественном отделениях, стало всемирно известным? Его называют родоначальником русского футуризма.

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Этот писатель – Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников).

«Велими́р Хле́бников (в ряде прижизненных изданий – Велемір, Велемир, Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 28 октября [9 ноября] 1885 – 28 июня 1922) – русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара». Высшую оценку Хлебникову дал Роман Якобсон: «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего века…».

В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме.

К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав её в издательство «Знание» Максиму Горькому, но безуспешно. В 1904-1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии. Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Велимир_Хлебников

В Казани поэт Велимир Хлебников провел гимназические и студенческие годы, а потому город, повлиявший на формирование стольких талантов, не мог не оставить следа в его становлении.

Читайте в «Казанских историях»:

Велимир Хлебников – поэт «Серебряного века»

По Хлебниковским местам Казани

Судьба дома Велимира Хлебникова в Казани

Нет ни дома, ни обломков – ничего!

Вопрос 59

Музей известного татарского поэта открыт в здании, в котором он никогда не был. Почему?

Ответ от Татьяны Лукояновой и Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Музей Г. Тукая был открыт в 1986 году. Его адрес: 420022, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тукая, 74. Музей занимает двухэтажный особняк, архитектурный памятник рубежа XIX – XX века. Дом был построен по заказу купца 1-й гильдии Ибрагима Апакова по проекту архитекторов Амлонга и Руша.

Источник: http://www.museum.ru/M2166

Литературный музей Габдуллы Тукая находится в «Доме Шамиля» на старой Юнусовской площади. Это очень красивое здание в виде средневекового замка. В его экспозиции – мемориальные вещи Габдуллы Тукая, его прижизненные фотографии и изданные произведения, газеты и журналы, с редакциями которых поэт сотрудничал, личные вещи и документы людей из окружения поэта, посмертная маска Г. Тукая…

Непосредственно с жизнью Габдуллы Тукая дом Шамиля никак не связан. В качестве музея поэта его выбрали не случайно.

Находящаяся в центре Забулачной части города, где жили в основном татары, Юнусовская площадь издавна служила местом массовых сходок и собраний. В апреле 1913 года здесь в связи с кончиной выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая происходило многотысячное стечение народа. Отсюда, не обращая внимания на непогоду, эта огромная и нескончаемая толпа людей провожала Поэта в последний путь.

В советский период Юнусовская площадь утратила своё прежнее значение, её территория была засажена деревьями (кроме проезжей части) и превращена в сквер.

Источник: https://autotravel.ru/otklik.php/6118

Бывал ли Тукай в этом доме? По мнению писателя Рафаэля Мустафина, поэт, не любивший богачей, вряд ли посещал «дом Шамиля».

Историк Булат Султанбеков придерживается иной точки зрения. В середине 1890-х годов в дом к Мухаммадшафи Шамилю приезжает его сын от первого брака Мухаммадзагит. Образованный, энергичный молодой человек с широким кругозором за короткий срок завоёвывает уважение мусульманской молодёжи. Он организует одно из первых мусульманских благотворительных обществ, выступает в прессе с критикой татарских богачей, бездумно копирующих европейскую моду, но забывающих о бедных, больных и сиротах. Мухаммадзагит также участвует в организации театральных представлений на татарском языке. В 1901 году он собирает в городском театре более четырёхсот зрителей-мусульман. Публика с одобрением приняла спектакли, поставленные по пьесам А. Островского «Волки и овцы» и Шмитгофа «Волшебный вальс». Деньги, полученные от продажи билетов, были переданы в мусульманское благотворительное общество.

Именно в те годы «дом Шамиля» превратился в центр, где могла собираться и общаться татарская молодёжь и интеллигенция. Не исключено, что в один из вечеров сюда мог заглянуть и мечтавший о прогрессе нации Габдулла Тукай.

Источник: http://www.gabdullatukay.ru/rus/index.php?id=951&Itemid=70&option=com_content&task=view

Ответ от Альфинур Исмагиловны Гаязовой (63 года) – мамы и Ландыш Радиковны Миннуллина (39 лет) – дочери, учителя школы №144 Советского района г. Казани:

Дом Шамиля – один из самых красивых архитектурных достопримечательностей в Казани и Старо-Татарской слободе. Архитекторы Генрих Руш и Федор Амлонг спроектировали фасад в виде средневекового замка с многочисленными украшениями и декором, отражающем традиции местной архитектуры. В середине ХIХ века домовладение принадлежало купцу Ибрагиму Исхаковичу Апакову. Купец имел единственную наследницу – дочь Бибимарьямбану, которую в 1884 году выдал замуж за отставного генерал-майора Мухаметшафи Шамиля, сына известного борца за национальное освобождение народов Кавказа шейха Шамиля аль-Гали.

В 1906 году, когда генерал Шамиль умер, а его вдова переехала на постоянное жительство в Петербург, дом перешел в собственность купца второй гильдии Валиуллы Гильмутдиновича Ибрагимова.

В доме Шамиля, где ныне размещается музей Габдуллы Тукая, сам поэт ни разу не был. Не пустили. Лишь однажды, когда хозяйка устроила в саду вечер для своих гостей с чтением стихов и исполнением романсов, поэт оказался в числе приглашенных. К поэтам и артистам тогда относились хуже, чем к лошадям. Наливали спитой чай, приносили черствый калач с прогорклым маслом. Вот и все угощение. Но хозяйке Тукай запомнился, правда, не стихами, а своей худобой и кашлем. Она боялась заразиться чахоткой и отгородилась от него канделябром. Знала бы, что через сто лет, тот станет в ее доме полноправным хозяином, то может и ручку поцеловала бы.

Посмертная гипсовая маска поэта теперь висит как раз в бывшей спальне хозяйки дома. Тукаю угощение понравилось. И хозяйка тоже. Произнося тост, он сказал, что почувствовал себя рядом с ней и этим чудным фонтаном настоящим Пушкиным. Он тут же сочинил экспромт, накапав его воском на тарелке: Луноликая и щекастая Красотой ты меня не губи Лучше водки налей мне, Биби… 11 июня 1986 года в доме Шамиля был открыт музей татарского поэта Габдуллы Тукая.

Источник:«Квартальный Надзиратель: Дом Шамиля на Юнусовской площади». Адель Хаиров – http://www.sobaka.ru/kzn/lifestyle/realty/29282

Вопрос 60

В Татарстане есть музей Бориса Пастернака. С чем связано его появление?

Ответ от Лейсан Вахитовой и Рафаэля Зиннуровича Зарипова: В год столетия со дня рождения выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака в доме №81 по улице Ленина (бывшей Володарского) открылся его мемориальный музей. Экспозиция музея развернута в доме, в котором жил поэт в годы эвакуации в Чистополе. В городе этот небольшой особнячок значится как памятник истории и архитектуры конца XIX – начала XX веков.

Б. Пастернак приехал в Чистополь 18 октября 1941 года в числе последней группы эвакуированных писателей. К этому времени его семья – жена Зинаида Николаевна с детьми, уже находилась в Чистополе в интернате Литфонда. Борис Леонидович сумел снять небольшую комнату в доме Вавиловых, расположенном по адресу ул. Володарского, 75. Комната соседствовала с хозяйской кухней, окна её выходили на улицу Володарского и городской сад.

Именно в этом доме, сохранившимся почти без изменений со времен Великой Отечественной войны, в 1990 году был открыт Мемориальный музей Бориса Пастернака. Первоначально музей состоял из двух мемориальных комнат и тематической экспозиции «Чистопольские страницы», посвященной пребыванию деятелей литературы и искусства в Чистополе в годы войны.

Воссоздание обстановки мемориальных комнат происходило на основе воспоминаний людей, бывавших в гостях у Бориса Пастернака, и хозяев квартиры. Кроме того, внутреннее убранство дома было подробно описано в книгах и воспоминаниях Александра Гладкова. Предметы, находившиеся в комнате писателя, сохранились на момент создания музея, они представлены в экспозиции и имеют мемориальное значение.

Открытие Мемориального музея положительно повлияло на развитие культуры города и региона, позволило привлечь в музей новые категории посетителей и открыло возможность популяризировать творчество Бориса Пастернака и других писателей, находившихся в эвакуации в Чистополе в годы Великой Отечественной войны. Долгое время музей вынужден был соседствовать с жилыми помещениями нескольких чистопольских семей, и довольствовался малыми площадями: музей занимал две двухкомнатные квартиры общей площадью 111 кв. метров. Экспозиционная часть была крайне мала и не отвечала нормам музея и требованиям современного посетителя.

В 2010 году в связи с отселением жильцов дома всё здание было передано музею. В 2012 году были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, после чего Мемориальный музей Б. Пастернака получил новые экспозиционные площади, зал для проведения мероприятий и временных выставок, кабинеты сотрудников и современное оборудованное фондохранилище. В музее сохранена обстановка мемориальных комнат.

В 2015 году, когда исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака, в Мемориальном музее создана новая экспозиция, рассказывающая не только о чистопольском периоде, но и в целом о жизни и творчестве Бориса Леонидовича. Экспозиция расположилась в шести залах (2 из которых – мемориальные комната и кухня). В музее представлена семья, в которой воспитывался будущий Нобелевский лауреат, годы его юности и учебы, взаимоотношения с властью, коллегами.

В новой экспозиции преподносится и история создания романа «Доктор Живаго», изменившего судьбу Бориса Пастернака.

В музее представлены документальные источники: фотографии, письма, страницы воспоминаний, дневниковые записи. Особую ценность представляют мемориальные предметы и прижизненные издания произведений Бориса Пастернака.

В этом скромном, в три окна, двухэтажном доме во время войны жила семья Вавиловых, которая занимала на втором этаже большую комнату, а в маленькой квартировал Пастернак. Дом довольно хорошо сохранился, почти ничего не изменилось в его внешнем и внутреннем облике с тех далеких военных лет.

Напротив дома до сих пор растут старые липы. Их видел и Пастернак. Посередине улицы – она как бульвар – широкая аллея старых деревьев, настоящий парк. В нем любил гулять Борис Леонидович. И лесопарк, и тополь, которыми любовался из окна своей комнаты поэт, – все это создает определенный настрой для эмоционального восприятия. Пастернак словно незримо присутствует и здесь, в маленьком дворике у дома.

Источник: http://www.museum.ru/m1815

Вопрос 61

Какой татарский поэт долгие годы хотел вернуться «в казанские снега»?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Равиль Бухараев.

В конце января исполнилось три года со дня ухода в мир иной известного писателя, поэта, мыслителя, драматурга, историографа и переводчика татарской литературы Равиля Бухараева.

Он умер человеком, труды которого известны во многих странах мира, но родился и стал поэтом в Казани. «Идель» напечатал стихи Бухараева раннего казанского периода. Они были написаны, когда автору было едва за двадцать.

О том, каким он был в юности, нам рассказала его вдова – известный поэт Лидия Григорьева:

«Он скоропостижно скончался в нашем лондонском доме на моих руках 24 января 2012 года. А похоронен, согласно его устному завещанию, которое я не могла не исполнить, на Ново-Татарском кладбище в Казани, неподалеку от могилы воспетого им в поэмах Габдуллы Тукая. И рядом с могилой своих родителей. Как он сам писал в своем пророческом стихотворении:

Когда вернусь в казанские снега,

мы разглядим друг друга в свете Бога,

и я пойму, о чем была туга,

и я пойму, зачем была дорога…

Лидия Григорьева

Лондон. 26.01.15

Источник: http://idel-rus.ru/rodilsya-i-stal-poetom-v-kazani/

Читайте в «Казанских историях»:

В память о поэте Равиле Бухараеве – его стихи

Скоростной режим жизни Равиля Бухараева

День поминовения Равиля Бухараева

Равиль Бухараев в Казани и везде

Задумано при жизни Равиля Бухараева

«Когда вернусь в казанские снега….»

Вопрос 62

Этот писатель и литературный критик написал много книг, но среди максимального числа читателей известна его книга о сокровищах Кабана. Назовите его фамилию?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Фамилия этого писателя и литературного критика Рафаэль Мустафин.

«В книге «Тайны озера Кабан» (Казань, 1993) я уже писал о встрече с «чудаковатым стариком» Исмагилом Азимовым. Именно он натолкнул меня на мысль написать о Кабане. И именно из его уст я впервые услышал некоторые подробности, придававшие древней легенде плоть и кровь. Помня семейное предание, передававшееся в семье Азимовых из поколения в поколение, Исмагил Азимов смог впервые указать место клада: невдалеке от обувного комбината «Спартак».

Назвал время: не во время осады, а задолго до нее, то есть в то время, когда Казань деятельно готовилась к обороне, укрепляла стены, запасалась провиантом, создавала опорные пункты в лесах Арской стороны. Рассказал о способе захоронения: клад вывезли из города тайно, ночью, в бочках, на лодках по Булаку (он протекал тогда под самыми стенами кремля). При этом придумали какой-то хитрый прием, благодаря которому клад можно было поднять со дна в любое время. Но какой именно – он не знал.

Смог Исмагил Азимов и как-то прояснить вопрос о содержании клада. По его словам, сюда входили золотые и серебряные слитки (золото и серебро добывали на ханских приисках на Урале), большое количество монет из различных стран (бумажных денег тогда просто не было, а ханам приходилось рассчитываться золотом и серебром и с тридцатитысячным войском, и с наемной гвардией, да и других расходов хватало) и собственно сокровищница.

В ней хранились подарки и подношения ханам, военная добыча, изделия собственных ювелиров: перстни, серьги, шейные и нагрудные украшения, унизанные драгоценными камнями, кубки, кувшины из золота и серебра, богато украшенное оружие и т.д.»

Источник: http://www.kazalmanah.ru/nomer4/124-136.pdf

Вопрос 63

Не отрекаются любя,

Ведь жизнь кончается не завтра,

Я перестану ждать тебя,

А ты придешь совсем внезапно…

Эти строки стали очень популярными, когда прозвучали в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром». Написала их наша землячка, отцом которой был профессор Казанского ветеринарного института. Назовите ее имя?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Имя русской советской поэтессы, писавшей в жанре любовной лирики – Вероника Тушнова, 14 (27) марта 1911, Казань – 7 июля 1965, Москва). Член Союза писателей СССР (1946).

На её стихи были написаны популярные песни: «Не отрекаются, любя», «А знаешь, всё ещё будет!..», «Сто часов счастья» и другие.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тушнова,_Вероника_Михайловна

Наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя – «Не отрекаются, любя» – написано в 1944 году. Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина, но суперхитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. На протяжении десятилетий шедевр пользуется неизменным успехом у слушателей. Сама Пугачёва позже называла песню главной в своём репертуаре, признавалась, что во время исполнения её прошибает слеза, и что за это чудо можно дать Нобелевскую премию.

Вопрос 64

Какой знаменитый знаток литературы из Ленинграда во время Великой Отечественной войны жил в бывшей церкви Казанского университета?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: В бывшей церкви Казанского университета в время войны жил Дмитрий Сергеевич Лихачев (28 ноября 1906, Санкт-Петербург, Российская империя – 30 сентября 1999, Санкт-Петербург, Российская Федерация), знаменитый знаток литературы из Ленинграда, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (до 1991 – АН СССР), председатель правления Советского (с ноября 1991 – Российского) фонда культуры (1986-1993), автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Круг научных интересов Лихачёва был весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Дмитрий Сергеевич Лихачев эвакуировался в Казань вместе с Пушкинским домом.

О жизни в Казани он вспомнил в письме, адресованном Андрею Лебедеву, который в 1996 году обратился к нему с просьбой о встрече в Санкт-Петербурге. Публикуем фрагмент этого письма. Полный текст вы найдете в журнале «Казань», посвященном 275-летию Российской Академии наук (№7-8, 1999).

«Из Ленинграда в Казань с эшелоном Академии наук мы выехали по «Дороге жизни» (в народе ее называли «Дорогой смерти» – столько на ней погибло людей) 24 июня 1942 года... Ехали до Казани дней десять. Казань поразила: нормальный город с нормальным рабочим людом, приветливым и заботливым. Встретили грузовики. Перевезли в здание университета, в актовый зал и бывшую университетскую церковь.Залы были уставлены кроватями, три из которых удалось получить у предприимчивого завхоза по буханке хлеба за кровать.

«Казанские истории», №12, 2002 год – http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/gosti-kazani/1357-282

После 1917 года Крестовоздвиженская церковь в университете использовалась как физкультурный зал, в 1941-1943 годах здесь размещалось общежитие эвакуированных сотрудников Академии наук СССР, после войн это один из читальных залов Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского, в настоящее время здесь работает Музей университета.

Источник: http://old.kpfu.ru/miku/

Вопрос 65

Какой популярный французский писатель в XIX веке побывал в Казанской губернии, где он увидел пример «такого братского дружества меж крестом и полумесяцем, какое, пожалуй, можно встретить только в Казани»?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Александр Дюма.

Ольга ИВАНЫЧЕВА. «Казанские ведомости» – «По казанским следам Дюма»:

«Мы тоже решили пройти казанскими маршрутами легендарного французского писателя, и помог нам в этом сам Дюма, который вел подробный дневник своего путешествия. Конечно, за 150 лет город неузнаваемо изменился, но все же...

Александр Дюма прибыл в Казань из Нижнего Новгорода вечером 27 сентября 1858 года, остановился в гостинице пароходного общества «Меркурий» в Адмиралтейской слободе. И вот первые строки о нашем городе: «...Увиденная с дамбы Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым кремлем, она являет собою зрелище самое фантастическое... Я никого не знал в Казани. Но ничего более мне и не требовалось. На следующий день вся Казань узнала о моем приезде, и мне при местном гостеприимстве уже не о чем было беспокоиться: ни о житейских мелочах, ни о провожатых».

Кстати, о провожатых. Каждый шаг известного француза находился под бдительным и негласным надзором полиции. Вот что писал в секретной депеше начальник казанской жандармерии Львов: «Я дал предписание штаб-офицерам, чтобы они имели за действиями Дюма самое аккуратное секретное наблюдение и о последствиях мне доносили».

Гидом писателя стал генерал-интендант Яблоновский. Кремль, Богородицкий монастырь, где хранится чудотворная икона Казанской Божией Матери, Казанский университет, анатомический театр университета, Дворянское собрание... Город произвел на путешественника неизгладимое впечатление.

«Я в Казани, в царстве татар. Положив портфель мой на колени, пишу к вам с берегов Кабанского озера... Храм и мечеть стоят чуть ли не вплотную друг к другу и, образуя союз между полумесяцем и крестом, являют пример братства, которое, вероятно, можно найти лишь в Казани.

...Мы прошли огромную протоку под названием Булак. Я не знаю ничего более живописного, чем длинная цепочка домов деревянных, которые выстроены по ту сторону Булака, и сотнями окон каждый вечер загорается огонек, создавая подобие праздничной иллюминации».

Скучать Дюма не приходилось. Историк-краевед Николай Загоскин писал:

«Дюма нарасхват, его приглашали на обеды, вечера, рауты, просили сняться в только что появившейся перед тем в Казани фотографии». Но, несмотря на множество встреч и новых знакомств, Дюма нашел время, чтобы в гостинице закончить свою книгу «Учитель фехтования», куда, кстати, он включил описание казанского Петропавловского собора».

Источник: http://www.kazved.ru/article/64894.aspx

Вопрос 66

Как оказался в Казани писатель Александр Герцен, который написал, что в этом городе Восток встречается с Западом?

Ответ от Камиллы Кадыровой: А.И.Герцен побывавал в Казани по пути в ссылку в Пермь в 1835 году.

Он задумал издание журнала, но в июле 1834 был арестован – за то, что в компании друзей якобы распевал песни, порочащие царскую фамилию. В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла все же, что его убеждения представляют опасность для государства.

В апреле 1835, с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства, Герцен был выслан сначала в Пермь, потом в Вятку.

Побывав в Казани, он весьма точно уловил характер, суть и значение Казани. В своем произведении «Письмо из провинции» Герцен писал:

«Казань некоторым образом главное место, средоточие губерний, прилегающих к ней с юга и востока: она получают через нее просвещение, обычаи и моды. Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке; здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжались, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру. Далее на восток слабее начало европейское, далее на запад мертвеет восточное начало. Ежели назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань – главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу…».

Источник: http://dok.opredelim.com/docs/index-8734.html

Вопрос 67

31 августа 1941 года в маленьком городке Елабуге произошло событие, которое до сих пор вызывает скорбь у миллионов любителей поэзии. Что это было за событие?

Ответ от Лейсан Вахитовой: Это трагическое событие – гибель Марины Цветаевой.

Вечером 17 августа 1941 года к елабужской пристани причалил теплоход «Чувашская Республика». На берег высадились 13 человек – эвакуированные из Москвы писатели и члены их семей. Среди них были и Марина Ивановна Цветаева с сыном Муром (Георгием Эфроном).

Первоначально москвичей разместили в здании библиотечного техникума, а 20 августа горсовет начал расселять их по квартирам. Цветаева с сыном были распределены в дом Бродельщиковых на ул. Ворошилова, 9. В этот же день они получили привезенный с пристани багаж, а 21 августа прописались по вышеуказанному адресу и переехали. Цветаева с сыном занимали спальню хозяев – маленькую комнатку в три окна. Комнату отделяет дощатая перегородка без двери, к тому же она не доходит до потолка.

Теперь необходимо было устроиться на работу. Марина Ивановна хотела преподавать французский язык. Есть версия, что ей предложили быть переводчицей с немецкого в лагере военнопленных. Для нее это было неприемлемо, и она отказалась.

24 августа Марина Ивановна на пароходе отправилась в Чистополь. Там была большая часть эвакуированных писателей. Вечером 26 августа Мур получил телеграмму из Чистополя: «Ищу комнату. Скоро приеду. Целую». Вернулась Цветаева 28 августа.

Вести из Чистополя описаны в дневнике сына:

«…прописать обещают. Комнату нужно искать. Работы – для матери предполагается в колхозе вместе с женой и сестрами Асеева, а потом, если выйдет, – судомойкой в открываемой писателями столовой. Для меня – ученик токаря».

На 30 августа был назначен отъезд в Чистополь, но Марина Ивановна уезжать передумала. Знакомые посоветовали ей узнать о работе в совхозе, но и там для нее не оказалось места.

31 августа в Елабуге проводился воскресник: расчищали территорию под аэродром. На работу должны были выйти по одному человеку от каждой семьи елабужан и эвакуированных. От семьи Цветаевых на воскресник пошел Мур, а от семьи Бродельщиковых – хозяйка Анастасия Ивановна. Ее муж Михаил Иванович с шестилетним внуком Павликом рано утром ушли на рыбалку. Марина Ивановна осталась в доме одна.

На кухне остались сковорода с жареной рыбой для сына и три письма.

Сыну:

«Мурлыга, прости меня. Но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это – уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Писателю Асееву:

«Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь – просто взять его в сыновья – и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. И если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына – заслуживает. А меня – простите. Не вынесла. МЦ.

Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете – увезите с собой. Не бросайте!»

К эвакуированным:

«Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Асееву. Пароходы – страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом – сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте».

Вопрос 68

Как называлась гостиница, в которой дважды останавливался поэт Владимир Маяковский, когда приезжал в Казань?

Ответ: Гостиница называлась «Казанское подворье» на улице Баумана, дом 9/10. Позднее она стала называться по-другому – «Казань».

Ответ от Гюзель Радифовны Габсаттаровой: Поэт Владимир Маяковский побывал в Казани трижды. Впечатления о Казани нашли отражение в стихотворениях «Казань», «Три тысячи и три сестры», «По городам Союза».

Поэт впервые видел город в 1914 году. Это было во время нашумевшего турне футуристов. Эта группа с декабря 1913 по 1914 год поехала по России с «поэзо-концертами», выступив в 17 городах. В Казани их выступление состоялось 20 февраля 1914 года в Колонном зале Дворянского собрания¸ на Театральной площади (ныне Ратуша на площади Свободы).

Два раза был Маяковский в Казани после Великой Октябрьской революции. «Сказанием встает Казань – столица Красной Татарии»,– восклицал поэт.

В рамках лекционной поездки по городам он посетил Казань в 1927 году. В эти годы Маяковский был уже признанным поэтом-трибуном. 21 января днём Маяковский выступал в университете, в актовом зале. Зал был переполнен. Вдохновенно, взволнованно читал он свою поэму «Владимир Ильич Ленин».

20 и 21 января вечером состоялись его выступления в кинотеатре «Колос» (ныне Татарский драматический театр им. К.Тинчурина на улице М.Горького, 13). В первый день Владимир Маяковский представил доклад «Лицо левой литературы», где дал оценку творчеству таких видных писателей, как Борис Пастернак, Василий Каменский, Николай Асеев, и других, а во второй рассказал о своих впечатлениях от путешествий по городам Европы и Америки.

В тот же день Маяковский побывал в редакции газеты «Красная Татария». Здесь поэт поделился своими мыслями о советской литературе, говорил об огромной ответственности писателя, поэта, художника перед народом, рассказал о впечатлениях заграничной поездки.

Владимир Маяковский пообещал вернуться в Казань. Ему удалось сдержать слово и вновь выступить перед казанской публикой в январе 1928 года. В том же кинотеатре «Колос» он выступил, прочитав поэму «Хорошо», а потом снова встретился со студентами в актовом зале Казанского университета. В стенах alma mater поэт не только декламировал поэму «Хорошо», но и поделился своими впечатлениями от путешествия по стране, прочитав стихотворение «По городам Союза».

Два раза поэт останавливался в гостинице «Казанское подворье» на улице Баумана, дом 9/10. В номер гостиницы непрерывным потоком шли молодые поэты, журналисты. С большим интересом Маяковский знакомился с достижениями молодой татарской советской литературы. Он встречался с А.Кутуем, Х.Туфаном, Г.Ишмуратовым, Г.Минским. Эта встреча нашла своё отражение в известных в советское время строках из стихотворения «Казань». Из стихотворения мы узнаем, как ему читали «Левый марш» на трех языках: на татарском, чувашском и марийском.

Во время последнего посещения Казани Маяковский с большим интересом знакомился с достижениями трудовой Татарии, с расцветом татарской поэзии. Приятное впечатление произвела на поэта Казань советского времени. Но, пожалуй, ничто не взволновало его так, как знакомство со славным университетом, в котором учился Ленин.

В память о пребывании поэта Маяковского на гостеприимной казанской земле одна из улиц города названа его именем.

Об истории этой гостиницы можно узнать в статье Любови Агеевой «Номера Щетинкина, «Казанское подворье», гостиница «Казань» – http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/gorod-nashej-pamyati/6499-kazan-otel

Вопрос 69

В Казани Владимир Высоцкий впервые исполнил песню «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное-невероятное» из Канатчиковой дачи». Когда это было? Где он тогда выступал?

Ответ от Камиллы Кадыровой: «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное-невероятное» из Канатчиковой дачи» было впервые исполнено на концертах в октябре 1977 года.

В Казани официальные гастроли Высоцкого были запланированы на 12-18 октября 1977 года. Владимир Семенович приехал в наш город из Москвы на фирменном поезде «Татарстан» со своим администратором Владимиром Гольдманом. Поселились они в гостинице недавно открывшегося Молодежного центра.

Высоцкий был простужен. С жалобой на больное горло он пришел в медпункт бассейна МЦ. В то время спортивным врачом там работал Юрий Алашеевский. Доктор осмотрел знаменитого пациента, прописал ему лекарства от ангины и физиопроцедуры. Всю неделю в Казани Высоцкий аккуратно исполнял назначения врача. А уезжая, подарил Юрию Алашеевскому свою фотографию с надписью: «Юре добра и успехов. В.Высоцкий». Врач бережно хранит эту реликвию.

Благодаря лечению Высоцкий дал в Казани все концерты. А было у него по четыре концерта в день! Причем первый начинался в 10 утра. Он выступал в киноконцертном зале Молодежного центра и Дворце спорта. Во Дворце спорта шли вечерние концерты – в 15, 18 и 21 час. И на каждом был аншлаг, несмотря на то, что зал вмещал семь тысяч зрителей! У Дворца спорта дежурила конная милиция.

Именно в Казани Высоцкий впервые исполнил свою новую песню «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное-невероятное» из Канатчиковой дачи». Успех был ошеломляющий! Зрители хохотали до слез...

Вопрос 70

 «Дух азиатства до сих пор колобродит во мне». Кому из знаменитых поэтов принадлежит эта поэтическая строка?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Автор этих поэтических строк – Белла Ахмадулина.

Мне скакать, мне в степи озираться,
разорять караваны во мгле.
Незапамятный дух азиатства
тяжело колобродит во мне.
 
Мы в костре угольки шуровали.
Как врага, я ловил её в плен.
Как тесно облегли шаровары
золотые мечети колен!
 
Быстроту этих глаз, чуть косивших,
я, как птиц, целовал на лету.
Семью семь её чёрных косичек
обратил я в одну темноту.
 
В поле – пахарь, а в воинстве – воин
будет тот, в ком воскреснет мой прах.
Средь живых – прав навеки, кто волен,
средь умерших – бессмертен, кто прав.
 
Эге-гей! Эта жизнь неизбывна!
Как свежо мне в её ширине!
И ликует, и свищет зазывно,
и трясёт бородой шурале.

Источник: http://iknigi.net/avtor-bella-ahmadulina/52712-stihotvoreniya-i-poemy-dnevnik-bella-ahmadulina/read/page-1.html

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец – татарин Ахат Валеевич, мать – русско-итальянского происхождения, переводчица. Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский.

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально – за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959 году, в возрасте 22-х лет, Ахмадулина написала самое известное своё стихотворение «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Источник: http://bella-ahmadulina.ru/biografiya/

Ответ от Валерии Бакулиной, гимназия №36: В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь.

Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи. По словам мужа – Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В.Путин ''Казанское подворье'' призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

Читайте в «Казанских историях»: «Ахатовной мне быть наверняка, / явиться в мир, как с привязи сорваться

Вопрос 71

Как до революции 1917 года в Казани называли усадьбу Боратынских и почему она пользовалась у жителей города популярностью?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: До революции 1917 года в Казани усадьбу Боратынских называли «Серый дом». Она пользовалась у жителей города популярностью, потому что был необычайно гостеприимным, чаще всего в дом Боратынских приходили за помощью, потому что знали: помогут – советом, деньгами, добрым словом. Потомки Боратынского всегда были щедры и старались «давать как можно больше»: открывали богадельни для больных крестьян, строили школы в уездах, учреждали стипендии для неимущих.

Ответы от Камиллы Кадыровой: Городская усадьба Боратынских в Казани имеет богатую двухвековую историю. Усадьбы, как загородные, так и городские, сформировали удивительный пласт российской культуры. Казань отличалась усадьбами городскими. Их владельцы старались и в городской обстановке построить дома в духе традиционных загородных усадеб: с флигелями, садом, дворовыми постройками. Значительная часть казанских усадеб была утрачена в периоды революционных и военных событий. В XIX веке город часто горел, да и после 1917 года многие «дворянские гнезда» были разорены или просто уничтожены, и мало кто помнит имена их владельцев. Из былого множества и великолепия казанских усадеб уцелели лишь единицы.

На улице Горького, бывшей Большой Лядской, сохранилась старинная дворянская усадьба. Время оставило свои неизгладимые следы: облупившая краска, чуть покосившийся фронтон, поблекший фасад. Многие казанцы знают, что здесь находилась музыкальная школа имени П. И. Чайковского, одна из старейших в городе. Но многим из них вновь приходится открывать для себя, что когда-то эта усадьба принадлежала сыну известного поэта Евгения Боратынского – Николаю. Эта усадьба была настоящим культурным центром Казани, который притягивал к себе российских и зарубежных художников, музыкантов, писателей – все они были очарованы уютом и гостеприимством этого дома.

Строительная биография усадьбы – перестройки и изменения в архитектурном облике – связаны с владельцами, которым она принадлежала в разные периоды своей биографии.

Усадьба была выстроена в конце XVIII века для графини В.В. Апраксиной по всем правилам и канонам усадебного искусства: с флигелями, большим двором, дворовыми постройками и садом.

В 1836 году усадьба переходит к Мамаевым. Иван Данилович Мамаев, выйдя в отставку, «жил, предаваясь своему любимому занятию – постройкам. В своем доме всегда он находил что-либо нужным или переделать, или вновь прибавить». По его просьбе в конце 1830-х годов главный дом был перестроен известным казанским архитектором Фомой Ивановичем Петонди, создававшим вместе с другими зодчими того времени единый архитектурный облик Казани. После Мамаевых усадьба переходила от владельца к владельцу – к Чемодуровым, Колбецким, Казиным.

Боратынским усадьба на Большой Лядской стала принадлежать с 1869 года: ее купил сын поэта Евгения Боратынского – Николай, который поселился здесь со своей семьей – женой Ольгой Александровной и детьми. Николай Боратынский (1835-1898) был предводителем дворянства Казанского уезда, принимал участие в Научно-промышленной выставке в Казани в 1890 году, был попечителем Мариинской гимназии. Человек творческий, он любил театр, музыку, литературу, сам писал романсы, аккомпанировал, организовывал хоры. Вместе со старшим братом Львом был издателем сочинений отца.

Кстати, его жена Ольга Александровна была дочерью Александра Касимовича Казем-Бека, известного профессора-востоковеда, член-корреспондента Российской Академии наук, жизнь которого была тесно связана с нашим городом. Казем-Бек почти ежегодно приезжал из Петербурга к Боратынским в Казань.

Главное здание усадьбы Боратынских. Реставрация еще не началась

При новых хозяевах главный дом усадьбы подвергся как внешней, так и внутренней переделке: с запада и с севера дом был расширен кирпичными стенами, построена полукруглая каменная терраса, в лепке зала появились изображения герба Боратынских. Дочь Н. Е. Боратынского Ксения Николаевна Алексеева в своих воспоминаниях писала: «Дом снаружи, хотя и невзрачный, но стильный деревянный одноэтажный особняк с двумя флигелями. Но внутри дом большой и красивый. Отец его купил до моего рождения и, сделав пристройку, расширил большой зал хорами и лепным потолком, на котором между узорами красовался наш герб». За счет нового каменного пристроя Белый зал приобрел еще большую выразительность: появился полукруглый выступ, где размещались окна, этот характерный для XIX века прием создавал своеобразную прелесть и оригинальность.

Белый зал был сердцем и душой Дома:

«Наша зала! Ряд хрустальных люстр, белые колонны, высокие лепные потолки с нашими гербами, темные портреты вдоль стен... Эта зала была центром вселенной... наше прошлое было здесь и прошлое наших предков. Стеклянная дверь Белой залы была распахнута в сад и оттуда лилось дыханье нагретых солнцем трав, сирени и земли», – вспоминала правнучка поэта Ольга Ильина-Боратынская.

Вероятно, сад не был большим, но в воспоминаниях упоминается, что каменная полукруглая терраса вела из главного дома в сад, усаженный березами; что была садовая калитка, садовые скамейки и т. д. Во дворе находились каретники, сараи, домик дворника. Таков был архитектурный облик этой усадьбы при Боратынских.

В любой усадьбе, особенно в провинции, важна не только архитектура, обстановка домов с родовыми портретами, но – главное – жизнь поколений, домашний уклад, семейные ценности, нравственный опыт, жизненные стандарты. Основным лейтмотивом в судьбе многих поколений Боратынских были поиски истины, своего места в жизни, гармоничного взаимоотношения с окружающим миром, т. е. опыта «жизнестроения», приобретающего особое значение в переходные исторические эпохи.

Серый дом, как называли его сами Боратынские, был необычайно гостеприимным: в разные годы здесь бывали писатель Н. Гарин-Михайловский, художники Николай Фешин, Надежда Сапожникова, Александр Фомин, Павел Радимов, дипломат, российский консул в Италии Лев Иславин. Но чаще всего в дом Боратынских приходили за помощью, потому что знали: помогут – советом, деньгами, добрым словом. О. А. Боратынская, невестка поэта, в своих дневниках записала:

«Признаю, что сила и смысл жизни в честности, труде и добром отношении к людям, а невольно ищу к этому разных придаточных условностей – культурность, изящество, традиции. Знаю, что нужно помогать и давать, давать как можно больше».

Потомки Боратынского всегда были щедры и старались «давать как можно больше»: открывали богадельни для больных крестьян, строили школы в уездах, учреждали стипендии для неимущих.

В этой усадьбе находился Казанский архив Боратынского – одно из наиболее крупных собраний материалов о жизни и творчестве Е. А. Боратынского: портреты, книги и драгоценные рукописи поэта, бережно хранимые его потомками. Это уже можно представить как некую музейную составляющую: сохранялись не просто дорогие для потомков предметы, сохранялась «память сердца».

Ольга Александровна Боратынская, невестка поэта, писала в своем завещании о доме:

«...выражаю желание и надежду, что он не будет продан в чужие руки, а передан внукам. Конечно, никто не может представить всего, что может случиться...».

События 1917-1918 гг. трагически отразились на судьбе потомков Боратынских и на судьбе усадьбы. Осенью 1918 года был расстрелян внук поэта Александр Николаевич Боратынский, последний владелец усадьбы. Дом попал «в чужие руки».

После гармоничной «семейной» истории дома началась история «гражданская»: здесь размещались различные учреждения Наркомпроса: школа для ликвидации неграмотности среди взрослого населения, детский сад. В 1920-е годы там находилась школа им. Радищева, организованная А.А. Самойловой, по словам ее учеников, «лучшая школа в городе».

Белый зал все еще оставался уютным и торжественным, и нередко использовался для проведения различных школьных мероприятий – театральных постановок, литературных вечеров.

Ксения Николаевна Боратынская, внучка поэта, вспоминала:

«Году в 31-32-м, когда я еще служила, в Великую субботу распределяли педагогов, кто куда должен идти в эту ночь. Мне пришлось идти на методическое собрание по адресу: Галактионовская, дом №54.

В прежнее время номеров не было. Каково же было мое изумление, когда этот №54 оказался нашим дорогим Серым домом. С трепетным чувством вошла я туда. Собрание было в бывшей нашей гостиной. Я села так, чтобы мне видно было залу. Комнаты были чистые, все увешаны плакатами. Но для меня всё пропало. Я опять была дома, меня окружала моя семья. Голоса докладчиков пропадали, и из глубины времени я слышала другие голоса, видела другие лица...».

В 1927 году подробное описание внешнего и внутреннего облика усадьбы Боратынских было сделано Е.С. Гинзбург в статье «Дворянская Казань» и В.В. Егеревым в статье «Внутреннее архитектурное убранство зданий Казани». Уже тогда В. В. Егерев справедливо считал, что главный дом усадьбы «воскрешает живое представление о быте 40-х годов, поэтому необходимо, чтобы такой редкий бытовой памятник, безусловно, был сохранен, а может быть, и использован для создания бытового музея».

Усадьба или главный дом нередко упоминались в путеводителях по Казани, справочниках по архитектуре города, где усадьба Боратынских причислялась «к интересным памятникам архитектуры усадебного типа».

С 1932 года в главном доме находилась музыкальная школа имени П.И. Чайковского, ученики которой составляют славу музыкальной культуры России; одна из самых известных учениц этой школы – композитор Софья Губайдуллина.

В «школьный» период главный дом усадьбы претерпел существенные изменения: была нарушена анфиладная система комнат, сделано множество перегородок, устроены небольшие кабинеты для занятий, убраны некоторые внутренние двери. После того, как в начале 1970-х годов был разрушен один из флигелей, разобраны дворовые постройки и службы, усадьба перестала существовать как единое целое, и оставшиеся здания – главный дом и флигель – представляли лишь фрагменты когда-то единого ансамбля. В настоящее время территория усадьбы сократилась наполовину, и остатки служб уже не входят в охранную зону.

В сохранившемся флигеле, после реставрации, сделанной в 1990 году, находится Музей Е.А. Боратынского. Что касается комплекса усадьбы, то, несмотря на перестройку и утрату некоторых архитектурных деталей и одного из флигелей, он представляет большую ценность как памятник архитектуры и истории к. XVIII-XIX векам. Внутреннее архитектурное убранство дает живое представление о быте XIX века, являясь редким бытовым памятником эпохи.

В 1980-е годы начинается долгая «реставрационная» история главного дома. Проектные работы по реставрации усадьбы были начаты в 1982 году архитектором И.А. Аксеновой. В 1992-1994 годах Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими при Министерстве культуры РФ была выполнена научно-проектная документация реставрации главного дома усадьбы Боратынских.

Проектные работы по усадьбе были продолжены Творческой мастерской Союза архитекторов РТ Е.С. Евсеева и Н.М. Новикова, и в 2001 году была начата реставрация главного дома, но уже через год реставрационные работы были прекращены из-за отсутствия финансирования.

В 2008 году были сделаны необходимые противоаварийные и ремонтные работы, Институтом по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» (г. Москва) выполнены научно-изыскательские и проектные исследования.

В историческом доме-музее важна взаимосвязь между зданием, коллекцией и личностью владельцев. Таким образом, городская усадьба Боратынских, пережив разные периоды своей биографии, вновь «возвращается» к Боратынским, к их семейной истории, литературным традициям, системе ценностей, духовным поискам, нравственному опыту. «Исторический дом-музей обладает гораздо большей, чем музеи другого типа, возможностью воскрешать в памяти события прошлого и устанавливать контакт между посетителем и историей, живущей в самом доме или которую он старается показать. Он вызывает множество ассоциаций, потому что не только хранит предметы, но и служит воплощением творческого воображения людей, живших в этих стенах. В этом контексте исторический дом воспринимается как символ событий, эпох и режимов, который нельзя уничтожить, не уничтожив сам дом».

Сохранение нематериального наследия прошлого и особенно актуализация его значимости для широкой общественности – одно из направлений музейного показа, что предполагает раскрытие не только художественных, исторических, но и духовных аспектов.

Источник: статья «Казанская усадьба Боратынских: биография пространства». Автор – И.В. Завьялова, заведующая Казанским музеем Е. А. Боратынского (филиал Национального музея Республики Татарстан). 2011 – http://www.domgogolya.ru/science/researches/1376/

Читайте в «Казанских историях»:

Боратынские: век в Казани

Городская усадьба Боратынских

«Возрождение Боратынки» – праздник в Музее Евгения Боратынского

Столетний опыт Боратынских – пользуйтесь

Вопрос 72

Объясните происхождение фамилии известного русского поэта. Почему используется двойное написание: и БОратынский, и БАратынский?

Правильный ответ: Сам поэт многие свои письма и особенно деловые бумаги подписывал «Боратынский», хотя известны и исключения. А все художественные произведения, кроме сборника «Сумерки», печатал с подписью «Баратынский». При его жизни критики использовали в своих отзывах только эту форму. Так же писали Пушкин, Белинский, Толстой, Бунин, Брюсов.

В начале XX века преобладало написание фамилии поэта через «о», в советское время – через «а». В 1990–2000-е годы вновь стало активно использоваться написание Боратынский. Так его фамилия пишется в Полном собрании сочинений под редакцией А. М. Пескова и в Большой российской энциклопедии». Именно этот вариант используется в экспозиции и научных работах научных и сотрудников Музея Евгения Боратынского в Казани.

Как известно, Евгений Боратынский происходил из польского рода Боратынских, у которого был фамильный замок Боратынь в Галиции.

Вполне возможно также, что начертание «Баратынский» представляет собой псевдоним из разряда, как выражаются специалисты, искажений действительных фамилий.

Практически все участники конкурса цитировали один и тот же источник, указанный в ответе Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Стеллиферовский П.А. Евгений Абрамович Баратынский. М.: Просвещение, 1988. Источник: http://tambovodb.ru/boratyn/html/zagadki.html

Читайте в «Казанских историях» – Поправка для энциклопедии?

 Вопрос 73

Он стал первым татарским писателем, получившим профессиональное литературное образование. В 1940 году окончил Литературный институт им. Горького в Москве. Кто он и кто рекомендовал его к учебе в Литинституте?

Ответ от Рафаэля Зиннуровича Зарипова: Абдурахман Абсалямов стал первым татарским писателем, получившим профессиональное литературное образование. В 1940 году он окончил Литературный институт им. Горького в Москве. Муса Джалиль, литературный кружок под руководством которого при татарской библиотеке посещал Абсалямов, рекомендовал его к поступлению в Литературный институт.

Вопрос 74

Два известных поэта впервые читали в Казани свои поэмы, ставшие потом знаменитыми. Назовите их имена и какие это были поэмы?

Правильный ответ:

Первый поэт – Владимир Маяковский. Он читал в Казани две свои поэмы: «Владимир Ильич Ленин» (1927) и «Хорошо» (1928).

http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/gosti-kazani/13135-1510

Второй поэт – Евгений Евтушенко, который прочитал свою поэму «Казанский университет» в 1970 году.

Читайте в «Казанских историях»:

«Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет»

Евгений Евтушенко: «Я пришел в XXI век»

Вопрос 75

В этой татарской семье два поэта – отец и сын. Оба писали на русском языке. Назовите их имена.

Правильный ответ от авторов вопроса: Адель Кутуй (1903 -1945) и Рустем Кутуй (1936 -2010). Адель Кутуй начинал писать на русском языке, позднее пишет не только стихи, но и прозу на татарском языке. Его сын Рустем писал только на русском языке, переводил произведения отца на русский язык.

Некоторые участники конкурса назвали Нигмата (Николая), полное имя – Нигмат Мисаилович (Николай Михайлович) Ибрагимова и его сына – Льва Николаевича Ибрагимова (Лев Нигмат улы Ибраhимов).

 

Читайте другие публикации:

Конкурс «Литературный Татарстан»: ответы на вопросы. Публикация 1

Конкурс «Литературный Татарстан»: ответы на вопросы. Публикация 2

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов